Реформаторские проекты Сперанского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторские проекты Сперанского



Пер­вый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правитель­ственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимо­сти осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского рево­люционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы госу­дарственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных зако­нов»

Рассказ учителя о реформах органов государственной власти

• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полно­той власти.

• Государственный Совет — совещательный орган, назначае­мый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

• Исполнительная власть принадлежит министерствам.

•   Законодательная власть принадлежит представительным со­браниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имею­щими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депута­тов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многосту­пенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представ­ляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

•  Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого на­значаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.

ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, ме­щане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (кре­постные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

— политические права должны были принадлежать пред­ставителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (глав­ным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере на­копления собственности и капитала перейти во второе сосло­вие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

— избирательное право получали лишь лица, обладав­шие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представи­тели первых двух сословий);

Закрепление.

ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован?, какие предложения Сперанского были претворены в жизнь?

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликви­дации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Госу­дарственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла зако­нов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить пред­ложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его за­конодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Прави­тельствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являю­щийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все су­дебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стрем­ление предоставить крепостным гражданские права вызвали та­кую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперан­ский по поручению императора разрабатывал и проекты экономи­ческих реформ. Они предусматривали ограничение расходов госу­дарства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало но­сить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанско­го, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Напо­леону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял ре­шение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближа­ющейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Спе­ранского составили ту основу, на которой в дальнейшем выраба­тывались новые проекты преобразований.

5. Домашнее задание. §3, вопросы – устно

 

УРОК № 4. Внешняя политика 1801 – 1812 гг.

Цели урока:

    Образовательная: показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность.

    Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

    Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.006 с.)