Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интернет-рубрика как эффективный способ расширения словарного запаса молодежной аудитории
Емельянов Е.Н., выпускник молодежного объединения «Многогранник-журналистика» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга»; Кузнецова Т.А., руководитель объединения «Многогранник журналистика» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Дом молодежи «Царскосельский» Пушкинского района Санкт-Петербурга»
В статье автор рассказывает о том, как можно использовать рубрику в социальных сетях в качестве площадки, реализующей задачи образовательного процесса в условиях дистанционных коммуникаций. На примере своего исследования автор приводит доводы, подтверждающие эффективность и системность выбранного технология подачи информации. Ключевые слова: молодежная политика, интернет-рубрика, словарный запас, работа с молодежью. Коронавирусная самоизоляция, потребовавшая общественного дистанцирования, обнажила множество недостатков в информационной системе социальных связей, например: сложности с самообразованием и бесконтактным обучением, и, в связи с увеличившимся потоком негативных и фейковых новостей, проблемы в отборе информации. Молодёжь как самая активная категория населения оказалась, как и все, на самоизоляции. Занятия, требующие обязательного визуального контакта, живого диалога, среди которых и журналистика, при дистанционном обучении стали менее продуктивными. В условиях, когда коммуникация между участниками объединений возможна в медиапространстве, возникает потребность в создании эффективного интернет-формата общения, который помогает расширять кругозор молодых журналистов. Таким информационным инструментом может выступить рубрика, которая помогает пополнять словарный запас и объясняет новые лексемы. Формат рубрики позволяет сделать подачу информации более адресной, полезной и легко запоминающейся. Она привлекает целевую аудиторию и даёт возможность ненавязчиво продолжать образовательный процесс. Автор данного материала является одним из участников проекта «Интернет-рубрика «Слов много не бывает», реализуемого в молодежном объединении «Многогранник-журналистика» Дома молодежи «Царскосельский» (далее ДМ «Царскосельский»).
Остановимся на некоторых особенностях технологии подачи материала в рубрике «Слов много не бывает». Отталкиваясь от понимания рубрики как структурной единицы, вспомогательного указателя, подраздела текста и, используя её в качестве формы подачи материала, мы получаем следующие преимущества данного формата: - использование легко узнаваемого макета (заголовок, подзаголовок, аннотация или авторский комментарий, визуальные элементы), что формирует и закрепляет у читателей привычку к чтению этой рубрики; - возможность варьирования темы; - использование строго дозированного объема информации, что помогает лучше запоминать новые слова; - удобство навигации для пользователей в новостной ленте. При переводе рубрики в интернет-формат возникают дополнительные возможности: Интерактивность. Дежурный по рубрике, используя встроенную опцию проведения опросов, обращается к читателям и предлагает высказать своё мнение о том, что могут означать новые слова. Это стимулирует к диалогу между читателями рубрики, способствует тому, чтобы информация могла быть легко усвоена. Возможность визуализации. Слово лучше воспринимается, когда оно проиллюстрировано. Это известный приём мнемотехники: человек видит образ слова, осознает и запоминает, как выглядит или работает то, что оно обозначает. Закреплённое название. Если читатель видит заголовок «29-й выпуск интернет-рубрики «Слов много не бывает», он понимает, что речь пойдет о новых словах, и при желании можно будет обратиться к 28-ми предыдущим выпускам. Важной особенностью рубрики является её системность. Автор статьи оформил словарь, в который включил 98 слов и понятий, опубликованных в выпусках с 1-го по 31. Надо отметить, что этот словарь уже послужил базой для нескольких тренингов и практикумов. Во многом рубрику приятно и легко читать потому, что для её структурирования использован метод инфотейнмента. Инфотейнмент (от английского акронима Infotainment – information + entertainment) – это стиль или формат преподнесения информационного сообщения, когда последнее подаётся в развлекательной форме, используя различные пути оформления и информирования. Обыгрывание понятия через детали, в разных интерпретациях делает получение информации нескучным процессом.
Автором статьи было проведено исследование, инструментами которого являлись анализ словаря и опрос читателей рубрики на предмет понимания и правильного употребления новых лексем в своей речи. В каждой рубрике появляются три новых слова. В первых выпусках выбор слов для рубрики был случайным. Дежурные выбирали интересные слова, не пытаясь связать их единой темой: за португальской плиткой следовали французская картавость и балясина. В шестом выпуске темой рубрики стала многозначность слова. Затем в темах рубрик нашли свое отражение профессиональная деятельность дежурного по рубрике, его хобби или увлечения. Самые часто повторяющиеся темы освещают различные вопросы из области филологической и лингвистической наук: выпуски были посвящены лексической стороне слов, многозначным и старорусским словам, словам с интересной этимологией и германизмам в русской речи. Если судить по откликам, то можно сделать вывод о том, что читатели с большим интересам изучали историю родного языка. Порядка 14% слов, освещаемых в рубрике, исконно славянские, чаще ушедшие в забвение, но имеющие место использования в современной лексике. Два выпуска были целиком посвящены устаревшим словам, но и в других выпусках разбору таких слов уделялось должное внимание (например, «паморха» из 14-го выпуска, выражение «сосёт под ложечкой» из 24-го выпуска и «посолонь» из 31-го). Это лишний раз доказывает актуальность изучения нашего языка, славянской лексики, и желание людей приобщаться к корням своей культуры. Наряду с вопросами филологии, приглашённые дежурные, имеющие разные профессии и интересы, привносят в выпуски оригинальные темы. При подборе слов в рубрику учитывается степень и частота употребления этих слов. К середине августа в рубрике было рассмотрено 94 слова, из них 44 специальных терминов и 50 слов общего употребления. Все слова в словаре поделены автором на три категории употребления: редко, иногда, часто. Итого в словаре содержится 43 редко используемых слова, 27 слов частого употребления и 24 слова, которые могут быть иногда задействованы в речи. То есть в словаре около половины слов используются для расширения кругозора, а не для практического применения, поэтому столь важно подыскивать слова не только с интересной историей или так называемые жаргонизмы, но и языковые единицы для общего употребления. Таким образом, создание словаря позволило: оценить возможности использования рубрики для расширения словарного запаса; произвести тематический анализ; сформулировать рекомендации касательно тематики подбираемых слов и их возможности употребления в повседневной речи. Чтобы проверить степень усвоения новых слов и способность понимать эти слова внутри сложного контекста, постоянным читателям было предложено пройти тестовое задание. В двух предложениях было использовано 15 слов из словаря рубрики. От респондентов требовалось пересказать эти предложения простым языком: 1. Пилигрим-люмпен с присущей ему лапидарностью, грассируя, забучал на сибарита, что тот шибко вольготный ханжа, а следом на казовую делёнку, что та спесива и совсем не филантроп.
2. Путник понимал, что таких брандахлыстов тяжело переучить, но такая ошибочная катавасия когда-нибудь для них станет бесполезной докукой. Первое предложение состояло на 100% (12 слов) из новых слов, а второе только на 25%. В результате опроса выяснилось, что понимание первого предложения составило 79%, то есть 9,5 слов из 12, а понимание второго предложения составило порядка 93% (2,75 слова из 3). Таким образом, понимание незнакомой лексики гораздо проще внутри контекста, но расширенный словарный запас помогает ориентироваться в узко специализированном тексте. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Считаете ли вы рубрику полезной для себя?» Все опрошенные ответили «да», некоторые же выразили желание видеть в рубрике большее количество слов частого употребления. Респонденты поблагодарили автора и дежурных по рубрике, посчитали ее полезной и интересной. В заключение отметим, что интернет-рубрика «Слов много не бывает» является эффективным способом для расширения словарного запаса как молодежной, так и разновозрастной аудитории. Интернет-рубрика подтвердила мнение о том, что системность подачи материала помогает осуществлять образовательный процесс в условиях дистанционной коммуникации. Благодаря различным темам выпусков целевая аудитория смогла получить новые знания по различным направлениям. Популярность рубрики демонстрирует высокую степень интереса молодёжи к объекту изучения – родному языку. Библиография 1. Корконосенко, С. Г. Социология журналистики. Учебник для бакалавров. / С. Г. Корконосенко. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 421 с. 2. Лозовский, Борис. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь / Борис Лозовский. Екатеринбург, 2007. 3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика. Учебное пособие. / Г. С. Мельник, С. В. Виноградова. – СПб: Питер. – 2018. – 304 с. 4. Свитич, Л. Г. Социология журналистики: учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Свитич. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 397 с. 5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А. А. Тертычный. – Аспект-пресс. – 2017. – 320 с. 6. Кузнецова, Т. Выпуск №1 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_717 (дата обращения 15 мая 2020 г.) 7. Кузнецова, Т. Выпуск №2 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_718 (дата обращения 16 мая 2020 г.) 8. Емельянов, Е. Выпуск №3 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс].
URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_719 (дата обращения 17 мая 2020 г.) 9. Павлова, Ю. Выпуск №4 / Ю. Павлова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_732 (дата обращения 22 мая 2020 г.) 10. Панова, Л. Выпуск №5 / Л. Панова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_733 (дата обращения 24 мая 2020 г.) 11. Кузнецова, Т. Выпуск №6 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_735 (дата обращения 27 мая 2020 г.) 12. Сакса, Эрик Выпуск №7 / Эрик Сакса. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_738 (дата обращения 28 мая 2020 г.) 13. Лихонкина, С. Выпуск №8 / С. Лихонкина. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_744 (дата обращения 29 мая 2020 г.) 14. Выпуск №9» // Редакция газеты «НОС». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_748 (дата обращения 1 июня 2020 г.) 15. Выпуск №10 // Редакция газеты «НОС». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_752 (дата обращения 3 июня 2020 г.) 16. Чулицкая, Е. Выпуск №11 / Е. Чулицкая. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_753 (дата обращения 4 июня 2020 г.) 17. Быстрова, А. Выпуск №12 / А. Быстрова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_755 (дата обращения 6 июня 2020 г.) 18. Мамашева, М. Выпуск №13 / М. Мамашева. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_756 (дата обращения 8 июня 2020 г.) 19. Емельянов, Е. Выпуск №14 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_761 (дата обращения 13 июня 2020 г.) 20. Калачёва, А. Выпуск №15 / А. Калачёва. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_764 (дата обращения 18 июня 2020 г.) 21. Сенчурина, А. Выпуск №16 / А. Сенчурина. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_781 (дата обращения 25 июня 2020 г.) 22. Попович, К. Выпуск №17 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_784 (дата обращения 1 июля 2020 г.) 23. Фадеев, Р. Выпуск №18 / Р. Фадеев. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_788 (дата обращения 4 июля 2020 г.) 24. Кузнецова, Т. Выпуск №19 / Т. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_791 (дата обращения 9 июля 2020 г.) 25. Панова, Л. Выпуск №20 / Л. Панова. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_792 (дата обращения 13 июля 2020 г.) 26. Попович, К. Выпуск №21 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_800 (дата обращения 15 июля 2020 г.) 27. Попович, К. Выпуск №22 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_808 (дата обращения 20 июля 2020 г.) 28. Попович, К. Выпуск №23 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_812 (дата обращения 23 июля 2020 г.) 29. Попович, К. Выпуск №24 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_815 (дата обращения 29 июля 2020 г.) 30. Попович, К. Выпуск №25 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_818 (дата обращения 4 августа 2020 г.) 31. Попович, К. Выпуск №26 / К. Попович. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_826 (дата обращения 7 августа 2020 г.) 32. Лихонкина, С. Выпуск №27 / С. Лихонкина. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_828 (дата обращения 11 августа 2020 г.) 33. Емельянов, Е. Выпуск №28 / Е. Емельянов. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mnogogr?w=wall-170975526_831 (дата обращения 18 августа 2020 г.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.3 (0.031 с.) |