Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс
Для специальности: 030501 Юриспруденция
Москва 2007 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра конституционного и муниципального права
Одобрено Конституционное (государственное) право России Учебно-методический комплекс
Для специальности: 030501 Юриспруденция
Москва 2007 Авторы-составители: Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, Петренко Д. С., кандидат юридических наук, доцент.
Учебно-методический комплекс «Конституционное (государственное) право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 – Юриспруденция. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007 Содержание
1. Введение.......................................................................................................... 4 2. Цели, задачи и предмет дисциплины............................................................. 5 3. Требования к уровню освоения дисциплины................................................ 6 3.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании 4. Объем дисциплины........................................................................................ 10 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы................................... 10 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............... 10 5. Содержание курса......................................................................................... 14 6. Темы практических и семинарских занятий................................................ 22 7. Задания для самостоятельной работы студентов........................................ 36 8. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению... 52 9. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету по курсу 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................ 63
10.1. Литература...................................................................................... 63 10.2. Методическое обеспечение дисциплины........................................ 72 10.3. Материально-техническое и 11. Приложения................................................................................................. 75 11.1. Образец титульного листа контрольной работы.......................... 75 11.2. Тестовые задания по разделам обучения...................................... 76 11.3. Глоссарий........................................................................................ 87 Введение
Учебно-методический комплекс дисциплины «Конституционное (государственное) право России» разработан на основе действующего законодательства, регулирующего основы конституционного строя Российской Федерации, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления с учетом содержания признанных доктринальных источников, посвященных этим вопросам. Использование данного комплекса будет способствовать системному освоению знаний по курсу конституционного права, их закреплению, а также выработке навыков анализа, оценки и разрешения конституционно-правовых коллизий в практике политико-конституционного процесса. В современных условиях невозможно быть юристом высшей квалификации, не обладая знаниями о конституционном праве Российской Федерации, его базовых положениях и институтах. Конституционное (государственное) право России способствует подготовке квалифицированных специалистов для органов государственной власти, юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, различных юридических служб. Учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право России» призвана дать студентам-юристам знания: какие принципы лежат в основании социально-экономического, политического и территориального устройства России, как формируются и функционируют отечественные институты государственной власти, как соотносятся государство и институты гражданского общества, как регулируется осуществление основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Полученные знания способствуют приобретению навыков правильного ориентирования в политике и решения вопросов юридической практики, могут быть использованы обучаемыми в решении конкретных проблем, возникающих в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, иных отношений между гражданами и органами государственной и муниципальной власти, избирательных отношений и др. Изучение конституционного (государственного) права России позволяет ориентироваться в специальной литературе, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности органов государства, общественных организаций, должностных лиц и в поведении граждан. Сведения, полученные студентами при изучении конституционного (государственного) права Российской Федерации, являются фундаментальными основами и предпосылкой успешного усвоения обучаемыми других отраслей права, установленных ГОС ВПО по специальности «юриспруденция». Учебно-методический комплекс курса «Конституционное (государственное) право России» учитывает квалификационные требования к выпускникам высших учебных заведений юридического профиля. Курс «Конституционное (государственное) право России» изучается в РГТЭУ в течение двух семестров. Аудиторное обучение осуществляется, главным образом, лекционно-семинарским методом. 2. Цели, задачи и предмет дисциплины Объектом изучения конституционного (государственного) права России являются общественные отношения в области основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений государства и личности, национально-государственного устройства страны, организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления, урегулированные нормами права. Предметом изучения конституционного (государственного) права России являются правоотношения, складывающиеся в результате действия (применения) конституционно-правовых норм в названных основополагающих для государства и личности сферах взаимоотношений. Целями курса являются формирование у студентов научных представлений о конституционно-правовых методах и средствах решения сложных общественно-политических проблем в области государствоведения, правового положения личности, формирующихся структур гражданского общества и органов государственной власти, а также привитие обучаемым навыков практической работы в сфере конституционно-правового нормотворчества и правоприменения. Основными задачами преподавания учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право России» являются: – введение в систему общих и конкретных понятий науки конституционного (государственного) права России; – освоение действующего в этой области публично-правовых отношений институционального комплекса; – культивирование взвешенных стандартов восприятия и оценки конституционно-правовой реальности переходных к системе политической демократии обществ. Общие задачи реализуются посредством частных задач, среди которых: – выявление сущности конституционных преобразований в Российской Федерации и роли конституционного (государственного) права России в осуществлении политико-правовых реформ в стране;
– получение адекватного представления о структуре конституционного (государственного) права России, формирование знаний по теории данной отрасли, ее предмета, метода, соотношения со смежными отраслями, усвоение основных категорий, понятий и терминов, применяемых в конституционном праве, специфике его норм; – определение понятия источников конституционного (государственного) права России, детальное ознакомление с основными видами конституционных правовых норм и правовыми формами их выражения; – освещение основополагающей роли Конституции Российской Федерации в регулировании политико-правовых и общественных процессов; – углубленное изучение порядка возникновения, реализации и механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина; – изучение основных правовых и политических институтов конституционного (государственного) права России; – изучение конституционных основ порядка формирования, деятельности и взаимодействия органов государства и местного самоуправления; –изучение понятия конституционных правонарушений, оснований и мер юридической ответственности за нарушения конституционного законодательства; – овладение навыками практического решения конкретных задач по проблемам применения конституционного законодательства. Задачей курса, кроме того, является изучение основных нормативных актов, регулирующих конституционно-правовые отношения, а также учебной и специальной литературы по теме курса, ознакомление студентов с материалами практики органов конституционного правосудия, освоение методик поиска необходимой информации, формирование дефинитивного аппарата в изучаемой области общественных отношений.
3. Требования к уровню освоения дисциплины В результате успешного изучения дисциплины обучаемый должен иметь представление: о месте конституционного (государственного) права России в системе отечественного права; мировой и российской истории конституционного развития; содержании Конституции РФ 1993 г.; основах конституционного строя РФ; основах правового положения граждан в РФ; форме правления в РФ; государственном устройстве РФ; содержании основ российского федерализма; роли РФ в составе СНГ; избирательной системе и избирательном праве РФ; плебисцитарной демократии в РФ; конституционной системе органов российского государства; статусе Президента РФ; формировании и функционировании Федерального Собрания – парламента РФ и его палат; конституционных основах деятельности Правительства РФ; системе судебной власти в РФ; конституционных основах деятельности прокуратуры; конституционных основах системы государственной власти субъектов РФ; местном управлении и самоуправлении в РФ.
Знать: понятие и предмет конституционного (государственного) права России; конституционные основы общественного и государственного строя; конституционный статус человека и гражданина; принципы гражданства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения вопросов о гражданстве; конституционные права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации и защиты; административно-территориальное деление в РФ; порядок принятия и изменения Конституции; порядок формирования государственных органов в РФ, их систему и конституционно-правовой статус; порядок осуществления законодательного процесса в Федеральном Собрании региональных парламентах. Студент должен знать не только материал учебника, но и Конституцию Российской Федерации, федеральное конституционное законодательство, конституцию (устав) и конституционно-правовые акты субъекта Федерации в котором он проживает (обучается), монографическую литературу, а также статьи в юридической, периодической печати. Формой промежуточной проверки знаний студентов. а также важным учебно-педагогическим приемом привития студентам навыков системного мышления, публицистической деятельности, работы с информационными ресурсами, умения собирать и обобщать материал по конкретной теме или вопросу, письменно излагать ценные для профессиональной деятельности сведения, является написание студентами курсовой работы. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования. Особенностью «Конституционного права Российской Федерации», подчеркивающей важный статус этой учебной дисциплины, является то, что в ходе ее изучении студенты очной и очно-заочной форм обучения сдают экзамен дважды – в конце каждого из двух семестров. Экзамены имеют целью проверку теоретических знаний и практических навыков, умений самостоятельно работать с учебной и нормативно-правовой литературой, применять полученные знания в профессиональной юридической деятельности.
3.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Конституционное (государственное) право России» В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Конституционное (государственное) право России» используются следующие инновационные технологии: 1. Для более глубокого усвоения темы №10 «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации» и закрепления полученных на лекциях и при проведении самостоятельной работы знаний в рамках «выездной школы» проводится посещение Государственной Думы. Эта интенсивная форма коллективного обучения позволяет осуществить более близкое ознакомление с практической деятельностью депутатов Государственной Думы, депутатских фракций, профильных комитетов данной палаты, общими направлениями и проблематикой функционирования Федерального Собрания Российской Федерации. Студенты получают возможность на основе наглядных примеров систематизировать сведения, полученные на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы, выработать утилитарные навыки коллективной деятельности, приобщиться к опыту современного российского парламентаризма, наладить личные контакты с практикующими юристами.
2. С целью обобщения знаний, полученных при изучении тем 9-12 «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации», «Конституционные основы организации судебной власти в Российской Федерации», проводится р олевая игра «Порядок разработки, принятия, вступления в силу и конституционного нормоконтроля федеральных законов в Российской Федерации». При проведении этого занятия моделируются основные этапы федерального законодательного процесса: деятельность субъектов законодательной инициативы, подготовительная работа профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, порядок рассмотрения законопроектов в Государственной Думе и принятия закона на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания, подписание и обнародование закона Президентом РФ; с обучаемыми проигрывается ситуация наложения президентского вето и процедуры его преодоления, а также процедура подачи конституционной жалобы в Конституционный Суд РФ об оспаривании конституционности закона, вступившего в силу. Игра применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами конституционных нормативных правовых актов и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания по ведущей отрасли российского права – Конституционного (государственного) права России, развить практические навыки групповой работы. 3. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. Это – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов по каждому из них, из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении экзаменов, а также в самостоятельной работе студентов. При этом может осуществляться пост – тестирование – тестирование на оценку, позволяющее проверить знания студентов по пройденным темам, а также пре-тестирование – тестирование, не преследующее задачи формально оценить студента, а определение того, насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя или дополнительной практики. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования.
4. Объем дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.02 с.) |