Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-фокусированные интервенции
Эмоционально-фокусированные интервенции (см. рис. 4.3) направлены на то, чтобы обучить пациента выражать чувства печали и гнева. Переживание и переработка этих эмоций позволяют пациенту сосредоточиться на своих потребностях и целях. Возрастает ценность пациента в собственных глазах, ежедневный опыт становится более позитивным. Проблемные эмоции активно перерабатываются при помощи эмоционально-фокусированных техник. К основным эмоционально-фокусированным техникам схема-терапии относятся упражнения на воображение и работа со стульями. Упражнения на воображение. В ходе выполнения этих упражнений происходит активация схем или режимов за счет погружения в актуальные эмоции и связывания их с биографическим материалом. Главная техника работы с (травматическими) детскими воспоминаниями получила название «рескриптинг»[8]. В ходе этого упражнения травматические или трудные ситуация изменяются в воображении пациента таким образом, чтобы удовлетворить потребности «раненого ребенка». Например, терапевт может решительно остановить обидчика, вывести ребенка из опасной для него ситуации и позаботиться о нем. Использование упражнений на воображение не ограничивается переработкой детских воспоминаний. Они также применяются для «переписывания» опыта более поздних травм или для подготовки пациента к будущим ситуациям (подробно см. Hackman et al., 2011). Эта техника всесторонне освещается в главе 6. Рис. 4.3. Эмоционально-фокусированные интервенции Рескриптинг и другие эмоционально-фокусированные интервенции помогают пациентам испытать чувства, связанные с удовлетворением потребностей, такие как гнев против наказывающего родителя или сочувствие к раненому ребенку. Работа со стульями. При выполнении упражнений на стульях (см. Kellogg, 2004) проводятся диалоги между различными режимами или между схемой и здоровой частью пациента. Стулья соответствуют различным частям личности. Эта техника позволяет пациенту выражать эмоции, задействованные в различных режимах. На стуле, представляющем режим яростного ребенка, пациент учится распознавать чувства гнева или ярости, а на стуле, представляющем режим здорового взрослого, - формировать адекватную когнитивно-эмоционально-поведенческую реакцию на действие режимов требовательного и карающего родителя. Диалоги при помощи стульев особенно полезны в случае внутренних конфликтов или интенсивных амбивалентных чувств.
Эта техника подробно разбирается в главе 8. Если говорить о моделях режимов (см. рис. 4.3), техника рескриптинга представляет особенную важность при лечении режимов уязвимого ребенка. Дисфункциональные родительские режимы также могут стать мишенью упражнений на воображение, в ходе которых образы обидчика уничтожаются или лишаются способности к действию. Указанные режимы можно ослаблять или вступать с ними в сражение в ходе диалогов с использованием стульев. Диалоги можно также применять и с целью установления границ для очень властных копинговых режимов, в особенности режимов гиперкомпенсации. Эта интервенция способствует валидации, пониманию и преодолению дисфункциональных копинговых режимов. Поведенческие интервенции Для «взламывания» (преодоления) поведенческих паттернов и лечения симптомов могут использоваться практически все техники поведенческой терапии, включая ролевые игры, домашние задания, экспозиционные техники, обучение навыкам и релаксационные упражнения. Поведенческие интервенции можно сочетать со специальными схемными интервенциями, такими как использование копинговых карточек или других вспомогательных средств («напоминалок»), которые связывают симптом или проблемное поведение с соответствующим схема-режимом. Часто применяются техники КПТ, такие как обучение социальным навыкам, отказ от перфекционизма, наращиваниение позитивно заряженных видов деятельности, регулярные занятия физкультурой и более четкое выражение потребностей пациента. Применительно к модели режимов (рис. 4.4), важные поведенческие интервенции для детских режимов включают научение социальным навыкам, помогающим пациентам испытать более здоровое чувство близости и укрепить отношения с людьми, предоставляющими им помощь и поддержку. Пациенты должны научиться бороться с дисфункциональными режимами на уровне поведения, например, по возможности отказываясь от перфекционизма, принимая собственные ошибки и заблуждения и занимаясь деятельностью, которая позволяет им испытывать чувство успеха (вместо того, чтобы постоянно пытаться соответствовать завышенным стандартам).
Поведенческие интервенции направлены на формирование паттернов, не связанных с режимами совладания; иначе говоря, пациенты должны научиться проводить больше времени в функциональных режимах. Обычно мы имеем под этим в виду, развитие взрослых навыков здорового взаимодействия и времяпровождения, включая увлечения, досуг и спорт. Рис. 4.4. Поведенческие интервенции Терапевтические отношения В терапевтических отношениях терапевт адаптирует способы межличностного взаимодействия к схемам и режимам пациента (см. рис. 4.5). Например, к депрессивным пациентам следует проявлять особенно теплое и заботливое отношение. Напротив, пациентов с зависимостями мы побуждаем действовать. Терапевт открыто обсуждает с ними, насколько целесообразно придерживаться дисфункционального паттерна зависимости - не с целью раздражить или фрустрировать пациента, но с целью способствовать большей личностной автономии последнего. Рис. 4.5. Эмпатическая конфронтация Эмпатическая конфронтация - одна из основных техник схема- терапии, направленная на осознавание пациентом паттернов межличностных взаимодействий через терапевтические отношения. Мы называем конфронтацию «эмпатической», подразумевая, что терапевт объясняет и валидирует биографические корни поведенческих паттернов пациента и интерпретирует эти паттерны как (дисфункциональный) способ удовлетворения его потребностей. Пример из практики: эмпатическая конфронтация с копинговым режимом в ходе терапевтической сессии Филип (см. раздел 1.4) часто впадает в режим гиперкомпенсации во время терапевтических сессий. В этом режиме он становится многословным и превозносит свои способности и предшествующий опыт. При активации режима становится невозможным конструктивное обсуждение тревоги Филипа, которая является мишенью терапии. Уже во время второй сессии терапевт считает возможным обсудить этот паттерн взаимодействия с пациентом: «Филип, я хотела бы поделиться с вами тем, что я сейчас вижу в ходе нашей работы. Я не замечаю вашей тревоги, потому что вы очень убедительно рассуждаете о всевозможных предметах. Я не могу ничего добавить к нашему разговору, потому что я не могу вставить слова. У меня создается впечатление, что вам очень хочется быть здесь главным. Когда я размышляю о вашем детстве и о том, как вы страдали от преследований одноклассников, мне приходит в голову мысль, что, возможно, именно таким способом вы защищались от чувств беспомощности и покинутости. Так ли это?» Филип соглашается с тем, что этот паттерн носит устойчивый гиперкомпенсационный характер. Терапевт объясняет, что режим гиперкомпенсации сформирован биографическими фактами пациента, затем обсуждает с Филипом, насколько верны ее гипотезы. Во время обсуждения терапевт стремится поддерживать близкий межличностный контакт с Филипом; когда Филип «сползает» в режим гиперкомпенсации, терапевт немедленно останавливает его и предлагает это обсудить. Спустя несколько минут терапевт приступает к разговору о более дисфункциональных паттернах поведения пациента: «Этот паттерн выполнял важную защитную функцию в вашем детстве, помогая вам обрести контроль над ситуацией, но парадоксальным образом он стал источником ваших проблем. Когда вы находитесь в этом режиме, вы не способны установить подлинный и позитивный человеческий контакт со мной. То же самое можно сказать и о других ваших взаимоотношениях, верно? И это усиливает ваше чувство одиночества. Вы согласны со мной?»
Ограниченный репарентинг Терапевтические отношения в схема-терапии понимаются как «ограниченный репарентинг»[9]. Терапевт удовлетворяет - до некоторой степени - нереализованные потребности пациента, которые игнорировались его родителями или другими значимыми взрослыми в его детстве или подростковом возрасте. Например, для пациентов с ПРЛ очень важно, чтобы при выполнении упражнения на воображение терапевт воплощал в восстанавливаемом травматическом эпизоде модель здорового взрослого. Терапевтам необходимо принять тот факт, что пациенты с тяжелыми эмоциональными расстройствами, такими как ПРЛ, нуждаются в них как в фигуре личной привязанности, по крайней мере, на первом этапе терапии. Чтобы стать заботливой родительской фигурой, врач должен присутствовать в терапии как «реальное лицо». Эта позиция отличается от принятых в классическом психоаналитическом подходе нейтральных терапевтических отношений, а также от сократической роли терапевта в КПТ. Репарентинг предназначен главным образом для работы с режимом уязвимого ребенка. Это следует обсудить с пациентом и, разумеется, строго соблюдать профессиональные рамки. Установление границ Родительская забота подразумевает установление границ. Это часто становится необходимым для пациентов, проходящих схема-терапию. Например, границы важно устанавливать для недисциплинированных и избалованных пациентов или для пациентов с другими проявлениями неадекватного поведения. Как и в случае других интервенций - терапевт должен по необходимости обсуждать свои действия с пациентом. Важно, чтобы пациент понимал, почему терапевт вынужден устанавливать границы. «Ограниченный репарентинг» в терапевтических отношениях означает теплую, участливую заботу о пациенте. Однако терапевт обязан устанавливать границы при проявлениях дисфункционального поведения пациента так же, как это делают здоровые родители по отношению к своим детям. Что касается различных режимов, терапевт должен учитывать в терапевтических отношениях факторы, приведенные ниже. Детские режимы Когда пациенты находятся в режиме уязвимого ребенка, они нуждаются в валидации, утешении и покое. Это относится к спонтанным переключениям в режим уязвимого ребенка - терапевт должен реагировать на это с теплом и сочувствием - и к эмоционально-фокусированным интервенциям: при проведении рескриптинга терапевт должен успокоить внутреннего ребенка пациента и проявить заботу о нем; во время диалогов на стульях терапевт должен беседовать с «раненым ребенком» мягким и успокаивающим тоном.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.) |