Язык. Речь. Речевая деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык. Речь. Речевая деятельность.



 

Язык, как исторически сложившееся явление представляет собой комплекс биологических, психологических и соц. факторов:

· В узком значении: идеальная система знаков;

· В широком значении: знаковая система в целом, неразрывное единство идеального кода и всех его материальных реализаций – текстов

 

Язык – идеальный код, система единиц и правил из сочетаемости.

Речь – совокупность текстов как материальная реализация языка.

 

Разграничил в 19 веке швейцарский лингвист Фердинандо де Соссюр.

«Язык является социальным продуктом, совокупностью единых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию функционирования способностей речевой деятельности, существующих у носителя языка.»

«Разделяя язык и речь, мы отделяем социальное от индивидуального.»

 

 

Язык Речь
Социален Индивидуальна
Идеален Материальна
Абстрактен (т.к. обозначает отвлеченные сущности) Конкретна
Потенциален (совокупность возможностей) Реальна (реализует один из вариантов)
Консервативен (изменяющийся медленно) Динамична

 

 

Язык – вариативная система (есть возможность выразить одно и то же различными способами)

Речевая деятельность – вид деятельности человека, направленный на производство и понимание текстов.                 Включает деятельность мозга, органов речи и слуха, состоит из речевых актов (отдельных целенаправленных действий)

Речь = акты говорения +тексты + акты понимания

 

2 половина 19 века: физиологи активно исследовали зоны коры головного мозга

1861 – зона Брока в любых долях левого полушария: центр говорения

1874 – зона Вернике в височных долях левого полушария: центр понимания речи

20 век: дополнительные зоны, связанные с речевой деятельностью
3. Язык и общество.

Язык – это необходимое условие существования и развития человека, которое складывалось и сохранялось в течение веков. Взаимосвязь языка и общества можно продемонстрировать на логической цепочке: без общества – нет общения, без общения – нет языка, без языка – нет мышления, а без мышления – нет человека.

Язык является социальным биологическим феноменом и приобретается как продукт подражания. Объяснить это можно тем, что в процессе своего взросления человек пытается имитировать звуки, слоги и слова, поскольку ни одно языковое правило не передается наследственным путем от человека к человеку и не заложено в голове изначально.

Язык своеобразен тем, что это единственное и универсальное средство общения для каждого из нас.

 

Общественная сущность языка проявляется в следующем:

· Происхождение языка. Возникает вместе с обществом при необходимости что-то сказать друг другу и вызвано совместной деятельностью человека. Например, прямо хождение – это освобождение руки от труда, развитие мозга.

· Смерть языка. Язык может жить, пока живет общество, которое он обслуживает. Вместе с обществом погибнет и язык (язык индейцев), может выйти из употребления, если общество примет иной язык (полабский язык), может умереть, но не до конца. Например, латинский язык, который активно используется в Ватикане, иврит

· Развитие языка. Язык постоянно изменяется вместе с развитием общества. Изменения происходят постоянно, но очень медленно.

· Существование территориально-социальных разновидностей языка (диалекты, жаргоны, профессионализмы, функциональная дифференциация – стили текста.)

 


Язык и мышление.

 

Мышление - часть познавательной деятельности, а именно – высшая форма активного отражения действительности, направленная на познание явлений и связей между ними.

 

Учение Павлова о двух сигнальных системах:

-1сс непосредственное восприятие через ощущения

-2сс восприятие опосредовано через знаки

Знак -> органы чувств -> мозг -> информация

 

Эволюция мышления:

1. Невербальные виды мышления:

·  Кинетическое (практическое) – основано на 1сс.
Представление информации на основе чувств восприятия. (Основная операционная единица)
Сенсорная и моторная память - кинетические знаки (тесты, мимика). (Средства хранения и передачи информации)
Низкая способность передавать информацию

·  Образное (наглядно-образное) – 1 и 2сс. Включает в себя:
Образ - инфа об объекте в совокупности всех его чувственно-воспринимаемых свойств, обобщение всех представлений об объекте.
Образные знаки (визуальные, акустические, пластические)
Все виды искусства - системы образных знаков.
Средняя способность передавать информацию

2. Вербальный вид

·    Абстрактно-логическое (словесно-логическое) – обобщение образов в отвлечении от чувственного восприятия.
Это мышление, нуждающееся в языке. Слово (вербальные знаки). Высокая способность

 

Суждение - установление связи между понятиями через утверждение или отрицание этой связи

Умозаключение - процесс логического вывода из нескольких суждений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.)