Повестка: организация и сопровождение антитеррористической деятельности в странах средней азии на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повестка: организация и сопровождение антитеррористической деятельности в странах средней азии на современном этапе



Доклад эксперта

Региональная Антитеррористическая Структура

Шанхайской Организации Сотрудничества (РАТС ШОС)

 

Повестка: Организация и сопровождение антитеррористической деятельности в странах Средней Азии на современном этапе

Волгоградская международная модель ШОС 2020


Введение

Терроризм во всем разнообразии его форм является одной из важнейших проблем, с которыми человечество вошло в XXI век. Похищение людей и захват заложников, случаи угона самолетов, приведение в действие взрывных устройств, различные акты насилия — всё это представляет серьезную угрозу не только национальной безопасности конкретной страны, но и безопасности всего мирового сообщества.

Специалисты расходятся во мнении об истории данного явления. Так одни считают первой жертвой теракта Филиппа II Македонского, другие описывают секту Сикариев в Иудее как исторически первую террористическую организацию.

Однако, терроризм современности и прошлого все же имеют значимые различия. Так в настоящее время абсолютное большинство деструктивных действий в рамках данного социального явления осуществляются скорее с целью устрашения, воздействия на общество и различные его элементы, социальные явления посредством страха. Мишенью современного терроризма чаще становится гражданское население, а не конкретные видные общественные деятели, как это было вплоть до первой половины XX века, когда простые граждане скорее являлись случайными жертвами. Отмечается, что упор террористами делается скорее на информационное воздействие, социальные последствия вследствие освещения террористических актов и их последствий, что во многом показывает более демонстративный характер современного терроризма.

На сегодняшний день в мире действует свыше пяти тысяч террористических организаций. Информация о новых террористических актах по всему миру появляется в СМИ около 2-3 раз в неделю.

Концепции национальной безопасности многих стран, в том числе и участниц Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) относят терроризм и рост его масштабов к одному из основных факторов, создающих широкий спектр как внутренних, так и внешних угроз национальной безопасности, конституционному строю и территориальной целостности отдельных государств.

Вместе с тем, проблема терроризма во всем разнообразии его проявлений не только требует всесторонней огласки и мер предотвращения в рамках международного сотрудничества, но и широкого исследования от первоначальных причин до отдаленных последствий во всех сферах жизни общества.

На сегодняшний день перед всем мировым сообществом в целом, и странами ШОС в частности, по-настоящему остро стоит проблема противодействия и борьбы с последствиями данного явления в странах Средней Азии, где терроризм часто перерастает из опасного социального явления в том числе и в инструмент политической борьбы, становясь ещё более опасным, привнося новые проблемы и риски, и влечёт за собой, возможно, более разрушительные последствия.

Главными причинами данного явления в регионе в целом остаются идеологические и социально-политические факторы, в том числе социальное неравенство, с которым ежедневно сталкивается значительная часть населения. Указанные факторы способствуют активному восприятию социумом как радикальных идей и учений извне, так и их бурному формированию в нем самом. В обществе появляется спрос на все более радикальные убеждения и учения, что в дальнейшем оказывается одними из главных факторов появления их и на внутриполитической арене. Наиболее яркими примерами служат движения «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», Партия исламского возрождения Таджикистана, Исламское движение Узбекистана. По мнению экспертов, подпадая под определение террористической, деятельность целого ряда таких организаций в регионе носит ненасильственный характер, однако отличается крайне высоким потенциалом конфликтогенности. Также экстремистские организации в данном регионе в большинстве носят международный характер.

Таким образом, явление терроризма, одновременно носящее на сегодняшний день более демонстративный характер, в то же время часто становящееся элементом политической борьбы в странах Центральной Азии, ставит перед мировым сообществом, а в особенности перед странами ШОС, новые вопросы, задачи и риски. Явление требует всестороннего изучения, а также эффективных мер как по противодействию уже существующим террористическим организациям, так и по предупреждению формирования новых организаций и радикальных учений в обществе, а также по снижению негативного влияния последствий деятельности экстремистских организаций как на различные сферы жизни общества, так и на национальную безопасность, конституционный строй и суверенитет отдельных стран. Отдельного внимания заслуживает необходимость всестороннего международного сотрудничества по вопросам антитеррористической деятельности в регионе.

Часть I. Базовые понятия.

 

Прежде чем вдаваться в сущность проблемы, необходимо определить перечень базовых понятий, необходимых для более детального рассмотрения всей остроты проблемы. Среди всего многообразия определений в международном праве, будут использованы следующие:

 

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий

Также терроризм — заранее обдуманное мотивированное насилие, применяемое против неучаствующих в военных действиях лиц субнациональными группами или государственными агентами.

Террор — целенаправленное устрашающее воздействие.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, основанная 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) — постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями.

Средняя Азия — историко-географический регион Евразии, на западе Центральной Азии. Географически включает в себя Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан.

Террористический акт (теракт) – это совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного материального ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Вооружённыи ̆ конфликт — вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

Конвенция (лат. conventio – договор, соглашение) — разновидность международного договора

Хартия — разновидность международного правового акта

Хартия Шанхайской организации сотрудничества — документ, заложивший основы и задачи, провозглашающий цели международного сотрудничества в рамках ШОС. Опубликована 6 июня 2002 года. Подписана лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Основные риски и угрозы

 

Для разработки наиболее эффективных мер противодействия терроризму, а также сопровождения антитеррористической деятельности в регионе, необходимо рассмотрение и грамотная оценка угроз и рисков, а также подробный анализ известных прецедентов.

При рассмотрении Средней Азии в качестве субъекта геополитики, встает вопрос гарантий стабильности, безопасности и перспективы устойчивого развития.

Так регион соседствует с Афганистаном, Пакистаном, Ираном, где уже продолжительное время ведутся масштабные боевые операции. Следовательно, обстановка в регионе во многом зависит от ситуации в этой стране. Вместе с тем, регион имеет внушительные запасы ценных природных ресурсов, однако на сегодняшний день имеется крайне мало проработанных вариантов развития региона, не предпринимаются меры по приведению их в жизнь. Одной из проблем Средней Азии является отсутствие выхода к международным водам при значительной удаленности от основных мировых политических и экономических центров.

В качестве одного из наиболее значимых рисков в регионе выступает наркотрафик из Афганистана, заметно возросший в последние годы, а также, по видимому, тесно связанный не только с рядом оппозиционных объединений, в частности «Исламским движением Узбекистана», «Объединенной таджикской оппозицией», «Исламской партией Возрождения», но и с такими запрещенными во многих странах террористическими организациями как «Талибан», «Аль-Каида», «Хизбут-Тахрир» и Исламским движением Восточного Туркестана. Следовательно, данный риск способен стать значимой проблемой как для Средней Азии, так и для таких крупных стран, как Россия и Китай.

Одним из основных факторов, способствующих усилению угрозы международного терроризма для регионе, является связь местных экстремистских организаций с такими международными террористическими организациями, как «Исламское государство», «Аль-Каида», «Братья мусульмане», «Хамас», которые по-видимому, могут оказывать им поддержку.

Примечательна тенденция к увеличению масштабов операций крупных террористических группировок как по количеству сил, так и по пространственно-временным параметрам их проведения. Особую опасность в этом отношении представляет высокая вероятность эскалации насилия при внешней поддержке, что обуславливает необходимость проведения крупномасштабных антитеррористических операций с привлечением специалистов, владеющих в достаточной степени навыками борьбы с терроризмом.

В целом, в регионе наблюдаются следующие тенденции, роль которых при рассмотрении в динамике становится трудно переоценить:

  • Увеличение активности сепаратистских и экстремистских групп и распространение ареала их деятельности
  • Дальнейшая политизация ислама и усиление влияния его радикальных ветвей на население, притеснение традиционного учения
  • Стремление к консолидации экстремистских движений при сохранении автономности управления
  • Появление новых форм экстремистских и террористических вылазок, появление в регионе движения «смертников-шахидов»
  • Продолжение интеграции экстремизма и терроризма с криминальными структурами, укрепления их взаимосвязей и взаимодополняемости на фоне роста оборота наркотиков, увеличения объема контрабанды оружия
  • Расширение вовлечения женщин в экстремистскую и террористическую деятельность

 

Однако, отмеченные тенденции, как упомяналось ранее, могут иметь индивидуальные особенности проявления в конкретных условиях конкретных государств региона.

Казахстан. Особенности терроризма в Казахстане на сегодняшний день определяются следующими факторами:

  • Казахстан рассматривается террористическими организациями в качестве базы для осуществления работы по подготовке подрывных действий в соседних странах
  • Усиление попыток вовлечения социально неблагополучных слоев местного населения в деятельность международных террористических организаций, строящаяся на религиозной основе
  • Растущая угроза терактов против дипломатических и коммерческих учреждений зарубежных стран на территории страны, представляющих США, Великобританию и Израиль

 

Наибольшую активность в стране проявляет радикальная организация «Хизб-ут-Тахрир», проводя преимущественно пропагандистскую работу. По данным Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ РК), в последнее время эмиссары организации стремятся к вовлечению государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, представителей интеллигенции и студентов, представителей СМИ.

В ноябре 2004 г. руководство КНБ РК сообщило об аресте в Казахстане членов группировки «Жамаат моджахедов», поддерживаемой «Аль-Каидой». За два года было завербовано около 70 человек, из которых 50 узбеков и до 20 казахов. Отдельные ее члены привлекались к участию в осуществлении терактов в марте–апреле и июле 2004 г. в Узбекистане. Кроме того, было арестовано около 20 человек, входивших в Исламское движение Узбекистана, 14 представителей уйгурских сепаратистских организаций, а также эмиссар Курдской рабочей партии.

 

Таджикистан. Ситуация в этой стране остаётся одной из самых напряжённых.

В ноябре 2014 г. в Таджикистане были арестованы сторонники «Исламского движения Узбекистана». 20 человек, входящих в данную группировку, готовили террористические акты на севере страны. Во время обыска было изъято огромное количество экстремистской литературы, взрывчатки, а также пояса смертников, что вынудило правительство ужесточить антитеррористические меры, особенно в отношении религиозного терроризма. Так по всей стране с 2014 по 2015 г. было закрыто около 2000 мечетей.

Осенью 2015 г. Таджикистан был потрясён военным мятежом в Душанбе, а также Вахдате. В результате двух террористических актов погибли 17 военнослужащих. А. Назарзода, организатор мятежа, также был членом «Партии Исламского возрождения», деятельность которой была запрещена.

В мае 2018 г. президенты Таджикистана и Беларуси выразили свою готовность совместно действовать против проявлений терроризма и экстремизма, против торговли наркотиками и оружием. Однако, несмотря на все усилия, одной из наиболее острых проблем считается религиозная радикализация молодёжи.

В июле 2018 в Дангаре произошло нападение на велотуристов, в результате которого погибли 4 иностранных гражданина. Ответственность за нападение взяла на себя террористическая организация «ИГИЛ».

В 2019 г. Таджикистан поднялся в Глобальном индексе терроризма на 24 позиции - 50 место среди 163 стран, при этом войдя в группу стран с низким уровнем террористической угрозы.

 

Узбекистан. Данный регион является центром радикального исламизма всей Средней Азии. Один из факторов данной ситуации – низкий уровень просвещения населения. За пределами страны формируется «Исламское движение Узбекистана», ведущее свои активные действия во многих странах. Цельи данной группировки в основном связаны с изменением текущего строя и порядка властных структур, подрывом стабильности внутри страны, а также в демонстрации неготовности государственного аппарата к противостоянию сложившимся угрозам.

В 1992 г. религиозный экстремизм в стране был объявлен угрозой всему человечеству. Также в 1992 г. был создан Комитет по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. В его деятельность входят функции по контролю над исполнением законодательства в сфере религии, над связями религиозных организаций республики с зарубежными организациями.

Теракты в Ташкенте в феврале 1999 г. и Баткенские события июля 1999 г. потребовали нововведений в законодательстве в сфере религии. Был принят Закон «О борьбе с терроризмом», а также внесены изменения в Уголовный Кодекс, ужесточен Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Республика Узбекистан присоединилась также к Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

С начала 2009 г. на территории Республики Узбекистан не было зафиксировано ни одного террористического акта.

Летом 2018 г. принят закон «О противодействии экстремизму», который также направлен на борьбу с радикальным исламом.

Однако, негативное влияние оказывает нерешенные проблемы в социально-экономической сфере – безработица, низкий уровень здравоохранения, низкий авторитет официального исламского духовенства. Тем не менее, Узбекистан активно борется с терроризмом, активно сотрудничает со странами в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС.

 

Туркменистан. Страна строит свою внешнюю политику на принципах позитивного нейтралитета с марта 1992 г. Подавляющее большинство населения – мусульмане, все разрешенные религиозные конфессии находятся под жестким контролем государственных органов.

В 1994 г. для данного мониторинга был создан орган Генгеш, в задачи которого входил контроль над всей религиозной деятельностью в государстве. В 2016 г. начала свое существование Комиссия по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозную тематику.

Долгие годы официальной властью отрицалось присутствие в стране радикальных религиозных организаций, однако в конце апреля 2015 г. ситуация на границе Туркменистана была дестабилизирована. На протяжении мая и июня велись столкновения талибов с правительственными войсками Афганистана, спровоцировав огромную волну беженцев к границе Туркменистана. В феврале 2015 г. в Теджене, была проведена операция по задержанию группы религиозных террористов, целью которых была организация терактов в Ашхабаде и Теджене.

 

 

Заключение

 

Регион Средней Азии на сегодняшний день является одним из важнейших очагов террористической деятельности, что доказывает необходимость международного сотрудничества по вопросам проведения и сопровождения антитеррористической деятельности в данном регионе.

С учетом вышеизложенного, международные организации, созданные для обеспечения безопасности региона, а в частности ШОС, должны быть способны противостоять угрозам международного терроризма как силами правопорядка, так и силами заблаговременно подготовленных вооруженных формирований.

Следует отметить, что рассмотренные ранее факторы неравносильны по своему влиянию на процессы развития и проявления международного терроризма в Центральной Азии. При этом в экспертном сообществе главенствует мнение о первичности причин внутреннего характера, внешние же факторы во многом носят дополняющую роль.

Подводя итог, можно сделать несколько наиболее общих выводов:

  • Наиболее крупные террористические организации во многом имеют схожие стратегические цели, а также многовариантную тактику их достижения. При этом автономность их вооруженной составляющей, прочность каналов связи, устойчивость ячеек, а также техническая оснащенность постоянно возрастает одновременно с расширением географии.
  • В текущих условиях среди населения региона все большую привлекательность находит оправдание терроризма в качестве метода борьбы, что, по-видимому вызвано разочарованием и отсутствием ощутимых перемен в общественной жизни.
  • Особенностью современного терроризма в регионе является тесное переплетение террористических и криминальных структур. Наблюдается растущий симбиоз этих опасных течений. Между тем их совместная деятельность многократно увеличивает возможности каждого из них.
  • Терроризм в Средней Азии, – это, во многом, образ жизни немалого слоя населения целого ряда стран, при котором не важен конечный результат, так как за достижением ближайшей цели последуют новые, что говорит о важной, но не решающей роли силовых методов.

 

 

Доклад эксперта

Региональная Антитеррористическая Структура

Шанхайской Организации Сотрудничества (РАТС ШОС)

 

Повестка: Организация и сопровождение антитеррористической деятельности в странах Средней Азии на современном этапе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.037 с.)