Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарии социально-экономического развития городского округа
Стратегический прогноз развития "Городского округа "Города Нарьян-Мара" сформирован на основе сценарного подхода, который предполагается рассмотрение различных вариантов развития муниципального образования. По итогам оценки степени влияния и вероятности изменения данных факторов сформировано три возможных сценария социально-экономического развития городского округа. Возможная реализация каждого из них может различным образом отразиться на ключевых социально-экономических показателях городского округа. Разработка сценариев позволит рассмотреть альтернативные варианты развития муниципальной экономики и социальной сферы в зависимости от развития событий в условиях действия долгосрочных трансформаторных структурных сдвигов. Принципами разработки сценарием социально-экономического развития городского округа на период до 2030 года являются следующие: - принцип приоритетности интересов человека (формирование и приумножение человеческого капитала, создание комфортного пространства и общественных институтов для полноценной реализации потенциала человека); - принцип устойчивого развития (переход к модели развития, основой которой является удовлетворение потребности текущего периода без ущерба для будущих поколений); - принцип бережного отношения к природным экосистемам и окружающей среде; - принцип единого экономического, правового и пространственного аспекта в реализации развития городского округа; - принцип использования имеющихся и развития новых конкурентных преимуществ городского округа; - принцип концентрации ресурсов на результат (первоочередность реализации комплексных высокоэффективных мероприятий, в том числе при пространственном развитии территорий). Факторами, определяющими критерии выбора сценария, являются целевые ориентиры Ненецкого автономного округа, определенные в Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года. 3.1. Формирование сценарных вариантов развития территории с целью создания конкурентно способной модели развития экономики Повышение уровня и качества жизни населения является конечной целью любой экономической системы. В связи с этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, но и конкурентных аспектов территории. В условиях нестабильного экономического развития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса, именно конкурентоспособность становится решающим фактором, который способен обеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитие регионов в частности.
Важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности экономики городского округа, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы. Конкурентоспособность экономики является одной из основных экономических категорий в рыночных отношениях, которая формируется на всех уровнях рыночной экономики предприятия, отрасли, региона, страны и всей мировой экономики в целом, и в общем виде выражает способность выдерживать соперничество с другими субъектами экономической деятельности. Сценарии развития городского округа формируются с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также приоритетных направлений развития экономики, заданных в Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. Представленные сценарии социально-экономического развития городского округа направлены на развитие человеческого капитала, модернизацию инфраструктуры и отраслей социальной сферы, охрану окружающей среды и оздоровление экологии, развитие экономического потенциала территории. Прогноз социально-экономического развития городского округа "Город Нарьян-Мар" сформирован в трех вариантах: - сценарий "Инерционный"; - сценарий "Стабилизационный"; - сценарий "Инновационный". Сценарии различаются в зависимости от интенсивности использования факторов ускорения социально-экономических процессов, таких как инвестиционные, инновационно - технологические, структурные и институциональные преобразования. Существенное влияние на реализацию каждого из сценария оказывает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, крупнейших предприятий, предпринимательских ассоциаций и союзов, профсоюзов, институтов гражданского общества и иных субъектов, участвующих в разработке и реализации социально-экономической политики.
Представленные сценарии социально-экономического развития городского округа направлены на повышение конкурентоспособности городского округа, развитие человеческого капитала, совершенствование инфраструктуры городского округа и развитие муниципального управления. Инерционный сценарий Данный сценарий предусматривает сохранение сложившейся структуры экономики и динамики социально-экономического развития, реализацию действующих или уже начатых инфраструктурных проектов. Он не содержит активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению конкурентоспособности экономики городского округа. Зависимость социально-экономической ситуации в городском округе от внешних факторов будет усиливаться. При инерционном сценарии капиталовложения будут направляться лишь на поддержание существующих производственных мощностей без реализации крупных проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией. Темп развития малого и среднего бизнеса зафиксируется на достигнутом уровне. Основными видами деятельности для малого предпринимательства останутся строительство, торговля, транспорт и пр. Возможно, что в сфере строительства возникнут трудности с привлечением инвестиций в основной капитал, что повлечет за собой снижение объемов выполняемых работ и услуг. Демографическое развитие при инерционном варианте имеет тенденцию к сокращению роста численности населению. Инерционный сценарий не предполагает активного развития социальной инфраструктуры. Накопленный потенциал социально-культурной сферы будет поддерживаться на существующем уровне. Данный сценарий обеспечит сопоставимые со среднероссийскими темпами экономического роста, но не позволит достичь среднерегиональных темпов развития экономики. Таким образом, инерционный сценарий предполагает: - умеренную или низкую инвестиционную активность хозяйствующих субъектов; - недостаточные объемы финансирования социальной сферы; - неразвитость малых и средних предприятий в реальном секторе экономики; - дефицит высокоспециализированных кадров по отдельным специальностям; - снижение темпов роста численности населения. Стабилизационный сценарий Данный сценарий учитывает сохранение специализации городского округа в основных существующих направлениях экономики. Стабилизационный сценарий предусматривает усиление позиций городского округа города в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов. Все это приведет к росту обрабатывающей промышленности в экономике городского округа. Развитие новых отраслей позволит снизить зависимость городского округа от мировой экономики. В целях повышения инвестиционной привлекательности территории городского округа будет создан индустриальный (агропромышленный) парк, который будет функционировать и последовательно расширяться для целей развития отрасли пищевой перерабатывающей промышленности, прежде всего применительно к продукции отрасли оленеводства и рыболовства. Основными поставщиками парка должны стать наиболее развитые и успешные в этих сферах предприятия региона.
Эффективность и динамика экономического развития городского округа во многом будет зависеть от модернизации и опережающего развития инфраструктурного комплекса – транспорта, электроэнергетики, инженерной инфраструктуры. Реализация стабилизационного сценария предполагает реконструкцию и строительство новых объектов внутригородского дорожного хозяйства, электроподстанций и распределительных сетей, водо-, теплоснабжения. Большое значение в рамках реализации стабилизационного сценария принадлежит улучшению качества жизни населения, поскольку здесь оно выступает одним из ключевых факторов эффективного развития экономики городского округа. Необходимость удержания и привлечения высококвалифицированных кадров потребует повышения качества образования, здравоохранения, культуры и спорта, туризма, а также жилищных условий, обеспечивающих значительное повышение стандартов жизни населения. Важным направлением социально-экономического развития городского округа станет создание благоприятной городской среды. Нарьян-Мар должен быть для своих жителей максимально безопасным, комфортным и интересным для жизни и отдыха, что предполагает реализацию ряда проектов по комплексному благоустройству городского округа, строительству жилья и новых объектов досуга и туризма, развитию событийной экономики. Пространственное развитие городского округа продолжит развиваться, достигнет оптимального баланса размещения функциональных зон по отношению друг к другу и позволит организовать наиболее комфортную и благоприятную среду для жизни людей. В основу пространственного развития положено дальнейшее расширение и развитие функций городского округа как административного и социально-культурного центра Ненецкого автономного округа. Таким образом, стабилизационный сценарий предполагает: - создание индустриального (агропромышленного) парка; - устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, в т.ч. в реальном секторе экономики; - осуществление новых масштабных проектов в отраслях экономики, инфраструктурном и социальном комплексе; - снижение рисков и издержек в энергообеспечении; - дальнейший рост общей численности населения; - обеспечение доступа предприятий к квалифицированным кадрам.
Оптимистический сценарий Оптимистический сценарий предусматривает становление и развитие качественно новой модели городской экономики, где услуги, а не индустрии, составляют основу хозяйствования и доминируют в структуре занятости. Основными агентами перехода являются субъекты малого и среднего бизнеса, поскольку отличаются большей мобильностью и способностью адаптироваться к изменениям рынка. Существенная роль в реализации данной альтернативы принадлежит эффективному маркетингу городского округа в целом и местных производителей услуг в частности, поскольку завоевание сформированных рынков сбыта потребует значительных усилий по привлечению потребителей. Соответственно, наибольшая инвестиционная активность будет происходить именно в сфере услуг. Особенно значимо будет создание инфраструктуры финансовых, юридических, страховых, медицинских и образовательных услуг. При этом массированные инвестиции и развитие поддерживающей инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса – ключевые условия успешного постиндустриального развития. Обязательным условием реализации оптимистического сценария является комплексное развитие городской среды. Экспорт услуг предполагает увеличение потока приезжающих в город потребителей и в этой связи качество городской среды становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики в целом. Таким образом, оптимистический сценарий предполагает: - осуществление проектов по развития сферы услуг – объектов торговли и общественного питания (в новых форматах или с качественно новым содержанием), индустрии развлечений, туристско-рекреационных услуг и т.п.; - высокую инвестиционную активность в сфере услуг и торговле; - повышение роли и расширение функций малого и среднего бизнеса в городской экономике; - рост общей численности населения; - миграционный приток населения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.013 с.) |