Тема 4. Конкурентная среда операторской компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Конкурентная среда операторской компании



Основными количественными показателями, характеризующими структуру рынка и характер конкуренции на нем, являются:

· число компаний-операторов, действующих на данном рынке;

· рыночные доли, занимаемые компаниями;

· показатели рыночной концентрации.

Благодаря простоте вычисления и интерпретации, а также наличию прямой взаимосвязи между значениями индексов и состоянием концентрации, для оценки конкуренции на телекоммуникационном рынке целесообразно использовать два показателя - коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана. Данные коэффициенты рекомендованы также Федеральной антимонопольной службой РФ.

Коэффициент рыночной концентрации(CR – Concentration Ratio) представляет собой общую долю продукции определенного числа наиболее крупных продавцов на данном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов. Например, трехдольный показатель концентрации рассчитывается по следующей формуле:     CR-3 = (V1 + V2 + V3) / ЕР.

  где V1, V2, V3 объем продаж для товарных рынков или количество абонентов (объем доходов) для рынков услуг;

 ЕР – общие продажи (абонентская база) на данном рынке.

Существенным недостатком показателя концентрации является «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов, называемая индексом Герфиндаля - Гиршмана (HHI – Herfindahl-Hirshman Index), позволяет частично устранить этот недостаток:

HHI = 10000 × ∑D2i,

где Di – доля i-й организации на рынке (в общем объеме реализации услуг или потребителей данного вида услуг). Индекс Герфиндаля-Гиршмана увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии 10 000.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка: высококонцентрированный, умеренно концентрированный и низко концентрированный рынки. Уровень концентрации определяет степень государственного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке.

Таблица 4.1 Типы рынков в зависимости от значений показателей концентрации

Тип рынка Значение коэффициента концентрации Значение индекса Герфиндаля-Гиршмана Степень государственного воздействия
I – высоко концентрированный 70%<CR-3<100% 2000<HHI<10 000 Сильный контроль и регулирование
II – умеренно концентрированный 45%<CR-3<70% 1000<HHI<2000 Умеренный контроль и регулирование
III – низко концентрированный CR-3<45% HHI<1000 Контроль, отсутствие регулирования

Задача 4.1.  На региональном рынке сотовой подвижной связи действуют четыре компании–оператора. Определите изменение емкости регионального рынка и рыночных долей операторов за рассматриваемый период. Оцените степень конкуренции на рынке в базисном и отчетном периодах, используя коэффициенты рыночной концентрации (CR-3) и индексы Герфиндаля - Гиршмана. К какому типу можно отнести рассматриваемый региональный рынок, какие изменения на нем произошли?

Таблица 4.2. Оценка показателей рыночной концентрации

Компании

Абонентская база (тыс. абонентов)

Базисный период Отчетный период
1. Оператор А 7000 8500
2. Оператор Б 6500 12800
3. Оператор В 3000 9500
4. Оператор Д 700 6300
Емкость рынка    

 

Решение:

Таблица 4.3.

Компании

Доля компании на рынке  (отн. ед.)

Базисный период Отчетный период
1. Оператор А    
2. Оператор Б    
3. Оператор В    
4. Оператор Д    

Для самостоятельного решения

Задача 4.2. На основе данных, представленных в таблице 3.3 р ассчитать коэффициент рыночной концентрации (CR-3). Сделать выводы о типе рынка и степени его государственного регулирования.

Таблица 4.4. Объем продаж

Компания Объем продаж за год (млн. ед.)
А 0,8
Б 3,5
В 1,9
Г 2,6
Д 2,9
Е 1,5
Емкость рынка  

Задача 4.3. Сделать выводы о типе регионального рынка и степени его государственного регулирования исходя из значения индекса Герфиндаля-Гиршмана.

Таблица 4.5 Объем продаж

Компания Объем продаж за год (тыс. ед.) Доля компании на рынке (отн. ед.)
1 350  
2 480  
3 520  
4 1020  
5 970  
6 220  
7 870  
8 650  
Емкость рынка    

Задание 4.4. Построить конкурентную модель рынка М. Портера на примере телекоммуникационной компании (компания выбирается студентами после обсуждения). Провести анализ угроз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)