Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв. . (8 класс)Стр 1 из 16Следующая ⇒
УРОК № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.. (8 класс) Цели урока: Образовательная: рассмотреть географическое, экономическое, политическое и социальное положение России вначале 19 в., состав населения, повседневную жизнь и быт сословий. Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем. Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: репродуктивные и ч/п Формы работы: лекция учителя, Организационный момент. 1. Актуализация знаний по теме: 19 в. – век очень важный в истории не только Западной Европы, но и России, это век ее величайших побед и горьких поражений, век, когда на первый план выходят новые течения общественной жизни, правят знаменитейшие правители, творят величайшие писатели и поэты. Мы рассматриваем историю 19 в. до конца года. Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий. Изучение нового материала. Территория России. В начале 19 в. Россия занимала 1/6 часть суши. К 1850 г. территория достигла 18 млн. км.кв. К российской империи были присоединены: Финляндия - 1809, Царство Польское с Варшавой – 1815, Бессарабия с Кишиневом - 1812, Грузия – 1813, 1828, Северный Кавказ – 1817 – 1864, Киргизские степи восточнее Оренбурга в 1811 г. Страна делилась на 69 губерний, 3 области: Астраханская, Таврическая, Кавказская. В среднем в одно губернию входило 10 – 12 уездов. Выделялись земли – Войска Донского, Войска Черноморского. ГОРОДА: в начале 19 в. в России насчитывалось 634 города. Столицы: Санкт-Петербург – 330 тыс. жителей;, Москва – 200 тысяч жителей. ГОРОДА: ü 1 класса (от 70 до 30 тыс. жителей) – 5 ü 2 класса (от 30 до 10 тыс. жителей) – 30 ü 3 класса (от 10 до 5 тыс) – 85 ü 4 класса (от 5 до 2 тыс.) – 214 ü 5 класса (от 2 до 1 тыс.) – 129 ü 6 класса (менее 1 тыс.) – 113. Население Население России (без Польши, Финляндии, Закавказья) составляло: 1811г. – 42, 7 млн. чел 1816г. – 43,9 1833г. – 51,9 1851г. – 56,9 1857г. – 59,3 млн. чел.:
Социальный состав населения на (1836 г.)
ü Дворянство - 640 тыс. (1,2%) ü Духовенство – 538 тыс. (1%) ü Купечество 1,2, 3, гильдии – 250 тыс. (0,5%) ü Мещанство и ремесленники – 2 млн. 775 тыс. (4%) ü Крестьянство – 30 млн. чел. (94 %) - помещичьих - 14 млн - государственных (казенных) – 15 млн. - удельных (собственность императорской фамилии) – 1 млн. Большинство крепостных крестьян проживало в центральных губерниях. В Литве, Белоруссии и на Украине они составляли 50 – 70 % населения, в северных и южных губерниях – 2 – 12 %, в Сибири всего 4,3 тысячи человек, в Архангельской губернии их не было совсем. ü Казачество 9 войск (Донское, Черноморское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское) – 1,5 млн. !!! К Д/з. – найти материал для характеристики каждого сословия, его особенностей в положении.! Политическая система. ВЛАСТЬ: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный, неограниченный. Престол империи и нераздельно соединенные с ним престолы Царства Польского и Великого княжества Финляндского переходят наследственно. Деятельность монарха проявляется в двух видах: во власти законодательной и управительной. Власть законодательная принадлежит одному государю во всей полноте, так, что никто никакого закона постановить не может». ??? Дайте характеристику форме правления в России??? – сохранение самодержавной монархии.
Экономическое развитие в 1 пол. 19 в. В 1 пол. 19 в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно развивалось экстенсивным путем. ?? Что означает понятие экстенсивный путь развития? При экстенсивном пути развития прирост сельскохозяйственной продукции происходил не за чсет улучшения обработки земли, внедрения новых агротехнических методов, а за счет расширения посевных площадей. За 1 половину 19 в. посевные площади увеличились примерно в 1,5 раза, примерно настолько же возросли валовые сборы зерновых.
УРОК № 2. Внутренняя политика Александра I 1801 – 18011 гг.. Цели урока: Образовательная создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний. Развивающая: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа. Воспитательная: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции. На доске, под портретом Александра I – эпиграфы урока: “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. Шведский дипломат Лагербильке “Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей” А.С. Пушкин Тип урока: изучение нового материала, с элементами лабораторной работы в группах Методы обучения: репродуктивные, ч/п, проблемный, ситуационный. Формы работы: рассказ учителя, организация проблемной ситуации, групповая работа с источниками и документами, выступления представителей групп, ученические сообщения о личностях. Организационный момент. Изучение нового материала. Личность Александра. В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла. СООБЩЕНИЕ учащегося о личности Александра Задачи царствования. Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать? Документ 2 Задание к документам. 1. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права? Согласны ли вы с ними? Объясните свой ответ. 2. Объясните, почему члены Негласного комитета считали отмену крепостного права преждевременной мерой? 3. 12 декабря 1801 г. был издан указ, разрешавший купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Подумайте, какие цели преследовал этот указ, каковы будут его результаты? 4. Важнейшим из законодательства по крестьянскому вопросу явился Указ о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. Прочтите текст указа. Документ 3 Указ о вольных хлебопашцах «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучнми, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору. — А.В.); и если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Если крестьянин или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят. Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне. Как скоро исполнением условий, крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однакож, участков менее 8 десятин; ровно имеют они право вновь покупать земли».
Задание к документу. Назовите основные положения Указа о вольных хлебопашцах. Какое условие было необходимо для освобождения крестьян? Почему указ не мог дать серьезных практических результатов? 9. Оцените результаты деятельности Александра I по решению крестьянского вопроса. Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса? Группа 4. Реформы в области народного образования Вопросы и задания учащимся 1. Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г., только 13% чиновников имели высшее образование, 22,2% — низшее и среднее и 31% — домашнее, уровень которого был очень низким. Почему реформы в сфере народного образования были более решительными и последовательными? 2. Расскажите об изменениях, произошедших в системе образования. Составьте схему учебных заведений России 18 в. Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет. Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский) 3. Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан Указ «Об устройстве училищ», который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по Указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен был сдавать специальный экзамен. Ознакомьтесь с документом.
Документ Из Указа от 6 августа 1809 г.«О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках» «Исключая университеты Дерптский и Виленский, все прочие учебные заведения, в течение сего времени открытые, по малому числу учащихся, не соразмерны способам их учреждения... Между тем все части Государственного служения требуют сведущих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечественное образование юношества, тем недостаток впоследствии будет ощутительнее. Восходя к причинам столь важного неудобства, мы находим между прочим, что главным поводом к оному есть удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы. В отвращение сего и дабы положить наконец преграду исканиям чинов без заслуг, а истинным заслугам дать новое свидетельство нашего уважения, признали мы нужным постановить следующее: 1. С издания сего указа никто не будет произведен в чин коллежского ассесора, хотя бы и выслужил положенное число лет в титулярных советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства, не предъявит свидетельство от одного из состоящих в империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, гражданской службе свойственным, или что, представ на испытание, заслужил на оном одобрение в своем знании. Порядок и образ сих испытаний имеет быть немедленно определен и обнародован от Главного училищ управления. 2. Порядок производства в чины до коллежских ассесоров оставляется на прежнем основании... Образ испытания. В каждом университете должен быть установлен особенный Комитет из ректора и трех профессоров для испытаний. Желающий является в сей Комитет, представляет аттестаты места, где он обучался, буде их имеет... Кандидаты, оказавшиеся без нужных познаний, получают отказ... Кандидатам, оказавшим довольные в науках успехи, от Правления университетского, по донесению Комитета, выдается аттестат в надлежащей форме. Сей аттестат кандидат представляет своему начальству, которое и вносит его в послужной список, и каждый раз, когда впоследствии дело настоять будет о производстве его в осьмиклассный чин, представляет и аттестат сей...» Задание к документу. Назовите причины изменения порядка производства в чины. В чем состояли эти изменения? Почему указ вызвал недовольство чиновников? 4. Каковы результаты реформ в области народного образования? Принесли ли эти реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России? Почему? Подтвердите свой ответ фактами. Группа 5. Проект преобразований М.М. Сперанского Вопросы и задания учащимся 1. Один из современников вспоминал: «Человек сей быстро возник из ничтожества». Чем объясняется стремительное продвижение Сперанского по служебной лестнице? 2. Перечислите личные качества М.М. Сперанского. Документ Современники о М.М. Сперанском «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы эту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать».
Из «Записок» барона Т.А. Розенкампфа «Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...» Барон Густав Армфельд Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского. 3. Александр I поручает Сперанскому подготовить проект преобразований. К концу 1809 г. он составил документ под названием «Введение к уложению государственных законов». Какую задачу ставил Сперанский, создавая этот документ? Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законосовещательные органы и принцип разделения властей в организации государственной власти, расширяла бы права некоторых сословий, устанавливала выборность части чиновников и их ответственность. 4. Составьте схему органов государственной власти по проекту Сперанского и дайте ей объяснение. • Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти. • Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти. • Исполнительная власть принадлежит министерствам. • Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора. • Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными. 5. Какой предполагалась социальная структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия? Население делилось на три сословия: • дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; • «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне); • «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Избирательное право получали первые два сословия. Для «третьего сословия» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности. 6. Проект М.М. Сперанского вызвал резкое недовольство со стороны дворянства. Объясните, в чем, по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства. Почему Александр I не мог пойти на реализацию проекта? 7. Прочитав документ, назовите причины отставки и ссылки М.М. Сперанского. Документ Закрепление. Составление опорного конспекта Реформы Александра I начала царствования
Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет. Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский) Реформы Сперанского. По материалам работы в группах – 2 схемы.
УРОК № 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Цели урока: Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя Тип урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивные, ч/п Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами Организационный момент. Изучение нового материала. СООБЩЕНИЕ ученика о личности М. Сперанского М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований. Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав. Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы. Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Сперанский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны. М.М. СПЕРАНСКИЙ «Один из профессоров Петербургского университета, проходя однажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою». М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос слабым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверстников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без разбора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Сперанский становится секретарем князя Алексея Борисовича Куракина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действительным статским советником, что соответствовало воинскому званию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам государства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преобразования государственного устройства. Положил начало преобразования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Александр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к выполнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Негласный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках. Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона последний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российскому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. подписал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели свидетельства об успешном окончании одного из российских университетов или выдержали экзам ены по специальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская история, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России. В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влиятельным сановником в государстве. К нему обращались с просьбами даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет. Сперанский стал государственным секретарем, а председательствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могущий Сперанский, главный секретарь империи и фактически главный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге. Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался заплаканный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Михайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,, что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой». Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне». Закрепление. ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован?, какие предложения Сперанского были претворены в жизнь? Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы. 1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен. Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь. Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований. 5. Домашнее задание. §3, вопросы – устно
УРОК № 4. Внешняя политика 1801 – 1812 гг. Цели урока: Образовательная: показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма Тип урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивные и ч/п Формы работы:опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника Организационный момент. Изучение нового материала. Восточное направление 1801 г. – в состав России добровольно вошла восточная Грузия 1803 – 1804 гг. – вся остальная часть Грузии ЗАКАВКАЗЬЕ стало местом пересечения интересов России, Ирана и Турции 1804 – 1813 гг. – Русско-иранская война 1813 г. – Гюлистанский мир · К России отходила большая часть Азербайджана · Иран признал включение Грузии в состав России · Россия получила право держать военные суда в Каспийском море Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудо-вич. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Еревана) в 1808 г. командующим 5ыл назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал еще несколько побед. В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, который, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили ее в бегство, после чего заняли Аркенан и Ленкорань. Эти победы решили исход войны в пользу России. 24 октября 1813 г. был подписан Гю-листанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мтшгрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России. 1806 – 1812 г. – Русско-турецкая война 1812 г. – Бухарестский мир · К России отходила Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа (Сухуми) Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой войны (1806—1807 гг.) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тильзитского мира русской армии не удалось сразу изменить положение. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника перейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России; Турция также обещала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы Наполеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны. Закрепление. Организационный момент. Изучение нового материала. 1) Причины войны, планы сторон ПРИЧИНЫ войны: ü Стремление Наполеона к мировому господству ü Агрессивная внешняя политика Франции ü Неразрешимые противоречия между Россией и Францией ???? Разъясните суть противоречий между Россией и Францией, Наполеоном и Александром ГОТОВНОСТЬ К ВОЙНЕ: Франция: Наполеон мобилизовал ресурсы всех подвластных ему стран. Армия – 450 тыс. человек. Во Франции была система всеобщей воинской повинности – была возможность быстро пополнять войско Россия: Армия состояла из рекрутов. Срок службы – 25 лет. Остальное население не училось военному делу. Быстро пополнить армию было нельзя. ПЛАНЫ СТОРОН
ПЛАНЫ НАПОЛЕОНА ü Навязать русской армии приграничные сражения ü Окружить русские армии и разбить их по одиночке в нескольких генеральных сражениях ü Срок кампании – 1 месяц ПЛАНЫ РОССИИ ü Избежать приграничных сражений ü Отступить в укрепленный лагерь в г. Дрисса и объединившись дать бой ??? Незадолго до начала войны Александр I послал к Наполеону своего приближенного А. Балашова с предложением начать переговоры. Наполеон отказался и в разговоре спросил у Балашова, где проходит самый близкий путь на Москву. Говорят, что Балашов ответил, что одна из дорог на Москву ведет через Полтаву. Что имел в виду Балашов? ??? Почему Барклай де Толли считал отступление единственной правильной тактикой? Почему с продвижением вглубь страны французская армия уменьшалась бы? Ход войны 12 июня 1812 г. – начало войны. А
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.13 с.) |