Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение копинговых режимов
Основная задача работы с копинговыми режимами - ознакомить пациента с понятием режимов, их функциями и происхождением, научить его распознавать их действие и заменять режимы более здоровыми стратегиями совладания. Многим пациентам жизненно важно понять, что режимы гиперкомпенсации или избегания формируются в детстве в качестве реакции на непереносимые обстоятельства. При разъяснении этих вопросов следует также обсудить с пациентом «за» и «против» каждого режима. Если в детстве и юности копинговые режимы являются в какой-то мере адаптивными, то во взрослом возрасте они создают серьезные проблемы в межличностных отношениях. Предполагается, что в конечном итоге пациент научится ослаблять действие дисфункционального режима и проводить больше времени в режиме здорового взрослого. Терапевтические отношения Столкнувшись в ходе сессии с действием копингового режима, терапевт должен проявить максимальную заботу и благожелательность. Копинговый режим представляет собой разновидность защитного механизма, поэтому дружелюбная реакция терапевта помогает пациенту успокоиться и ослабить защиту. Пациент должен чувствовать себя в максимальной безопасности и максимально открываться терапевту. Это требование не противоречит общепринятой идее о том, что эмпатические терапевтические отношения способствуют снятию защит и обеспечивают доступ к проблемным чувствам пациента. Иногда, однако, важно прямо указать пациенту на присутствие копингового режима, прервать его действие и разъяснить его негативное влияние на межличностные отношения. «Эмпатическая конфронтация» в схема-терапии подразумевает сочетание последовательного мягкого отпора проблемному поведению с заботой о пациенте. Терапевт обязан проявлять заинтересованность в том, чтобы поддерживать благополучие пациента, не создавая у последнего ощущения опасности, и обучать его заботиться о своих потребностях за рамками терапевтических отношений: «Я чувствую, что вы часто отстраняетесь от ситуации и не вполне понимаете свои чувства и потребности, несмотря на то что вы рассказываете об очень тяжелых эмоциональных переживаниях. У меня создается впечатление, что при помощи такого отстраняющегося поведения вы пытаетесь защитить себя. Помогите мне понять, от чего вам было необходимо защищаться в детстве, и зачем вам все еще нужна подобная защита в нынешней жизни?» Такая осторожная и благожелательная конфронтация хорошо срабатывает в случае сильно выраженных избегающих режимов, например, когда пациент замыкается в себе и молчит или не поддерживает глубокого контакта с терапевтом.
Режим гиперкомпенсации Когда пациент демонстрирует выраженный режим гиперкомпесации, может возникнуть необходимость прямо сказать ему об этом и ограничить действие режима в терапевтических отношениях. В таких случаях следует устанавливать границы, даже если это означает временный отказ от дружелюбного и заботливого тона. Установление границ может быть частью репарентинга, принятого в схема-терапии, аналогично тому, как родители устанавливают границы детям. И так же, как с детьми, в случае интенсивных режимов гиперкомпенсации однократного установления границ часто бывает недостаточно. Пример из практики: ограничение действия режима угроз и нападения у Николь Когда Николь пребывает в режиме угроз и нападения, она очень плохо отзывается об окружающих («неудачники», «старые наркоманы»), говорит громко, почти кричит, впадает в ярость. Терапевт не чувствует контакта с пациенткой, более того, Николь контролирует ход беседы, не позволяя терапевту вставить ни слова. Такое поведение типично для режима гиперкомпенсации. Терапевт прерывает действие режима и устанавливает границы: «Николь, прервитесь на несколько минут и выслушайте меня. [Терапевт ждет реакции пациентки. Николь на мгновение замолкает и недоверчиво смотрит на терапевта.] Я хотела бы рассказать вам, что я чувствую в ситуации нашего общения. Вы много и выразительно говорите и доминируете в беседе. Я слышу, что вас сердят люди и ситуации и что у вас множество проблем. [Николь пытается перебить терапевта.] Нет-нет, Николь, я тоже хотела бы высказаться. Если я не буду вас останавливать, вся сессия будет посвящена вашим нападкам на других людей. Я не смогу познакомиться с вами поближе и ничего не узнаю о негативных чувствах, которые вы переживаете, когда остаетесь одна. Между тем в ходе терапии мы должны обязательно говорить об этих чувствах. Я не хотела бы, чтобы у нас сохранялся такой стиль общения, потому что я стремлюсь вам помочь. Поскольку мне необходимо узнать вас лучше, мне тоже нужно определенное пространство в наших взаимоотношениях, даже если я не действую так быстро и уверенно, как вы».
Устанавливая границы, терапевт прерывает действие режима. Кроме того, в рамках терапевтических отношений терапевт создает здоровую модель внешних межличностных отношений, в которой оба участника имеют равное право заботиться о своих потребностях. Прерывать действие дисфункционального режима важно еще и потому, что, пребывая в нем, пациент закрыт для эмоционального обучения. Когнитивные техники На когнитивном уровне важно обозначить присутствие копингового режима, назвать его и помочь пациенту распознавать его действие в повседневной жизни. Следует обсудить, какие обстоятельства биографии пациента привели к формированию режима, определить его функции в детстве и взрослом возрасте пациента, а также положительное и отрицательное влияние («за» и «против») на текущую жизненную ситуацию последнего. Пациент должен четко понимать, какое воздействие дисфункциональный режим оказывает на окружающих, и научиться альтернативным моделям поведения (см. раздел 5.4).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.006 с.) |