Франсуа Рабле (1494–1553) (Подготовили Пантелеева Арина и Чеснокова Юлия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франсуа Рабле (1494–1553) (Подготовили Пантелеева Арина и Чеснокова Юлия)



Крупнейший представитель литературы французского Возрождения, прославленный автор эпического повествования «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле родился 4 февраля 1494 года в поместье отца во Франции.

В 1511 году Рабле поступил послушником во францисканский монастырь. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право. Далее он посвятил себя обучению медицине в университетах Пуатье и Монпелье. В 1532 году он стал врачом городской больницы в Лионе.

В 1532 году под псевдонимом он опубликовал свою первую книгу под названием «Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля», ставшую потом второй частью обессмертившего его романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Два года спустя последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца героя предыдущей книги.

Третья часть книги, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, была строжайше запрещена, как и две предыдущие. Сатирический роман о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне, подвергал беспощадной критике многие человеческие пороки, не щадил современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивал, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывал все пороки католического духовенства, которые вызывали массовые протесты во времена Реформации.

Педагогические идеи Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за её формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической

теории Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от своего происхождения, предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.

Свои идеалы нового воспитания и обучения он выразил, описывая процесс воспитания героя романа. Весь день Гаргантюа распределён между занятиями, чередующимися с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский и еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком».

Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Франсуа Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями — это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого — духовное и телесное развитие личности. Он критиковал бесчеловечность и неэффективность догматического обучения в школе. Гаргантюа, герой романа, забывает всё, чему его учили богословы, как ненужный хлам.

Воспитатель-гуманист печется о том, чтобы сделать из юноши физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека.

Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает языки, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме; например, счету он учится, играя в карты.

Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе и гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы о жизни. Вечерами юноша рассматривает звездное небо. В дождливые дни он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых и путешественников. Проводит много времени на природе.

Франсуа Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье», дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал как кошка по деревьям: охотился, прыгал, фехтовал. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий, использования наглядных методов обучения, практического освоения ремесел.

Франсуа Рабле вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки и медицину; в последние годы жизни был священником. Гуманистические педагогические идеи Рабле — особенно идея необходимости разностороннего развития ребенка, отказа от схоластики в обучении, важности физического воспитания и другие, — нашедшие отражение в его бессмертном романе, по настоящее время являются актуальными и оплодотворяют современную образовательную практику. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал первой европейской книгой для чтения, которая активно издается до сих пор. Идеи Рабле проложили путь для грядущего освобождения европейской школы от гнёта

схоластики. Поэтому его, врача и писателя с полным правом можно отнести к числу крупнейших авторов-педагогов всех времен и народов.

Умер Рабле 9 апреля 1553 года в Париже. Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора Святого Павла в Париже.

 

8. Мишель Монтень (1533–1592)  (Подготовила Базаева Диана)

Мишель де Монтень -французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты».. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственную педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

«Опыты»(1580) Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое - в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», -повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека - изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Монтень указывал, что от рождения ребенок первозданно чист и это чистоту постепенно разъедает общество. Поэтому в нем необходимо развивать свободу духа, склонность к самостоятельному мышлению, выработку активной жизненной позиции, свободу выбора и таких качеств, как сила воли, смелость, решительность. Все это поможет ребенку в будущем стать полезным для общества, достойным гражданином.

Таким образом, Монтень подчеркивал, что просто сухие знания не имеют никакой ценности, если их не применять в жизни. В этом вся суть интерактивного обучения. Идеи интерактивного обучения Монтеня: учитель должен предоставить ученику свободу выбора, сначала должен говорить ученик, а потом уже учитель, учитель должен требовать от ученика не только запоминания содержания урока, но и их суть, полученные знания нужно применять на практике, нужно заставлять ученика думать и обдумывать.

Итак,

1.Мишель Монтень считал, что воспитание затрагивает и укрепляет все стороны личности, только если теоретическое образование идет рука об руку с физическим развитием, чувством прекрасного, формированием эстетического вкуса и истинного благородства.

2. Монтень считал, что главной целью воспитания должно стать взращивание не просто специалиста (юриста, доктора, священника, профессора), но человека вообще - с развитым умом, сильной волей, великодушным сердцем, который мог бы радоваться мелочам, но при этом стойко переносить любые удары судьбы.

3. Особое внимание философ уделял наставнику и его нравственному облику. Он полагал, что это должен быть человек с гибким и практическим умом, наделенный смекалкой и мудростью, а не мертвыми книжными знаниями. "Добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения".

4. Говоря о внутренней свободе и степени самостоятельности учеников, Монтень пошел дальше своих предшественников. Он считал, что важно приобщаться к знаниям и формировать нравственные убеждения без чьей-либо помощи. Мишель призывал наставников заставлять учеников просеивать все знания словно через сито, и ничего не вдалбливать ученику, опираясь лишь на свой авторитет и влияние. Монтень предлагал методу, по которой учитель преподносил сразу несколько теорий, а ученику следовало выбирать правильное, если ему это будет по силам. Если же нет - он, по крайней мере будет сомневаться, что тоже неплохо, ведь только глупцы всегда уверены в своей правоте.

5. Монтень в своих "Опытах" говорил, разумеется, о школе для дворян. Гуманистов эпохи Возрождения, его не особо волновала судьба крестьян. Но принципы воспитания философа были универсальны, хотя он, возможно, и не замечал этого. Философский трактат о том, как вырастить человека, свободного душой, напугал феодалов. Людовик XIV запретил печатание "Опытов", а Папа их проклял. Однако борьба со старыми идеями, начало которой положил Монтень, привела не только к буржуазному гуманизму, но и к новой, гораздо более гуманной идеологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.)