Базовые концепции финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые концепции финансового менеджмента



Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых рамках теории финансов. Концепция (от лат. conception – понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции выражается основная точка зрения на данное явление.

В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции:

- денежного потока;

- временной оценки денег (временной ценности денежных ресурсов;

- компромисса между риском и доходностью;

- стоимости капитала;

- эффективности рынка капитала;

- ассиметричной информации;

- агентских отношений;

- альтернативных издержек (затрат упущенных возможностей);

- временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

 Концепция денежного потока. Одним из основных разделов работы финансового менеджера является выбор вариантов целесообразного вложения денежных средств. В частности, это делается в рамках анализа инвестиционных проектов, в основе которого лежит оценка денежного потока. Рассматриваемая концепция предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования и оценку риска, связанного с денежным потоком.

Концепция временной оценки денег. Она является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, не равноценны. Здесь уместна поговорка «время – деньги». Эта неравноценность определяется действием трех основных причин, а именно: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы денег, оборачиваемостью.

Инфляция приводит к перманентному обесценению денег, вызывает желание их куда-либо вложить, стимулирует инвестиционный процесс. Она объясняет, почему различаются деньги в разные периоды времени, вызывает необходимость осуществлять процесс дисконтирования и индексации доходов и расходов.

Риск неполучения ожидаемой суммы денег достаточно очевиден. Договорные отношения могут быть нарушены полностью или частично, денежные средства поступят позже или не поступят вообще.

Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств.

Эти причины необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение любого дохода в бизнесе связано с определенным риском. Связь между этими характеристиками прямо пропорциональная. Категория риска используется в оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала и др. Поэтому в финансовом менеджменте принимаются решения о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Концепция стоимости капитала. Одним из направлений деятельности финансового менеджера является поиск источников финансирования предприятия, формирование рациональной структуры капитала. За привлечение финансовых ресурсов предприятию приходится платить. В этой связи стоимость (цена) капитала становится одной из ключевых характеристик источников средств. При этом обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск акции – выплачивать дивиденды и т.п. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию источников финансирования. Количественная оценка стоимости капитала имеет важнейшее значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия.

Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономики большинство фирм в той или иной степени связано с рынком капиталов. Они могут выступать там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов. При этом под рынком капиталов понимается рынок кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т.п. Принятие решений и выбор поведения на рынке капиталов, активность операций тесно связаны с концепцией эффективности этого рынка. Следует отметить, что в данном случае термин «эффективность» понимается не в экономическом смысле, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Объем сделок по купле и продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Предположим, что на рынке, находящемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.

Концепция ассиметричной информации. Это концепция тесно связана с концепцией эффективности рынка капиталов. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации. Носителями такой информации чаще всего могут быть менеджеры и отдельные владельцы предприятий. Эта информация может использоваться ими различными способами.

Ассиметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый потенциальный инвестор имеет собственное мнение по поводу цены и внутренней стоимости финансового инструмента. Каждый полагает, что именно он обладает некой информацией, недоступной другим участникам рынка. Чем больше число участников придерживается такого мнения, тем активнее осуществляются операции купли-продажи.

Можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Некоторая информационная ассиметрия является непременным атрибутом, определяющим специфику рынка капитала, поскольку этот рынок весьма чувствителен к новой информации.

Концепция агентских отношений. Поскольку большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, то интересы владельцев фирмы и ее управленческого персонала могут не совпадать. Чтобы в определенной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы фирмы вынуждены нести так называемые агентские издержки.

Концепция альтернативных издержек. Принятие любого решения финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта. Обычно решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, выражаемых в виде абсолютных или относительных показателей.

Концепция альтернативных затрат имеет важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора политики кредитования покупателей и др.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Смысл ее состоит в том, что предприятие однажды возникнув, будет существовать вечно. Безусловно, эта концепция в известном смысле условна. Все имеет начало и конец, например, в учредительных документах может быть предусмотрен срок функционирования конкретного предприятия. Основывая предприятие, учредители обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок.

Эта концепция очень важна. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на фондовом рынке, дает возможность использования фундаменталистского подхода для оценки финансовых активов и т.д.

Эта концепция регулируется основными законодательными и нормативными документами. Например, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» указано, что общество создается без ограничения сроков, если иное не установлено его уставом.

Капитал и активы фирмы

Любой бизнес, деятельность любого предприятия начинаются с вложения денежных средств. В этой связи первое понятие, которое мы рассмотрим, – это «капитал». Оно произошло от немецкого слова «kapital», что в переводе означает главное имущество (от латинского capitalis – главный).

Капитал – наличные деньги и другие средства, вложенные в предприятие (в бизнес), с тем чтобы оно могло начать и (или) продолжить хозяйственную деятельность с целью получения прибыли.

Другими словами, капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Структуру капитала можно представить в виде схемы (pис. 1.2)

                                                 

Рис. 1.2. Структура капитала и активов фирмы

Здесь К – капитал; СК – собственный капитал; ПК – первоначальный капитал; Пр – прибыль к распределению; ЗК – заемный капитал; ДО – долгосрочные обязательства; КО – краткосрочные обязательства; ВнА – внеоборотные активы; ФВ – финансовые вложения; НА – нематериальные активы; ОА – основные активы; ТА – текущие активы (ОС – оборотные средства); ЗЗ – запасы и затраты; ДЗ – дебиторская задолженность; ДС – денежные средства.

Структура капитала характеризует соотношение собственного и заемного капитала во вложенном в фирму капитале, а также удельный вес каждого элемента в общей сумме капитала.

Появились два новых понятия: собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал (СК) или собственные средства это та часть капитала, которая принадлежит организации (предприятию) и которая состоит из первоначального (уставного, складочного) капитала (ПК) и полученной прибыли к распределению (Пр) (после выплаты дивидендов):

СК = ПК + Пр.

Заемный капитал (ЗК) – это финансовые обязательства предприятия, т.е. кредиты и займы, предоставленные предприятию для финансирования его операций. Они могут принимать форму долгосрочных обязательств (ДО) (кредитов и займов) и краткосрочных (КО).

Долгосрочные обязательства – обязательства (кредиты и займы), которые погашаются не раньше, чем через год.

Краткосрочные обязательства – это кредиты и все долговые обязательства, срок погашения которых менее 1 года, т. е. они должны быть погашены в течение года.

Краткосрочные обязательства включают:

а) краткосрочные кредиты банков;

б) расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность) (КЗ), которые, в свою очередь, включают:

· расчеты с поставщиками и разными кредиторами;

· задолженность по издержкам к оплате;

· задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и др.

Все рассмотренные обязательства отражают пассивы предприятия.

Итак, мы рассмотрели состав вложенного в фирму капитала. Другими словами, вложенный капитал – это собственный и заемный капитал, инвестированный в бизнес. Во что инвестирует предприятие капитал? Ответ прост – в активы. К последним относятся внеоборотные активы и текущие (оборотные средства).

Внеоборотные активы (ВнА) – имущество, которое имеет стоимость и которое приобретается предприятием в целях производства товаров или услуг, а не для продажи. Это долгосрочные активы, срок обращения которых свыше одного года. К ним относятся финансовые вложения, нематериальные активы и основные средства. При этом к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных, из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование, «ноу-хау» и др. К нематериальным активам относятся также права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы. Финансовые вложения – это долгосрочные вложения (инвестиции) в ценные бумаги (акции, облигации) других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, первоначальные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятиям займы. Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (земля, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т. д.)

Текущие активы (оборотные средства) ТА(ОС) – имущество, которое обладает стоимостью и которое при нормальном функционировании предприятия может быть обращено в денежные средства в течение следующих 12 месяцев. Это средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, натурально-вещественным содержанием которых являются предметы труда, которые участвуют только в одном производственном цикле, полностью потребляются в нем, утрачивая свою натурально-вещественную форму. Фонды обращения включают в себя запасы готовой продукции, средства в расчетах и денежные средства.

Текущие активы можно разделить на 3 группы: 1) денежные средства (ДС) – это деньги в кассе, на расчетном и других счетахв банке, векселя и ценные бумаги; 2) дебиторская задолженность (ДЗ) – задолженность по расчетам за товары, работы и услуги с дебиторами (дебиторы – лица, которые должны деньги за товары, работы и услуги, уже полученные ими); 3) запасы и затраты(ЗЗ) – это запасы сырья, материалов, которые должны быть использованы для производства продукции; незавершенное производство; запасы готовой продукции.

Таким образом, мы рассмотрели предприятие в его, так называемой, балансовой форме, т. е. как совокупность активов и пассивов, а также их структуру.

С позиций финансового менеджмента статьи, относящиеся к активной стороне баланса, называются инвестиционными решениями, а статьи пассивной стороны баланса называются решениями по выбору источников финансирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.019 с.)