Выпускная квалификационная работа (дипломная) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа (дипломная)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ)

на тему: «Налогообложение акционерных обществ»

 

 

Зав. кафедрой «Финансы»

к.э.н., доцент                                               М.С. Шмулевич

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент                                               М.С. Шмулевич

 

Студент гр. ЗЭИ – 02 – 3                            О.В. Обшарова

 

 

Казань, 2004

 

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

1. Сущность НДС и его место в современных налоговых системах            6

1.1. Социально-экономическая природа системы косвенного налогообложения                                                                                                                      6

1.2. Сущность НДС                                                                                    16

1.3. Место НДС в доходах бюджетной системы                                      28

2. Содержание механизма уплаты НДС в государственный бюджет         41

2.1. Характеристика плательщиков НДС                                                 41

2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет                                  46

2.3. Контроль налоговых органов за поступлением НДС в доходы государственного бюджета                                                                       59

3. Совершенствование НДС в условиях реформирования налоговой системы РФ                                                                                                                       70

3.1. Концепция совершенствования системы косвенного налогообложения в РФ                                                                                                                    70

3.2. Пути совершенствования механизма НДС                                        77

Заключение                                                                                                    85

Список литературы                                                                                       88

 


Введение

 

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налога на добавленную стоимость. Поэтому в данной работе мы бы хотели рассмотреть действующее законодательство в области налога на добавленную стоимость.

За семьдесят с лишним лет наша страна лишилась налоговой культуры. Государство привыкло к тому, что налоговые платежи поступают в бюджет автоматически. Граждане привыкли к тому, что налоги – это дело государства.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своём сочинении “О духе законов” (1748) отмечал: “Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных, и той, которую им оставляют” [20, с. 55].

За десять лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых предприятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.

В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.

Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении “Исследование о природе и причинах богатства народов” считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость и удобность [31, с. 45]. С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропаганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соответствующая Государственная программа.

Все изложенные факты обусловили актуальность темы данной работы и возможность ее написания.

Объектом рассмотрения и исследования в данной работе выступает совокупность обязательств по уплате налога на добавленную стоимость.

В работе обобщена и систематизирована информация о налогообложении добавленной стоимости; разъяснены и прокомментированы нормы актов налогового законодательства; выявлены отдельные противоречия актов законодательства и инструктивных документов в данной сфере; выработаны практические рекомендации по разрешению проблем налогоплательщиков.

Материалом для данной работы послужили действующие акты гражданского и налогового законодательств Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и глав субъектов РФ, инструк­ции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (Государственной налоговой службы РФ), письма, разъясне­ния, методологические указания налоговых и иных государственных органов. При написании данной работы были использованы также публикации в специальной литературе и периодических изданиях.

Данная работа имеет практическую направленность. Особое внимание уделено таким вопросам, как определение объекта обложения, исчисление, порядок и сроки уплаты налогов, возможности и порядок применения налоговых льгот, ответственность налогоплательщика.

Обобщение и систематизация информации о налогообложении, анализ отдельных проблем и противоречий действующего налогового законодательства, несомненно, представляют большой интерес.

В работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налога на добавленную стоимость, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.

 


1. сущность ндс и его место в современных
налоговых системах

1.1. Социально-экономическая природа системы косвенного
налогообложения

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального отраслевого и целевого назначения [20, с. 89].

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930 – 1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно командный подход мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств [16, с. 87].

Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части дохода чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное изменение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношение предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются стоимостной экономической категорией. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся во время изъятия части национального в пользу общегосударственных потребностей [29, с. 108].

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической (иногда вместо экономической выделяют регулирующую функцию) [30, с. 224].

С помощью фискальной функции формируется бюджетный фонд. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией финансов в части перераспределения созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Одновременно они выступают методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные потребности. Фискальная функция является важной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Используя эту функцию государство должно получать не просто достаточно налогов, а главное – надежных налогов. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными, равномерно распределяться в региональном разрезе.

Постоянство означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными терминами, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Так как назначение налогов заключается в обеспечении расходов государства, то сроки их поступлений должны быть согласованны с терминами финансирования расходов бюджета.

Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные законом про бюджет на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Бессмысленно устанавливать такие налоги, которые таких гарантий не дают, так как тогда неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.

Равномерность распределения налогов в территориальном разрезе необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении денежных средств между бюджетами, что снижает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

Налоги, как уже отмечалось, характеризуются движением стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их выплата приводит к уменьшению доходов плательщика, причем объективно каждый плательщик заинтересован выплатить как можно меньшую сумму налога. Таким образом в сущность каждого налога заложена экономическая или регулирующая функция. Суть ее заключается в во влиянии налогов на разные стороны деятельности налогоплательщиков. Так как регулирующая функция является объективным явлением, то влияние налогов осуществляется независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем, государство может сознательно использовать налоги с целью регулирования определенных процессов в социально-экономической жизни общества. Реализуя эту функцию, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Использование налогов в качестве финансовых регуляторов – очень сложное и тонкое дело. Тут не может быть главного и второстепенного – все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить суть влияния налога: сделать его прямо противоположным по сравнению с предусмотренным. Проблема заключается в том, что налоги затрагивают все общество, а это – безграничная гамма интересов, учесть которые очень тяжело, но крайне необходимо. Не может быть оценки регулирующей функции по сальдовому методу -- чего больше позитивного или негативного. Само по себе присутствие негативного влияния, даже незначительного, свидетельствует о недостатке того или другого налога [17, с. 76].

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т. д.).

Конкретными формами проявления категории налога являются все виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными властями. С организационно правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в определенные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны [13, с. 120].

Налоги являются экономической базой функционирования государства и важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги- главный доход государственной казны. В мире они составляют от 80 % до 97 % доходной части государственного бюджета. Все, сто связано с потреблением государства, заложено в налогах.

Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций, это отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения которых современное общество существовать не может. Налоги устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства – управления, обороны, социальных и экономических функций.

Налоговая система большинства стран мира, в том числе и России, строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов – фискальную и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий и граждан, и потребляемые в процессе производства разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются.

Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к рыночной цене. Они характерны для систем рыночного ценообразования, в котором государство прямо не вмешивается в этот процесс.

В зависимости от метода установления надбавки различают фиксированные и пропорциональные ставки акцизов. Фиксированные – устанавливаются в денежном выражении на единицу товара. Они не зависят не от цены, ни от качества товара. Пропорциональные ставки акцизов устанавливаются в процентах к обороту реализации. В отличие от фиксированных ставок они реагируют на колебания рынка. В зависимости от охвата товаров налогом пропорциональные акцизы делятся на специфические и универсальные.

Специфические акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров с целью ограничения их рентабельности, а также с целью ограничения выпуска и импорта вредных товаров (например, табачные изделия). Универсальные акцизы устанавливаются для всего объема реализации. Исторически сначала возникли специфические акцизы, а потом круг подакцизных товаров расширился на столько, что целесообразно было установить один акциз на весь объем реализуемых товаров. Этот акциз принял название универсального. Примером специфических акцизов в России может служить акцизный сбор, а универсальных – налог на добавленную стоимость [24, с. 95].

Другим видом косвенного налогообложения является фискальная монополия. Если при использовании акцизов государство устанавливает фиксированную надбавку к рыночной цене, то фискальная монополия заключается в том, что государство устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему необходимые поступления. Экономический смысл фискальной монополии – прибыль государства от реализации монопольных товаров. Монополия государства может быть полной или частичной. При полной монополии государство предоставляет себе эксклюзивное право на производство и реализацию отдельных товаров (как правило товаров широкого потребления). При частичной монополии государство монополизирует либо только процесс производства, либо ценообразование и реализацию. Сей час, как правило, фискальная монополия в странах с рыночной экономикой не используется. Пример фискальной монополии можно найти в экономике СССР, где государство монополизировало производство, ценообразование и реализацию как предметов первой необходимости, так и предметов роскоши [15, с. 109].

Третьим видом косвенных налогов является таможенная пошлина, которая взимается при перемещении товаров через границу страны. Исторически множество стран этим способом получали доход от использования своего выгодного географического положения.

 

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в России, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992г. и вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации ужен не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992 г. отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Их введение в 1992 г. было обусловлено отменой налога с оборота. Включаются в систему непрямого налогообложения России так же таможенные пошлины.

Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика. Подчеркиваем, только прямо, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном размере их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как таковым являются все налоги. Речь может идти только про одно: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение [29, с. 61].

Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация—проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А, с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие является естественным и выражает диалектику нашей жизни [21, с. 122].

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения. Однако это регулирование необходимо, поэтому дифференциация ставок акцизного сбора в России оправдана. Вместе с тем следует сказать, что единая для всех товаров ставка НДС снижает его регулирующую роль. Мировой опыт убеждает целесообразности использования нескольких разных ставок. Структура потребления разных слоев населения существенно отличается, поэтому принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы, услуги. Однако, тут тоже есть некоторые ограничения. Установление более высоких ставок только на так называемые товары первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает налоговые поступления в бюджет. Наоборот, даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров ежедневного спроса обеспечивает государству постоянные стабильные и значительные доходы, так как постоянным, стабильным и значительным есть общественное потребление [18, с. 251].

С точки зрения решения фискальных задач косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют про то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, который является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.

Кроме того, вследствие более-менее равномерного потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов.

Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может регулировать процесс потребления [22, с. 174].

 

Сущность НДС

 

Налог на добавленную стоимость - один из видов косвенных налогов, взимаемый практически со всех товаров и услуг путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налога с оборота, которым облагается вся стоимость реализуемых товаров, объектом налогообложения в данном случав является только прирост стоимости на определенной стадии производства или реализации продукции - так называемая добавленная стоимость. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления, проценты за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, транспорт, рекламу и другие затраты на производство товаров, осуществляемые на данном предприятии. В добавленную стоимость не входят затраты предприятия на приобретение тех элементов производственного процесса, например материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, которые были произведены другими предприятиями. В цену реализуемой продукции входит общая сумма налога на добавленную стоимость, внесенная предпринимателями на всех стадиях продвижения товара к потребителю. Поэтому фактическая уплата налога на добавлению стоимость по технологической цепочке перелагается на конечного потребителя, т.е. на население, хотя официальными налогоплательщиками являются предприятия производственной сферы и сферы услуг. Налоговые ставки могут быть дифференцированы по различным группам товаров и услуг: например, по группе товаров, именуемых предметами роскоши, они обычно выше; по группе товаров первой необходимости - ниже. Некоторые товары и услуги в силу определенных социально-экономических приоритетов могут освобождаться от налогов на добавленную стоимость. В большинстве развитых стран налог на добавленную стоимость составляет 10-20 % от величины добавленной стоимости [28, с. 70].

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость появился не так давно и явился отражением глубочайших изменений, происходящих в стране. Реформы, начатые в начале 90-х годов, сами продиктовали необходимость изменения налоговой системы страны, невозможность существования и нормального функционирования государства и субъектов экономических отношений без системы налогообложения и законодательной базы, без которой эта система не действенна вовсе. Рыночная экономика, которая так стремительно разрушала старые экономические связи, устаревшие хозяйственные отношения, не могла не повлечь за собой изменения в структуре государственных доходов, которые, как известно, при директивном хозяйствовании существенно отличаются от рыночных. На первый план по значимости выходят налоговые платежи, они становятся приоритетным источником формирования доходов государственного бюджета.

Наряду с объективными причинами существует и ряд субъективных причин. Их можно объяснить изменением психологии человека в условиях рыночных отношений. Во-первых, появилось право каждого на свободную предпринимательскую деятельность. Во-вторых, изменились отношения между государством и хозяйствующим субъектом, который стал свободен.

Эти причины повлекли за собой необходимость стратегического, предельно дифференцированного подхода к доходам граждан, что особенно активно претворяется сейчас. Мы наблюдаем за постепенным отлаживанием налоговой системы, появлением новых налогов и отмиранием некоторых устаревших видов налогов. Это можно видеть, например, в случае, когда некогда введенный специальный налог был отменен; и причины не только количественные, но уместно сказать, что немаловажным фактом отмены стала попытка избежать двойного налогообложения, а также (и об этом уже говорилось) стремления привести налоги в систему, которая будет хорошо работать и станет исполнять-
ся, что невозможно без ясности и сбалансированности [31, с. 199].

Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только на добавленную сумму товара в результате его обработки. Из таблицы 2 видно, что выплачиваемый на различных этапах движения товара налог в конечном счете включается в продажную цену товара и переносится на потребителя.

Таблица 1.1

Схема начисления НДС

 

Показатель Производитель сырья Производитель готовой продукции Оптовый торговец Розничный торговец Потребитель
Объем продаж без НДС 20000 100000 140000 175000 210000
Начисленный налог 4000 (1) 20000 (2) 28000 (3) 35000 (4) -
Стоимость приобретаемого сырья без НДС 0 20000 100000 140000 -
Налог, уже начисленный ранее на стоимость приобретаемого сырья 0 4000 (1) 20000 (2) 28000 (3) -
Реально выплачиваемый налог 4000 (1) (а) 16000 (2) – (1) (б) 8000 (3) – (2) (в) 7000 (4) – (3) (г) 35000 (а) + (б) + (в) + (г)

 

Налог на добавленную стоимость на сегодняшний день является одним из самых прогрессивных налогов в нашей стране. Он является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее интересен. Это один из самых обсуждаемых и спорных налогов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы, и существует перечень льготников и товаров, освобождаемых от налога, который требует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющимися структурой производства и товарного ассортимента. Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников, речь о которых пойдёт позже [35, с. 109].     

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость (далее НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения [27, с. 132].

Хотелось бы подчеркнуть, что важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованной продукции (работ и услуг), которая исчисляется исходя из:

- свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

- исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие).

- исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению [20, с. 241]. 

На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.056 с.)