Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу о подростковой тревожности и психологическом сопровождении подростков с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково-молодежного клуба
Баляницына Л.Н., заведующий подростково-молодежного клуба «Искра» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный досуговый центр «Фрунзенский»
В статье приведены результаты исследования и представлена специфика работы с подростками с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково-молодежного клуба «Искра» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный досуговый центр «Фрунзенский». Ключевые слова: молодежная политика, подростковая тревожность, работа с молодежью. Фридман Л.М., описывая современного подростка, отмечает: «Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее» [4, с. 82]. Подростковый возраст считается «переходным возрастом – временем перемен, начало (которого) отмечено биологическими изменениями, а завершение – социальными» [1, с.11]. Специалистам, работающим в области молодежной политики известно, насколько сложно удержать подростка, а особенно проблемного в социальном пространстве клуба. А ведь от его социального окружения, в прямом смысле, зависит его будущее. В последнее время (более чем в 2,5 раза) увеличилось количество молодых людей с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости и начальными признаками психических расстройств, что также способствует формированию отклоняющегося поведения. Как никогда становится актуальным решение возникающих при этом проблем, для этого необходимо понимание психологических причин и механизмов тревожного поведения. Одним из аспектов, заставляющих взрослых задуматься является личностная и ситуативная тревожность подростков, которая в своей основе может иметь как биологические корни, так и социальные.
Подростковая тревожность как феномен требует особенно пристального внимания на современном этапе развития общества, так как в геометрической прогрессии растет количество юных и молодых людей, подверженных этому явлению. Можно сказать, что «тревожность является индикатором напряжения адаптационных механизмов и в своей структуре отражает наиболее значимые сферы психологических отношений формирующейся личности на разных этапах ее психического онтогенеза. Выраженные изменения уровня тревожности в сторону усиления или ослабления являются неблагоприятными признаками нарушения психического развития (дизонтогенеза) и могут свидетельствовать о регистре развивающихся психических расстройств» [3, с. 2]. Анализ научно-психологической, педагогической и другой литературы показывает, что в науке имеются работы о подростковой тревожности (Астапова В.М., Гасилиной А.Н., Дубровинской Н.В., Костиной Л.М., Кулакова С.А., Малковой Е.Е., Озерской С.А., Прихожан А.М., Чутко Л.С., Спилбергера Ч. и других авторов), но в них не рассматриваются структурные проявления тревожности в условиях подростково-молодежных клубов. Имеются программы психологического сопровождения подростков в состоянии тревожности, но в них не учитываются средовые возможности клубного пространства. А ведь клубы, не являясь по своему статусу обязательными учреждениями, по сути своей представляют уникальную среду, предоставляющую возможность полноценной социализации и адаптации подрастающего поколения уже в силу хотя бы того, что избираются подростками на добровольных началах и по своей инициативе.
Большинство известных исследований проводились на базе различных ГБОУ, однако в свободное от учебы время школьники-подростки приходят в клубы со своими проблемами, требующими разрешения. По итогам проведенных исследований у 15-20 % детей и подростков наблюдаются проявления различных тревожных расстройств, а, по мнению Головиной А.Г., эта цифра гораздо выше, и лишь незначительное количество детей с расстройствами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь, причем интервал между возникновением симптома и обращением к специалисту иногда очень велик [7, с. 36]. При этом в двух случаях из пяти отмечаются тревога и депрессия; еще в двух случаях – нарушения поведения и внимания, и лишь в одном – встречается сочетание эмоциональных и поведенческих расстройств. В переходном возрасте повышается частота депрессивных состояний, суицидальных попыток и завершенных суицидов [6, с. 23]. На повестке дня возникает еще один вопрос – профилактика. Учитывая достаточно высокий показатель количества подростков с повышенной тревожностью, на наш взгляд, важным вопросом является изучение причин и проявлений тревоги у современных подростков, находящихся в условиях различных социальных контактов. Какие же аспекты важны для подростков? Безусловно, важна референтная группа, в которой подросток может получить жизненный опыт, социально адаптироваться, реализовать свой потенциал и быть попросту причастным. Но не менее важными являются значимые взрослые (коими могут оказаться специалисты по культурно-досуговой деятельности в клубах) и собственные родители. Нами было проведено исследование, в результате которого оказалось, что более четверти подростков, прошедших через наш клуб, имеют нестабильное психическое состояние, которое проявляется либо в излишней замкнутости, скованности, слабой социальной адаптации, недоверчивости, либо в чрезмерно агрессивном поведении. Зачастую подросток остается наедине со своими проблемами, так как нам, взрослым, как правило, не хватает времени на самое важное. В качестве объекта изучались тревожные состояния у подростков, возникающие в условиях социального пространства подросткового клуба. Так как проведенный анализ свыше ста сайтов выявил чрезвычайную недостаточность адаптивных программ именно для старшего подросткового возраста, целью являлось разработка и апробирование программы психологического сопровождения. Были выявлены взаимосвязи структурных проявлений тревожности с установками у подростков. Наиболее сильные взаимосвязи (при p<0,001) прослеживаются между: общей тревожностью и отношением к будущему, тревожностью в отношениях с учителями и подчинением, тревожностью в отношениях с родителями, тревожностью в связи с оценкой окружающих. В силу значительного количества подростков с тревожной симптоматикой, актуальным в настоящее время является своевременное выявление нарушений психического здоровья, разработка профилактических и коррекционных программ [2].
Полученные и обработанные в нашем исследовании данные легли в основу разработки программы психологического сопровождения «Найти ключ к себе» для работы с подростками в условиях подростково-молодежного клуба. В процессе работы был получен определенный положительный результат. Статистически значимые различия выявились по всем шкалам структурных проявлений тревожности, в частности: снижение общей тревожности – в 2,3 раза; тревожности в отношениях со сверстниками – в 1,8 раза; тревожность в связи с оценкой окружающих – в 2 раза; тревожность во взаимоотношениях с родителями – в 1,4 раза; тревожность самовыражения – в 2,2 раза. На данном этапе клуб реализует проект «КОМАНДА», направленный на профилактику социально-инфантильного поведения подростков в возрасте 12-14 лет и старше через активизацию их социально-полезной деятельности. «Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высших форм общения со взрослыми на основе морального сотрудничества» [5]. Основная идея проекта заключается в создании мобильной команды из числа субъектов педагогического взаимодействия (штата специалистов клуба и воспитанников), члены которой, обладая определенными компетенциями, будут проводить работу в информационно-просветительском, образовательно-воспитательном, досугово-социальном направлениях, тесно взаимодействуя с различными структурами, заинтересованными в повышении и совершенствовании культурного досуга молодежи в микрорайоне. Проект направлен на поддержку и помощь в реализации основных потребностей подростково-молодежной аудитории в социально-значимой деятельности и компетентностных возможностей и творческого потенциала специалистов клуба. Таким образом, в данной форме работы с подростками объединены три важных для этого возраста составляющих – референтная группа, значимый взрослый, социально-значимая деятельность. Именно этим обосновывается наш выбор общественно полезной деятельности посредством творческой активности подростков совместно со специалистами (через организацию социально-значимых мероприятий для населения района, проведение концертов, включение малоимущих граждан в культурно-общественную жизнь). Обозначенный аспект в работе, детерминированный компетентностно-деятельным подходом, поможет и самим подросткам пройти успешную социализацию, что особенно важно в этом возрасте.
Библиография 1. Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С. А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2004. – 464 с. 2. Малкова, Е. Е. Динамика связанных с полом проявлений тревожности у подростков с психическими расстройствами психотического уровня // Вестник ЮУрГУ. – 2012. - № 6. – С. 80-89. 3. Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии. Автореферат/ Е. Е. Малкова. – Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014. – 654 с. 4. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М.: Изд-во института психотерапии, 2004. – 480 с. 5. Чермянин, С. В., Корзунин, В. А., Юсупов В. В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии / С. В. Чермянин, В. А Корзунин, В. В Юсупов. – СПб.: Речь, 2010. – 190 с. 6. Чутко, Л. С. Неврозы у детей / Л. С. Чутко. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 224 с. 7. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. 2-е изд., перераб. и доп. / И. В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 567 с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.011 с.) |