Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов



       Проектно – исследовательская деятельность.

       Проектно-     исследовательская           деятельность    одна из   форм    реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся.

     Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методике обучения.

        Проектная     деятельность  учащихся     способствует  развитию самостоятельных

исследовательских умений, творческих способностей и логического          мышления

16

интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

     С детьми реализовали проекты, в которых дети знакомились друг с другом, обменивались информацией о школе, о своих увлечениях. Выполняют проекты к урокам по школьной программе. С классом провели исследовательскую работу «Загрязнение окружающей среды нашей деревни». Сделали презентацию и выводы. (См. приложение 3).

     Мультимедиа-презентации - это удобный и эффектный способ представления

информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и

 изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

     Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды,  презентации,  данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

     Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Можно выделить следующие особенности данной технологии:

- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого

 сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

-повышение уровня использования наглядности на уроке;

-повышение производительности урока;

- установление межпредметных связей;

       Компьютерное тестирование

       Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать    результат проделанной работы и реализовать       

связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит. д.).

       В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв ит. д. при этом возможно повышение эффективности работы учителя и учащегося.

17

      Использование различных готовых программных продуктов

       На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Ресурсы представляют собой электронную базу иллюстраций, анимаций, интерактивов и видеофрагментов. При применении данного комплекта уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Ученик, работая на компьютере, может выбрать оптимальный для себя темп работы; возможность рассмотреть разнообразные способы представления информации; он не боится сделать ошибки, так как имеет возможность вернуться и исправить их. Как следствие этого повышается мотивация обучения, возрастает интерес.

   «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем. Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

    Мультимедийный проектор

   Использую как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий. Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование,  такое    как     интерактивные

доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой

 наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей

к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Рисование на доске, когда

18

 можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п

     Самыми популярными стали физкультминутки под музыку. На интерактивную доску проецируется слайд со сказочным героем, который под музыку показывает движения, а дети их повторяют.

    Всемирная компьютерная сеть –Internet

   Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

    Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках

      Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой:

- переписка - разговор из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

 Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов.

  Выделю некоторые из них.

Образовательный портал ИНФОУРОК. На своих занятиях использую видеоуроки с этого портала.

 UCHI.RU- всероссийская платформа, на онлайн – олимпиадах  участвуют мои ученики.

 «Олимпис» – международный конкурс, где, так же, участвуют мои ученики. «ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий. Но здесь придется вложиться материально, т. к. это платные сервисы.

 LECTA - образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей, которая содержит электронные формы учебников с мультимедийными,

19

 интерактивными ресурсами, тренажерами с автоматической проверкой

     Вроде бы все хорошо, но учитель, т. к. он является творческой личностью, не имеет возможности дополнить урок своими собственными материалами. У него нет возможности на уроке провести проверку заданий, выполненных на тренажере. Это цифровой инструмент, который требует больших материальных затрат на закупку планшетов.

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
    “Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

     Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

     В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

   Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

· повышает качество знаний;

· продвигает ребенка в общем развитии;

· помогает преодолеть трудности;

· вносит радость в жизнь ребенка;

· позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

· создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

     Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

       Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент,

 

 

21

который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

     Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75 - 80% времени урока, вместо обычных 15 - 20%.

      Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

       Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. 

       Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети приобщены к творческому поиску.

    Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

    Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.  

     Участие детей на онлайн-олимпиадах, работа над проектами, создание презентаций и подготовка сообщений на различные темы является хорошим результатом работы.

      Важно отметить, что в процессе обучения возникают некоторые трудности. Не у всех учеников есть компьютеры и доступ к интернету.

       Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на  более высокий уровень интерес детей к учебе.

 

22

Список литературы

1.Атапина Т. В.. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г

2.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.

3. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в

педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.:

Питер, 2015. – 304с.

4.Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Учебное пособие. - 2005. - №1. - С.119-123

5.Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие - М. 2006

6.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г

7.Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

8. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М.

Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.

9.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

10.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

11.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

 

23

12.Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 124 с.

13.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. - М., 2002.

14.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000

15.Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4 2010

16. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»//

Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15.

17.Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

Электронные ресурсы

1.Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании// <http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm>

2.Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы Научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном школьном образовании" [Электронный ресурс]: <http://www.ioso.iip.net>

3.Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]: <http://ito.edu.ru/sp/SP/>

4.Сайт "Фестиваль педагогических идей" [Электронный ресурс]: <http://festival.1september.ru/>

5. http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlam

entskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/

 

24

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.049 с.)