Практическое занятие №8 (мини-конференция 2ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №8 (мини-конференция 2ч.)



«Аттическая комедия»

Фольклорные основы древней аттической комедии. Злободневность и актуальность тематики. Основные средства и приемы комедийного искусства (травестия мифов и жанров, гротеск, сатира, фантастика и т.д.). Основные темы комедий Аристофана. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая.

План практического занятия №9 (2 ч.)

Древнеаттическая комедия

1.Фольклорные корни комедии.

2.Своеобразие комического хора /"парабаса", "коматтион", "пнигос", "ода", "эпиррема"/.

3.Комедиография Аристофана: основные направления творчества.

4.Эстетическое кредо Аристофана. Литературно-художественная дискуссия в комедии "Лягушки":

а) Спор о задачах поэтического искусства: Эсхил – Еврипид

б) Идеал трагического героя

в) Тема почитания "старых" богов

г) Дискуссия о трагическом стиле

5.Традиционное и злободневное в комедии "Лягушки"

а) Элементы обрядовых празднеств плодородия; традиции народного балагана: Дионис и Ксанфий

б) Исторические реалии в комедии

в) Функции хоров

Литература

1.Аристофан. Лягушки (любое издание).

2.Аристофан: Сб. статей. М., 1957.

3.Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.

4.Соболевский Е.И. Аристофан и его время. М., 1957.

5.Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии //Статьи о фольклоре. М. – Л., 1966.

6.Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

7.Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.

Практическое занятие №10 (круглый стол 2 ч.)

Бытие прекрасного в философии Платона

1.Основные темы диалога "Пир":

а) Теория двух Эротов;

б) Двойственная сущность Эроса /притча Диотимы/;

в) Любовь как тяга к бессмертному;

г) "Эротическое восхождение": учение о высшей красоте

2.Мистическая теория вдохновения в диалоге "Ион".

3.Учение о вселенской душе /"Федр"/

4.Проблема художественного воспитания /"Государство"/

Литература

1.Платон. Избранные диалоги. М., 1966.

2.Платон. Филеб. Государство. Гимей. Критий. М., 1999.

3.Асмус В.Ф. Платон – философ-художник античного мира //Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

4.Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

5.Григорьева Н.И. Поэзия и проза в диалогах Платона //Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

6.История эстетической мысли. Т.1. М., 1985.

7.Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

8.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.

9.Платон и его эпоха. М., 1979.

Тема 5. Литература «века Августа».

Практическое занятие №11 (ролевая игра 2 ч.)

Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки (Меценат, Азиний Полион).

Жизнь и основные периоды творчества Вергилия. Трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни в "Буколиках" и "Георгиках". "Энеида" как римский национальный эпос. Содержание и композиция "Энеиды", отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; "рок" ("фатум"); герои и боги; патетика повествования; лирико-драматический колорит. Литературная судьба Вергилия в веках.

План практического занятия № 12 (2ч.)

Мифологические темы и сюжеты в римской литературе

1."Энеида" Вергилия как римский национальный эпос

а) Гомер и Вергилий

б) Сюжеты римской мифологии в эпосе Вергилия

2."Метаморфозы" Овидия как энциклопедия античной мифологии

а) философская основа поэмы

б) идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи /миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Ниобе и др./

в) психологическое мастерство Овидия /Пирам и Фисба, Аполлон и Дафна, Филемон и Бавкида, Пигмалион и др./

Знаете ли Вы "Энеиду" Вергилия?

1.Какая богиня преследовала Энея?

2.Что поведал Эней о падении Трои?

3.Кого из родственников удалось спасти Энею?

4.Почему Эней покинул Дидону?

5.Как погибла Дидона?

6.Что предсказала Энею Сивилла?

7.Как удалось Энею найти золотую ветвь?

8.Что узнал Эней о своих потомках?

9.Какие знаменья определили судьбу Лавинии?

10.На каком месте будет заложена "столица столиц"?

11.Почему Вулкан согласился выковать доспехи для Энея? Что изображено на щите?

12.Как Юнона пыталась спасти Турна?

13.Кто отомстил Аррунту за смерть Камиллы?

14.Как был ранен Эней? Кто залечил его рану?

15.Почему Эней не пощадил Турна?

Литература

1.Вергилий. Энеида (любое издание).

2.Овидий. Метаморфозы (любое издание).

3.Вулих Н.В. Овидий. М., 1996.

4.Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

5.Полевская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963

6.Поэтика древнеримской литературы. М., 1990

7.Щеглов Ю. Опыт о "Метаморфозах". СПб., 2002.

План практического занятия №13 (4 ч.)

Римская поэзия

1.Александрийская школа и неотерики. Тема любви в поэзии Катулла.

2.Литературная жизнь эпохи Августа.

3.Философское содержание од Горация.

4.Гораций как теоретик римского классицизма: "Послание к Пизонам"

5.Элегия в римской поэзии: Овидий, Проперций, Тибулл

6. Назовите автора строк:

1). "Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова,

Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!"

2). "Тот, кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, в других что питает зависть, -

Дивных чертогов".

3). "Хранить старайся духа спокойствие

Во дни напасти; в дни же счастливые

Не опьяняйся ликованием…."

4). "Слава меня не влечет, моя Делия: быть бы с тобою…"

5). "Кинфии глазки меня впервые пленили, к несчастью,

А до того никакой страсти я вовсе не знал".

6). "Всякий влюбленный – солдат, и есть у Амура свой лагерь…"

7)."А родилася мышь. Для тех написано,

Кто обещает много, а выходит вздор".

8). "Больше трехсот эпиграмм могла бы ты вынести, книга,

Но кто бы вынес тебя, кто бы прочел до конца?"

9). "Вот каковы мы с тобой, но быть, чем я, ты не можешь,

Стать же подобным тебе может любой из толпы."

10)."…как тут не писать? Кто настолько терпим к извращениям

Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева?"

Литература

1.Античная лирика. (БВЛ). М., 1968.

2.Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. – М., 2000.

3.Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

4.Дуров В. С. Римская поэзия эпохи Августа. СПб., 1997.

5.Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

6.Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и образ человека. М., 1977.

7.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1966

Тема 6. Серебряный век римской литературы

План практического занятия №14 (2 ч.)

Римская поэзия

1. Римская поэзия I – II вв.

а) Эпиграммы Марциалла

б) Сатиры Ювенала

2.Басни Федра

3. Назовите автора строк:

1). "Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова,

Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!"

2). "Тот, кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, в других что питает зависть, -

Дивных чертогов".

3). "Хранить старайся духа спокойствие

Во дни напасти; в дни же счастливые

Не опьяняйся ликованием…"

4). "Слава меня не влечет, моя Делия: быть бы с тобою…"

5). "Кинфии глазки меня впервые пленили, к несчастью,

А до того никакой страсти я вовсе не знал".

6). "Всякий влюбленный – солдат, и есть у Амура свой лагерь…"

7)."А родилася мышь. Для тех написано,

Кто обещает много, а выходит вздор".

8). "Больше трехсот эпиграмм могла бы ты вынести, книга,

Но кто бы вынес тебя, кто бы прочел до конца?"

9). "Вот каковы мы с тобой, но быть, чем я, ты не можешь,

Стать же подобным тебе может любой из толпы."

10)."…как тут не писать? Кто настолько терпим к извращениям

Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева?"

Литература

1.Античная лирика. (БВЛ). М., 1968.

2.Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. – М., 2000.

3.Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

4.Дуров В. С. Римская поэзия эпохи Августа. СПб., 1997.

5.Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

6.Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и образ человека. М., 1977.

7.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1966

Тема 7. Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи.

План практического занятия № 10 (4 ч.)

Античный роман

1.Античный роман и развитие повествовательных жанров в Греции и Риме.

2.М.М.Бахтин об античном романе:

а) Три типа античного романа

б) Особенности авантюрного романа: схема сюжета, авантюрный хронотоп

в) Взаимоотношения героя и бытовой обстановки в авантюрно-бытовом романе

3.Греческий эротический роман: "Дафнис и Хлоя" Лонга как прообраз пасторального романа

4.Реалистическая концепция действительности в римском авантюрно-бытовом романе: Петроний, Апулей. "Герои" "Сатирикона"

5.Философско-этическая концепция романа "Метаморфозы" Апулея: аллегорическое истолкование романа

6.Значение вставных новелл в романе Апулея: сказка об Амуре и Психее /возможные истолкования/

Литература

1.Античный роман. (БВЛ). М., 1969

2.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3.Греческий роман. М., 1988

4.Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2001.

5.Пиотровский А. Римское общество и "Сатирикон" //Петроний Арбитр. Сатирикон. М., 1990.

6.Полякова С.В. "Метаморфозы или Золотой осел" Апулея. М., 1988.

7.Протопопова И.А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.022 с.)