Экзистенциализм: проблема сознания и экзистенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциализм: проблема сознания и экзистенции



5.1. Экзистенциализм: проблема существования и экзистенции

5.2. К. Ясперс: искание бытия и самости

Краткое резюме:

Экзистенциализм – философское направление, возникшее в 20-30-е годы 20 столетия. Экзистенциализм стал способом фиксации определенных настроений, широко распространенных в обществе, а именно настроения социального и индивидуального протеста, разочарования и отчаяния. В соответствии с классификацией, предложенной Ж.П. Сартром, экзистенциализм разделяют на: религиозный (Ясперс, Габриель Марселя, Мигель де Унамуно, Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, Шестов) и атеистический: (Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти). Идеи, выработанные в экзистенциализме, были успешно адаптированы к нуждам психологии. В начале 20 столетия произошел серьезный мыслительный дрейф в сторону человека или, используя терминологию экзистенциализма, в сторону проблематики его существования. И не потому, что это было модно, о чем часто говорят, в применении к экзистенциальной философии, но потому, что новые исторические реалии, сам человек, как в тисках, зажатый между двумя мировыми войнами, не мог уже быть прежним, в первую очередь, по отношению к самому себе. Феноменологическая и экзистенциальная проблематика возникла, как своего рода отклик на непредсказуемые и необратимые реалии культурно-исторических процессов, что выявило необратимость прежних моделей понимания и восприятия мира и человека. В экзистенциализме, как и в феноменологии осуществляется поворот к опыту сознания человека. Впервые Кьеркегор обращает внимание на проблематичность и неоднозначность внутреннего измерения человека, он задается вопросом о самом себе и через свой собственный опыт пытается постичь “самость”, как феномен, то есть пытается, говоря словами одного из основателей экзистенциализма Карла Ясперса, – добиться узнавания идентичного в многообразном. Что такое Я сам? В чем проявляется моя самость? Как быть самим собой, не потерять себя?С не меньшим накалом эти вопросы прозвучат и у самого К. Ясперса.

Экзистенциальная философия Ясперса представляет собой достаточно сложный корпус размышлений, опирающийся на специфическую терминологию, вращающуюся вокруг тем мира, экзистенции и трансценденции. В ней отчетливо видна “связанность” с мыслью Хайдеггера, от которой Ясперс тщетно пытается освободиться, переведя регистр исследования с бытийных аспектов на проблематику существования. В основе своей мысль Ясперса герменевтична, движется в герменевтической парадигме контакта, диалога, понимания. Но по сути своей, она экзистенциальна, прорываясь к самости, как феномену. Создается впечатление, что изначальность психологической концепции Ясперса строится на поиске им некой опоры для себя самого. Первая часть исследования Ясперса так и называется “Искание бытия”. Название свидетельствует о том, что подходы к экзистенции для него сопряжены исключительно с ищущим, с тем, кто ищет. Тот, кто ищет, не есть только лишь существование, или эмпирическая индивидуальность, или субъективность, но всегда возможность: “возможная экзистенция”. Экзистенция, как исток, чрезвычайно емкая метафора. То, из чего вообще что-то может произойти, само должно еще быть обнаружено. Обнаружение возможно через такой опыт мышления, который у Ясперса фигурирует как трансценденция. Без трансценденции, полагает он, невозможно не только экзистенция, но и философствование. Способы трансцендирования могут быть различными, в зависимости от той “лестницы восхождения” к самому себе, которую Ясперс выстраивает. Если коротко, то это такая структура, которая неким образом вмещает в себя три региона: 1) предметное бытие, или бытие в мире; 2) экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция — непостижимый предел всякого бытия и мышления. В соответствии с тремя указанными регионами существуют три вида отношения мышления к ним: сталкиваясь с предметным бытием, мышление образует то, что называется ориентацией в мире; пытаясь понять сущность человека, его существования, мышление занимается просветлением экзистенции; желая уяснить природу трансценденции, мышление создает метафизику, которая выражает в мышлении невыразимую природу бытия.

В соответствии с названными регионами различаются и способы трансцендирования: трансцендирование в ориентировании в мире, в просветлении экзистенции и в метафизике. Указанные способы трансцендирования “пронизывают” друг друга, нередко через “деловитость, самобытие, чтение шифров” и каждый из них становится стартовой площадкой для последующего и у каждого свое “экзистенциальное побуждение” или даже долженствование. Размышление о бытии для Ясперса – это не теория бытия, это экзистенциальное истолкование (чтение) шифров. Философия с помощью трансцендирования и чтения шифров проясняет бытие, удостоверяет в его существовании. Некая потребность Ясперса объяснить сложные аспекты своей теории при помощи термина “шифр” зачастую превращают его философствование в нечто, вроде тайнописи или “шифрописи”, в которой то и дело сталкиваются понятия: экзистенция, трансценденция, метафизическое мышление.

Изначально Ясперс ставит перед собой задачу анализа существования как анализа сознания. Существование мыслящего всегда является основой того, что мылится, потому мышление о бытии – есть опыт мыслящего субъекта. Существование есть сознание и человек существует как сознание, вещи – предметы сознания. Возможности анализа сознания могут быть различными: описание сознания как эмпирической действительности существования (изучается психологией), формальное выявление значимого для сознания вообще (изучается логикой), воспроизведения духовного процесса (история сознания). Проблематичность ввиду странности объекта изучения, которое есть только “граница”. Ускользает от предметного рассмотрения. И наконец, понятие экзистенции. Человеческая экзистенция, несмотря на погруженность в мировую причинность и связи, представляет собой нечто неподчиняющееся этим связям и правилам, но напротив, вырывающееся из их тисков к своей самости. В этом отношении человек не знает, на что действительно способен, не знает, пока не начнет действовать, исходя из своей собственной исключительности присутствия. 

Литература:

· Акопов, Г. В. Проблема сознания в современной психологии // Г. В. Акопов // Методология и история психологии. 2007. – Том 2. – Выпуск 3. – С. 43–64. 

· Гуссерль Э. Логические исследования / Э. Гуссерль Собр. соч.: В 3 Т. Москва: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. – Т. 2 (1). – 470 с.

· Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль – Санкт-Петербург: Наука, 2006. – 316 с.

· Лукач, Г. Экзистенциализм / Г. Лукач // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 2005. – N 5. – С. 23–48.

· Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы // М.К. Мамардашвили. – Москва: Логос, 2004. – 272 с.

· Мамардашвили, М. К. Техника понимания / Мамардашвили М.К. // Мой опыт нетипичен. – Санкт-Петербург: Азбука, 2000. – C. 189.

· Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления. Философские чтения // М. К. Мамардашвили. – Санкт-Петербурк: Азбука-классика, 2002. – С. 173-489.

· Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды // Х. Ортега-и Гассет. – Москва: Весь мир, 2000. – 704 с.

· Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике // П. Рикер. – Москва.: Медиум, 1995. – 415 с.

· Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – Москва: Политиздат, 1989. С.319-344.

· Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр – Москва: Республика, 2004. - 639 с.

· Сартр, Ж. П. Проблемы метода / Ж. П. Сартр – Москва: Академический Проект, 2008. – 222 с.

· Сартр, Ж. П. Тошнота / Ж. П. Сартр – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. - 255 с.

· Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж. П. Сартр – Санкт-Петербург: Наука, 2001. - 319 с.

· Хайдеггер, М. Бытие и Время / М. Хайдеггер. — Санкт-Петербург: Наука, 2002. — 450 с.

· Ясперс, К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире // К. Ясперс – Москва: “Канон+” РООИ “Реабилтация”, - 2012. – 384 с.

· Ясперс, К. Психология мировоззрения // К. Ясперс http://anthropology.rinet.ru/old/5/yaspers_obsh-psih7.html.

· Ясперс, К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции // К. Ясперс – Москва: “Канон+” РООИ “Реабилтация”, – 2012. – 448 с.

· Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс – Москва: Практика, 1997. - 1053 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.008 с.)