Финансовое обеспечение деятельности предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовое обеспечение деятельности предприятия.



Источники денежных средств предприятия:

1. собственные:

· уставный капитал;

· прочие взносы;

· прибыль: фонд накопления, резервные фонды, распределяемая прибыль;

2. заемные:

· кредиты: банковские кредиты, кредиты иных юридических лиц;

· выпуск облигаций.

Прибыль – основной источник денежных средств нормального предприятия.

Прибыль – это превышение доходов над расходами.

Кредит – основной источник заемных средств.

Облигации – особые долговые обязательства.

Определяя потребность в деньгах, предприниматель определяет, с какой целью и на какой срок эти деньги берутся, когда и какой объем средств необходимо будет вернуть, какой объем денежных средств и когда он должен быть в наличии, существуют ли иные способы привлечения денежных средств.

Схема 5.

1 – денежные средства, вложенные в предприятие.

2 – прибыль, полученная в результате деятельности предприятия.

3 – денежные средства, реинвестируемые в предприятие.

4 – денежные средства, полученные на финансовом рынке.

5 – денежные средства на финансовое инвестирование.

6 – возврат кредитов.

7 – налоги в бюджет.

 

Планирование прибыли предприятия.

Прибыль – конечный финансовый результат деятельности.

Для всех предприятий существует единый принцип расчета прибыли: Пб = Поп + Пдп + Пвр.

Поп – прибыль от реализации основной продукции.

Пдп – прибыль от реализации дополнительной продукции.

Пвр – прибыль от внереализационных мероприятий (стоимость аренды, доходы по акциям, облигациям).

Затраты на производство продукции.

Входят:

1. все затраты, связанные с производством и сбытом, а именно затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергию;

2. затраты на оплату труда;

3. затраты на поддержание оборудования в рабочем состоянии, амортизационные отчисления;

4. затраты на социальные нужды;

5. затраты на управление предприятием;

6. затраты на оплату процентов по кредитам.

Совокупность всех затрат на производство продукции называется себестоимостью.

Калькуляция – это расчет себестоимости единицы продукции.

Состав и структура затрат и порядок их включения в себестоимость регулируются нормативными актами.

Бывают прямые и косвенные расходы. Часть затрат напрямую связана с производством продукции, например, затраты на материалы, ЗП. Они непосредственно напрямую формируют и включаются в себестоимость.

Косвенные (накладные) расходы – управленческие расходы. Их обычно распределяют пропорционально фонду заработной платы.

Есть также разделение на постоянные и переменные расходы. К постоянным расходам относятся расходы, которые не меняются в зависимости от изменения объемов производства (например, арендная плата). Переменные расходы наоборот – изменяются (ЗП, материальные расходы, энергия, топливо).

Точка безубыточность (порог рентабельности).

Схема 6.

 

Лекция 11 ноября 2009 г.

Финансирование без кредитования.

1. Лизинг – это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которые специально покупаются лизинговой компанией (лизингодатель), остаются в ее собственности, но отдаются в аренду лизингополучателю.

Схема 7.

Определение размера лизинговых платежей:

1. в зависимости от вида лизинга

2. в зависимости от формы и способа выплат

3. в зависимости от условий развития экономики

В условиях стабильной экономики лизинговые платежи Лп = А + Пк + Пком + Пу +НДС, где Пк – плата за кредитные ресурсы, Пком – комиссионные вознаграждения, А – амортизация, Пу – прочие услуги. Выручка от лизинговой сделки – сумма кроме НДС.

А = С*На*Тл/100.

На – норма амортизации.

С – стоимость объекта лизинга.

Тл – время действия лизингового договора.

Пк = Вк*Пс/100.

Вк – величина кредитных ресурсов, привлекаемых в лизинг.

Пс – кредитная ставка в процентах.

Вк = сумма (Сн + Ск)/2.

Сн и Ск – стоимость объекта лизинга на начало и конец года.

Пком = Вк*Пв/100.

Пв – ставка комиссионных вознаграждений.

НДС = В* 20/100.

Лв = Лп/Тл.

Лп – лизинговые платежи.

Лв – лизинговые выплаты.

Пример.

Условия договора: стоимость имущества – 72 млн. руб., срок – 2 года, На – 10 %, процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 50 %, величина использованных кредитных ресурсов – 72 млн. руб., процент комиссионного вознаграждения лизингодателю – 12 %, дополнительные услуги лизингодателя – 4 млн. руб. (консалтинг, обучение персонала, командировки), НДС – 20 %. Лизинговые взносы осуществляются ежеквартально, равными долями, 1ого числа 1ого месяца каждого квартала.

Расчет среднегодовой стоимости имущества.

  Стоимость имущества на начало года Сумма амортизационных отчислений Стоимость имущества на конец года Средняя стоимость имущества
 1 год 72 7,2 64,8 68,4
2 год 64,8 7,2 57,6 61,2

1 год:

А = 7,2

Пк = 68,4*50/100 = 34,2

Пком = 68,4*12/100 = 8,208

Пу = 4/2 = 2

В = 7,2 + 34,2 + 8,208 + 2 = 51, 608

НДС = 51,608*20/100 = 10,3216

Лп1 = 51,608 + 10,3216 = 61, 9296

2 год:

А = 7,2

Пк = 30,6

Пком = 7,344

Пу = 2

В = 47,144

НДС = 9, 4248

Лп2 = 56, 6328

Лп = Лп1 + Лп2 = 118, 5624

Лв = 118,5624/(2*4) = 14,82

Факторинг.

Если есть какие-то долговые обязательства от покупателя товара, то можно либо ждать поступления платежей, либо продать эти долговые обязательства и получить деньги немедленно. Занимаются этим факторинговые фирмы.

3. Франчайзинг – это предоставление предприятием (франчайзерам) физическому или юридическому лицу (франчайзи) права на производство или продажу товаров или услуг под его фирменной маркой или под его технологией.

3 основных вида: товарный (это такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу ее товаров с ее торговой маркой), производственный (передача технологии партнеру для производства продукции), деловой (фирма-франчайзер продает лицензию частным лицам на право открытия магазинов для продажи покупателям набора различных товаров и услуг).

Предмет договора – передача прав на использование торговой марки, лицензии или технологии.

В нем должно быть отражено:

· полное описание бизнеса

· территория, на которой распространяется этот договор

· срок действия договора и условия распространения или продления

· условия и формы оплаты

· обязательства, которые берет на себя франчайзи (плата за использование лицензии)

+ франчайзинга:

1. сокращение расходов на исследование рынка

2. сокращение расходов на разработку или приобретение

3. сокращение расходов на документацию

Лекция от 18 ноября 2009 г.

Рентабельность продукции и предприятия

Оценка хозяйственной деятельности предприятия может производиться с помощью качественных и количественных показателей. Качественными показателями могут являться: широта охвата рынка, конкурентоспособность продукции, репутация предприятия и другие такого же типа. Количественные показатели могут состоять в оценке достижения заданных показателей, темпов их роста, уровня эффективности использования ресурсов предприятия.

10 показателей рентабельности:

1. Чистая прибыль = Балансовая прибыль – Платежи в бюджет;

2. Рентабельность продаж = Прибыль от реализации/Выручка от реализации;

3. Рентабельность продукции = Прибыль от реализации/Затраты на производство продукции;

4. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала;

5. Рентабельность предприятия = Балансовая прибыль/Средняя стоимость имущества;

6. Срок окупаемости инвестиций = Размер инвестиций/Чистая прибыль;

7. Экономический эффект = Затраты на производство в базовом варианте – Затраты на производство в расчетном варианте;

8. Экономическая эффективность = Прибыль/Производственные затраты;

9. Производительность труда = Выручка от реализации/Среднесписочная численность работающих (руб./чел.);

10. Фондоотдача = Выручка от реализации/Средняя стоимость основных фондов (руб./руб.);

11. Оборачиваемость собственного капитала = Выручка от реализации/Средняя величина собственного капитала.

Бизнес-план

Бизнес-план помогает определить направление деятельности фирмы, сформулировать цели фирмы, выбрать товар или услугу, которая будет предлагаться фирмой; оценить материальные и финансовые возможности фирмы; получить кредит или привлечь инвестиции; оценить рыночное положение фирмы. Бизнес-план нужен для руководства фирмы, высшего управленческого персонала фирмы, акционерам, кредиторам и инвесторам.

Различают несколько видов бизнес-плана: бизнес план коммерческой идеи или предприятия (для инвестора или потенциального партнера), бизнес-план компании или фирмы (изложение перспектив развития; такой БП нужен для совета директоров, собрания акционеров), БП-заявка на кредит (для кредитных организаций), БП-заявка на грант (для различных фондов). БП должен писать руководитель предприятия, акцентируя внимание на тех или иных аспектах деятельности фирмы.

Строгой структуры БП не существует: если это крупный проект, то содержание одно; если проект мелкий, то БП будет попроще и т.д. Но тем не менее, в основном БП содержат следующие части:

1. Резюме;
Находится вначале, но составляется последним разделом БП. Задача резюме заинтересовать потенциального инвестора на прочтение следующих частей БП. В этом разделе следует использовать: минимум специальных терминов, лаконичность, простоту и максимум информации о том, чем вы собираетесь поразить будущего покупателя. В этом разделе приводятся приблизительные финансовые показатели, расчет продаж и окупаемости.

2. Продукт или услуга;
В этом разделе идет описание продукта. Фактически – какие потребности призван удовлетворить ваш, и чем он отличается от конкурентов. Необходимо отразить отличительные способности вашего продукта (дизайна, упаковки). Здесь вторично приводится примерные уровень цены и уровня затрат на производство.

3. Оценка рынка сбыта;
По причине неадекватной оценки рынка сбыта проваливаются многие проекта, основанные на ошибочных БП. Оценка емкости рынка – первое с чего надо начать. Необходимо четко представлять кто, когда и зачем купит Ваш продукт.

4. Конкуренция;
Вся информация о конкурентах: кто крупнейший производитель, уровень их цен и прочее. Лакировка действительности. Пробелы конкурентов – через их реализацию только и можно выйти на рынок.

5. Стратегия маркетинга;
Содержание основных разделов плана маркетинга. Сюда входит: план дистрибьюции товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж (товар с подкреплением (обслуживание, софт и прочее)), формирование общественного мнения о фирме.

6. План производства;
На каком предприятии будет производство: действующем/вновь создаваемом. Какое для этого потребуется оборудование, где его можно достать и на каких условиях. Какие ограничения возможны. Возможные издержки производства.

7. Организационный план;
Какова будет организационная структура управления проектом, кто будет руководить определенными направлениями, откуда будут привлечены специалисты.

8. Юридический план;
Указывается организационно-правовая форма реализации проекта.

9. Оценка риска и страхования;
Возможен различный уровень анализа: для крупных и мелких проектов. Каковы предпосылки, сила воздействия на конечный результат.

10. Финансовый план;
Этот план обобщает все предыдущие разделы БП в денежном выражении (стоимостном). Здесь приводится прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

11. Стратегия финансирования;
План получения средств: сколько средств, кто, в какой форме может дать и когда будет возможность их вернуть. В том числе, когда инвестор получит назад свои деньги.

В каком случае БП отвергается по факту рассмотрения: низкая вероятность реализации бизнес-проекта; большие коммерческие риски; большой срок окупаемости; низкое соотношение выгоды/затраты.


Лекция 25 ноября 2009 г.

Управление рисками на предприятии.

Под риском будем понимать возможный размер убытков, то есть уменьшение стоимостного объекта собственности. В Гражданском Кодексе под убытками лица, права которого были нарушены, понимаются расходы, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления своих нарушенных прав; или же обесценивание объекта собственности вследствие его уничтожения, изменения характеристик (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо могло бы получить при обычных условиях.

Ждать нарушения прав можно от внешней среды, от отдельных субъектов и различных материальных вещей. Специальная область управления, которая занимается рисками, называется risk management. Любое предприятия сталкивается с рисками в ходе своей работы. Такого рода риски носят название предпринимательских или хозяйственных. Задачей предпринимателя не является искать дело без риска, но минимизировать возможный риск. Две области, которые напрямую связаны с рисками – страховой и игорный бизнес.

Возможные источники рисков – непредвиденность конъюнктуры рынка, возможное изменение спроса, возможное изменение цен, поведение конкурентов, потребителей.

Схема классификации рисков:

 

 


- Природно-естественные

Финансовые риски
- Экологические

- Политические                                   

- Транспортные

- Коммерческие

Инвестиционные (риски прямых финансовых потерь, упущенной выгоды, снижения доходности)
Риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, ликвидности)
 (Имущественные, производственные, торговые)

Спекулятивные риски обусловлены тем, что рискуя можно что-то приобрести. Чистые риски связаны с потерями.

Имущественные риски связаны с частичной или полной потерей имущества (кража, халатное отношение). Финансовые риски обусловлены возможностью потерь финансовых ресурсов.

Субъективные факторы (регулируемые) называют те, которые имеют непосредственное отношение к данному предприятию, зависят от него.

К объективным (нерегулируемым) относят факторы независящие непосредственно от данного предприятия. К ним можно отнести инфляционные процессы, политические кризисы и прочее.

От предпринимателя требуется знать влияние на конечный результат различных рисков: в какой момент времени могут возникнуть, как могут повлиять на конечный результат и т.д.

Анализировать риски можно качественно и количественно. Цель качественного анализа: определить главные факторы риски и обозначить возможные области риска. Цель количественного анализа: численное определение размеров отдельного риска. Для определения возможного уровня потерь чаще всего используют области риска и коэффициент риска. Область риска -  некоторая зона потерь, в границах которой эти потери не превышают некоторого установленного уровня. Обычно выделяют пять зон: безрисковая, минимального риска, повышенного риска, критического риска, недопустимого риска. Коэффициент риска  можно рассчитать как отношение максимально возможного убытка к общему объему финансовых ресурсов предприятия.

R = Imax/Ф, где Ф – финансовые ресурсы предприятия; Imax – максимально возможный убыток.

Виды финансово-экономических рисков:

1. Риск неверного прогнозирования рынка;
Причины: отсутствие на фирме системы непрерывного прогнозирования рыночной среды.
Факторы: отсутствие на фирме специалистов по маркетингу и низкий уровень менеджмента предприятия.
Методы компенсации: привлечение специалистов по маркетингу, совершенствование управления предприятием, системы сбора и анализа экономической информации.

2. Риск нереализации на рынке вашего товара или услуги;
Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукта, замещение данной продукции другим видом, моральное устаревание продукции, снижение доходов потребителей;
Факторы: появление новых технологий, технического прогресса; экономический спад; зависимость принимаемых потребителями решений от «личных условий договора».
Методы компенсации: диверсификация производства, диверсификация структуры сбыта, создание базы данных о возможных потребителях продукции, использование различных форм маркетинга, обмен акциями с традиционным потреблением продукции; информирование потенциальных потребителей о ваших производственных планах.

3. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию;

Причины: потребитель решает тратить деньги на другие цели; нет денег.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей, неожиданное повышение цен отдельными предприятиями, низкая правовая культура руководителей.
Методы компенсации: предоплата продукции, страхование у третьих лиц, различные залоги, метод перекрестного владения акциями.

4. Риск отказа покупателя от оплаченной продукции и ее возврата;
Причины: несоответствие продукции к требованиям качества, невозможность использования потребителем данного вида продукции, решение потребителя переключиться на другой вид продукции.
Факторы риска: излишняя концентрированность предприятий на малом числе потребителей.
Методы компенсации: создание барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, в том числе могут быть применены меры горизонтальной интеграции; договор с конкурентами о разделе сфер влияния (необходимо иметь БД о потребителях (их запросы, бюджеты, процессы рынка)).

5. Риск срыва собственных производственных планов/инновационных проектов;
Причины: недостаток финансовых средств, неблагоприятные «погодные» условия, несоблюдение технологии, технические аварии, забастовки.
Факторы риска: недостаточные затраты на развитие новых технологий, нестабильность цен, социальное неравенство (диапазон социального неравенства).
Методы компенсации: развитие технологической базы, развитие стратегии технологического развития и технологической безопасности, стратегия социального развития предприятия, и увязка этой стратегии с возможностями предприятия, создание стратегии технико-экономического резервирования ресурсов.

6.  Риск неполучения внешних кредитов или инвестиций.
Причины: неблагоприятное впечатление инвестор, кредиторов и проч. относительно перспектив и возможностей вашего предприятия; неожиданная утечка негативной информации, публикация порочащих предприятие сведений, выступление потребителей с критикой предприятия.
Факторы риска: утрата контроля за имиджем предприятия, активные действия недобросовестных конкурентов, низкие затраты на маркетинг.
Методы компенсаций: организация целенаправленного маркетинга, информирование потребителей и инвесторов о продукции предприятия, индивидуальная работа с акционерами.

 

Методы управления рисками (с целью его снижения)

1. Уклонение;

a. Отказ от ненадежных партнеров;

b. Отказ от рисков проектов;

c. Страхование рисков;

d. Поиск гарантов.

2. Локализация;

a. Создание венчурных предприятий;

b. Создание специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов.

3. Рассеивание;

a. Распределение ответственности между участниками производства;

b. Распределение риска во времени;

c. Диверсификация инвестиций;

d. Диверсификация видов деятельности.

4. Компенсация;

a. Стратегическое планирование деятельности;

b. Прогнозирование внешней обстановки;

c. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой информации;

d. Создание системы резервов;

e. Активный целенаправленный маркетинг.

Принцип выбора метода управления рисками

1. Нельзя рисковать большим, чем тебе может позволить капитал;

2. Необходимо помнить о последствиях риска;

3. Нельзя рисковать многим ради малого;

4. Нельзя думать, что существует только одно решение.

Декабря 2009 г.

Банкротство предприятия

Законодательство по банкротству развивалось по британской и американской системе.

 

Британская – банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия.

Американская – цель: восстановить платежеспособность предприятия путем проведения дополнительных реорганизационных предприятий.

В настоящее время наблюдается сближение этих моделей.

Также может быть ликвидировано:

· По решению учредителей

· В связи с выполнением задач

· По признанию недействительности предприятия

· По решению суда

Банкротство не применяется к казенным предприятиям.

Банкротству повергаются предприятия, задолжавшие больше 500 МРОТ

Признаки банкротства:

· Существенные – неспособность предприятия удовлетворить требованиям кредиторов и обеспечить платежи в бюджет

· Внешние – приостановление текущих платежей в течение 3 месяцев со дня наступления сроков исполнения

Показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности. Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами (норма: >2)

2. Коэффициент обеспечения собственными средствами. Наличие у предприятия собственных оборотных средств (>0,1)

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (>1)

Если 1 или 2 ниже нормы, суд может инициировать процедуру банкротства. Но при положительном 3ем может передумать.

Рассматривается арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника.

Основанием для возбуждения дела может быть заявление кредитора, должника или прокурора.

Заявление прокурора может быть отозвано до возбуждения производства по делу.

Заявления кредитора и должника не отзываются.

Прокурор подает заявление при обнаружении умышленного (преднамеренного создания руководителем неплатежеспособности предприятия) или фиктивного (ложное объявление предприятия банкротом с целью введения в заблуждение своих кредиторов – для отсрочки, рассрочки платежей, скидок с долгов и т.д.) банкротства.

По рассмотрению дел суд может внести 3 варианта решения:

1. Приостановление производства по делу и проведение реорганизационных мероприятий (внешнее управление или санация (финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц, применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело) – при наличии ходатайства на их проведение).

Судом назначается арбитражный управляющий имуществом должника. Это применяется в случае, если предполагается, что есть возможность вывести предприятие из состояния банкротства. Все имущество принадлежит только ему. Он составляет план проведения внешнего управления, согласует его с кредиторами и доводит до сведения арбитражного суда. Вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов. 2 вариант – арбитражный управляющий понимает, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно и принимает решение о конкурсном производстве.

Те, кто получает санацию, обещает в полной мере расплатиться с кредиторами. В ГК существует 5 очередей, устанавливающих порядок выплат по долгам. Санация устанавливается на 18 месяцев, но уже через год должно быть оплачено 40% всех долгов. Если эти условия не выполняются, то санация прекращается и дело передается в конкурсное производство.

2. Решение о признании предприятия банкротом и открытие конкурсного производства, которое направлено на ликвидацию предприятия.

Цель – удовлетворить требования кредиторов. В процедуре принимает участие конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Также участвует собрание кредиторов, должник, заинтересованные лица. Собрание кредиторов тоже моет вносить предложения по кандидатуре конкурсного управляющего. Этот управляющий имеет возможность самостоятельно совершать сделки по отчуждению имущества должника, решать вопросы о сроках продажи имущества, способах реализации имущества и т.д. В конкурс не входит жилищный фонд (детские дошкольные учреждения и др. социальная инфраструктура), имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на хранение или имущество, которое представляет предмет залога. Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения его из единого государственного реестра.

Внесудебные процедуры.

Выплаты под надзором кредиторов, без участия суда.

Мировое соглашение между должником и кредитором об отсрочке, скидке, рассрочке и т.д. Происходит под контролем арбитражного суда. При этом через 2 недели должно быть выплачено по крайней мере 35%.

3. Решение об отклонении заявления в тех случаях. Когда выявлена фактическая состоятельность предприятия.

В 2007 г. было подано 67000 исков о банкротстве.

 Объявив себя банкротом предприятия, не дожидаясь, пока это сделают кредиторы, предприятие получает значительные выгоды. Таким образом можно отсрочить на 2 года выплату долгов. Аресты имущества снимаются и кредиторы ничего не могут сделать.

За это время нужно защитить свое имущество: продать фирму двоюродному брату, сдать в аренду и т.д., то есть по возможности уменьшить конкурсную массу.

Избежать иска о преднамеренном банкротстве можно избежать, распродавая имущество по частям. Нужно как можно раньше подать заявление о банкротстве. Должник может предложить кандидатуру арбитражного управляющего, который будет руководить в интересах предприятия должника. Он составляет главный документ – реестр требований кредиторов, вносит предложения о процедуре внешнего управления, вводит график платежей и т.д. если инициатива принадлежит кредиторам, то они заинтересованы в скорейшей продаже и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.092 с.)