Развивая речь, человек развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного мышления. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивая речь, человек развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного мышления. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением.



Развивая речь, человек развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного мышления. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением.

Правила для педагогов

-Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, а очень часто.

-Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, тремя…Но помните: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

-Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

-После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые задавали детям, и замените на один, более точный.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Развитие речи невозможно без хорошей  памяти.

Очень часто можно услышать по поводу какого-нибудь ребенка, что он не запоминает стихи, на занятиях по развитию речи молчит. И не всегда в эту группу попадают дети с нарушениями речи. Есть различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка запоминать и воспроизводить тексты, как поэтические, так и прозаические. Это и определение ассоциативных и ситуативных стимулов, и выделение ключевых слов, и составление мнемотехнических цепочек. Но во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры.

Что такое опора? Это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, сем. Цель такого кодирования – соотнося слова из текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст. Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности в себе и выводит ребенка на новый уровень речевого развития. Часто даже один случай такого преодоления приносит нужный нам успех, создает у ребенка мотив к повторению удачного для него опыта.

  1. Заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность.
  2. Привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка к запоминанию.
  3. Выбор каждого вида опоры помогает найти личностно ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его, таким образом, задействуя только один анализатор – слуховой; но не все дети обладают способностью на слух воспроизвести текст, именно они и не справляются с поставленной задачей. Взрослые люди находят различные способы, чтобы упростить себе задачу (прочитать, переписать, пропеть и т. п.), Дети еще лишены способности анализировать собственные действия, их последствия и причины неудач. Поэтому именно взрослые должны помочь определить и выбрать способ запоминания, подсказать, какой именно прием будет эффективным.

Известны маленькие хитрости, способные привести к быстрому запоминанию текста. Иногда Достаточно после или в момент прочтения текста дать ребенку что-то вкусненькое, чтобы текст хорошо запомнился (помогает возникающая связь между информацией и удовольствием). Сладость можно заменить приятным запахом, красивой музыкой. Иногда необходимо утрированно показать ритмический рисунок (стихи). Этот прием хорош для правополушарных детей. Можно использовать хлопки, топанье, различные движения, даже крики (запоминанию способствуют непроизвольное слуховое внимание и память). Производя все эти действия, мы создаем мнемоякорь для слов и фраз текста, используя возможности нашей психики. Он и позволяет закрепить в памяти текст. Чем больше анализаторов будет принимать участие в запоминании, тем большая вероятность того, что ребенок лучше запомнит текст.

Опорой могут служить действия, которые упомянуты в тексте. («Расскажи руками». Таким образом мы заучиваем физминутки. К слуховой памяти присоединяется кинетическая (двигательная) память в совокупности с эмоциональным настроем. Таким же приемом можно пользоваться и при запоминании прозаического текста.)

Опорой может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения или рассказа. (Педагог, читая текст, отмечает на картинке все смысловые элементы текста. В этом случае к слуховой памяти присоединяется зрительная. У ребенка слуховое восприятие не совсем такое, как у взрослых. Он не всегда точно воспринимает информацию. Не совсем понятные слова у него заменяются на акустически сходные, но знакомые. Поэтому и воспроизведение может содержать неточности. Сюжетная картинка поможет избежать их.)

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. (К слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста.)

Кроме этого, в процессе проведения эксперимента возможно достижение речевых целей, что является главной задачей педагога в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий происходит обогащение, активизация и актуализация словаря младшего школьника, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристикой предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный процесс, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить много льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование частей речи; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипуляции предметами, что позволит потом быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

  На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и объяснять свои действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Происходит сильный всплеск речевой активности. В этот момент даже стеснительные дети пробуждаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

Во время эксперимента происходит свободное общение между взрослым и ребенком. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, так как автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановкой гипотезы, поиском доказательств). Это позволяет уйти от «кабинетной» речи.

К экспериментальной деятельности можно отнести не только опыты, но и работу с временной лентой (например, темы: «Появление ручки», «История развития почты»), «путешествия» по карте, а также коллекционирование.   Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание и анализ предметов, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, откуда они пришли, как менялись. К каждому экспонату прилагается «история». Эти история вместе с экспонатами сочиняют и приносят дети. По сути, это творческие рассказы, иногда сказки, стихи, загадки. Из них составляются «книги», используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для других детей. Сюда можно отнести и занятия по макетированию, то есть созданию макетов (макет зимнего леса, кукольной комнаты, африканской саванны …). Таким образом, экспериментальная деятельность школьников очень разнообразна.

Способ проверки гипотезы:

Самый активный ребенок:

Ребенок, который самостоятельно решил проблему:

Хороший материал имеется в книге Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л. М. Граб.- Волгоград: Учитель, 2012. Здесь есть разработки уроков, рекомендации. Все для работы с детьми.

Речевой этикет – важная часть общего речевого развития.

Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и др..

Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из этих рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически и эмоционально окрашенные. Например, базовой формуле приветствия «здравствуй(те)» противостоят разговорная формула «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать».

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом общения (с кем, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется с изучением общих правил культурного поведения. Для этого необходимо проводить ролевые игры, в которых ребенок проявит себя на практике и лучше запомнит правила этикета.

Подобрать материал по речевому этикету поможет книга Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка), - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.

Дж. Родари

Детская фантазия вовсе не богаче и разнообразнее, чем у взрослого. Она более прихотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многообразные, которые могут быть только у взрослого человека…

Многорукие, многоголовые монстры, космические приключения очень сильно напоминают разрозненные фрагменты боевиков и ужастиков. Но вместе с тем такое неуклюжее фантазирование говорит о том, что у ребенка есть потребность в этом, но он не умеет его иначе выразить. А ведь именно богатое, творческое воображение, свободное, раскрепощенное мышление помогут нашим детям осваивать «серьезный» материал. В жизни становится все меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности.

Умение фантазировать дано всем! Другое дело, что у каждого ребенка своя скорость движения и свое направление. На подобных занятиях даже слабый ребенок сможет почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.

В курсе Светланы Гин «Мир фантазии» есть прекрасный материал для занятий по развитию воображения, логического мышления и, конечно же, речи детей. Основой курса являются приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

За время обучения дети научатся сочинять загадки, метафоры, сказки, освоят приемы «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов», приемы фантазирования, научатся преодолевать психологическую инерцию (ПИ). У ребят появится стремление к новизне.

Я попробовала включать задания из курса на уроках, во внеурочной деятельности. Делала это систематически. Увидела, что занятия проходят на «УРА». Есть еще замечательная книга этого же автора: «Мир логики». Используя этот материал, я заметила, что речь моих учеников становилась грамотнее, увереннее, красочнее. Я включила задания курса во внеурочную деятельность в кружке «Речевые секреты». Это значительно облегчило мою задачу по развитию речи.

Немного о скорости чтения

Развитие речи невозможно без развития правильного навыка чтения. Чем лучше техника чтения, тем больше шансов у ребенка подняться на следующую ступень развития. Очень важно научить ребенка грамотно, осознанно читать. И скорость чтения имеет огромное значение!

Модель поведения – это программа действий, которая формируется в результате деятельности и возникает, при необходимости, прежде, чем человек успевает совершить то или иное движение, действие или сложный поведенческий акт.

Модели поведения проявляются на разных уровнях. Например, на физическом уровне они определяют походку, почерк, навык вождения автомобиля и т. д., а на интеллектуальном уровне определяют, о чем и как мы мыслим. Это мы только думаем, что мы думаем так, как надо думать. На самом же деле мы думаем, потому что нас когда-то научили размышлять, и не всегда это является пределом совершенства – мы часто оказываемся пленниками своих собственных моделей поведения. Модель поведения ярко проявляется тогда, когда она не соответствует ситуации. Если вы задумались, это значит, что такой модели поведения у вас нет, и вы пытаетесь ее создать.

Существуют простые модели поведения, сложные и очень сложные. Процесс освоения моделей поведения разворачивается во времени и требует больших энергетических затрат. Естественно возникает вопрос о создании таких технологий по освоению новых моделей поведения, которые позволили бы сократить время обучения и сэкономить энергию. Технологии эти – методики обучения. Но существуют основные принципы обучения, нарушение которых снижает эффективность занятий, проводимых по любой методике, и, наоборот, соблюдение этих принципов позволяет резко ускорить процесс формирования новых моделей поведения.

Принцип создания состояния

Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к постоянно поступающей информации. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли.

Сильнее всего на наше состояние влияет цель или ее отсутствие. Мы, как правило, воздействуем на состояние, изменяя его в интересах достижения цели. Значимая цель может изменить состояние, равно как и ее отсутствие. Все, что происходит в классе, может оказывать на ученика более или менее значительное влияние, если только это соотносится с его целью в данный конкретный момент (здесь и сейчас).

Именно поэтому, прежде чем заниматься тем или иным делом, совершенно необходимо настроить ребенка на работу: объяснить ему, ради чего придется «мучиться», какие выгоды после проделанной работы он будет иметь, что после этого изменится в его жизни и т. д. Признаком правильной «настройки» является появление у ребенка понимания: да, работать очень не хочется, но надо, и поэтому я сделаю все, что просят. Формированию и развитию мотивации к обучению способствует соблюдение принципа нагрузки.

Принцип нагрузки

Никто не может совершенствоваться и нормально развиваться без усилия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и силу. Нагрузка может варьироваться от минимума до максимума, а это в свою очередь определяет успех деятельности.

Эффект, по отзывам учителей, использующих принцип нагрузки, достигается следующий: повышается активность учеников, увеличиваются их работоспособность и производительность труда, появляется интерес к занятиям, но самое главное – то, что было выучено в данном режиме, намного прочнее запоминается, а некоторыми учениками не забывается никогда.

Принцип целостности

Любая методика в конечном итоге направлена на улучшение работы ученика над конкретным упражнением и последовательность выполнения этого упражнения. Упражнение можно сравнить с инструментом для хирурга, без него все теоретические рассуждения не смогут воплотиться на практике, поэтому понятно желание преподавателей иметь их побольше.

Принцип целостности определяет форму занятий, позволяет понять, что начинать освоение новой модели поведения нужно от целого к частному, а заканчивать – снова целым. Но если расширить спектр использования этого принципа, то целое должно проходить красной нитью и в течение месяца, и года, и всего процесса обучения.

Советы родителям:

Занимаемся с ребенком каждый день две недели подряд. Затем делаете перерыв на одну неделю и – еще семь занятий подряд. Каждое занятие по 25-35 минут. Такой подход – результативен. Обязательно обсудите с ребенком такие вопросы:

-Какова цель занятий?

-Что ребенок будет уметь после окончания работы, какие новые навыки у него появятся?

-Зачем человеку быстро читать и где может пригодиться полученное умение?

-Какие выгоды ребенок получит от способности читать быстро?

-Понимает ли ребенок, что, для того чтобы добиться результата, необходимо активно позаниматься, даже если не очень хочется?

Методические разработки по развитию скорости чтения можно найти в книге «Учимся читать быстро». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2013. – 64 с. – (Серия «Начальная школа»).

Развивая речь, человек развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного мышления. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением.

Правила для педагогов

-Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда, а очень часто.

-Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, тремя…Но помните: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

-Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

-После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые задавали детям, и замените на один, более точный.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.027 с.)