Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые показатели финансового менеджмента

Поиск

 

Как отмечалось в предыдущем подразделе, капитал инвестируется в активы фирмы. Любая фирма использует (эксплуатирует) свои активы (имущество) для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее – продукция).

Продукция имеет стоимость. С позиций финансового ме-неджмента нас будет интересовать ее движение и состав по элементам. В этой связи рассмотрим ряд показателей, поэтапно включающих отдельные элементы стоимости (см. рис. 1.3).

Выручка от реализации продукции (ВР). Это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет коммерческой организации за реализованную продукцию. За счет выручки от реализации фирма возмещает расходы на производство и сбыт продукции, выполняет обязательства перед финансово-кредитной системой государства, осуществляет свое производственное и социальное развитие, выплачивает дивиденды. Этот показатель включает в себя все элементы стоимости продукции.

Добавленная стоимость (ДС). Этот показатель широко известен за рубежом и в нашей стране в связи с уплатой налога на добавленную стоимость. Ею можно определить как разницу между стоимостью продукции и стоимостью потребленных для ее производства материальных ресурсов и услуг других организаций. Он обозначает ту часть стоимости продукции, которую создала данная фирма и добавила ее к стоимости материальных затрат. Данный показатель свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и его вкладе в создание национального дохода. [2]

 

Рис. 1.3. Состав стоимости продукции. Базовые показатели финансового менеджмента

Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Этот показательполучается за вычетом из добавленной стоимости расходов по оплате труда, является промежуточным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия и характеризует прибыль до вычета амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налогов.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ). Определяется как разница между БРЭИ и затратами на восстановление основных фондов (амортизационные отчисления). Этот показатель включает прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов. Упрощенно его можно рассчитать, прибавлением к прибыли процентов за кредит, относимых на себестоимость продукции.

Прибыль. До уплаты налогов определяется путем вычитания из стоимости продукции ее себестоимости. А если из прибыли вычесть налоги, то останется чистая прибыль. Этот показатель характеризует конечную цель деятельности фирмы.

Оборот. Определяется как сумма выручки от реализации и внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов), характеризует масштабы деятельности фирмы и средства, которыми она оперирует на рынке.

Рассмотренные показатели являются абсолютными показателями финансового менеджмента. Но для более полной оценки финансового состояния фирмы, для определения ее эффективности используются относительные показатели. Рассмотрим основные из них.

Экономическая рентабельность активов (ЭР) определяется отношением НРЭИ к объему актива баланса (А):

%.                                             (1.1)

В практике используется другой вариант этого показателя – чистая рентабельность активов. Он определяется как отношение чистой прибыли после уплаты налогов (ЧП) к объему актива баланса:

%.                                                   (1.2)

Экономическая рентабельность – это жизненно важный показатель для предприятия, характеризующий его прибыльность. Достаточный уровень данного показателя – залог будущих успехов фирмы.

Преобразуем формулу экономической рентабельности, сначала умножив ее на показатель «оборот» (ОБ), а затем разделив на него же. От такой операции величина рентабельности не изменится:

.

Преобразование формулы позволит определить, какие факторы в наибольшей степени повлияли на экономическую рентабельность. В этой формуле появляются еще два относительных показателя: коммерческая маржа и коэффициент трансформации.

Коммерческая маржа (КМ) определяется в процентах отношением НРЭИ к обороту:

%.                                               (1.3)

Этот показатель показывает, какой результат эксплуатации инвестиций дает каждый рубль оборота. Он называется также экономической рентабельностью оборота или рентабельностью продаж.

Коэффициент трансформации (КТ) определяется отношением оборота к активу:

.                                                               (1.4)

Он показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля активов. Его можно назвать оборачиваемостью активов, т. е. он показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

Аналогичным образом можно преобразовать формулу чистой рентабельности активов, умножив и разделив ее на показатель «оборот»:

.

Таким образом, мы определяем, что на чистую рентабельность активов влияют чистая рентабельность оборота и оборачиваемость активов.

Чистая рентабельность оборота (ЧРО) определяется отношением чистой прибыли к обороту (выражается также в процентах)

%.                                                  (1.5)

Кроме того, в практике финансового менеджмента используется показатель рентабельности собственных средств фирмы (РСС). Он определяется как отношение НРЭИ за минусом финансовых издержек по заемным средствам (ФИ) к стоимости собственных средств (СС):

%.                                    (1.6)

В такой трактовке данный показатель характеризует результат эксплуатации инвестиций, полученный от использования собственных средств.

Можно применить и другую модификацию этого показателя – чистая рентабельность собственных средств(РССЧ). В этом случае в числителе нужно поставить чистую прибыль:

%.                                               (1.7)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.007 с.)