Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика деятельности Негласного комитета
Александр I мечтал «обуздать деспотизм нашего правительства». По словам историка В.Ф. Ходасевича, члены Негласного комитета были бы «удивлены и даже оскорблены, если бы им сказали, что образованный ими неофициальный и негласный комитет как раз и есть настоящее детище ненавистного деспотизма, ибо создан единственно по произволу монарха и намерен вершить судьбы России неофициально, негласно, то есть безответственно, через голову высших государственных учреждений». Задание к документу. Согласны ли вы с мнением историка о том, что Негласный комитет — это «детище деспотизма»? Объясните свой ответ. 3. Составьте схему «Система центрального управления Российской Империи в первой половине XIX в.». Назовите функции каждого из органов власти. 4. Расскажите о системе управления в России при Александре I. 8 сентября 1802 г. был обнародован указ о правах Сената. Он был признан верховным органом власти, совмещавшим админис тративные, судебные и контрольные функции, но его деятельность находилась в полной зависимости от императора. Предусматривалось, что Сенат мог возражать царю против указов, «не согласных с прочими узаконениями». Но едва только Сенат возразил против царского указа о 12-летнем сроке обязательной службы для дворян, который противоречил законам Петра III и Екатерины II, вообще освободившим дворян от службы, последовало разъяснение Александра I, в соответствии с которым Сенат мог возражать только против ранее изданных, а не вновь издаваемых законов. В этом эпизоде ярко проявился самодержавный нрав Александра I, его неприязнь к инакомыслию. В этот же день, 8 сентября 1802 г., издается манифест о министерской реформе. Министерства заменяли собой коллегии. Целью реформы было укрепить единоначалие и свести к минимуму коллегиальность в руководстве государством. Было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения. Для совместного обсуждения дел государственного управления учреждался Комитет министров. Председательствовал в нем сначала император, а в конце царствования Александр стал передавать функции председателя А.А. Аракчееву. Власть министерства распространялась на всю территорию империи, но местных органов создано не было. Министерства в отличие от коллегий не получили и судебных функций. Новая система имела свои недостатки. Функции министерств, пределы власти министров, характер их ответственности не были четко определены. С созданием министерств усилился бюрократизм, увеличился штат чиновников. Министрами Александр I назначил лиц именитых, но в большинстве своем некомпетентных, что, в общем, устраивало императора, так как позволяло ему активнее влиять на деятельность министерств.
2 группа. Реформы в области государственного управления Вопросы и задания В 1810 г., также по предложению Сперанского, вместо Непременного совета создается Государственный Совет в составе 35 человек, назначаемых императором. Он обладал строго очерченными законосовещательными функциями. 1. Прочитайте характеристики первых министров, которые дал коммерческий агент Франции в Петербурге барон Ж.Б. Лессепс. Объясните причины назначения этих людей на должности министров. Как вы считаете, справедливо ли мнение иностранца о первых министрах Алекнми I? Министр иностранных дел, государственный канцлер А.Р. Воронцов — «лицо, относительно которого делают вид, что с ним более всего советуются, и которого, в сущности, слушают менее всего». Министр внутренних дел В.П. Кочубей — «у него нет и признака тех способностей, которых требует значительность его положения». Военный министр С.К. Вязмитинов — «ничтожество». Военно-морской министр П.В. Чичагов — «умный, но целиком презираемый сотоварищами». Министр финансов А.И. Васильев — «обделывает значительно лучше свои дела, чем государственные». Министр коммерции Н.П. Румянцев — «смешное и ограниченное творение». Министр юстиции, поэт Г.Р. Державин — «пес Фемиды, которого берегут, чтобы спустить против первого встречного, не понравившегося министерской шайке. Но он мало выдрессирован и часто кусает даже своих товарищей, которые многое дали бы, чтобы его погубить». (7 октября 1803 г. Г.Р. Державин был заменен П.В. Лопухиным.) Министр просвещения П.В. Завадовский относится к тем сотрудникам Александра I, которые «не заслуживают чести быть названными». По словам П.А. Строганова, Завадовский как министр «шесть дней в неделю ничего не делал, а седьмой отдыхал».
В целом Лессепс говорил обо всех министрах, что они «не могут друг друга опрокинуть, но взаимно друг другу вредят». Документ 3 Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г. «К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию Нашей Империи… 5. В порядке Государственных Установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти. II. По сему все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению. III. Никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти. IV. Совет составляется из особ, доверенностью Нашею в сословие сие призываемых. 6. Министры суть Члены Совета, по их званию. VI. В Совете председательствуем Мы Сами. 7. В отсутствие Наше место Председателя занимает один из Членов, по Нашему назначению». Задание к документу. Расскажите, как в документе объясняются причины создания Государственного Совета? Как формировался состав Государственного Совета? Каковы полномочия Государственного Совета? Почему создание этого органа не поколебало основ самодержавия?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.008 с.) |