Чем бы ни занимался родитель или учитель с ребенком – любая учебная деятельность в конечном итоге сводится к процессу создания у него новой модели поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем бы ни занимался родитель или учитель с ребенком – любая учебная деятельность в конечном итоге сводится к процессу создания у него новой модели поведения.



Модель поведения – это программа действий, которая формируется в результате деятельности и возникает, при необходимости, прежде, чем человек успевает совершить то или иное движение, действие или сложный поведенческий акт.

Модели поведения проявляются на разных уровнях. Например, на физическом уровне они определяют походку, почерк, навык вождения автомобиля и т. д., а на интеллектуальном уровне определяют, о чем и как мы мыслим. Это мы только думаем, что мы думаем так, как надо думать. На самом же деле мы думаем, потому что нас когда-то научили размышлять, и не всегда это является пределом совершенства – мы часто оказываемся пленниками своих собственных моделей поведения. Модель поведения ярко проявляется тогда, когда она не соответствует ситуации. Если вы задумались, это значит, что такой модели поведения у вас нет, и вы пытаетесь ее создать.

Существуют простые модели поведения, сложные и очень сложные. Процесс освоения моделей поведения разворачивается во времени и требует больших энергетических затрат. Естественно возникает вопрос о создании таких технологий по освоению новых моделей поведения, которые позволили бы сократить время обучения и сэкономить энергию. Технологии эти – методики обучения. Но существуют основные принципы обучения, нарушение которых снижает эффективность занятий, проводимых по любой методике, и, наоборот, соблюдение этих принципов позволяет резко ускорить процесс формирования новых моделей поведения.

Принцип создания состояния

Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к постоянно поступающей информации. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли.

Управлять мыслями ученика – значит управлять его состоянием, а следовательно – управлять процессом обучения. Состояние ученика должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.

Создать мотивацию к обучению, т. е. создать у него состояние, при котором хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете, - святое дело родителя и признак профессионализма учителя.

Сильнее всего на наше состояние влияет цель или ее отсутствие. Мы, как правило, воздействуем на состояние, изменяя его в интересах достижения цели. Значимая цель может изменить состояние, равно как и ее отсутствие. Все, что происходит в классе, может оказывать на ученика более или менее значительное влияние, если только это соотносится с его целью в данный конкретный момент (здесь и сейчас).

Именно поэтому, прежде чем заниматься тем или иным делом, совершенно необходимо настроить ребенка на работу: объяснить ему, ради чего придется «мучиться», какие выгоды после проделанной работы он будет иметь, что после этого изменится в его жизни и т. д. Признаком правильной «настройки» является появление у ребенка понимания: да, работать очень не хочется, но надо, и поэтому я сделаю все, что просят. Формированию и развитию мотивации к обучению способствует соблюдение принципа нагрузки.

Принцип нагрузки

Никто не может совершенствоваться и нормально развиваться без усилия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и силу. Нагрузка может варьироваться от минимума до максимума, а это в свою очередь определяет успех деятельности.

Сущность принципа нагрузки заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для этого уровня развития ребенка нагрузкой.

Учит ли ребенок стихи или правило – по окончании любой деятельности ему необходимо предложить сделать это еще раз, но с ускорением, доведя скорость выполнения задания до предела его возможностей.

Эффект, по отзывам учителей, использующих принцип нагрузки, достигается следующий: повышается активность учеников, увеличиваются их работоспособность и производительность труда, появляется интерес к занятиям, но самое главное – то, что было выучено в данном режиме, намного прочнее запоминается, а некоторыми учениками не забывается никогда.

Принцип целостности

Любая методика в конечном итоге направлена на улучшение работы ученика над конкретным упражнением и последовательность выполнения этого упражнения. Упражнение можно сравнить с инструментом для хирурга, без него все теоретические рассуждения не смогут воплотиться на практике, поэтому понятно желание преподавателей иметь их побольше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.004 с.)