К вопросу о подростковой тревожности и психологическом сопровождении подростков с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково-молодежного клуба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о подростковой тревожности и психологическом сопровождении подростков с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково-молодежного клуба



Баляницына Л.Н., заведующий подростково-молодежного клуба «Искра» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный досуговый центр «Фрунзенский»

 

В статье приведены результаты исследования и представлена специфика работы с подростками с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково-молодежного клуба «Искра» Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Подростково-молодежный досуговый центр «Фрунзенский».

Ключевые слова: молодежная политика, подростковая тревожность, работа с молодежью.

Фридман Л.М., описывая современного подростка, отмечает: «Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее» [4, с. 82].

Подростковый возраст считается «переходным возрастом – временем перемен, начало (которого) отмечено биологическими изменениями, а завершение – социальными» [1, с.11].

Специалистам, работающим в области молодежной политики известно, насколько сложно удержать подростка, а особенно проблемного в социальном пространстве клуба. А ведь от его социального окружения, в прямом смысле, зависит его будущее. В последнее время (более чем в 2,5 раза) увеличилось количество молодых людей с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости и начальными признаками психических расстройств, что также способствует формированию отклоняющегося поведения. Как никогда становится актуальным решение возникающих при этом проблем, для этого необходимо понимание психологических причин и механизмов тревожного поведения.    Одним из аспектов, заставляющих взрослых задуматься является личностная и ситуативная тревожность подростков, которая в своей основе может иметь как биологические корни, так и социальные.

Подростковая тревожность как феномен требует особенно пристального внимания на современном этапе развития общества, так как в геометрической прогрессии растет количество юных и молодых людей, подверженных этому явлению. Можно сказать, что «тревожность является индикатором напряжения адаптационных механизмов и в своей структуре отражает наиболее значимые сферы психологических отношений формирующейся личности на разных этапах ее психического онтогенеза. Выраженные изменения уровня тревожности в сторону усиления или ослабления являются неблагоприятными признаками нарушения психического развития (дизонтогенеза) и могут свидетельствовать о регистре развивающихся психических расстройств» [3, с. 2].

     Анализ научно-психологической, педагогической и другой литературы показывает, что в науке имеются работы о подростковой тревожности (Астапова В.М., Гасилиной А.Н., Дубровинской Н.В., Костиной Л.М., Кулакова С.А., Малковой Е.Е., Озерской С.А., Прихожан А.М., Чутко Л.С., Спилбергера Ч. и других авторов), но в них не рассматриваются структурные проявления тревожности в условиях подростково-молодежных клубов.

    Имеются программы психологического сопровождения подростков в состоянии тревожности, но в них не учитываются средовые возможности клубного пространства. А ведь клубы, не являясь по своему статусу обязательными учреждениями, по сути своей представляют уникальную среду, предоставляющую возможность полноценной социализации и адаптации подрастающего поколения уже в силу хотя бы того, что избираются подростками на добровольных началах и по своей инициативе.

    Большинство известных исследований проводились на базе различных ГБОУ, однако в свободное от учебы время школьники-подростки приходят в клубы со своими проблемами, требующими разрешения.

    По итогам проведенных исследований у 15-20 % детей и подростков наблюдаются проявления различных тревожных расстройств, а, по мнению Головиной А.Г., эта цифра гораздо выше, и лишь незначительное количество детей с расстройствами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь, причем интервал между возникновением симптома и обращением к специалисту иногда очень велик [7, с. 36].

 При этом в двух случаях из пяти отмечаются тревога и депрессия; еще в двух случаях – нарушения поведения и внимания, и лишь в одном – встречается сочетание эмоциональных и поведенческих расстройств. В переходном возрасте повышается частота депрессивных состояний, суицидальных попыток и завершенных суицидов [6, с. 23].  

На повестке дня возникает еще один вопрос – профилактика.

    Учитывая достаточно высокий показатель количества подростков

с повышенной тревожностью, на наш взгляд, важным вопросом является изучение причин и проявлений тревоги у современных подростков, находящихся в условиях различных социальных контактов.

Какие же аспекты важны для подростков?

Безусловно, важна референтная группа, в которой подросток может получить жизненный опыт, социально адаптироваться, реализовать свой потенциал и быть попросту причастным. Но не менее важными являются значимые взрослые (коими могут оказаться специалисты по культурно-досуговой деятельности в клубах) и собственные родители.
    Тема важная. Анализируя существующие теоретические и научно-практические работы по вопросу психологического сопровождения, мы пришли к выводу, что проблема тревоги и тревожности подростков, посещающих социальное пространство клуба, практически является неизученной.

    Нами было проведено исследование, в результате которого оказалось, что более четверти подростков, прошедших через наш клуб, имеют нестабильное психическое состояние, которое проявляется либо в излишней замкнутости, скованности, слабой социальной адаптации, недоверчивости, либо в чрезмерно агрессивном поведении. Зачастую подросток остается наедине со своими проблемами, так как нам, взрослым, как правило, не хватает времени на самое важное.

В качестве объекта изучались тревожные состояния у подростков, возникающие в условиях социального пространства подросткового клуба. Так как проведенный анализ свыше ста сайтов выявил чрезвычайную недостаточность адаптивных программ именно для старшего подросткового возраста, целью являлось разработка и апробирование программы психологического сопровождения. Были выявлены взаимосвязи структурных проявлений тревожности с установками у подростков. Наиболее сильные взаимосвязи (при p<0,001) прослеживаются между: общей тревожностью и отношением к будущему, тревожностью в отношениях с учителями и подчинением, тревожностью в отношениях с родителями, тревожностью в связи с оценкой окружающих.

В силу значительного количества подростков с тревожной симптоматикой, актуальным в настоящее время является своевременное выявление нарушений психического здоровья, разработка профилактических и коррекционных программ [2].

Полученные и обработанные в нашем исследовании данные легли в основу разработки программы психологического сопровождения «Найти ключ к себе» для работы с подростками в условиях подростково-молодежного клуба. В процессе работы был получен определенный положительный результат.

Статистически значимые различия выявились по всем шкалам структурных проявлений тревожности, в частности: снижение общей тревожности – в 2,3 раза; тревожности в отношениях со сверстниками – в 1,8 раза; тревожность в связи с оценкой окружающих – в 2 раза; тревожность во взаимоотношениях с родителями – в 1,4 раза; тревожность самовыражения –

в 2,2 раза.

На данном этапе клуб реализует проект «КОМАНДА», направленный на профилактику социально-инфантильного поведения подростков в возрасте 12-14 лет и старше через активизацию их социально-полезной деятельности.

    «Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высших форм общения со взрослыми на основе морального сотрудничества» [5].

    Основная идея проекта заключается в создании мобильной команды из числа субъектов педагогического взаимодействия (штата специалистов клуба и воспитанников), члены которой, обладая определенными компетенциями, будут проводить работу в информационно-просветительском, образовательно-воспитательном, досугово-социальном направлениях, тесно взаимодействуя с различными структурами, заинтересованными в повышении и совершенствовании культурного досуга молодежи в микрорайоне.

           Проект направлен на поддержку и помощь в реализации основных потребностей подростково-молодежной аудитории в социально-значимой деятельности и компетентностных возможностей и творческого потенциала специалистов клуба. Таким образом, в данной форме работы с подростками объединены три важных для этого возраста составляющих – референтная группа, значимый взрослый, социально-значимая деятельность.

    Именно этим обосновывается наш выбор общественно полезной деятельности посредством творческой активности подростков совместно со специалистами (через организацию социально-значимых мероприятий для населения района, проведение концертов, включение малоимущих граждан в культурно-общественную жизнь). Обозначенный аспект в работе, детерминированный компетентностно-деятельным подходом, поможет и самим подросткам пройти успешную социализацию, что особенно важно в этом возрасте. 

Библиография

1. Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков /

С. А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2004. – 464 с.

2. Малкова, Е. Е. Динамика связанных с полом проявлений тревожности у подростков

с психическими расстройствами психотического уровня // Вестник ЮУрГУ. – 2012. - № 6. – С. 80-89.

3. Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии. Автореферат/ Е. Е. Малкова. – Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014. – 654 с.

4. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей

и воспитателей / Л. М. Фридман. – М.: Изд-во института психотерапии, 2004. – 480 с.

5. Чермянин, С. В., Корзунин, В. А., Юсупов В. В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии / С. В. Чермянин, В. А Корзунин, В. В Юсупов. – СПб.: Речь, 2010. – 190 с.

6. Чутко, Л. С. Неврозы у детей / Л. С. Чутко. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 224 с.

7. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. 2-е изд., перераб.

и доп. / И. В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 567 с.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.011 с.)