Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Р Е Ф Е Р А Т Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Павлова Елена Ананиевна учитель начальных классов имеющая квалификационная категория – первая заявленная квалификационная категория – первая
Рецензент: заместитель директора по УВР Коновалова Надежда Яковлевна
д. Нижние Юри 2020 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3-7 Глава 1. Цифровая образовательная среда в школе……………………………………...7-9 Глава 2. Основные пути информатизации начального образования 2.1 Целесообразность использования информационных технологий в обучении младших школьников.............................................................................................................10 2.2 Основные направления информатизации начального образования……………10-11 2.3 Возможности использование ИКТ в начальной школе………………………….11-13 Глава 3. Методы и формы использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 3.1 Использование компьютеров в учебном процессе……………………………14-15 3.2 Формы организации использования ИКТ в обучении………………………..15-16 3.3 Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов…………………………………………………………………………………...16-20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..........................21-22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….....................23-24
ВВЕДЕНИЕ Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и использование их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
3 За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; 2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; 3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; 4. Снижению дидактических затруднений у учащихся; 5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; 6. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; Овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, 4 позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 – 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что еще вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами и т.д. Поэтому нам, учителям, приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Тема использования ИКТ в обучении неоднократно публиковалась в журналах «Начальная школа» и попадала в поле зрения исследователей. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Объект исследования: процесс внедрения информационно-коммуникационных 5 технологий в начальной школе. Предмет исследования: использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Проблема исследования: каковы основные методы и приемы использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе? Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ИК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Цель данной работы – изучить и показать возможности применения компьютерных технологий в образовательном процессе в начальной школе. Исходя из цели работы, я выделила следующие задачи: 1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы информатизации образования на современном этапе. 2. Описать преимущества и недостатки включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. 3. Определить специфические особенности применения ИКТ в младших классах. 4. Выявить методы и приемы использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе.
6
Глава 1. Цифровая образовательная среда в школе Цифровая образовательная среда(ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня наши дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети. Как сказала Ольга Васильева, Министр просвещения РФ, на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году: «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рожденных в цифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания». Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным. Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе. Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования, о котором сказал президент РФ Владимир Путин. Она помогает индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда. Цели ЦОС: 7 Для ученика: - расширение возможностей построения образовательной траектории; - доступ к самым современным образовательным ресурсам; - растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира. Для родителя: - расширение образовательных возможностей для ребенка; - снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования; - повышение прозрачности образовательного процесса; - облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса. Для учителя: - снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации; - снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации - повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; - формирование новых возможностей организации образовательного процесса; - формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий; - формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика; Для школы:- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ; - расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса; - снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации; -расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса Для региона:- автоматизация мониторинга за образовательным процессом; - оптимизиция коммуникации со всеми участниками; - оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур; - повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия; - возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия; 8 - сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота. Для государства: - рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору; - рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий; - снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети; - повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации; - повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов; - повышение прозрачности образовательного процесса; - оперативность мониторинга за результатами.
9 Глава 2. Основные пути информатизации начального образования Компьютерный класс Основное достоинство такой организационной формы заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно — урочной модели. Возможна схема работы, когда 1 компьютер используется двумя учениками в режиме смены деятельности. Проведение таких уроков требуют обустройства в классе рабочей зоны для настольной деятельности. Особенностью компьютерного класса является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна 15 индивидуализация и дифференциация обучения. В нашей школе есть компьютерный класс и четыре персональных компьютера. Но мы его пока не используем, так как в начальных классах даём только основы работы с компьютером. Компьютер у учащегося дома В данной форме, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы — медиатека. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу. С помощью компьютера и интернета ученики выполняют домашние задания - готовят сообщения и презентации к урокам.(См.приложение 1). Домашний компьютер помогает детям и родителям участвовать на различных видео и фотоконкурсах. (См приложение 2). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: · повышает качество знаний; · продвигает ребенка в общем развитии; · помогает преодолеть трудности; · вносит радость в жизнь ребенка; · позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; · создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент,
21 который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75 - 80% времени урока, вместо обычных 15 - 20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети приобщены к творческому поиску. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Участие детей на онлайн-олимпиадах, работа над проектами, создание презентаций и подготовка сообщений на различные темы является хорошим результатом работы. Важно отметить, что в процессе обучения возникают некоторые трудности. Не у всех учеников есть компьютеры и доступ к интернету. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе.
22 Список литературы 1.Атапина Т. В.. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г 2.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003. 3. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 304с. 4.Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Учебное пособие. - 2005. - №1. - С.119-123 5.Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие - М. 2006 6.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г 7.Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004. 8. Иванова Е.О. «Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190с. 9.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. 10.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006 11.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
23 12.Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 124 с. 13.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. - М., 2002. 14.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000 15.Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4 2010 16. Стариченко Б.Е. «Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога»// Педагогическое Образование В России, 2015, № 7, С.6-15. 17.Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. Электронные ресурсы 1.Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании// <http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm> 2.Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы Научно-практической конференции "Интернет-технологии в современном школьном образовании" [Электронный ресурс]: <http://www.ioso.iip.net> 3.Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]: <http://ito.edu.ru/sp/SP/> 4.Сайт "Фестиваль педагогических идей" [Электронный ресурс]: <http://festival.1september.ru/> 5. http://iacis.ru/pressroom/news/sovet_mpa_sng/informatsiya_o_deyatelnosti_mezhparlam entskoy_assamblei_gosudarstv_uchastnikov_sng_v_2013_godu/
24
Р Е Ф Е Р А Т Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Павлова Елена Ананиевна учитель начальных классов имеющая квалификационная категория – первая заявленная квалификационная категория – первая
Рецензент: заместитель директора по УВР Коновалова Надежда Яковлевна
д. Нижние Юри 2020 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3-7 Глава 1. Цифровая образовательная среда в школе……………………………………...7-9 Глава 2. Основные пути информатизации начального образования 2.1 Целесообразность использования информационных технологий в обучении младших школьников.............................................................................................................10 2.2 Основные направления информатизации начального образования……………10-11 2.3 Возможности использование ИКТ в начальной школе………………………….11-13 Глава 3. Методы и формы использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 3.1 Использование компьютеров в учебном процессе……………………………14-15 3.2 Формы организации использования ИКТ в обучении………………………..15-16 3.3 Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов…………………………………………………………………………………...16-20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..........................21-22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….....................23-24
ВВЕДЕНИЕ Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и использование их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
3 За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; 2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; 3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; 4. Снижению дидактических затруднений у учащихся; 5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; 6. Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; Овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, 4 позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 – 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что еще вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами и т.д. Поэтому нам, учителям, приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Тема использования ИКТ в обучении неоднократно публиковалась в журналах «Начальная школа» и попадала в поле зрения исследователей. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Объект исследования: процесс внедрения информационно-коммуникационных 5 технологий в начальной школе. Предмет исследования: использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Проблема исследования: каковы основные методы и приемы использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе? Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ИК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Цель данной работы – изучить и показать возможности применения компьютерных технологий в образов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.012 с.) |