Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: понятие финансового менеджмента.

Поиск

М.И. Черутова

 

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Учебное пособие

 

 

Братск 2020

 

УДК 65.0:658.14

 

Черутова М.И.Финансовый менеджмент: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Братск: ФГБОУ ВО "БрГУ", 20208. – 179 с..

 

 

Рассматриваются понятие финансового менеджмента и методологические основы принятия финансовых решений. Дается понятие и классификация источников финансирования, а также рассматриваются вопросы управления пассивами коммерческой организации. Приведены основные положения управления результатом и затратами, операционного анализа и максимизации прибыли. Представлены вопросы управления активами, включая управление инвестициями и текущими активами. Рассматриваются положения финансового планирования.

 

Предназначено для студентов очной, заочной форм обучающихся по направлению бакалаврской подготовки  Менеджмент, а также для других экономических направлений.

 

 

Рецензенты: доктор экономических наук И.В.Федоссев

            доктор экономических наук, профессор Каверзина Л.А.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................5

ТЕМА 1: ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Мктодологические основы принятия финансовых решений.................6

1.1. Финансовый менеджмент как система управления............................................................6

1.2.Базовые концепции финансового менеджмента.................................................................12

1.3.Капитал и активы предприятия............................................................................................15

1.4.Базовые показатели финансового менеджмента................................................................18

1.5.Регулирование экономической рентабельности.................................................................22

1.6.Финансовая модель предприятия.

Финансовая, инвестиционная и текущая деятельность предприятия....................................23

1.7.Особенности финансов предприятий различных

организационно-правовых форм................................................................................................25

1.8.Практическая часть................................................................................................................39

ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИРМЫ...................46

2.1.Классификация источников финансирования....................................................................46

2.2.Политика привлечения заемных средств............................................................................48

2.3.Эффект финансового рычага................................................................................................49

Выбор рациональной структуры источников средств фирмы.

Пороговое значение НРЭИ.........................................................................................................54

2.5.Факторы, влияющие на принятие решения о структуре капитала...................................58

2.6.Практическая часть................................................................................................................60

ТЕМА 3: ЦЕНА КАПИТАЛА. СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА.......................................................68

3.1.Цена (стоимость) капитала...................................................................................................68

3.2.Управление собственным капиталом..................................................................................73

3.3.Стоимость бизнеса.................................................................................................................75

3.4.Практичекая часть.................................................................................................................80

ТЕМА 4: РЕГУЛИРОВАНИЕ МАССЫ

И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ...............................................84

4.1.Прибыль как источник собственных средств. Факторы, ее определяющие....................84

4.2.Эффект операционного (производственного) рычага........................................................86

4.3.Порог рентабельности и запас финансовой прочности....................................................90

4.4.Распределение прибыли. Дивидендная политика..............................................................99

4.5.Практичекая часть...............................................................................................................105

ТЕМА 5: УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ.......................................................................111

5.1.Инвестиционная политика..................................................................................................111

5.2.Формирование бюджета капиталовложений....................................................................118

5.3.Оценка эффективности инвестиционных проектов.........................................................120

5.4.Практичекая часть...............................................................................................................122

ТЕМА 6: УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

(ТЕКУЩИМИ АКТИВАМИ)..................................................................................................127

6.1. Понятие текущих активов и их основные характеристики............................................127

6.2. Политика фирмы в области управления оборотными средствами................................131

6.3. Виды стратегий финансирования текущих активов.......................................................135

6.4. Управление запасами.........................................................................................................139

6.5. Управление дебиторской задолженностью......................................................................145

6.6. Управление денежными средствами................................................................................149

6.7.Практичекая часть...............................................................................................................154

ТЕМА 7: ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ......................................................................163

7.1.Финансовое планирование, основные определения.

Виды планирования...................................................................................................................163

7.2. Система бюджетного планирования.................................................................................165

7.3.Практичекая часть...............................................................................................................175

Список Литературы.........................................................................................................181

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективная деятельность предприятий, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются уровнем управления финансами.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Размер прибыли и налогов, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство, выбор источников финансирования – эти и другие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди руководителей коммерческих организаций.

В этой связи возникает необходимость подготовки квалифицированных специалистов. Цель настоящего учебного пособия – ознакомить студентов с основами финансового менеджмента, его теорией; научить их методам, приемам и некоторым секретам работы с финансами предприятий.

Предметом дисциплины «Финансовый менеджмент» является механизм управления денежными фондами и финансовыми отношениями конкретного предприятия. Ее главная задача – сформировать у студентов целостную систему знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, о технологии управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта. В результате они смогут понять, что ключевой фигурой в управлении коммерческой организацией, наряду с руководителем, становится финансовый менеджер (финансовый директор), т. к. он принимает инвестиционные решения и решения по выбору источников  финансирования.

 


План

Капитал и активы фирмы

Любой бизнес, деятельность любого предприятия начинаются с вложения денежных средств. В этой связи первое понятие, которое мы рассмотрим, – это «капитал». Оно произошло от немецкого слова «kapital», что в переводе означает главное имущество (от латинского capitalis – главный).

Капитал – наличные деньги и другие средства, вложенные в предприятие (в бизнес), с тем чтобы оно могло начать и (или) продолжить хозяйственную деятельность с целью получения прибыли.

Другими словами, капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Структуру капитала можно представить в виде схемы (pис. 1.2)

                                                 

Рис. 1.2. Структура капитала и активов фирмы

Здесь К – капитал; СК – собственный капитал; ПК – первоначальный капитал; Пр – прибыль к распределению; ЗК – заемный капитал; ДО – долгосрочные обязательства; КО – краткосрочные обязательства; ВнА – внеоборотные активы; ФВ – финансовые вложения; НА – нематериальные активы; ОА – основные активы; ТА – текущие активы (ОС – оборотные средства); ЗЗ – запасы и затраты; ДЗ – дебиторская задолженность; ДС – денежные средства.

Структура капитала характеризует соотношение собственного и заемного капитала во вложенном в фирму капитале, а также удельный вес каждого элемента в общей сумме капитала.

Появились два новых понятия: собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал (СК) или собственные средства это та часть капитала, которая принадлежит организации (предприятию) и которая состоит из первоначального (уставного, складочного) капитала (ПК) и полученной прибыли к распределению (Пр) (после выплаты дивидендов):

СК = ПК + Пр.

Заемный капитал (ЗК) – это финансовые обязательства предприятия, т.е. кредиты и займы, предоставленные предприятию для финансирования его операций. Они могут принимать форму долгосрочных обязательств (ДО) (кредитов и займов) и краткосрочных (КО).

Долгосрочные обязательства – обязательства (кредиты и займы), которые погашаются не раньше, чем через год.

Краткосрочные обязательства – это кредиты и все долговые обязательства, срок погашения которых менее 1 года, т. е. они должны быть погашены в течение года.

Краткосрочные обязательства включают:

а) краткосрочные кредиты банков;

б) расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность) (КЗ), которые, в свою очередь, включают:

· расчеты с поставщиками и разными кредиторами;

· задолженность по издержкам к оплате;

· задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и др.

Все рассмотренные обязательства отражают пассивы предприятия.

Итак, мы рассмотрели состав вложенного в фирму капитала. Другими словами, вложенный капитал – это собственный и заемный капитал, инвестированный в бизнес. Во что инвестирует предприятие капитал? Ответ прост – в активы. К последним относятся внеоборотные активы и текущие (оборотные средства).

Внеоборотные активы (ВнА) – имущество, которое имеет стоимость и которое приобретается предприятием в целях производства товаров или услуг, а не для продажи. Это долгосрочные активы, срок обращения которых свыше одного года. К ним относятся финансовые вложения, нематериальные активы и основные средства. При этом к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных, из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование, «ноу-хау» и др. К нематериальным активам относятся также права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы. Финансовые вложения – это долгосрочные вложения (инвестиции) в ценные бумаги (акции, облигации) других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, первоначальные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятиям займы. Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (земля, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т. д.)

Текущие активы (оборотные средства) ТА(ОС) – имущество, которое обладает стоимостью и которое при нормальном функционировании предприятия может быть обращено в денежные средства в течение следующих 12 месяцев. Это средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, натурально-вещественным содержанием которых являются предметы труда, которые участвуют только в одном производственном цикле, полностью потребляются в нем, утрачивая свою натурально-вещественную форму. Фонды обращения включают в себя запасы готовой продукции, средства в расчетах и денежные средства.

Текущие активы можно разделить на 3 группы: 1) денежные средства (ДС) – это деньги в кассе, на расчетном и других счетахв банке, векселя и ценные бумаги; 2) дебиторская задолженность (ДЗ) – задолженность по расчетам за товары, работы и услуги с дебиторами (дебиторы – лица, которые должны деньги за товары, работы и услуги, уже полученные ими); 3) запасы и затраты(ЗЗ) – это запасы сырья, материалов, которые должны быть использованы для производства продукции; незавершенное производство; запасы готовой продукции.

Таким образом, мы рассмотрели предприятие в его, так называемой, балансовой форме, т. е. как совокупность активов и пассивов, а также их структуру.

С позиций финансового менеджмента статьи, относящиеся к активной стороне баланса, называются инвестиционными решениями, а статьи пассивной стороны баланса называются решениями по выбору источников финансирования.

 

Варианты расчета ЭР

Номер варианта Коммерческая маржа, % Коэффициент трансформации Экономическая рентабельность, %
1 3 10 30
2 5 6 30
3 6 5 30
4 10 3 30
5 15 2 30
6 30 1 30

 

Этот пример можно проиллюстрировать графиком (см. рис. 1.4). На рисунке представлены зоны сочетания КТ и КМ. У большинства предприятий значения КТ и КМ попадают в 1, 2 и 5-ю зоны. При этом любое снижение к зоне 4 опасно, т. к. может привести к падению экономической рентабельности.

Рис. 1.4. Регулирование экономической рентабельности

 

Таким образом, мы можем получить желаемый уровень рентабельности, повышая коммерческую маржу при неизменном коэффициенте трансформации либо повышая коэффициент трансформации при неизменной коммерческой марже. В свою очередь, на КМ влияют такие факторы, как цены, объем и структура затрат и т.п. КТ складывается под воздействием отраслевых условий, а также экономической стратегии фирмы, которая определяется условиями оборачиваемости активов. И если условно выделить два основных фактора, влияющих на рассматриваемые показатели (цены и оборачиваемость активов), то фирме нужно постоянно лавировать между высокими ценами и низкой оборачиваемостью либо между низкими ценами и высокой оборачиваемостью, т. е. принимать правильные решения по регулированию экономической рентабельности.

Практическая часть

 

1. Что такое финансовый менеджмент?

2. Из каких элементов складывается управляющая подсистема финансового менеджмента?

3. Какие элементы включает в себя управляемая подсистема финансового менеджмента?

4. Перечислите функции финансового менеджмента.

5. Что такое финансовые методы? Назовите основные из них.

6. Что такое финансовые инструменты?

7. Что относится к финансовым инструментам?

8. Какая информация используется при принятии управленческих решений в финансовом менеджменте?

9. Перечислите базовые концепции финансового менеджмента, коротко расскажите о каждой из них.

10. Что такое капитал?

11. Представьте структуру капитала фирмы.

12. В какие активы вкладывается капитал?

13. Перечислите абсолютные базовые показатели финансового менеджмента и дайте их определение.

14. Перечислите основные относительные показатели финансового менеджмента и дайте их определение.

15. С помощью каких показателей можно регулировать экономическую рентабельность?

16. Дайте понятие финансовой модели предприятия.

Задача1

На основании данных баланса предприятия провести горизонтальный и вертикальный анализ, построить структурные схемы актива и пассива баланса, прокомментировать полученные результаты.

Баланс предприятия на 2007 г.

АКТИВ

Код строки

Сумма, тыс. руб.

На начало периода На конец периода Изменения
I. Внеоборотные активы        
Нематериальные активы 110 2200 1700  
Основные средства 120 10150 10800  
Незавершенное производство 130 2850 3300  
Долгосрочные финансовые вложения 140 2500 3000  
Прочие внеоборотные активы 150 - -  
Итого по разделу 1 190 17700 18800  
II.Оборотные активы        
Запасы 210 14745 20095  
Дебиторская задолженность 240 6615 10350  
Краткосрочные финансовые вложения 250 1600 1460  
Денежные средства 260 3440 4045  
Итого по разделу II 290 28000 38000  
Б А Л А Н С 300 45700 56800  
         

ПАССИВ

Код строки

Сумма, тыс.руб.

На начало периода На конец периода Изменения
III.Капитал и резервы        
Уставный капитал 410 10000 10000  
Добавочный капитал 420 7550 8300  
Резервный капитал 430 1200 1700  
Нераспределенная прибыль 460 6250 9500  
Итого по разделу III 490 25000 29500  
IV.Долгосрочные обязательства        
Займы и кредиты 510 5000 5300  
Прочие долгосрочные пассивы 520 - -  
Итого по разделу IV 590 5000 5300  
V.Краткосрочные обязательства        
Займы и кредиты 610 8200 10200  
Кредиторская задолженность 620 7300 11360  
Задолженность учредителям по выплате доходов 630 - 140  
Резервы предстоящих расходов 650 200 300  
Прочие краткосрочные пассивы 660 - -  
Итого по разделу V 690 15700 22000  
Б А Л А Н С 700 45700 56800  

 

Задача 2

       Имеются данные по коммерческой организации за отчетный период, млн. руб.:

       1. Себестоимость продукции                                       - 200

                   в т.ч.:

       - материальные затраты                                                - 100;

       - расходы на оплату труда                                            - 60;

       - отчисления на социальные нужды                            - 20;

       - амортизационные отчисления                                   - 14;

       - налоги и другие расходы                                            - 6,3;

       - проценты за пользование банковским кредитом    - 4.

       3. Прибыль                                                                     - 12,3.

Необходимо определить основные абсолютные показатели финансового менеджмента: добавленную стоимость, брутто результат эксплуатации инвестиций, нетто результат эксплуатации инвестиций, балансовую прибыль.

Задача 3

       На основании данных по предприятию необходимо определить основные относительные показатели финансового менеджмента: экономическую рентабельность активов, коммерческую маржу, коэффициент трансформации. Выявить причины, сложившегося уровня экономической рентабельности.

Исходные данные по предприятию за отчетный период, млн. руб.:

1. Выручка от реализации продукции                                    - 810

2. Доходы от долевого участия в деятельности других

предприятий                                                                              - 54

3. Доходы от реализации ценных бумаг                                - 36

4. Прибыль                                                         - 75

5. Проценты за банковский кредит в составе себестоимости - 15

6. Итог актива баланса предприятия                                      - 1800.

 

Финансовый менеджмент - это

1.Система управления движением финансовых ресурсов, фондами денежных средств, финансовыми отношениями на предприятии

2.Одна из функций общего менеджмента, реализуемая в форме процесса управления инвестированием предпринимательской деятельности.

3.Совокупность форм, методов и приемов антикризисного управления на предприятии

2

Отметьте правильные ответы

Общие функции финансового менеджмента:

1.Планирование

2.Максимизация прибыли

3.Контроль

4.Анализ

5.Стимулирование

6.Обеспечение воспроизводства

7.Учет

3

Отметьте правильные ответы

Конкретные функции финансового менеджмента:

1.Сбор и обработка данных финансовой отчетности

2.Принятие долгосрочных инвестиционных решений

3.Определение оптимальной структуры активов

4.Координирование деятельности подразделений предприятия

5.Принятие долгосрочных инвестиционных решений по выбору источников финансирования

6.Учет

7.Контроль

Цель и задачи финансового менеджмента

4

Отметьте правильные ответы

Цели финансового менеджмента:

1.Систематическое получение прибыли

2.Сбалансированность баланса предприятия

3.Жесткое соблюдение рекомендованных законодательством основных показателей финансово-хозяйственной деятельности

4.Максимизация рыночной стоимости фирмы

5.Рост доходов акционеров

5

Отметьте правильные ответы

Задачи финансового менеджмента для реализации цели:

1.Формирование и поддержание конкурентоспособности продукции

2.Минимизация расходов

3.Систематическое получение прибыли

4.Рост доходов акционеров

5.Рост объемов производства и реализации продукции

Базовые концепции финансового менеджмента

6

Отметьте правильный ответ

Ценная бумага

1.Акция 2.Облигация 3.Вексель А.Содержащая обязательство, выданные одной стороной, выплатить определенную сумму другой стороне. Б.Подтверждающая внесение ее владельцем денежных средств в уставный капитал В.Закрепляющая право ее держателя на получение номинальной стоимости и процента

Информационное обеспечение финансового менеджмента

11

Дополните

Сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся – это ………..

12

Отметьте правильные ответы

К информационному обеспе6чению финансового менеджмента относятся:

1.Источники финансового права

2.Источники трудового права

3.Нормативные документы

4.Бухгалтнрская отчетность

5.Сведения бирж, специальных агентств

6.Основные фонды

Капитал и активы предприятия

13

Отметьте правильный ответ

Капитал – это

1. Средства, которые принадлежат участникам предприятия

2.Финансовые обязательства предприятия

3.Наличные деньги и другие средства, вложенные в предприятие с тем, чтобы оно могло начать и(или) продолжить хозяйственную деятельность с целью получения прибыли

14

Установите соответствие

1.Долгосрочные обязательства

2.Краткосрочные обязательства

А.Долгосрочные кредиты Б.Краткосрочные кредиты В.Кредиторская задолженность Г.Долгосрочные займы

15

Установите соответствие

А.Внеоборотные активы

Б.Текущие активы

1.Основые активы 2.Дебиторская задолженность 3.Денежные средства 4.Запасы и затраты 5.Нематериальные активы 6.Долгосрочные финансовые вложения

Базовые показатели финансового менеджмента

16

Установите соответствие

1.Выручка от реализации

2.Добавленная стоимость

3.Оборот

А.Разница между стоимостью продукции и материальными расходами. Б.Сумма выручки от реализации и внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов). В.Сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет за проданную продукцию.

17

Установите соответствие

1.Прибыль

2.Брутто-результат эксплуатации инвестиций

3.Нетто-результат эксплуатации инвестиций

А.Разница между добавленной стоимостью и расходами на оплату труда. Б.Прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов. В. Разница между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью.

18

Установите соответствие

План

Эффект финансового рычага

Эффект финансового рычага

 

Финансовый леверидж (рычаг) связан с использованием заемных средств. Он характеризуется отношением заемных и собственных средств, составляющих структуру капитала. Чем больше заемных средств, тем выше финансовый леверидж. Но это еще не означает, что эффект от использования заемных средств также будет выше. Эффект будет зависеть еще и от соотношения средней расчетной ставки процента и экономической рентабельности активов фирмы. Для того чтобы прочувствовать эффект финансового рычага, возьмем в качестве примера два предприятия с одинаковыми финансовыми показателями, но с различной структурой капитала. Для целей анализа из состава заемных средств предприятия необходимо вычесть сумму кредиторской задолженности, соответственно на эту величину следует уменьшить объем актива и пассива баланса. Это позволит определить эффект финансового рычага непосредственно от получения кредитов и займов, т.е. от заемных средств в полном смысле этого слова [2]. У предприятия А пассив, равный 2 000 тыс. руб., полностью состоит из собственных средств. У предприятия Б в пассиве, равном 2 000 тыс. руб., 1 000 тыс. руб. – собственные средства и 1 000 тыс. руб. – заемные (кредиты и займы). Нетто – результат эксплуатации инвестиций – у обоих предприятий одинаковый – 400 тыс. руб. Экономическая рентабельность этих предприятий также будет одинаковой. Она определяется отношениемНРЭИ(400 тыс. руб.) к активу (актив = пассив = = 2 000 тыс. руб.):

.

Рассчитаем рентабельность собственных средств, не вычитая налогов из НРЭИ. Предприятие А весь НРЭИ получает за счет собственных средств, которые покрывают весь актив. Рентабельность собственных средств для него будет равна экономической рентабельности активов, т. е. 20 %:

РССА = ЭР.                                                   (2.1)

Предприятие Б из НРЭИ, равного 400 тыс. руб., сначала вычитает проценты за пользование кредитом. При условной средней ставке процента 15 % эти издержки составят 150 тыс. руб. (15 % от 1 000 тыс. руб. заемных средств). Рентабельность собственных средств предприятия Б будет равна

.

Итак, при одинаковой экономической рентабельности в 20 % имеем различную рентабельность собственных средств, получаемую в результате иной структуры финансовых источников. Эта разница в пять процентных пунктов и есть эффект финансового рычага (ЭФР).

РССБ = ЭР + ЭФР.                                                  (2.2)

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего [2].

Рассмотренный выше пример показывает эффект финансового рычага предприятия до выплаты им налогов. В реальной жизни все юридические лица платят налоги, что несколько понижает эффект финансового рычага. Проиллюстрируем это на примере расчета чистой рентабельности собственных средств (см. табл. 2.2).

Разница между чистой рентабельностью собственных средств предприятий Б и А (19–15,2) составила 3,8 %. Она показывает эффект финансового рычага в условиях налогообложения. Налогообложение сократило, таким образом, эффект финансового рычага.
В этом случае чистая рентабельность собственных средств для предприятия, использующего только их, будет равна

РССч = К × ЭР,                                                        (2.3)

где К – коэффициент, учитывающий налоговые изъятия.

 

Таблица 2.2

Расчет чистой рентабельности собственных средств

Показатели

Предприятие

  А Б
НРЭИ, тыс. руб. 400 400
Финансовые издержки по заемным средствам, тыс. руб. 150
Прибыль, подлежащая налогообло­жению, тыс. руб. 400 250
Налог на прибыль (ставка 20 %) 80 50
Чистая прибыль, тыс. руб. 320 200
Чистая рентабельность собственных средств, % 16 % 20 %

 

А для предприятия, использующего заемные средства, чистая рентабельность собственных средств будет выше на величину эффекта финансового рычага:

.                                            (2.4)

Эффект финансового рычага (ЭФР) можно разложить на составляющие: дифференциал (Д) и плечо финансового рычага (ПЛ). Дифференциал (от латинского differentia) – разность.

В нашем случае это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (СРСП):

.                                                     (2.5)

Средняя расчетная ставка процента характеризует среднюю цену, в которую обходятся предприятию заемные средства. Она определяется как отношение всех фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период (ФИ) к общей сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде (ЗС):

.                                              (2.6)

Вторая составляющая эффекта финансового рычага – плечо рычага – характеризует силу его воздействия. Это соотношение между заемными (ЗС) и собственными средствами (СС).

.                                                        (2.7)

Соединим все составляющие и получим формулу эффекта финансового рычага:

                                                    (2.8)

или

.                                 (2.9)

Коэффициент К вводится в связи с тем, что в реальных условиях уровень эффекта финансового рычага снижается на величину налоговых изъятий. Коэффициент К определяется как разница между единицей и ставкой налогообложения прибыли в долях единицы. Если ставка налога на прибыль, например, равна 20 %, то К будет равен 0,80 (1–0,20).

Рассчитаем по указанной формуле эффект финансового рычага для нашего примера:

.

Расчет подтвердил полученный ранее вывод о разнице между чистой рентабельностью предприятий А и Б в условиях налогообложения.

Если эффект финансового рычага дает приращение к рентабельности собственных средств, то можно найти такой его уровень, который бы компенсировал налоговые изъятия за счет использования заемных средств. Воспользуемся формулой (2.4), которая учитывает налоговые изъятия. Мы хотим их компенсировать, т. е. получить чистую рентабельность собственных средств на уровне их рентабельности без налоговых изъятий. Для этого приравняем указанные показатели:

РССч = К × ЭР + ЭФР = РСС.                             (2.10)

Из полученной формулы выведем значение ЭФР:

ЭФР = РСС – К × ЭР.                                                     (2.11)

В нашем примере чистая рентабельность собственных средств предприятия Б равна 19 %. Но мы хотели бы возместить налоговые изъятия и довести уровень рентабельности до рассчитанного ранее значения без учета налогов, т. е. до 25 %. В таком случае эффект финансового рычага должен быть на уровне 9 %:

ЭФР = 25 – 0,80 × 20 = 25 – 16 = 9 %.

Для этого предприятию нужно либо почти в 3 раза увеличить объем заемных средств, либо повысить экономическую рентабельность активов, либо делать то и другое одновременно, не забывая о том, что средняя расчетная ставка процента может возрасти.

Используя рассмотренную формулу эффекта финансового рычага, можно определить безопасный объем заемных средств и возможные условия кредитования. Но необходимо осознать те глубокие противоречия и неразрывную связь, которые существуют между дифференциалом и плечом рычага.

Обе эти составляющие пропорционально действуют на ЭФР. При наращивании заемных средств растет и плечо финансового рычага, а следовательно, и ЭФР, что одновременно приводит к росту и финансовых издержек по обслуживанию долга. При наращивании плеча рычага банк склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего товара – кредита. Средняя расчетная ставка процента, следовательно, возрастет, а это приведет к сокращению дифференциала и снижению уровня ЭФР. Причем степень влияния двух составляющих ЭФР различна. Поэтому предприятию следует вначале тщательно проанализировать сложившиеся показатели, а потом принимать решение об увеличении заемных средств.

Продолжим рассмотрение примера. Допустим, что предприятию Б удалось увеличить заемные средства в 3 раза, т. е. плечо рычага возрастет до 3 (ЗС = 3 000 тыс. руб.; СС = 1 000 тыс. руб.). При этом можно предположить, что кредитор повысит цену за кредит и средняя расчетная ставка процента возрастет примерно до 18 %. Тогда уровень ЭФР составит 4,8 %:

ЭФР = 0,80 × (20 – 18) × 3 = 4,8 %.

Для предприятия Б это лучше, чем прежние 4 % прибавки к рентабельности собственных средств, значит, новый кредит признается выгодным. Но это возрастание обеспечено благодаря опоре на утроенное плечо рычага при снижении дифференциала. На это уже нужно обратить внимание и задуматься над дальнейшим заимствованием средств.

Предположим далее, что банкир увеличивает цену своего «товара» и средняя расчетная ставка процента возрастает до 19 %:

ЭФР = 0,80 × (20 – 19) × 3 = 2,4 %.

При увеличении СРСП всего лишь на 1 % ЭФР падает в 2 раза (на 2,4 %)! Чтобы сохр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.122 (0.012 с.)