Тема: «что ты рано в гости, осень к нам пришла. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «что ты рано в гости, осень к нам пришла. »



Класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»

Первая четверть

Урок 1

Тема: «Нас в школу приглашают задорные звонки…»

Цели урока:

Ø Вызвать светлые и яркиечувства от общения с музыкой.

Ø Радостное и весёлое настроение передать при исполнении песен.

Музыкальный материал урока:

ü Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение).

Дополнительный материал:

Ø Материал учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня Г. Струве, на стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики.

 

 – Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка весёлая, создаёт хорошее настроение, торжественное).

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Музыка, музыка всюду слышна…»

 

Вся музыка – волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

 

Вот марш, он величав и строен,

Из громких звуков он построен.

А если кто к искусству глух –

Наверняка захватит дух.

 

И королевство танца есть,

Людей весёлых там не счесть.

Весь день резвятся и кружатся

И лишь под утро спать ложатся.

 

А в королевстве третьем – песня

И грусть, и радость жили вместе.

Когда они в одно слились,

По миру песни разнеслись.

 

 

Поют их взрослые и дети,

Все люди, что живут на свете.

В трёх королевствах побываем

И многое мы там узнаем.

 

Ребята, сегодня мы с вами побываем в первом королевстве – королевстве Маршей. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной доброй феи. В званном королевстве нас уже ждут. Вы слышите звуки марша? Трубы трубят, фанфары звучат, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка марша.

(«Встречный марш» С. Чернецкого)

 Посмотрите, фея вышла на балкон. Она встречает нас. Как называется марш, который прозвучал? Ведь мы гости. Во время церемоний и приёма гостей исполняется марш, который называется «Встречный».

Перед дворцом – большая площадь. И важный генерал выстроил своё войско для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Их тяжёлые сапоги ударяют о землю, сливаясь с чётким движением музыки марша.

Это был военный марш. Под чёткую размеренную музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. В этом марше звучит боевой дух солдат, мужество, героизм.

 

Слово передать не в силах

Марша героизм и дух.

Просто кровь застынет в жилах,

Поразит Ваш тонкий слух

Этих строгих нот слиянье,

Мужество солдат в звучанье,

Неотступность и борьба,

Зов к победе и стрельба.

 

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем королевстве он тоже есть. Каждое утро футбольная команда королевства выходит на тренировку под звуки марша. А как называется этот марш?

(Футбольный марш» М. Блантера).

 

В спортивной жизни всё в движенье –

Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье,

Ведь в нём есть дух соревнованья.

Победы без него не будет.

Спортивный марш так любят люди!

 

А этот марш легче по звучанию, чем военный? Конечно же, легче, он и звонче, и более подвижен.

Ну а теперь пойдём в сам дворец. Неужели во дворце не найдётся марша для детей? Ведь здесь живут не только солдаты, но и дети, которые тоже любят маршировать. Каким же должен быть детский марш? Тяжёлым, лёгким?

(Лёгким, звонким, весёлым. «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского)

А когда в королевстве наступает ночь, всё стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.

 

Если ночью вдруг услышишь

Осторожные шаги,

Знай: игрушки вновь проснулись –

Ты на шум скорей беги!

Ты увидишь марш игрушек,

Всех – от зайцев до солдат,

И услышишь залпы пушек.

Не проспи, мой младший брат!

 

(«Игрушечные солдатики» Д. Кабалевского)

Звуки игрушечного марша ещё легче, тоньше, на высоких звуках, но при этом даже игрушечные солдаты идут ровно, сохраняя строевой шаг.

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

Настроение Радостное Весёлое Торжественное Серьёзное

 

ü Музыка встречала вас в первый школьный день. Какие чувства она вызвала?

ü Какое настроение у вас и в новой песенке?

Разучивание песни: Г. Струве, на стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики. Вокально-хоровая работа над песней.

Вспомните знакомую музыку с таким же настроением. Я предлагаю вам исполнить песню «Чему учат в школе».  Вокально-хоровая работа над песней.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Петь песни «Мы теперь ученики» и «Чему учат в школе».

Урок 2

Тема: «Музыка, музыка всюду слышна…»

Цели урока:

Ø Вызвать светлые и яркиечувства от общения с музыкой.

Ø Знакомство с песнями.

Ø Радостное и весёлое настроение передать при исполнении песен.

Музыкальный материал урока:

ü Г. Струве, стихи В. Викторова. Веселая песенка (пение).

Дополнительный материал:

Ø Материал учебника.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Музыка, музыка всюду слышна…»

Нас песня весёлая вдаль увлечёт.

Подарит нам солнце и к звёздам полёт,

Разбудит нас утром, звеня и маня,

А вечером сны принесёт для тебя.

 

В королевстве утро наступило.

Незабудка синий глаз открыла.

Ребята, добро пожаловать в королевство, где живёт фея Песни. Она проведёт нас по своим владениям и познакомит с чудесным миром песни.

Звучит песня Г. Струве, на стихи В. Викторова. Веселая песенка.

III. Работа по теме урока.

Вы прослушали песню, а теперь расскажите, как она звучит: грубо, сердито или задорно, весело, радостно, звонко, напевно.

Запись на доске:

ПЕСНЯ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ ЗАДОРНО ВЕСЕЛО РАДОСТНО ЗВОНКО

ü Где можно услышать музыку?

ü О чём рассказывает «Весёлая песенка»?

ü Как вы будете исполнять эту песню?

Вокально-хоровая работа над песней.

IV. Итог урока.

На уроке вы познакомились с «Весёлой песней», передали характер песни в своём исполнении.

V. Домашнее задание. Изобразить в своих рисунках «Весёлую песню».

Урок 3

Тема: «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

Цели урока:

Ø Знакомство с изобразительными возможностями музыки.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Музыкальный материал урока:

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Так уж получилось (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин художников.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

ü Можно ли увидеть музыку? Где её можно увидеть?

Музыка звучит в природе и в тебе. Надо только прислушаться… Она всегда звучит в твоём сердце, в твоей душе.

ü Как вы думаете, что нужно для того, чтобы услышать музыку природы?

Надо внимательно вслушиваться в звуки природы: пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и стук колёс несущегося поезда.

 

Музыку, музыку дарит синева

И такая лёгкая на ветру листва.

Щедро дарят музыку горы и леса

И на зорьке солнечной птичьи голоса.

М. Пляцковский

III. Работа по теме урока.

Рассмотрите репродукции картин:

К. Моне. «Кувшинки»;

У. Брюс. «Пейзаж с маками»;

Г. Манге. «Пейзаж в Сен-Тропе»;

В. Дмитриевский. «Улыбка весны»;

Н. Крымов. «После весеннего дождя».

ü Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников?

Запись на доске:

СПОКОЙНО НЕЖНО ЗАДУМЧИВО ЯРКО ЗВОНКО РАДОСТНО

Вокально-хоровая работа над песней.

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Так уж получилось (пение).

IV. Итог урока.

Мы узнали о том, что музыка звучит в природе.

V. Домашняя работа.

Выучить текст песни «Так уж получилось»

Урок 4

Тема: Краски осени

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Музыкальный материал урока:

Ø В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение).

Ø А. Филиппенко, стихи В. Кукловской. Мы на луг ходили (пение, музыкально – ритмические движения).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин художников.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

Запись на доске:

СПОКОЙНО СВЕТЛО НЕЖНО ПЛАВНО НАПЕВНО ПРОТЯЖНО

 

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока « Краски осени».

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

А. Пушкин

 

III. Работа по теме урока.

Рассмотрите репродукции картин художников:

И. Левитан. «Золотая осень»;

И. Грабарь. «Рябинка»;

В. Поленов. «Золотая осень»;

В. Ван Гог. «Тополиная аллея осенью».

ü Какой показана осень на картинах художников?

 

…Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие, скоро птички-щебетуньи

Улетят в края чужие!..

А. Плещеев

ü Какие у вас чувства вызывает осенняя природа?

Вокально-хоровая работа над песней.

Ø В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение).

ü В этом произведении вы услышали только песню или смогли услышать и танец?

ü Какой танец рисует осеннюю сказку? (вальс)

Ø А. Филиппенко, стихи В. Кукловской. Мы на луг ходили (пение, музыкально – ритмические движения).

1. Дети стоят в кругу. Поодаль – зайчик. Дети, взявшись за руки, ходят вправо по кругу.

2. Остановившись, дети изображают сбор мяты.

3. Дети указывают на зайчика. Положив руки под щёку, показывают, как он спит.

4. Дети имитируют игру на дудочке. Зайчик спит.

5. Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.

6. Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.

7. Дети и зайчик прыгают на месте.

IV. Итог урока.

С чем вы сегодня познакомились на уроке?

V. Домашнее задание.

Подобрать стихи, песни, рисунки и картинки об осени.

Урок 5

I. Организационный момент.

Звучит музыка П. Чайковского. Ноктюрн, соч. 19 № 4. Фрагмент.

ü Как прозвучала мелодия: напевно, протяжно или отрывисто? (напевно, протяжно)

ü Какое время года рисует эта музыка? (осень)

ü На прошлом уроке мы говорили окрасках осени.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

Запись на доске:

ГРУСТНО ПЕЧАЛЬНО ЖАЛОБНО УНЫЛО ВЕСЕЛО

 

ü Рассмотрите рисунки. Чем отличается осень на этих рисунках от осени, изображённой на картинах художников, которые мы рассмотрели на прошлом уроке? (настроение на рисунках печальное, грустное, унылое)

ü Можете ли вы назвать песенку, у которой был бы такой же характер?

III. Работа по теме урока.

Вокально-хоровая работа.

ü В. Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения).

Методические рекомендации.

Песня исполняется учителем детям. Ярко передаётся контраст между минорным запевом и мажорным припевом. Трёхдольный вальсовый размер прорабатывается в отдельных упражнениях: 1. Хлопать в ладоши на каждую сильную долю; 2. Ударами деревянных ложек отметить равномерную пульсацию четвертей. Разделить детей на две группы, одна группа выполняет первое упражнение, в то время как другая – второе. После разучивания песни, дети исполняют её, аккомпанируя себе хлопками и постукиванием ложек. Можно отметить сильные доли лёгкими притопами и прыжками.

Вопросы:

1. Меняется ли в этой песне настроение или оно остаётся неизменным? Расскажите какое настроение в запеве, а какое – в припеве.

2. Как удобно считать под эту музыку – «раз, два» или «раз, два, три»?

 

ü В. Николаев, стихи Н. Алпатовой. На прогулку под дождем (пение, музыкально – ритмические движения).

Методические рекомендации.

В танце участвуют 4 – 12 детей (на усмотрение учителя).

Дети стоят по обе стороны сцены в двух шеренгах по 2 – 6 человек в каждой лицом друг к другу на расстоянии 7 – 8 шагов по центру обозначена мелом черта. Каждый знает свою пару из противоположной шеренги.

Вступление

Такты 1 – 5. Стоять неподвижно, руки опущены.

Первый куплет

Такты 6 – 13. «Переходим через ручей по бревнышку». Дети каждой пары меняются местами – осторожно перебегают в ритме музыки (♫♫ | ♫ ♪ |) в противоположную шеренгу, держась правой стороны. Руки немного разведены в стороны. На первую музыкальную фразу (Такты 6,7) перебегают дети первой пары, на вторую – второй и т. д.

Такты 14, 15. Все громко хлопают в ладоши на сильные доли тактов.

Такты 16, 17. «Шагаем по камушкам через лужу». Две шеренги двигаются навстречу друг другу до нарисованной черты – четыре шага на носках. На окончание фразы хлопнуть в ладони своего партнёра по паре, как в игре в «ладушки»

Такты 18, 19. Четыре шага назад, вернуться к исходной позиции.

Такты 20 – 23. Повторить движения тактов 16 – 19.

Такты 24, 25. Четыре подскока на месте.

Такты 26, 27. Прохлопать ритмический рисунок музыкальной фразы     ♫ ♫ ♫ | ♪

Такт 28. Повернуться направо, стоять в затылок друг другу.

Второй куплет

Такты 6 – 13. «Прыгаем через канавки» - легко бежать по кругу на носках; на последнюю долю каждой музыкальной фразы – небольшой прыжок вперёд на обе ноги, руки немного разведены в стороны, чтобы удержать равновесие.

Такты 14, 15.Двумя прыжками повернуться через правое плечо на 180 градусов.

Такты16 – 23. Повторить движения тактов 6 – 13.

Такты 24 – 27. Повторить движения тактов 24 – 27 первого куплета.

Такт 28. Хлопнуть в ладоши над головой.

IV. Итог урока.

Мы с вами говорили об осени, о музыке, которая может быть и весёлой и грустной. Выучили музыкально-ритмические движения песен.

V. Домашнее задание.

Постаратьсявспомнить музыкально-ритмические движения и текст песен.

 

Урок 6

III. Работа по теме урока.

Вокально-хоровая работа.

ü В. Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения).

Методические рекомендации.

Песня исполняется учителем детям. Ярко передаётся контраст между минорным запевом и мажорным припевом. Трёхдольный вальсовый размер прорабатывается в отдельных упражнениях: 1. Хлопать в ладоши на каждую сильную долю; 2. Ударами деревянных ложек отметить равномерную пульсацию четвертей. Разделить детей на две группы, одна группа выполняет первое упражнение, в то время как другая – второе. После разучивания песни, дети исполняют её, аккомпанируя себе хлопками и постукиванием ложек. Можно отметить сильные доли лёгкими притопами и прыжками.

Вопросы:

1. Меняется ли в этой песне настроение или оно остаётся неизменным? Расскажите какое настроение в запеве, а какое – в припеве.

2. Как удобно считать под эту музыку – «раз, два» или «раз, два, три»?

 

ü В. Николаев, стихи Н. Алпатовой. На прогулку под дождем (пение, музыкально – ритмические движения).

Методические рекомендации.

В танце участвуют 4 – 12 детей (на усмотрение учителя).

Дети стоят по обе стороны сцены в двух шеренгах по 2 – 6 человек в каждой лицом друг к другу на расстоянии 7 – 8 шагов по центру обозначена мелом черта. Каждый знает свою пару из противоположной шеренги.

Вступление

Такты 1 – 5. Стоять неподвижно, руки опущены.

Первый куплет

Такты 6 – 13. «Переходим через ручей по бревнышку». Дети каждой пары меняются местами – осторожно перебегают в ритме музыки (♫♫ | ♫ ♪ |) в противоположную шеренгу, держась правой стороны. Руки немного разведены в стороны. На первую музыкальную фразу (Такты 6,7) перебегают дети первой пары, на вторую – второй и т. д.

Такты 14, 15. Все громко хлопают в ладоши на сильные доли тактов.

Такты 16, 17. «Шагаем по камушкам через лужу». Две шеренги двигаются навстречу друг другу до нарисованной черты – четыре шага на носках. На окончание фразы хлопнуть в ладони своего партнёра по паре, как в игре в «ладушки»

Такты 18, 19. Четыре шага назад, вернуться к исходной позиции.

Такты 20 – 23. Повторить движения тактов 16 – 19.

Такты 24, 25. Четыре подскока на месте.

Такты 26, 27. Прохлопать ритмический рисунок музыкальной фразы     ♫ ♫ ♫ | ♪

Такт 28. Повернуться направо, стоять в затылок друг другу.

Второй куплет

Такты 6 – 13. «Прыгаем через канавки» - легко бежать по кругу на носках; на последнюю долю каждой музыкальной фразы – небольшой прыжок вперёд на обе ноги, руки немного разведены в стороны, чтобы удержать равновесие.

Такты 14, 15.Двумя прыжками повернуться через правое плечо на 180 градусов.

Такты16 – 23. Повторить движения тактов 6 – 13.

Такты 24 – 27. Повторить движения тактов 24 – 27 первого куплета.

Такт 28. Хлопнуть в ладоши над головой.

IV. Итог урока.

Мы с вами продолжили  разговор об осени, о музыке, которая может быть и весёлой и грустной. Исполняли песни, используя  музыкально-ритмические движения.

V. Домашнее задание.

Постаратьсявспомнить музыкально-ритмические движения и текст песен.

Урок 7

Тема: Музыкальное эхо

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

Ø Е. Поплянова, стихи В. Татариновой. Камышинка-дудочка (пение, импровизации).

Дополнительный материал:

Ø Картинки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока «Музыкальное эхо».

Запись на доске:

ГРОМКО ТИХО

ü Приходилось ли вам слышать эхо? Где его можно услышать?

ü Как отвечает эхо: громко или приглушённо, тихо?

III. Работа по теме урока.

Вокально-хоровая работа.

Примите посадку исполнителя. Мы разучим шутливую песенку            Е. Поплянова, на стихи Н. Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). Попробуем в своём исполнении правильно передать звучание эха.

Методические рекомендации.

Ведущий рассказывает правила игры:

- Как отвечает эхо на вопросы? Повтором? Верно. Допустим, я спрошу: «Сколько времени сейчас?» Что ответит мне эхо? Ну, конечно, «Час! Час!». Вот вы и стали эхом. А чтобы играть было веселей, эхо свои ответы будет сопровождать действиями. Вот, скажем, ребята трёх первых рядов, отвечая, дважды хлопают в ладоши. А вы, ребята, в это время два раза притопните, а вы – дважды хлопайте себя по коленям, а вы по – плечам, а вы…

Итак, ведущий озадачил всех. Он мог ещё раздать несколько ударных инструментов ребятам – они тоже впишутся в игру. Готовы? Начинаем!

 

Ведущий:                                               Дети:

Собирайся, детвора!                                    Ра! Ра!

Начинается игра!                                         Ра! Ра!

Да ладошек не жалей,                                 Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей!                                Лей! Лей!

 

Сколько времени сейчас?                            Час! Час!

Сколько будет через час?                           Час! Час!

И неправда: будет два!                               Два! Два!

Дремлет ваша голова.                                 Ва! Ва!

 

Как поёт в селе петух?                                Ух! Ух!

Да не филин, а петух!                                  Ух! Ух!

Вы уверены, что так?                                  Так! Так!

А на самом деле как?                                   Как! Как!

 

Вполне возможно, в этом месте кто-то прокукарекает; с него ведущий с шуткой и улыбкой возьмёт фант. А игра продолжится…

 

Ø Е. Поплянова, стихи В. Татариновой. Камышинка-дудочка (пение, импровизации).

Методические рекомендации.

Эта песенка может звучать каждый раз по-разному, если учитель или ребята будут импровизировать мелодию дудочки. Задание может быть более сложным, если эхо будет повторять мелодию не на слоги «ду-ду», а нотами. А можно устроить импровизацию вопросов-ответов по такту или по фразе.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкальным эхом. С повторами в музыке.

V. Домашнее задание.

Исполняйте песни самостоятельно дома, которые мы выучили на уроке.

Урок 8

Тема: «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение).

Ø Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!».

Запись на доске:

ТЕМП БЫСТРЫЙ МЕДЛЕННЫЙ

 

III. Работа по теме урока.

А знаете ли вы, что означает слово «каникулы»? Это… собачки. Да, да, по-латыни «канус» – собака. Древние римляне называли Каникулой самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. Эта звезда ежегодно появлялась в июле, в разгар лета. В это время ученики освобождались от занятий.

Сейчас каникулами называется не только отдых, но и вообще перерыв в учении. Но чтобы появились каникулы, должна быть школа с уроками и переменами. Вот сейчас мы заглянем в одну школу, правда в лесную.

ü Внимательно рассмотрите весёлые рисунки. Не узнаёте ли вы среди их главных героев знакомых вам учеников?

 

Ура! Черепаха отправилась в школу,

На панцире ранец огромный, тяжёлый.

От дома до школы не больше квартала.

В пути черепаха ужасно устала!

- Глядите! – галдели галчата над ней. –

 

В дороге она уже ровно семь дней.

И в ракушке скрыли улыбки улитки,

Когда подползла она к школьной калитке.

На кнопку звонка что есть силы нажала,

Но нет никого – воскресенье настало.

 

ü Как вы думаете в каком темпе звучала бы музыка, изображающая шаг черепахи, - быстром или медленном?

ü Послушайте пьесу М. Мусоргского. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

ü Кого из персонажей на рисунках она вам напоминает? В каком темпе написана эта музыка?

Мартышка-первоклассница

Кривляется и дразнится.

Бежит она вприпрыжку

И, кувыркаясь, пляшет.

Кто глянет на мартышку,

Тому язык покажет.

То громко засмеётся,

То начинает петь.

Ну кто с такой захочет

За партою сидеть?

 

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

«Не сердись, не дерись, не петушись.

Ну, иди. Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера».

Через час едва живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Вокально-хоровая работа.

Повторение песен, выученных на уроках.

IV. Итог урока.

Мы с вами узнали, что такое каникулы. Познакомились с героями лесной школы. Некоторые персонажи вам напомнили знакомых.

V. Домашнее задание.

Вспомните все песни, которые мы с вами учили.

Урок 9

Тема: «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение).

Ø Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Дополнительный материал:

Ø Картинки.

Ø Стихи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!».

III. Работа по теме урока.

А знаете ли вы, что означает слово «каникулы»? Это… собачки. Да, да, по-латыни «канус» – собака. Древние римляне называли Каникулой самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. Эта звезда ежегодно появлялась в июле, в разгар лета. В это время ученики освобождались от занятий.

Сейчас каникулами называется не только отдых, но и вообще перерыв в учении. Но чтобы появились каникулы, должна быть школа с уроками и переменами. Вот сейчас мы заглянем в одну школу, правда в лесную.

ü Внимательно рассмотрите весёлые рисунки. Не узнаёте ли вы среди их главных героев знакомых вам учеников?

Ура! Черепаха отправилась в школу,

На панцире ранец огромный, тяжёлый.

От дома до школы не больше квартала.

В пути черепаха ужасно устала!

- Глядите! – галдели галчата над ней. –

В дороге она уже ровно семь дней.

И в ракушке скрыли улыбки улитки,

Когда подползла она к школьной калитке.

На кнопку звонка что есть силы нажала,

Но нет никого – воскресенье настало.

 

ü Как вы думаете в каком темпе звучала бы музыка, изображающая шаг черепахи, - быстром или медленном?

 

ü Послушайте пьесу М. Мусоргского.   Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

ü Кого из персонажей на рисунках она вам напоминает? В каком темпе написана эта музыка?

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение).

Повторение песен, выученных на уроках.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Вспомните все песни, которые мы с вами учили.

Вторая четверть

Урок 10

Тема: «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Д. Шостакович. Вальс – шутка (слушание).

Ø А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца. Добрый жук (слушание).

Ø Потанцуй со мной, дружок. Немецкая народная песня (пение, музыкально – ритмические движения).

Ø Гусята.  Немецкая народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов Д. Д. Шостаковича, С. В. Рахманинова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит  «Итальянская полька» С. В. Рахманинова.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

   
ТАНЕЦ ВАЛЬС ТИХО НЕЖНО ПЛАВНО ГРОМКО БЫСТРО ПОЛЬКА КАРНАВАЛ

 

 

¾ Как вы думаете, какая музыка нужна, чтобы танцевать? (Танец).

¾ Какие танцы вы знаете? (Вальс, полька… народные танцы).

¾ Мы сегодня знакомимся с феей Танца. Какие движения можно делать под эту музыку, и какой характер носит этот танец? (Хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши, притопывать ногами под задорную, весёлую мелодию.

¾ Этот танец называется – полька. А написал его замечательный русский композитор Сергей Рахманинов.

¾ Полька – чешский народный танец, который известен всему миру, танцуют его парами, по кругу, прыгая подскоками, весело и непренуждённо.

¾ Рассмотрите рисунки учебника. Какие танцы исполняют танцоры? (На балу – вальс, на карнавале – польку).

¾ Послушайте произведение композитора Д. Д. Шостаковича.

ü Д. Шостакович. Вальс – шутка (слушание).

¾ Какой танец прозвучал? (Вальс).

¾ В чьём исполнении прозвучал вальс (в исполнении одного инструмента или многих)?

¾ Такой состав исполнителей мы называем – оркестр!

¾ Как музыка звучала: медленно, умеренно, оживлённо или быстро?

¾ Тихо или громко? Нежно или резко? Плавно или прыгающее?

¾ Как вы думаете, почему у вальса есть второе название – «шутка»? Какая из картин художников более всего схожа по настроению с этой музыкой?

Бал в разгаре. Всё кружится,

По паркету след ложится

От летящих лёгких пар.

Если ты ещё не стар,

То почувствуй наслажденье

От мелодии, движенья.

¾ Послушайте песенку-танец «Добрый жук».

ü А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца. Добрый жук (слушание).

¾ Какой танец прозвучал: вальс или полька?

¾ Как музыка звучала: медленно, умеренно, оживлённо или быстро?

¾ Какой у неё характер?

¾ Как под эту музыку лучше танцевать: одному, вдвоём или всем вместе?

Вокально-хоровая работа

¾ Сегодня мы с вами разучим немецкую народную песню «Потанцуй со мной, дружок».

¾ Как вы исполните её: медленно и нежно или быстро и задорно?

Разучивание по фразам, работа над звукообразованием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с танцами: полькой и вальсом.

Домашнее задание.

В нотных тетрадях написать ноту «ми» и «фа».

 

Урок 11

III. Работа по теме урока.

¾ Теперь мы побываем на дворцовой площади, где проходят народные гулянья.

¾ Рассмотрите произведения художников. (Неизвестный художник. «Камаринская пляска». Н. Зиновьев. «Деревенский праздник».)

¾  Какой изображена русская народная пляска?

 

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку.

Стал он «русскую» плясать,

А потом вприсядку.

          ***

Я на дудочке играл,

Весь народ мне подпевал.

А ещё я стал играть,

Весь народ пошёл плясать.

 

Ø «Камаринская» (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание).

Какой характер этой музыки? (Весёлый, задорный, радостный).

Это русская плясовая, в которой каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости.

Русские пляски исполняются вприсядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Попляши, пустись вприсядку,

По-молодецки встрепенись,

В танце быстром закружись,

Раз пятнадцать обернись,

Всё без строгого порядку.

 

¾ Что означает: водить хоровод?

¾ Рассмотрите репродукции картин художников: Г. Голикова. Хоровод, А. Котушкиной. Берёза.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

 

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки:

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

В. Берестов. «Матрёшкины потешки»

 

У ворот

Хоровод!

Выходи плясать,

Народ!

 

¾ Послушайте хороводную песню «Во поле берёза стояла».

ü Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание).

¾ Чем отличается хороводная музыка от плясовой?

¾ Ах, вы сени.  Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с народной плясовой музыкой: камаринской и хороводной.

V. Домашнее задание.

Принести деревянные ложки, бубны. Узнать о старинных русских музыкальных инструментах.

Урок 12

Дополнительный материал:

Репродукции картин:

Ø Т. Зубкова «И кто его знает…»

Ø А. Шевелёв «Емеля на печке»

Ø А. Маркичев «Пастушок»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов».

Запись на доске:

ГАРМОШКА БАЯН БАЛАЛАЙКА БУБЕН
СВИРЕЛЬ РОЖОК КОЛОКОЛЬЧИКИ ЛОЖКИ

III. Работа по теме урока.

¾ Назовите знакомые вам русские народные инструменты. Найдите их на картинках.

Медведь с козою прохлаждаются

И на музыке своей забавляются.

Толстой медведь шляпу надевает

И в дудку свою играет.

А коза всё рогами перед ним скачет

И рогами своими с колокольчиками машет.

ü Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах?

ü Послушайте русскую народную песню «Светит месяц».

ü Светит месяц. Русская народная песня (слушание).

ü Звучание каких инструментов вы в ней услышали?

ü Как вы думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь?

 

Попляши, пустись вприсядку,

По-молодецки встрепенись.

Раз пятнадцать обернись,

Всё без строгого порядку!

 

Запись на доске:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.369 с.)