Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История мировой (зарубежной) литературы↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ (ЗАРУБЕЖНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ Рекомендуется для направления подготовки 450301 «Филология», (профили «Отечественная филология», «Прикладная филология»)
Квалификация выпускника – бакалавр 20__ Аннотация рабочей программы по дисциплине «История мировой (зарубежной) литературы» Дисциплина История мировой (зарубежной) литературы (модуль - Античная литература) является частью цикла профессиональных дисциплин (базовая часть: модуль 1 «Отечественная филология» и модуль 2 «Прикладная филология») подготовки студентов по направлению подготовки 450301 Филология. Дисциплина реализуется на факультете русской филологии и иностранных языков кафедрой литературы. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с развитием европейских литератур в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов, а также с формированием ценностного отношения к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности. Дисциплина нацелена на формирование профессиональных компетенций ПК-1, компетенцийв научно-исследовательской деятельности ПК-5 выпускника. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контролируемую самостоятельную работу (мастер-классы, подготовка и защита кейсов, разработка проектов, ролевые игры, мини-конференции), самостоятельная работа студента, консультации. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме защиты кейсов и проектов, портфолио, тестов, рубежный контроль в форме экзамена (тестирование на проверку теоретических и историко-литературных знаний - 2 семестр). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов), практические (44 часа) занятия (в том числе контролируемая самостоятельная работа 16 часов) и самостоятельная работа студента (52 часа). Разработчики: к.ф.н., доцент _____________ Сашина Е.В. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению Филология 450301 1. Цели дисциплины: модуль 1 - Античная литература: дать общее представление о развитии античной литературы, открывающей историю всемирной и прежде всего западноевропейской литературы, в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов. Задачи курса модуль 1 - Античная литература: - сформировать у студентов представление о художественном своеобразии античной литературы и условиях ее формирования и развития; - обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса, - способствовать осознанию художественной самоценности античной литературы и культуры и значимости ее на современном этапе развития общества; - повышение уровня интеллектуального труда, - совершенствование навыков конспектирования, реферирования; - углубление и развитие навыков анализа художественного текста. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1 - Античная литература. Модуль 1 - Античная литература в курсе истории мировой (зарубежной) литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология (зарубежная филология) прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины (модуль 1 - Античная литература) направлен на формирование следующих компетенций: профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО): - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1), компетенциив научно-исследовательской деятельности (в соответствии с ФГОС ВПО): - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5), В результате изучения дисциплины (модуль 1 - Античная литература) студент должен: Знать а) основной свод мифологических сказаний: античных, а также классические произведения античной литературы; б) основной свод мифологических воззрений: античных - и восстановить мифологическую основу литературных произведений; в) круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных» или «мировых» тем и образов; г) основополагающие понятия, термины и категории литературоведения в целом и зарубежные методологии в частности; д) закономерности возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей; е) теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе; ж) основными сведениями о биографиях крупнейших писателей изучаемых периодов; Уметь - рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи; - пользоваться справочной и критической литературой, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы; - прочитать наизусть 1-2 стихотворения на выбор; - использовать новейшие компьютерные технологии для подготовки и оформления кейсов, презентаций, портфолио, докладов и т.д.; - работать в системе INTERNET; - в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу; - самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещаемых в лекционном курсе; - дать развернутый устный ответ на экзамене: грамотно построенный, демонстрирующий хорошее понимание вопроса и эрудицию, умение проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст, соответствующий требованиям культуры речи. - проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное явление в культурный контекст. Иметь представление а) об историко-литературном значении произведений античности и потенциала их «актуализации» в современную эпоху; б) о национальной специфике каждой из изучаемых литератур: древнегреческой и древнеримской - и межлитературные связи; в) о вкладе зарубежных и русских ученых в изучение истории зарубежных литератур и культур; Владеть навыками а) литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и т.д.); б) использования современных методологий при анализе художественных произведений; в) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками; г) овладения сведениями о биографиях крупнейших писателей изучаемого периода; д) самостоятельного поиска библиографии по исследуемой проблеме; е) самостоятельного оформления библиографии по исследуемой проблеме.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
Лабораторный практикум
Лекции Тема 1. Термин и понятие «античная литература». (2ч.) Термин и понятие "античная литература", ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Тема 2. Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра. (2 ч) Расцвет афинской культуры. Драма: ее происхождение, основные виды. Культовые истоки. Организация театральных представлений. Устройство театра. Структура драмы. Эволюция трагедии. Эсхил - "отец трагедии". Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий. Хор в трагедиях Эсхила. Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. "Эдип царь" как идеальный образец греческой трагедии. Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов. Тема 3. Ранний период римской литературы (2 ч.) Историческое значение римской литературы, ее место в античном обществе. Римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза (надписи, анналы, законы XII таблиц). Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий). Характер обращения к греческой литературе и своеобразие ее использования. Римский театр: публичные зрелища. Комедия (паллиата, тогата и т.д.). Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция. Тема 4. Литература последнего века республики (2 ч.) Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Упадок старых поэтических жанров и возвышение новых. Развитие римской сатиры (сатуры). Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия. Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письма. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Цезарь, его политическая и литературная деятельность. Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы "О природе вещей". Римский александризм: поэты-неотерики. Тема 5. Серебряный век римской литературы (2 ч.) Эпоха Юлиев и Клавдиев: "новый стиль". Стоицизм Сенеки. Риторический характер трагедий: философские позиции; изображение ужасов и страстей. Новый стиль в эпосе: "Фарсалия" Лукана. Сатирическое воспроизведение действительности в "Сатириконе" Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима и мениппеи. Петроний и европейский плутовской роман. Басни Федра, отношение Федра к греческим образцам и современной действительности. Эпоха Флавиев и Траяна. Ориентация на классицизм и отход от "нового стиля". Тема 6. Позднейший период: литература упадка и кризиса Римской империи. (2 ч.) Новые культурные центры, их литературная продукция. Новые религиозно-философские течения; влияние второй софистики. Светоний: "Жизнеописание цезарей". Рост и развитие провинциальных литератур. Апулей – философ и писатель. Идейно-философская концепция "Метаморфоз", особенности композиции и хронотопа, значение вставных новелл. Практические занятия Тема 1. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии План практического занятия №2 (2ч.) Мир древнегреческой мифологии 1.Понятие о мифе. 2.Классификация мифов. Примеры из различных мифологий. 3.Основные этапы развития древнегреческой мифологии. Хтонический период. 4.Олимпийская мифология: греческий пантеон. Примеры из произведений искусства разных эпох, в которых используются образы олимпийских богов. 5.Греческие герои и их подвиги. 6.Древнегреческие мифы о превращениях как разновидность этиологических мифов. 7.Найдите ответы на следующие вопросы: 1)Кто из богов правил в золотой век? 2)Сколько лет длилась битва Зевса с титанами? 3)Какие имена Афродиты Вы можете назвать? 4)Какие богини не подчиняются власти Афродиты? 5)Атрибутами какой богини являются змея и сова? 6)Какой греческой богине соответствует в римской мифологии Прозерпина? Какие мифы связаны с этой богиней? 7)Кто из греческих героев победил горгону Медузу? Какие еще подвиги этого героя Вы знаете? 8)Чему научил людей Прометей? 9)Кто из богов создал первую женщину? Как ее зовут? 10)Что обозначает выражение "между Сциллой и Харибдой"? 11)Какую загадку задавала Сфинкс? 12)Чьим предком был Эней? Кто его родители? 13)Как была изготовлена первая лира? 14)Что такое "омфал"? 15)Почему царь Мидас отказался от дара Диониса? 16)Чьей дочерью является Гармония? 17)Что такое "сизифов труд"? 18)Кто такие силены и сатиры? 19)Какие герои устояли перед сиренами? 20)Какие реки текут в Аиде? 21)Как появился цветок гиацинт? 22)Кто обучил искусству врачевания Асклепия? 23)Где и как появился источник – Гиппокрена? 24)Каким богам поклонялись амазонки? 25)Что явилось причиной сна Эндимиона? 26)Почему Эвридика не вернулась из Аида? 27)Каковы были последствия путешествия Фаэтона? 28)Назовите двенадцать подвигов Геракла. 29)Чем отличаются горы, мойры и хариты? 30)Назовите имена девяти муз. Литература 1. Мифологический словарь. М., 1990. 2. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1980-1982. 3. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. 4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. 5. Легенды и сказания древней Греции и Рима. М., 1987. 6. Успенские В. и Л. Мифы древней Греции. М., 1977. 7. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. 8. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966. 9. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. АСТ,1997 10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 11. Парандовский Я. Мифология. М., 1971. 12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 13. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. 14. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. 15. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986. 16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 17. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000 Тема 2 Древний эпос. План практического занятия №3 (2 ч.) Гомеровский эпос 1."Гомеровский вопрос". 2.Троянская война: миф и история. 3.Особенности композиции "Илиады". Характер развития сюжета. 4.Люди и боги в гомеровских поэмах. 5.Ахиллес как архетип эпического героя. 6.Эпический стиль гомеровских поэм. 7.Развернутый комментарий первой песни "Илиады". 8.Знаете ли Вы "Илиаду" и "Одиссею"? 1)Что послужило поводом "гомерического" хохота олимпийских богов? 2)Сколько кораблей пришло под Трою из Афин? Сколько всего кораблей прибыло под Трою? 3)Почему Менелаю не удалось убить Париса? 4)Как звали врачевателя в войске ахейцев? 5)Кого из богов ранил Диомед? 6)Какие дары были обещаны Ахиллесу за возвращение в войско? 7)Какими способами Гера оказывала помощь ахейцам? 8)За что Гефест был благодарен Фетиде? 9)Какие доспехи изготовил Гефест для Ахиллеса? 10)О чем поведал Ахиллесу его конь Ксанф? 11)С какими богами вступили в поединок Посейдон, Афина, Гера, Гермес, Гефест? 12)По какому поводу были устроены спортивные состязания ахейцев? Как Одиссей победил в беге Аякса? 13)На какой срок пообещал Приаму Ахиллес не вступать в битву? 14)Почему Елена так горько оплакивала Гектора? 15)Каких героев Гомер называет: "громовержец", "мужеубийца", "пастырь народов", "бессмертным подобный", "дочь светлоокая Зевса", "златотронная", "розовоперстая"?
1)Кто из богов изменял внешность Одиссея? 2)Как Афина вселяла надежду в Пенелопу? 3)Почему нимфа Калипсо отпустила Одиссея? 4)Зачем царевна Навсикая приехала на берег моря? 5)Что росло в садах Алкиноя? 6)О чем пел Демодок? 7)Как путникам удалось уехать от лотофагов? 8)Как Одиссей обманул Полифема? Правый или левый глаз потерял Полифем? 9)Как встретили путников лестригоны? 10)Какими чарами обладала Цирцея? 11)О чем рассказал Одиссею Тиресий? 12)Кто из спутников Одиссея предложил убить быков Гелиоса? Каковы последствия этого преступления? 13)Как звали собаку Одиссея? 14)Как были побеждены женихи Пенелопы? Почему Одиссей так жестоко обошелся с женихами? 15)Чем угощались на пирах в "Одиссее"? Литература 1.Гомер. Илиада. Одиссея. (любое издание) 2.Виницкий И. Теодиссея Жуковского: гомеровский эпос и революция 1848-1849 годов // Новое литературное обозрение - 2003 - № 2. С. 171-193. 3.Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVII-XIX вв. М.-Л., 1964. 4.Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960. 5.Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961. 6.Портнов А. Был ли Гомер слепым // Техника-молодежи. 1991. № 1. 7.Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. 8.Шталь И.В. "Одиссея" – героическая поэма странствий. М., 1978. 9.Штоль Г. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. М., 1991. Тема 3. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры. План практического занятия №4 (4 ч.) Архаическая лирика 1.Разновидности греческой лирики. Фольклорные корни лирики. 2.Греческая элегия А). Идеал гражданина полиса в военных и политических элегиях (Каллин, Тиртей, Солон); Б). нравоучение в элегии: дидактика или житейская мудрость (Феогнид); В). "юность почтенная" и "старость презренная" в элегиях Мимнерма. 3.Ямбография: творчество Архилоха. Семонид Аморгский о происхождении женщин. 4.Сольная мелика. А). Основные темы поэзии лесбосских меликов; Б). Картины природы в стихах Алкея и Сапфо; В). Анакреонт и "анакреонтика"; Г). Сравните Эроса Сапфо. Ивика, Анакреонта, Архилоха; Д). Сопоставьте разработку "застольной темы" у Алкея, Анакреонта, Ксенофана. 5.Хоровая мелика. А). Образный строй лирики Алкмана: "знаю все напевы птичьи"; Б). Композиция и герои пиндаровских од; "пиндарический стиль". 6. Назовите автора строк: 1)"Что тебя печалит и что безумит? Все скажи! Любовью ли томится сердце?" 2)"Мил мне, кто Муз и Киприды благие дары сочетая, Правилом ставит себе быть веселее в пиру." 3) "Спят вершины высокие гор и бездн провалы, Спят утесы и ущелья…" 4) "Шесть венков подарил он на играх Кадмейской стране, Дар прекрасно-победный, для родины честь…" 5) "Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадет Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть." 6) "Да, это зло из зол, что женщиной зовут, Дал Зевс, и если чуть пользы от нее – Хозяин от жены без меры терпит зло." 7) "Скоро ль воспрянете вы? Когда ваше сердце забьется Бранной отвагой? Ужель, о нерадивые, вам Даже соседей не стыдно?.." 8) "Благозаконье же всюду являет порядок и стройность, В силах оно наложить цепь на неправых людей…" 9) "Ах, но недолог прелестный расцвет! Мимолетна услада Дней тех, когда от богов нет нам ни счастья, ни мук." 10) "Низкому сделав добро, благодарности ждать за услугу То же, что семя бросать в белые борозды волн…" 11) "Мне ж никогда не дает вздохнуть Эрос. Летит от Киприды он, - Темный, вселяющий ужас всем…" 12). "Как быть зимой нам? Слушай: огонь зажги, Да, не жалея, в кубки глубокие Лей хмель отрадный…" Литература 1.Античная лирика. М., 1968 (БВЛ). 2.Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. М., 2000. 3.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 4.Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики. Кишинев, 1973. 5.Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989. 6.Тахо-Годи А.А. Античная гимнография //Античные гимны. М., 1988. 7.Толстой И.И. Сапфо и тематика ее песен //Статьи и фольклоре. М.-Л., 1966. 8.Ярхо В.Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя Лирика. М., 2001. 9.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
Тема 4. Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра. План практического занятия №6 (2 ч.) 1."Эдип-царь" Софокла как классический образец трагического жанра. Проблема рока в трагедии: а) Образ Эдипа: Эдип как правитель государства; Эдип и Тиресий; Эдип и Креонт; путь Эдипа от незнания к знанию – от пролога к эксоду; тема личной ответственности за содеянное. б) Значение партий хора: хор как действующее лицо; тема соблюдения божественных законов; тема изменчивости человеческого счастья. в) Композиция трагедии, развитие действия, искусство перипетии 2.Основной конфликт "Антигоны" Софокла. а) Образ главной героини трагедии б) Г.Гегель, В.Г.Белинский, В.С.Соловьев о характере конфликта "Антигоны" в) Актуальность этической проблематики трагедии в ХХ веке. 3.Знаете ли Вы значение следующих терминов: агон, антистрофа, коммос, парод, перипетия, пролог, протагонист, девтерагонист, эксод, эписодий, анагнорисис? Литература 1.Античная драма. М., 1970. (БВЛ) 2.Аристотель. Поэтика /любое издание/. 3.Головня В.В. История античного театра. М., 1972. 4.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 5.Гусейнов Г.Ч. "Орестея" Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982. 6.Каллистов В. Античный театр. М., 1970. 7.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Собр. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990. 8.Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М., 1988. 9.Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960. 10.Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла //Классическая филология. М., 1959. 11.Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990. 12.Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Трагедия: Собр. трудов. М., 2000. 13.Ярхо В.Н. Трагедия Софокла "Антигона. М., 1986. 14.Ярхо В.Н. Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. План практического занятия №7 (2 ч.) "Самый трагичный из поэтов" 1.Творчество Еврипида – новая стадия в эволюции древнегреческой трагедии: индивидуализация и психологизация драмы. 2.Основной конфликт трагедии "Медея". 3.Любовная страсть как тема в "Ипполите". Вопросы для дискуссии: 1.Почему Еврипид не был понят современниками? 2.Каким предстает уклад жизни древних греков в "Медее"? 3.Мешает ли хор Медее? 4.Является ли волшебница Медея "обычной" женщиной? 5.Кто/что/ правит Федрой? 6.Почему Федра решила отомстить Ипполиту? 7.Можно ли сравнивать Ипполита и ветхозаветного Иосифа? 8.Что толкнуло Федру на самоубийство? 9.Почему Артемида не защитила Ипполита? 10.Необходим ли в "Ипполите" прием "deus ex machina"? 11.Почему сюжет о Федре является одним из самых популярных в мировой драматургии? 12.Почему Еврипида называли "философом на сцене"? 13.Действительно ли Еврипид изображал людей "таковыми, какие они есть?" 14.Согласны ли Вы с Ф.Ницше в том, что у Еврипида мы наблюдаем "агонию трагедии? "…Трагедия при исчезновении духа музыки неизбежно гибнет…" Литература 1.Еврипид. Медея. Ипполит (любые издания). 2.Аристотель и античная литература. М., 1978. 3.Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1978. 4.Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1984. 5.Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970. 6.Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемухина Н.М. Греческая трагедия. М., 1958. 7.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Собр.соч. в 2-х тт. М., 1990. 8.Погосова В. Идея прощения в "Ипполите" Еврипида //Вестник древней истории - 2003 - №2. С. 117-126. 9.Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990. 10.Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Трагедия: Собр. трудов. М., 2000. План практического занятия №9 (2 ч.) Древнеаттическая комедия 1.Фольклорные корни комедии. 2.Своеобразие комического хора /"парабаса", "коматтион", "пнигос", "ода", "эпиррема"/. 3.Комедиография Аристофана: основные направления творчества. 4.Эстетическое кредо Аристофана. Литературно-художественная дискуссия в комедии "Лягушки": а) Спор о задачах поэтического искусства: Эсхил – Еврипид б) Идеал трагического героя в) Тема почитания "старых" богов г) Дискуссия о трагическом стиле 5.Традиционное и злободневное в комедии "Лягушки" а) Элементы обрядовых празднеств плодородия; традиции народного балагана: Дионис и Ксанфий б) Исторические реалии в комедии в) Функции хоров Литература 1.Аристофан. Лягушки (любое издание). 2.Аристофан: Сб. статей. М., 1957. 3.Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988. 4.Соболевский Е.И. Аристофан и его время. М., 1957. 5.Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии //Статьи о фольклоре. М. – Л., 1966. 6.Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. 7.Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954. План практического занятия № 12 (2ч.) Мифологические темы и сюжеты в римской литературе 1."Энеида" Вергилия как римский национальный эпос а) Гомер и Вергилий б) Сюжеты римской мифологии в эпосе Вергилия 2."Метаморфозы" Овидия как энциклопедия античной мифологии а) философская основа поэмы б) идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи /миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Ниобе и др./ в) психологическое мастерство Овидия /Пирам и Фисба, Аполлон и Дафна, Филемон и Бавкида, Пигмалион и др./ Знаете ли Вы "Энеиду" Вергилия? 1.Какая богиня преследовала Энея? 2.Что поведал Эней о падении Трои? 3.Кого из родственников удалось спасти Энею? 4.Почему Эней покинул Дидону? 5.Как погибла Дидона? 6.Что предсказала Энею Сивилла? 7.Как удалось Энею найти золотую ветвь? 8.Что узнал Эней о своих потомках? 9.Какие знаменья определили судьбу Лавинии? 10.На каком месте будет заложена "столица столиц"? 11.Почему Вулкан согласился выковать доспехи для Энея? Что изображено на щите? 12.Как Юнона пыталась спасти Турна? 13.Кто отомстил Аррунту за смерть Камиллы? 14.Как был ранен Эней? Кто залечил его рану? 15.Почему Эней не пощадил Турна? Литература 1.Вергилий. Энеида (любое издание). 2.Овидий. Метаморфозы (любое издание). 3.Вулих Н.В. Овидий. М., 1996. 4.Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996. 5.Полевская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963 6.Поэтика древнеримской литературы. М., 1990 7.Щеглов Ю. Опыт о "Метаморфозах". СПб., 2002. План практического занятия №13 (4 ч.) Римская поэзия 1.Александрийская школа и неотерики. Тема любви в поэзии Катулла. 2.Литературная жизнь эпохи Августа. 3.Философское содержание од Горация. 4.Гораций как теоретик римского классицизма: "Послание к Пизонам" 5.Элегия в римской поэзии: Овидий, Проперций, Тибулл 6. Назовите автора строк: 1). "Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова, Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!" 2). "Тот, кто золотой середине верен, Мудро избежит и убогой кровли, И того, в других что питает зависть, - Дивных чертогов". 3). "Хранить старайся духа спокойствие Во дни напасти; в дни же счастливые Не опьяняйся ликованием…." 4). "Слава меня не влечет, моя Делия: быть бы с тобою…" 5). "Кинфии глазки меня впервые пленили, к несчастью, А до того никакой страсти я вовсе не знал". 6). "Всякий влюбленный – солдат, и есть у Амура свой лагерь…" 7)."А родилася мышь. Для тех написано, Кто обещает много, а выходит вздор". 8). "Больше трехсот эпиграмм могла бы ты вынести, книга, Но кто бы вынес тебя, кто бы прочел до конца?" 9). "Вот каковы мы с тобой, но быть, чем я, ты не можешь, Стать же подобным тебе может любой из толпы." 10)."…как тут не писать? Кто настолько терпим к извращениям Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева?" Литература 1.Античная лирика. (БВЛ). М., 1968. 2.Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. – М., 2000. 3.Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987. 4.Дуров В. С. Римская поэзия эпохи Августа. СПб., 1997. 5.Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963. 6.Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология художественного мышления и образ человека. М., 1977. 7.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1966 Тема 6. Серебряный век римской литературы План практического занятия №14 (2 ч.) Римская поэзия 1. Римская поэзия I – II вв. а) Эпиграммы Марциалла б) Сатиры Ювенала 2.Басни Федра 3. Назовите автора строк: 1). "Другом тебе я не буду, хоть стала б ты скромною снова, Но разлюбить не могу, будь хоть преступницей ты!" 2). "Тот, кто золотой середине верен, Мудро избежит и убогой кровли, И того, в других что питает зависть, - Дивных чертогов". 3). "Хранить старайся духа спокойствие Во дни напасти; в дни же счастливые Не опьяняйся ликованием…" 4). "Слава меня не влечет, моя Делия: быть бы с тобою…" 5). "Кинфии глазки меня впервые пленили, к несчастью, А до того никакой страсти я вовсе не знал". 6). "Всякий влюбленный – солдат, и есть у Амура свой лагерь…" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.034 с.)