Урок № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. . (8 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. . (8 класс)



УРОК № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.. (8 класс)

Цели урока:

    Образовательная: рассмотреть географическое, экономическое, политическое и социальное положение России вначале 19 в., состав населения, повседневную жизнь и быт сословий.

    Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем.

    Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: лекция учителя,

Организационный момент.

1. Актуализация знаний по теме:

19 в. – век очень важный в истории не только Западной Европы, но и России, это век ее величайших побед и горьких поражений, век, когда на первый план выходят новые течения общественной жизни, правят знаменитейшие правители, творят величайшие писатели и поэты. Мы рассматриваем историю 19 в. до конца года. Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий.

Изучение нового материала.

Территория России.

В начале 19 в. Россия занимала 1/6 часть суши.

К 1850 г. территория достигла 18 млн. км.кв. К российской империи были присоединены: Финляндия - 1809, Царство Польское с Варшавой – 1815, Бессарабия с Кишиневом - 1812, Грузия – 1813, 1828, Северный Кавказ – 1817 – 1864, Киргизские степи восточнее Оренбурга в 1811 г.

Страна делилась на 69 губерний, 3 области: Астраханская, Таврическая, Кавказская.

В среднем в одно губернию входило 10 – 12 уездов.

Выделялись земли – Войска Донского, Войска Черноморского.

ГОРОДА: в начале 19 в. в России насчитывалось 634 города.

Столицы: Санкт-Петербург – 330 тыс. жителей;, Москва – 200 тысяч жителей.

ГОРОДА:

ü 1 класса (от 70 до 30 тыс. жителей) – 5

ü 2 класса (от 30 до 10 тыс. жителей) – 30

ü 3 класса (от 10 до 5 тыс) – 85

ü 4 класса (от 5 до 2 тыс.) – 214

ü 5 класса (от 2 до 1 тыс.) – 129

ü 6 класса (менее 1 тыс.) – 113.

Население

Население России (без Польши, Финляндии, Закавказья) составляло:

1811г. – 42, 7 млн. чел

1816г. – 43,9

1833г. – 51,9

1851г. – 56,9

1857г. – 59,3 млн. чел.:

Национальный состав 1820е гг. 1860е гг Религиозный состав  
Русские 3 млн. 48 млн. православные 51 млн. (84%)
Поляки 0,7 0,9 католики 2 млн (3,4%)
Евреи 0,5 1,6 протестанты 2 млн. (3,4%)
Финны 2,5 3 иудеи 1,6 млн. (2,6%)
Татары 0,55 1 мусульмане 0,2 млн. (3,4 %)

Социальный состав населения на (1836 г.)

ü Дворянство - 640 тыс. (1,2%)

ü Духовенство – 538 тыс. (1%)

ü Купечество 1,2, 3, гильдии – 250 тыс. (0,5%)

ü Мещанство и ремесленники – 2 млн. 775 тыс. (4%)

ü Крестьянство – 30 млн. чел. (94 %)

- помещичьих - 14 млн

- государственных (казенных) – 15 млн.

- удельных (собственность императорской фамилии) – 1 млн.

Большинство крепостных крестьян проживало в центральных губерниях. В Литве, Белоруссии и на Украине они составляли 50 – 70 % населения, в северных и южных губерниях – 2 – 12 %, в Сибири всего 4,3 тысячи человек, в Архангельской губернии их не было совсем.

ü Казачество 9 войск (Донское, Черноморское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское) – 1,5 млн.

!!! К Д/з. – найти материал для характеристики каждого сословия, его особенностей в положении.!

Политическая система.

ВЛАСТЬ: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный, неограниченный. Престол империи и нераздельно соединенные с ним престолы Царства Польского и Великого княжества Финляндского переходят наследственно. Деятельность монарха проявляется в двух видах: во власти законодательной и управительной. Власть законодательная принадлежит одному государю во всей полноте, так, что никто никакого закона постановить не может».

??? Дайте характеристику форме правления в России??? – сохранение самодержавной монархии.

 

Экономическое развитие в 1 пол. 19 в.

    В 1 пол. 19 в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно развивалось экстенсивным путем.

   ?? Что означает понятие экстенсивный путь развития?

    При экстенсивном пути развития прирост сельскохозяйственной продукции происходил не за чсет улучшения обработки земли, внедрения новых агротехнических методов, а за счет расширения посевных площадей. За 1 половину 19 в. посевные площади увеличились примерно в 1,5 раза, примерно настолько же возросли валовые сборы зерновых.

 

УРОК № 2. Внутренняя политика Александра I 1801 – 18011 гг..

Цели урока:

Образовательная  создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.

Развивающая: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.

Воспитательная: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

На доске, под портретом Александра I – эпиграфы урока:

“В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. Шведский дипломат Лагербильке

“Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей”

А.С. Пушкин

Тип урока: изучение нового материала, с элементами лабораторной работы в группах

Методы обучения: репродуктивные, ч/п, проблемный, ситуационный.

Формы работы: рассказ учителя, организация проблемной ситуации, групповая работа с источниками и документами, выступления представителей групп, ученические сообщения о личностях.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Личность Александра.

В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.

    СООБЩЕНИЕ учащегося о личности Александра

Задачи царствования.

Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Документ 2

Задание к документам.

1. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права? Согласны ли вы с ними? Объясните свой ответ.

2. Объясните, почему члены Негласного комитета считали отмену крепостного права преждевременной мерой?

3.  12 декабря 1801 г. был издан указ, разрешавший купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Подумайте, какие цели преследовал этот указ, каковы будут его результаты?

4. Важнейшим из законодательства по крестьянскому вопросу явился Указ о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. Прочтите текст указа.

Документ 3 Указ о вольных хлебопашцах

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретен­ных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются луч­нми, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дво­рянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору. — А.В.); и если последует от нас ре­шение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Граж­данской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Если крестьянин или и целое селение не исполнит своих обяза­тельств: то возвращается помещику с землею и семейством его во вла­дение по-прежнему. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность нату­рою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят. Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне. Как скоро ис­полнением условий, крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однакож, участков менее 8 десятин; ровно име­ют они право вновь покупать земли».

Задание к документу. Назовите основные положения Указа о вольных хлебопашцах. Какое условие было необходимо для освобождения крестьян? Почему указ не мог дать серьезных практических результатов?

9. Оцените результаты деятельности Александра I по решению крес­тьянского вопроса. Что помешало радикальному решению крестьянско­го вопроса?

Группа 4. Реформы в области народного образования

Вопросы и задания учащимся

1. Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г., только 13% чиновников имели высшее образование, 22,2% — низшее и среднее и 31% — домашнее, уровень которого был очень низким. Почему реформы в сфере народного образования были более решительными и последова­тельными?

2. Расскажите об изменениях, произошедших в системе образования. Составьте схему учебных заведений России 18 в.

Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.

Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет.

Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский)

3. Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан Указ «Об устройстве училищ», который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заве­дения, не будут переводиться в высшую должность. А по Указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, дол­жен был сдавать специальный экзамен.

Ознакомьтесь с документом.

Документ

Из Указа от 6 августа 1809 г.«О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках»

«Исключая университеты Дерптский и Виленский, все прочие учебные заведения, в течение сего времени открытые, по малому числу учащихся, не соразмерны способам их учреждения... Между тем все части Государственного служения требуют сведу­щих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечествен­ное образование юношества, тем недостаток впоследствии будет ощу­тительнее. Восходя к причинам столь важного неудобства, мы нахо­дим между прочим, что главным поводом к оному есть удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пре­быванием и счислением лет службы. В отвращение сего и дабы поло­жить наконец преграду исканиям чинов без заслуг, а истинным заслу­гам дать новое свидетельство нашего уважения, признали мы нужным постановить следующее: 1. С издания сего указа никто не будет произ­веден в чин коллежского ассесора, хотя бы и выслужил положенное число лет в титулярных советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства, не предъявит свидетельство от одного из состоящих в империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, граж­данской службе свойственным, или что, представ на испытание, зас­лужил на оном одобрение в своем знании. Порядок и образ сих испыта­ний имеет быть немедленно определен и обнародован от Главного учи­лищ управления. 2. Порядок производства в чины до коллежских ассесоров оставляется на прежнем основании...

Образ испытания. В каждом университете должен быть установ­лен особенный Комитет из ректора и трех профессоров для испыта­ний. Желающий является в сей Комитет, представляет аттестаты ме­ста, где он обучался, буде их имеет... Кандидаты, оказавшиеся без нуж­ных познаний, получают отказ... Кандидатам, оказавшим довольные в науках успехи, от Правления университетского, по донесению Комите­та, выдается аттестат в надлежащей форме. Сей аттестат кандидат представляет своему начальству, которое и вносит его в послужной спи­сок, и каждый раз, когда впоследствии дело настоять будет о производ­стве его в осьмиклассный чин, представляет и аттестат сей...»

Задание к документу. Назовите причины изменения порядка произ­водства в чины. В чем состояли эти изменения? Почему указ вызвал недовольство чиновников?

4. Каковы результаты реформ в области народного образования? Принесли ли эти реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России? Почему? Под­твердите свой ответ фактами.

Группа 5. Проект преобразований М.М. Сперанского

Вопросы и задания учащимся

1. Один из современников вспоминал: «Человек сей быстро возник из ничтожества». Чем объясняется стремительное продвижение Сперанско­го по служебной лестнице?

2. Перечислите личные качества М.М. Сперанского.

Документ Современники о М.М. Сперанском

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною на­ружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступ­чивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы эту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать».

Из «Записок» барона Т.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет гро­мадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...»

Барон Густав Армфельд

Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского.

3. Александр I поручает Сперанскому подготовить проект преобразо­ваний. К концу 1809 г. он составил документ под названием «Введение к уложению государственных законов». Какую задачу ставил Сперанский, создавая этот документ?

Сперанский утверждал, что в целях предотвращения револю­ции необходимо дать стране конституцию, которая, не затронув   самодержавного правления, вводила бы выборные законосовеща­тельные органы и принцип разделения властей в организации государственной власти, расширяла бы права некоторых сосло­вий, устанавливала выборность части чиновников и их ответ­ственность.

4. Составьте схему органов государствен­ной власти по проекту Сперанского и дайте ей объяснение.

• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полно­той власти.

• Государственный Совет — совещательный орган, назначае­мый императором. В нем сходятся все ветви власти.

• Исполнительная власть принадлежит министерствам.

•   Законодательная власть принадлежит представительным со­браниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имею­щими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депута­тов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многосту­пенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представ­ляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

•  Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого на­значаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.

5. Какой предполагалась социальная структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия?

Население делилось на три сословия:

•  дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политичес­кими правами;

• «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крес­тьяне);

•    «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, при­слуга).

Избирательное право получали первые два сословия. Для «тре­тьего сословия» сохранялось крепостное состояние, но предостав­лялись некоторые гражданские права и возможность в перспекти­ве перейти в «среднее состояние» путем приобретения собствен­ности.

6.          Проект М.М. Сперанского вызвал резкое недовольство со стороны дворянства. Объясните, в чем, по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства. Почему Александр I не мог пойти на реализацию проекта?

7.                        Прочитав документ, назовите причины отставки и ссылки М.М. Сперанского.

Документ

Закрепление.

Составление опорного конспекта

Реформы Александра I начала царствования

Ликвидация последствий правления Павла I Выполнено: Возвращение репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел. Открыты границы. Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. Упразднена Тайная канцелярия. Решение “крестьянского” вопроса Выполнено: 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах (помещики могут отпускать крестьян с землей за выкуп (освобождено 47 тысяч крестьян за 25 лет царствования Александра) 1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр, публиковать объявления о продаже крестьян в газетах 1801 г – право мещанам и крестьянам покупать незаселенные земли Усовершенствование государственного строя России Выполнено: 1802 г. – Сенат - высший судебный орган. Созданы министерства Проведена реформа государственной власти: 1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие. Общие вопросы решал Комитет министров. 1810 г. – Создание государственного Совета

Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.

Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет.

Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский)

Реформы Сперанского. По материалам работы в группах – 2 схемы.

 

УРОК № 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Цели урока:

    Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений

    Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи

    Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами

Организационный момент.

Изучение нового материала.

СООБЩЕНИЕ ученика о личности М. Сперанского

М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований.

Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость су­дебной власти, ответственность исполнительной власти перед законо­дательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разде­ление состояний людей» по уровню гражданских и политических прав.

Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы.

Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Спе­ранский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губерна­торских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны.

М.М. СПЕРАНСКИЙ

«Один из профессоров Петербургского университета, проходя од­нажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга про­водил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и гряз­ной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рожде­ния, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».

М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос сла­бым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверст­ников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без раз­бора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семина­рии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Спе­ранский становится секретарем князя Алексея Борисовича Кура­кина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действи­тельным статским советником, что соответствовало воинскому зва­нию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам госу­дарства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государ­ственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преоб­разования государственного устройства. Положил начало преобра­зования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Алек­сандр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к вы­полнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александ­ра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Неглас­ный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках.

Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона после­дний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российс­кому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь коро­левство?»

По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. под­писал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чинов­ники, которые имели свидетельства об успешном окончании одно­го из российских университетов или выдержали экзам ены по спе­циальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская ис­тория, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России.

В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влия­тельным сановником в государстве. К нему обращались с просьба­ми даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.

Сперанский стал государственным секретарем, а председатель­ствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могу­щий Сперанский, главный секретарь империи и фактически глав­ный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге.

Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался запла­канный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Ми­хайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,, что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».

Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в Рос­сии как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изме­нял России, но изменил лично мне».

Закрепление.

ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован?, какие предложения Сперанского были претворены в жизнь?

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликви­дации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Госу­дарственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла зако­нов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить пред­ложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его за­конодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Прави­тельствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являю­щийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все су­дебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стрем­ление предоставить крепостным гражданские права вызвали та­кую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперан­ский по поручению императора разрабатывал и проекты экономи­ческих реформ. Они предусматривали ограничение расходов госу­дарства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало но­сить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанско­го, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Напо­леону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял ре­шение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближа­ющейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Спе­ранского составили ту основу, на которой в дальнейшем выраба­тывались новые проекты преобразований.

5. Домашнее задание. §3, вопросы – устно

 

УРОК № 4. Внешняя политика 1801 – 1812 гг.

Цели урока:

    Образовательная: показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность.

    Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

    Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Восточное направление

1801 г. – в состав России добровольно вошла восточная Грузия

1803 – 1804 гг. – вся остальная часть Грузии

    ЗАКАВКАЗЬЕ стало местом пересечения интересов России, Ирана и Турции

1804 – 1813 гг. – Русско-иранская война

    1813 г. – Гюлистанский мир

· К России отходила большая часть Азербайджана

· Иран признал включение Грузии в состав России

· Россия получила право держать военные суда в Каспийском море

Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Рус­скую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудо-вич. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Ерева­на) в 1808 г. командующим 5ыл назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал еще несколько побед.

В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, кото­рый, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили ее в бег­ство, после чего заняли Аркенан и Ленкорань. Эти победы решили ис­ход войны в пользу России. 24 октября 1813 г. был подписан Гю-листанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мтшгрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России.

1806 – 1812 г. – Русско-турецкая война

    1812 г. – Бухарестский мир

· К России отходила Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа (Сухуми)

Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой вой­ны (1806—1807 гг.) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тиль­зитского мира русской армии не удалось сразу изменить положе­ние. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокоман­дующим русскими войсками М. И. Кутузова. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника пе­рейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от ту­рецкого владычества и присоединена к России; Турция также обе­щала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы На­полеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну на­кануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны.

Закрепление.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1) Причины войны, планы сторон

    ПРИЧИНЫ войны:

ü Стремление Наполеона к мировому господству

ü Агрессивная внешняя политика Франции

ü Неразрешимые противоречия между Россией и Францией

???? Разъясните суть противоречий между Россией и Францией, Наполеоном и Александром

    ГОТОВНОСТЬ К ВОЙНЕ:

Франция: Наполеон мобилизовал ресурсы всех подвластных ему стран. Армия – 450 тыс. человек. Во Франции была система всеобщей воинской повинности – была возможность быстро пополнять войско

    Россия: Армия состояла из рекрутов. Срок службы – 25 лет. Остальное население не училось военному делу. Быстро пополнить армию было нельзя.

ПЛАНЫ СТОРОН


 

 

 

 


ПЛАНЫ НАПОЛЕОНА

ü Навязать русской армии приграничные сражения

ü Окружить русские армии и разбить их по одиночке в нескольких генеральных сражениях

ü Срок кампании – 1 месяц

ПЛАНЫ РОССИИ

ü Избежать приграничных сражений

ü Отступить в укрепленный лагерь в г. Дрисса и объединившись дать бой

??? Незадолго до начала войны Александр I послал к Наполеону своего приближенного А. Балашова с предложением начать переговоры. Наполеон отказался и в разговоре спросил у Балашова, где проходит самый близкий путь на Москву. Говорят, что Балашов ответил, что одна из дорог на Москву ведет через Полтаву. Что имел в виду Балашов?

??? Почему Барклай де Толли считал отступление единственной правильной тактикой? Почему с продвижением вглубь страны французская армия уменьшалась бы?

Ход войны

12 июня 1812 г. – начало войны. А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.13 с.)