Семинар 3: Тема 2. Методический инструментарий финансового 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3: Тема 2. Методический инструментарий финансового



Менеджмента

 

Концепция и методический инструментарий учета фактора

Инфляции

В финансовом менеджменте постоянно приходится считаться с фактором инфляции, которая с течением вре­мени обесценивает стоимость находящихся в обраще­нии денежных средств.

Влияние инфляции сказывается на многих аспек­тах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимо­сти отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-мате­риальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимо­сти денежных и других финансовых его активов (деби­торской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); зани­жение себестоимости производства продукции, вызываю­щее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особен­но сильно фактор инфляции сказывается на проведе­нии долгосрочных финансовых операций предприятия.

Инфляция является объективным, постоянно дей­ствующим фактором, присущим развитию экономики не только нашей страны, но практически всех стран миро­вого сообщества. Даже в странах с развитой и наиболее устойчивой экономикой — США, Японии, ФРГ, Вели­кобритании, Франции и других — инфляционные про­цессы происходят непрерывно, хотя их интенсивность относительно низкая. В современной экономической тео­рии принято даже считать, что рост уровня цен в пределах 10% в год является нормальным экономическим яв­лением, оказывающим стимулирующее воздействие на развитие производства.

Стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость по­стоянного учета влияния этого фактора в процессе финансового менеджмента.

Концепция учета влияния фактора инфляции в управлении различными аспектами финансовой деятельности предприятия заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций.

Реализация этой концепции в практике финансового менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже изложено содержание основных из этих понятий.

ИНФЛЯЦИЯ — процесс постоянного превышения тем­пов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит пере­полнение каналов обращения деньгами, сопровож­дающееся их обесценением и ростом цен.

ТЕМП ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий размер обесценения (снижения покупательной спо­собности) денег в определенном периоде, выражен­ный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.

ФАКТИЧЕСКИЙ ТЕМП ИНФЛЯЦИИ - показатель, ха­рактеризующий реальный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом прошедшем периоде.

ОЖИДАЕМЫЙ ТЕМП ИНФЛЯЦИИ - прогнозный по­казатель, характеризующий возможный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом предстоя­щем периоде.

ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий общий рост уровня цен в определенном периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за едини­цу) и темпа инфляции в рассматриваемом периоде (выраженного десятичной дробью).

НОМИНАЛЬНАЯ СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ - оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупатель­ной стоимости денег в рассматриваемом периоде.

РЕАЛЬНАЯ СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ - оценка размеров денежных активов с учетом изменения уровня покупательной стоимости денег в рассмат­риваемом периоде, вызванного инфляцией.

НОМИНАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА - ставка про­цента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией (или общая процентная ставка, в которой не элимини­рована ее инфляционная составляющая).

РЕАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА - ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупатель­ной стоимости денег в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией.

ИНФЛЯЦИОННАЯ ПРЕМИЯ - дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения фи­нансовых потерь от обесценения денег в связи с инфляцией. Уровень этого дохода обычно прирав­нивается к темпу инфляции.

С учетом рассмотренных базовых понятий формиру­ется конкретный методический инструментарий, позволя­ющий учесть фактор инфляции в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. Этот методи­ческий инструментарий дифференцируется в разрезе следующих основных вычислений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.004 с.)