Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Франсуа Рабле (1494–1553) (Подготовили Пантелеева Арина и Чеснокова Юлия)
Крупнейший представитель литературы французского Возрождения, прославленный автор эпического повествования «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле родился 4 февраля 1494 года в поместье отца во Франции. В 1511 году Рабле поступил послушником во францисканский монастырь. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право. Далее он посвятил себя обучению медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он стал врачом городской больницы в Лионе. В 1532 году под псевдонимом он опубликовал свою первую книгу под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля», ставшую потом второй частью обессмертившего его романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Два года спустя последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца героя предыдущей книги. Третья часть книги, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, была строжайше запрещена, как и две предыдущие. Сатирический роман о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне, подвергал беспощадной критике многие человеческие пороки, не щадил современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивал, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывал все пороки католического духовенства, которые вызывали массовые протесты во времена Реформации. Педагогические идеи Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за её формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от своего происхождения, предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения он выразил, описывая процесс воспитания героя романа. Весь день Гаргантюа распределён между занятиями, чередующимися с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский и еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком».
Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Франсуа Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями — это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого — духовное и телесное развитие личности. Он критиковал бесчеловечность и неэффективность догматического обучения в школе. Гаргантюа, герой романа, забывает всё, чему его учили богословы, как ненужный хлам. Воспитатель-гуманист печется о том, чтобы сделать из юноши физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает языки, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме; например, счету он учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе и гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы о жизни. Вечерами юноша рассматривает звездное небо. В дождливые дни он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых и путешественников. Проводит много времени на природе. Франсуа Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье», дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал как кошка по деревьям: охотился, прыгал, фехтовал. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий, использования наглядных методов обучения, практического освоения ремесел.
Франсуа Рабле вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки и медицину; в последние годы жизни был священником. Гуманистические педагогические идеи Рабле — особенно идея необходимости разностороннего развития ребенка, отказа от схоластики в обучении, важности физического воспитания и другие, — нашедшие отражение в его бессмертном романе, по настоящее время являются актуальными и оплодотворяют современную образовательную практику. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал первой европейской книгой для чтения, которая активно издается до сих пор. Идеи Рабле проложили путь для грядущего освобождения европейской школы от гнёта схоластики. Поэтому его, врача и писателя с полным правом можно отнести к числу крупнейших авторов-педагогов всех времен и народов. Умер Рабле 9 апреля 1553 года в Париже. Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора Святого Павла в Париже.
8. Мишель Монтень (1533–1592) (Подготовила Базаева Диана) Мишель де Монтень -французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты».. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственную педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете. «Опыты»(1580) Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера. Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое - в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», -повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека - изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам. Монтень указывал, что от рождения ребенок первозданно чист и это чистоту постепенно разъедает общество. Поэтому в нем необходимо развивать свободу духа, склонность к самостоятельному мышлению, выработку активной жизненной позиции, свободу выбора и таких качеств, как сила воли, смелость, решительность. Все это поможет ребенку в будущем стать полезным для общества, достойным гражданином.
Таким образом, Монтень подчеркивал, что просто сухие знания не имеют никакой ценности, если их не применять в жизни. В этом вся суть интерактивного обучения. Идеи интерактивного обучения Монтеня: учитель должен предоставить ученику свободу выбора, сначала должен говорить ученик, а потом уже учитель, учитель должен требовать от ученика не только запоминания содержания урока, но и их суть, полученные знания нужно применять на практике, нужно заставлять ученика думать и обдумывать. Итак, 1.Мишель Монтень считал, что воспитание затрагивает и укрепляет все стороны личности, только если теоретическое образование идет рука об руку с физическим развитием, чувством прекрасного, формированием эстетического вкуса и истинного благородства. 2. Монтень считал, что главной целью воспитания должно стать взращивание не просто специалиста (юриста, доктора, священника, профессора), но человека вообще - с развитым умом, сильной волей, великодушным сердцем, который мог бы радоваться мелочам, но при этом стойко переносить любые удары судьбы. 3. Особое внимание философ уделял наставнику и его нравственному облику. Он полагал, что это должен быть человек с гибким и практическим умом, наделенный смекалкой и мудростью, а не мертвыми книжными знаниями. "Добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения". 4. Говоря о внутренней свободе и степени самостоятельности учеников, Монтень пошел дальше своих предшественников. Он считал, что важно приобщаться к знаниям и формировать нравственные убеждения без чьей-либо помощи. Мишель призывал наставников заставлять учеников просеивать все знания словно через сито, и ничего не вдалбливать ученику, опираясь лишь на свой авторитет и влияние. Монтень предлагал методу, по которой учитель преподносил сразу несколько теорий, а ученику следовало выбирать правильное, если ему это будет по силам. Если же нет - он, по крайней мере будет сомневаться, что тоже неплохо, ведь только глупцы всегда уверены в своей правоте. 5. Монтень в своих "Опытах" говорил, разумеется, о школе для дворян. Гуманистов эпохи Возрождения, его не особо волновала судьба крестьян. Но принципы воспитания философа были универсальны, хотя он, возможно, и не замечал этого. Философский трактат о том, как вырастить человека, свободного душой, напугал феодалов. Людовик XIV запретил печатание "Опытов", а Папа их проклял. Однако борьба со старыми идеями, начало которой положил Монтень, привела не только к буржуазному гуманизму, но и к новой, гораздо более гуманной идеологии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.) |