Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и психология: терапевтическое пространство взаимодействия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
7.1. Философия и психология: локус взаимодействия.
7.2. Особенности и перспективы опоры на экзистенциальный анализ в персональной психологической практике
Краткое резюме:
Основным отличием психологии от философии является то, что психология это наука, а философия это образ мысли, опыт мышления. Поэтому с момента становления и осознания себя в качестве науки, психология, вслед за корпусом естественных наук, опирается на естественнонаучные методы. Она исследует процессы взаимосвязи объективно-реального мира, то есть психические процессы. Мир психики сводится к неким биолого-детерминистским компонентам, явлениям, поведенческим механизмам. В 20-е годы 20 столетия установка на биолого-детерминистские основания психического отчетливо проявилась, например, в бихевиоризме (Джон Уотсон). “Термины сознания”, по мысли Уотсона не поддаются исследованию с точки зрения объективных научных методов, тогда как поступки и слова людей, любой вид человеческой деятельности, особенно если поставить человека в какую-то “ситуацию”, вполне могут быть изучены и объяснены с точки зрения принципа “стимул-реакция”. Что же до интроспекции и интроспективного метода в психологии (созерцание того, что происходит в собственном “я” исследователя), то это вообще, следуя логике и высказываниям Уотсона, есть препятствие для развития психологии. Достаточно двусмысленное отношение к сознанию формируется и в психоанализе, вернее, оно здесь вообще не формируется, ибо заменено некой структурой, прямо противоположной сознанию, а именно бессознательным. Все же в начале 20 столетия возникает серьезный сдвиг в опыте осмысления мира психического (Ф. Брентано, Дильтей). С появлением феноменологии Гуссерля возникло новое понимание психологии. Гуссерль, полагая, что психология находится в неясности относительно своей собственной темы, предмета и цели, подразумевает под этим отсутствие в ней аксиоматических (онтологических) оснований и разрабатывает вариант феноменологической психологии, которая представляет собой опыт тематизации способов данности предметов сознанию, опирается на внутренний опыт и нацелена на анализ и описание внутренних переживаний (наблюдение). Такая психология в лице исследователя совершает очень неординарный шаг: она весь реальный мир, который в естественном существовании обладает постоянной бытийной значимостью, тематически исключает, как внепсихическое бытие. Эта психология стремится оставаться незаинтересованным наблюдателем жизни сознания, хочет освободиться от всех точек зрения, которые в естественно-практической жизни сознания играют ведущую роль; устанавливает, наконец, возможность переключения установки человека из обыденной в сущностную, предполагающую акт трансцендирования. Уже в дальнейшем Хайдеггер скажет о том, что общепринятые в психологии “капсулоподобные” представления о психике, субъекте, личности должны уступить место пониманию человека, как вот-бытия (Dasein). Искренняя заинтересованность Хайдеггера в распространении своих идей на область прикладную, его семинары по психиатрии разворачивают впечатляющий топос “экзистенциальной аналитики Dasein”, на основании которого вырастают все известные сегодня имена и техники в области экзистенциального анализа: экзистенциальный анализ Бинсвангера, логотерапия Франкла и более современный вариант экзистенциального анализа Лэнгле. Несмотря на наличие противоречий между школами экзистенциальной психологии, имеется общий определяющий аспект, а именно понятие экзистенции, человеческой сущности, ее существование в современном мире, а также смысл этого существования для отдельного человека. Она сосредоточена, таким образом, на непосредственных переживаниях индивида. Отличительной особенностью экзистенциальной терапии является то, что она уделяет незначительное внимание техникам. Это скорее философия, нежели клиническая практика.
Литература:
· Бардина, С. Феноменология как психиатрия? / С. Бардина // Логос. – 2011. – № 5/6. – С. 287–290. · Бланкенбург, В. Экзистенциальный анализ / В. Бланкенбург // Научно-практический журнал электронных публикаций.Журнал практической психологии и психоанализа 2004 №2. [Электронный ресурс] / http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2993 · Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: история, мыслители, проблемы / О. Власова – Москва: Изд. дом “Территория будущего”, 2010. – 640 с. · Гуссерль, Э. Амстердамские доклады / Э. Гуссерль // Логос. – 1992. – № 3. – С. 62–81. (Эл. Источник: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000068/st000.shtml). · Дударева, В. Ю. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии / В. Ю. Дударева, И. Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – Т. 5, N 1 (январь-март). – С. 101–120. · Иванова, Д. Н. Феноменология как методология педагогического творчества / Д. Н. Иванова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Вып. 3. – С. 22–26. · Инишев, И. Феноменология как экзистенциальная практика: об одном мотиве в философии Хайдеггера / И. Инишев // Ежегодник по феноменологической философии – Москва, 2008. – 2008, [1]. – С. 62–79. · Карпинский, К. В. Феноменология смысложизненного кризиса в развитии личности / К. В. Карпинский // Мир психологии. – 2012. – № 3. – С. 121–134. · Лукьянов, О. В. Феноменологическая психология в университете. Об опыте преподавания одноименного спецкурса студентам-психологам / О. В. Лукьянов // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – N 2. – С. 168–190. · Мухина, В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. Мухина // Развитие личности. – 2010. – № 3. – С. 193–237. · Пятигорский, А. М. Философия и психология // [Электронный ресурс] /http://bateson.ru/filosofiya-i-psihologiya-lektsiya-aleksandra-pyatigorskogo/ · Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии // С. Паттерсон С., Э. Уоткинс / Санкт-Петербург: Питер. 2003. 5-е издание. 544 с. [Электронный ресурс] / http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/16.pdf). · Улановский, А. М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний / А. М. Улановский // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – N 2. – С. 27–51. · Уотсон, Б. Дж. Психология как наука о поведении / Б. Уотсон // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б. Уотсон. Пихология как наука о поведении. Москва: ООО “Издательство АСТ- ЛТД”, – 1998. – 704 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.009 с.) |