Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей

Поиск

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей

ОП. 09 «Психология»   34.02.01 Сестринское дело

ОП. 02 «Психология» 31.02.01 Лечебное дело

ОП. 08 «Психология» 31.02.02 Акушерское дело

Тема: «Закономерности возрастного развития личности»

Для специальностей

Сестринское дело

Лечебное дело

Акушерское дело

Г. Самара, 2016

 

Рассмотрена и одобрена на заседании                         Утверждено

ЦМК «Лабораторная диагностика»

Зам.директора по МР

Протокол № от /2016                                           Ф.И.О.

Председатель ЦМК /                                                    /2016 Подпись          

 

 

Разработчики:

Увыкина Л.А. – Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

Фролова Д.В. – Педагог – психолог, преподаватель дисциплины «Психология»

 

 

Аннотация

 

Методическая разработка занятия по теме «Закономерности возрастного развития личности» по дисциплине «Психология» предназначена для проведения лекционного занятия у обучающихся по специальностям 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело.

В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения теоретического занятия на деятельностной основе.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело.

 

Пояснительная записка

Тема занятия «Закономерности возрастного развития личности» соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, дисциплине «Психология» и рабочей программе.

Данная тема важна и актуальна, так как профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и основные особенности возрастного развития как систему универсальных проявлений психической реальности, свойственных определенным возрастным группам. Актуальность проблемы обусловлена формированием у студентов необходимых представлений о психологических закономерностях процесса возрастного развития человека.

В результате изучения у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые знания об особенностях психического развития личности в различные возрастные периоды, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические возрастные особенности пациентов в ходе оказания медицинской помощи и применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Изучение темы базируется на системе знаний, полученных студентами при изучении такой темы, как «Свойства личности», и последующими темами дисциплины «Психология». Базовые знания и умения, сформированные при изучении вышеназванной темы, проходят через весь курс данной дисциплины и применяются при изучении последующих разделов дисциплины «Психология». В последующих темах обучающиеся будут углублять свои знания полученные в ходе изучения данной темы.

Тема изу­чается на основе современных нормативных документов, с применением дискуссионных методов обучения. Владение знаниями темы для обучающихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по самостоятельной работе с литературой для дальнейшего самообразования, но и понимание и осмысление студентами использования понятийного аппарата в процессе интерпретации терминов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

  по теме «Закономерности возрастного развития личности».

Цели занятия:

Дидактическая: способствовать формированию у студентов понятийного аппарата и формированию следующих профессиональных компетенций:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

ПК – 1.1 – Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ОП. 02 Дисциплина  «Психология» специальность «Лечебное дело»

ПК – 4.6 – Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность Акушерское дело

ПК – 2.2 – Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. 

Задачи – для последующего осмысленного выполнения заданий по исследованию закономерностей возрастного развития личности:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

- способствовать усвоению знания психологии личности и особенностей психических процессов у здорового и больного человека.

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

- способствовать усвоению знания психических процессов и состояний, структуры личности и особенностей психических процессов у здорового и больного человека.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность Акушерское дело

- способствовать усвоению знания психологии личности.

Развивающая: развитие у студентов специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» логического мышления, познавательных процессов, формирования общих компетенций:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК – 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК – 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность Акушерское дело

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК – 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

   
   
   

Задачи:

- способствовать развитию профессионального мышления;

- развивать самостоятельность суждений студентов, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.

3. Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и общей компетенции:

ОК – 1 – Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК – 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Задачи:

- продолжать стимулировать интерес к избранной профессии;

- стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной самооценке и взаимооценке;

- воспитание аккуратности, внимательности, точности.

Требования к уровню усвоения учебного материала

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психологию личности;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека.

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психические процессы и состояния;

- структуру личности;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека.

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность Акушерское дело

В результате изучения темы:

студент должен знать:

- психологию личности.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: 90 мин. (2 часа).

Межпредметные связи:

Анатомия и физиология человека, Основы патологии, дисциплины МДК 01.01, МДК 0103, МДК 02.01

Внутрипредметные связи:

ОП. 09 Дисциплина «Психология» специальность «Сестринское дело»

- предыдущие темы: «Свойства личности»

-последующие темы: «Закономерности возрастного развития личности. Психическое развитие в период младенчества, раннего детства, дошкольного детства»

ОП. 02 Дисциплина «Психология» специальность «Лечебное дело»

- предыдущие темы: «Потребностно-мотивационная сфера личности»

-последующие темы: «Закономерности возрастного развития личности. Психическое развитие в период младенчества, раннего детства, дошкольного детства»

ОП. 08 Дисциплина «Психология» специальность Акушерское дело

- предыдущие темы: «Потребностно-мотивационная сфера личности»

-последующие темы: «Возрастная периодизация психического развития»

Литература:

Переход из одного возраста в другой связан с изменением физических данных и психических характеристик человека, с перестройкой его организма и поведения. Каждый ребенок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности.

Согласно теории дискретного развития -- развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

Выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Ж. Пиаже - основной критерий - интеллект. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растёт, меняется и адаптируется к миру.

Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растёт и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Учёный выделил три главных периода в умственном развитии ребёнка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий.

Рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня нравственного развития, соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

Э. Эриксон - одно из центральных понятий теории Эриксона - идентичность личности.

Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций -- отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д.

Еще одно важное положение теории Эриксона - кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. Эриксон выделил несколько стадий развития личности:

Возрастная периодизация детства, предложенная профессором психологии В.В. Зеньковским основана на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела. Определяя образ Божий в ребёнке как духовное начало его личности, он показывает, как по-разному проявляется эта «божественная искра» в каждом возрасте.

По мысли Зеньковского, смена возрастов связана именно с изменением проявлений зреющего духа. Источником развития является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека, которая подчинена путям духа. В соотношении этих двух сфер в каждый период земной жизни и определяется неповторимая судьба каждого человека, его крест. В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости её, скрыт, однако и её крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.

Период, предшествующий зрелости, Зеньковский называет детством и рассматривает его в широком смысле, захватывая юность. Характеристика каждого периода детства приводится Зеньковским в соответствии с тем, как развивается духовная жизнь в различные периоды детства.

Таблица 1. Периодизация психического развития

 

Автор Возраст Особенности развития
Д.Б.Эльконин Младенчество: от 0 до 1 года Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
  Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.
  Дошкольное детство: от 3 до 6-7 лет Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
  Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет Ведущая деятельность - учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.
  Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует
  Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17 лет Ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.
Ж.Пиаже Сенсомоторный период, от 0 до 1,5-2 года Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
  Дооперациональный период, от 1,5-2 до 6-7 лет. Мышление с помощью представлений. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок вещи считает такими, какими их дает непосредственное восприятие. Например, он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья.
  Период конкретных операций, от 6-7 лет до 11-12 лет. Возникновение элементарного логического рассуждения. Дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребёнка на этой стадии учитывает иерархию классов - так «машина» это большая группа, внутри которой есть подгруппы «марок автомобилей», да и внутри этих подгрупп могут быть ещё более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами
  Период формальных операций, после 12 лет. Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.
Л.Колберг I. Предконвенционный моральный уровень. Стадии: 1 - ориентация на наказание и послушание. 2 - наивная гедонистическая ориентация. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на предконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых. 1. Страх перед правом силы. До 7 лет - страх наказания. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
  II. Конвенционный моральный уровень. Стадии: 3 - ориентация на поведение хорошего девочки\мальчика. 4 - ориентация поддержания социального порядка. 13 лет - стыд перед окружающими людьми. 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
  III. Послеконвенционный моральный уровень. Стадии: 5 - ориентация социального соглашения. 6 - ориентация на универсальные этические принципы. Переход к третьему уровню морального развития, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15-16 лет. 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Э.Эриксон от 0 до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия) Возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряжённости внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери - это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
  от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия) Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности. Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений.
  от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия) Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции -- совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания.
  от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия) Предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения -- это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
  от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст) Период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.
В.В.Зеньковский Раннее детство (0-6 лет). В раннем детстве дитя свободно, но ещё не ответственно, это как бы прообраз святости, которая свободна, но безответственна ввиду полной связи с Богом. Дитя медленно, шаг за шагом овладевает своим телом, приобретая тем волевой опыт, раскрывающий перед ним путь свободы. Овладение физическими навыками в раннем детстве, развитие интеллекта, овладение культурным наследством создают условия дальнейшего развития в эмоциональной сфере ребёнка. Разобраться в своих чувствах ребёнок ещё не может. Огромное значение в душевной работе ребёнка принадлежит воображению, с этим связано центральное явление в раннем детстве ребёнка - игра. В игре дитя устремлено к реальности, но свободно от её давления, - и это важно для того, чтобы первая в жизни человека деятельность носила характер свободного творчества, помогающего проникать в смысловую сферу происходящего.
  Второе детство (7-11 лет) В этом возрасте происходит духовный поворот к миру. Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям. Духовная жизнь в этот период становится более определённой и понятной ребёнку через моральную сферу. Ребёнок воспринимает идеи и представления о «законе», «норме», «долге». В этом возрасте оформляются моральные идеи и правила. Перемещение духовных интересов к миру отражается на творчестве детей, оно становится более схематичным и менее образным, «поток творчества входит в определённые берега». Вся устремлённость ребёнка к тому, что «нужно» делать, в наслаждении в приспособлении, послушании и следовании авторитетам, в «радостном отказе от случайностей своих моральных выдумок в пользу правил и идей, воплощаемых в ярких героических образах».
  Отрочество (12-16 лет) Напитавшись «погружением» в порядок природы, социальной и моральной жизни, ребёнок испытывает порой некоторое телесное и психическое увядание. Ослабевает память, внимание, отходят прежние интересы, происходит отторжение от всего того, чего хотят окружающие. Так начинается беспокойная и противоречивая пора полового созревания. В этом периоде растущий человек по-новому обращается к своему внутреннему миру. Душа вновь осознаёт себя перед лицом безграничной перспективы, которая, в отличие от раннего детства, осознаётся уже не вне, а внутри самого человека. В этом обращении к своему внутреннему миру подросток может одинаково выказать как начатки страстных порывов к самопожертвованию, так и проявления неприкрашенного эгоизма.
  Юность (после 16 лет) Последний возраст детства, синтетически соединяющий все предыдущие периоды, с тем, чтобы дать возможность личности вступить в фазу зрелости. В этот период происходит единение внешних увлечений и внутреннего вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Вдохновение юности, по его мысли, есть художественный замысел, предваряющий творческую работу. Кдетству период отнесён в связи с тем, что юность ограничена, и редко сознаёт, чем на самом деле живёт её душа. В этой духовной слепоте обнаруживается несовершенство юности и трагическая неустроенность человека, общая повинность греху.

 

 

Таблица 2. Возрастная периодизация в трудах Эрика Эриксона

 

Периоды Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Младенчество (от рождения до 1 года). Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность. Доверие к людям. Привязанность и признание родителей. Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.
Раннее детство (от 1 до 3 лет). Мышечно- анальная Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих. Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия. Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе. Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.
Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет). Локомоторно- генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка). Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания. Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение. Вина, страх порицания, пассивность.
Школьный возраст (от 6 до 12 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания. Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки. Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов. Чувство неполноценности, избегание сложных задач.
Половое созревание: подростковый возраст (11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям. Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей. Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм. Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей. Изоляция, избегание людей, трудности характера.
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность деятельности. Обеднение личной жизни, регрессия. Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
Поздняя взрослость(свыше 60 лет). Старость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти. Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

 

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.012 с.)