Тема 1. Основы и история развития методики профессионального обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы и история развития методики профессионального обучения



Тема 1. Основы и история развития методики профессионального обучения

Определение основных положений и понятий методики профессионального обучения как науки. Периоды развития профессионального обучения в России и за рубежом Характеристика современного периода развития профессионального обучения. Проблемы профессионального обучения, в решении которых педагог профессионального образования призван принимать участие в текущий период.

 

Тема 2. Классификации методов профессионального обучения по различным основаниям

 

Методы обучения как важнейший компонент учебного процесса. Общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое в методах профессионального обучения. Взаимосвязанные деятельности обучения – преподавание и учение. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором различных оснований, отражающих аспекты их изучения.

 Подходы к классификации методов обучения Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер её восприятия. Выделение словесных, наглядных, практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховая, зрительная, моторные восприятия). (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г. Шаповиленко и др.). Методы приобретения знаний, формирование умений и навыков, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, навыков и умений (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Логический подход. Логика изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда соответствующие методы обучения (А.Н. Алексеев).

Гностический подход. Характер познавательной деятельности учащихся. Методы информационно-рецептивные, репродуктивные, методы проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Кибернетический подход. Способ управления познавательной деятельностью и характер установления приобретенных знаний. Методы алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Организационно-коммуникативный подход обучения: организация, управление, стимулирование, мотивация, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский).

Классификация методов обучения применительно к специфике отрасли, особенностям контингента учебной группы. Методологическая функция педагога профессионального обучения. Взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения. Классификация методов обучения по различным основаниям. Средства обучения и их классификация.

Тема 3. Принципы методической системы профессионального обучения

 

Выделение принципов собственной методической (дидактической) системы и на их основе - оставление классификации методов профессионального обучения. Роль методической деятельности педагога.

Анализ учебно-программной документации, методических комплексов; методический анализ учебного материала; планирование системы уроков теоретического и практического обучения; моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; разработка методики обучения по предмету; разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков; управление и оценка деятельности учащихся на уроке; рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

 

Практические занятия

Наименование тем дисциплины

Содержание практической работы

Трудоемкость

Тема 4.

Проектирование содержания и технологии профориентации, а также проведения уроков профессионального обучения в зависимости от отрасли, уровня учебного учреждения, актуальности методических задач. 2

Тема 5.

Нормативно-методическая документация. Составление плана урока профессионального обучения. Анализ календарно-тематического плана по предмету Технология (для профессий ТОП-50) 2

 

Итого: 4
       

10.5. Задания для самостоятельной работы

Темы и виды самостоятельной работы

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудо-емкость в часах
1. Тема 1. Основы и история развития методики профессионального обучения. Изучение учебно-методической литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Составление подборки информационных и методических материалов. 4
2. Тема 2. Классификация методов профессионального обучения. Работа с Интернет-ресурсами. Изучение классификаций методов обучения по различным основаниям. Составление таблицы классификации методов, материала выступления на семинарском занятии, материала для публикации – по выбору. 4
3. Тема 3. Принципы методической системы     Изучение учебно-методической литературы. Составление таблицы в формате «принцип-реализация». Работа с Интернет-ресурсами. Составление конспекта, материала к выступлению на семинаре. 2
4. Тема 4. Проектирование содержания и технологии - профориентации, - уроков профессионального обучения в зависимости от отрасли, уровня учебного учреждения, актуальности методических задач. Изучение учебно-методической литературы. Составление материала выступления. Работа с Интернет-ресурсами. Составление Веб-квеста (в виде списка ссылок на Интернет-ресурсы по изучаемой теме). Составление плана урока профессионального обучения с применением инновационных технологий (ранее не используемых автором). 10
5. Тема 5. Нормативно-методическая документация. Составление плана урока профессионального обучения. . Изучение учебно-методической литературы. Вариант 1 Составление плана урока профессионального обучения в формате «Деятельность педагога - деятельность обучающегося».  Вариант 2 Составление тематического плана (КТП) по дисциплине Технология для профессий ТОП-50. 2
    Итого: 22

Задания для самостоятельной работы

 

1. Составьте модель собственной методической системы: принципы обучения, методы обучения.

2. Составьте подборку материалов в печатной или электронной форме Инновационные методы профессионального обучения.

3.. Проведите самообследование актуальности состояния собственной методической системы, используя одну из выбранных вами классификаций методов профессионального обучения. Сделайте вывод.

4. Составьте таблицу «Классификация методов обучения»

5. Составьте таблицу методов профессионального обучения

6. Приведите примеры способов оценивания компетентностей обучающихся по профессиональному обучению на примере собственной профессиональной деятельности

 

Задания для самостоятельной проверки знаний

 

1. Что такое профессиональное обучение?

2. Что положено в основу классификации методов профессионального обучения?

3. Какова специфика трактовки понятия «профессиональное обучение» в общем и в профессиональном образовании?

4. Какова специфика профессионального обучения по профессиям технического и социального блока?

5. На какие группы делится профессиональное обучение в зависимости от способа организации урока

6. Что такое наставничество?

7. а также см. вопросы билетов – для подготовки к экзаменам.

Задания для текущего контроля

Написать или поправить.

III  ДОКЛАДЫ /ПРЕЗЕНТАЦИИ

IV ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Примеры тестовых заданий:

К темам 1-5

 Задание: закончите предложение

Задание 1

Основной формой организации профессионального обучения является….(УРОК)

Задание 2

 Метод обучения, передающий учебную информацию через устную и письменную речь, называется… (словесный).

Задание 3

Этап урока, на котором проводится проверка усвоенного материала, называется … контроль знаний.

Задание 4

 Этап урока профессионального обучения, на котором демонстрируются приёмы, которые необходимо освоить обучающимся, называется….. показ.

Задание 5

 Методы обучения, дидактическая цель которых – получение обучающимися практических навыков, называются…. практические

Задание 6

 По временному признаку методы контроля бывают: предварительный, текущий…

(рубежный/периодический, итоговый).

Задание 7

Основные цели урока профессионального обучения это…

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Задание 8

Основным документом, которым пользуется педагог профессионального обучения на уроке, является… план урока

Задание 9

Продуктом методической деятельности педагога, на основании которого составляется тематическое планирование и план урока, является… рабочая программа (модуля, дисциплины)

Задание 10

КОС – это …. контрольно-оценочные средства

V УСТНЫЙ ОПРОС

1. Приведите классический пример классификации методов обучения

Тема 1. Основы и история развития методики профессионального обучения

Определение основных положений и понятий методики профессионального обучения как науки. Периоды развития профессионального обучения в России и за рубежом Характеристика современного периода развития профессионального обучения. Проблемы профессионального обучения, в решении которых педагог профессионального образования призван принимать участие в текущий период.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.013 с.)