Филофей. «Москва – третий Рим». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филофей. «Москва – третий Рим».



Возвеличению русского гос-ва служила теория «Москва – третий Рим». Теория была сформулирована в посланиях монаха псковского монастыря Филофея: «История чел-ва – история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемых Богом. 1-е мировое царство – Рим. Приемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе – это был 2-й Рим. Но Византия изменила православию и была за это наказана богом – погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала 3-м Римом и останется им до скончания мира». В представлении Филофея, Москва – центр всего православного мира, а моск. государь – его глава.

 

Н. Макиавелли.

Родоначальник итальянской прозы, политик, юрист, дипломат, историк, государственный деятель; 8 лет был секретарём Флорентийской республики, потом попал в опалу – стал нищим, жил в бедности, занимался литературным трудом. Произведения: «3 декады Тита Ливия», «Государь» и «История Флоренции».

В «3 декадах Тита Ливия» и в «Истории Флоренции» Макиавелли анализирует историю Рима и выясняет причины, приведшие к могуществу Рима, а затем к его падению. Макиавелли впервые в основу политического движения кладёт борьбу классов. Развал Рима произошёл потому, что в нём были 2 противоборствующих класса (патриции и плебеи). В Риме изначально существовали противоречия. Макиавелли говорил об идеальной форме правления. Он затрагивает вопросы религии, воспитания народа, армии и так далее. «Государь». По Макиавелли государство делится на 2 типа. 1 тип легко завоевать, но трудно удержать. 2 тип – наоборот. Задача государя – найти баланс между знатью и народом. Знать желает всё более эксплуатировать народ, а народ не желает, чтобы его эксплуатировали. Нельзя опираться только на народ, или на знать – золотая середина. Государь сразу должен использовать момент захвата власти для применения жестокости. Если жестокость будет возрастать, то будут народные волнения. Князь должен быть скорым на расправу, которая не должна быть особо жесткой, похвала князя должна быть растянута во времени. Князь должен иметь собственные войска, которые подчинялись только ему и из его рук получают жалование. Наёмники и союзные войска не подчиняются князю. Сила государя основывается на хороших законах и любви народа. Народ должен или поддерживать государя (любить его) или бояться. Второе лучше. Государь должен держать чиновников, которые назначаются государём и от него зависят в своей деятельности. Макиавелли первым разделил понятия государство и общество и дал юридическое определение государства – территория с определённым влиянием. Должен быть честным по отношению к народу. Макиавелли разделяет мораль и политику. Сам государь не должен пачкать руки в крови. Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа. В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления».

 

Боден.

С защитой королевского абсолютизма выступал идеолог франц. буржуазии Жан Боден (1530-1596). Его работа «Шесть книг о республике». Боден выдвинул важную идею – идею Гос. Суверенитета. В центре его теории – мысль о неделимой, единой, стоящей над законом гос. власти. Суверенитет, по Бодену, это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными (т.е. абсолютная власть). Но это вовсе не значит, что властью может обладать только единоличный правитель или монарх. Власть м.б. выражена в государе и одной палате, в двух палатах и т.д. Суверенитет складывается из внешнего (независимость высшей гос. власти от др. властей) и внутреннего (верховенство полит. власти). Три признака внутр. суверенитета: 1) постоянство (бессрочность монархии); 2) неограниченность (власть монарха выше закона), 3) единство (неделимость). Наилучшая форма правления – монархия. Т. к. только там можно осущ-ть истинную, нераздельную и надзаконную власть. Боден отвергает идею смешанной формы гос-ва. Большое значение придаётся частной собственности (на неё даже не может посягать сам монарх). В государстве Бодена частная собственность и семья – священны. Теория суверенитета Бодена отражала интересы нарождающейся буржуазии.

трем, что выражает воззрение о мире как о пастбище. Цель жизни человека – достижение спасения. Спасения не м.б. вне церкви. Учение Августина Блаженного – основной источник католицизма.

 

ППУ Реформации.

 

Мартин Лютер. Августинский монах, настоятель в церкви, доктор теологии. Германии необходимо было это учение, чтобы освободится от католического гнёта. Весь 15 в. западная Европа провела под знаком борьбы за церковные соборы. Лютер до конца жизни оставался католиком, папа объявил его еретиком и приговорил к сожжению. Отличия протестантизма от католицизма - это отрицание протестантами священного предания (толкование текстов священного писания) в качестве источника веры. Основной постулат протестантов – это то, что человек может оправдываться только верой. Лютер в своих возражениях исходит из деления права на естественное и позитивное, но естественное право он начинает отделять от божественного, т.е. естественное право – это установленные законы природы, основы человеческого общежития. Лютер говорит, что вся власть происходит от бога. Но церковь, как общество верующих, не должно подменять собой государство и каждый человек подчиняется государству, которое находится с обществом в определённых договорных отношениях. Вера – это внутренне дело каждого человека и вере человеку не нужны посредники. Он отвергает всю католическую церковную иерархию. Лютер не призывает к преобразованиям, кроме того, как исключить церковь как политический институт. Лютеранство сменило власть духовную на власть светскую.

Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере» в 3 томах. Он написал только одно произведение и не сомневался в его верности. В основе кальвинизма: оправдание человека верой;

изначальное предопределение человека. Бог определил, кто спасётся, а кто погибнет. Основное в кальвинизме: вера в бога и в свою правоту, выполнение возложенных обязанностей, отказ от увеселения. Главное – личное спасение. Вся власть исходит от бога, люди не имеют права восставать против существующей власти, кроме случаев, когда исчерпаны все иные способы сопротивления. Удел человека – работа, через которую бог даёт шанс спастись. В западной Европе возникает течение тираноборцев, то есть ряд авторов, выступающих от имени народа, идеологически оправдывали нежелание аристократии подчиняться монарху.

 

Дж. Вико.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) предвосхитил научную социологию. История для Вико – бесконечная вереница человеческих поступков (Социальный мир – несомненно, дело рук человека), но направляет эти поступки божественное провидение. Главный труд: Основания новой науки об общей природе наций. Пройденный историей цикл включает три фазы: 1) Божественная, эпоха богов – законами служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Он не связывает возникновение гос-ва с договором. Каждой форме государственности он указывает своё особое основание, свои причины появления; 2) Эпоха героев. Гос-во существует как власть аристократии. Право здесь – право грубой силы; 3) Эпоха людей. Республиканско-демократическое устройство или же представительные монархии с достойными чел-ка правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми.

 

Г. Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645). Он основоположник классической естественной школы права и науки МП. Своё учение он изложил в знаменитой книге «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а так же принципы публичного права». Здесь Гроция интересует? как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, он старается уяснить природу права. Он считает, что существует право естественное и волеустановленное. Волеустановленное опирается на право божественное и Священное Писание. Естественное право – это требование человеческого разума, которое коренится в природе человека. Природа человека – это мать естественного права. Требованиям человеческого права должны соответствовать нормы права волеустановленного: не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; вознаграждать за причинённый вред; испрашивать обещание; выдавать заслуженное наказание. Право – это то, что не противоречит справедливости, то, что не противно природе существ, обладающих разумом. Праву этому должно соответствовать божественное право. Положительное право должно соответствовать естественному. Право как воплощение справедливости призвано обеспечивать, реализовывать справедливость.

Государство является результатом сознательной деятельности людей. Оно возникает в результате общественного договора, волеизъявления людей, в результате их согласия. Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Государство характеризуется тем, что ему присуща верховная власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению. Принципиально суверенитет принадлежит народу, который добровольно (по договору) передаёт его избранным лица. Народ, создавая государство, мог избрать любую форму правления (монархию, аристократию и т.д.) но, избрав её – обязан повиноваться правителю, без согласия которого не может изменить форму правления. Народ должен подчиняться, терпеть «для охраны спокойствия». Если не терпится, то наступает момент крайней нужды. Злоупотребление властью ведёт к гибели народа. Тогда народ вправе восстать, восстание будет правомерно. Нельзя знать, как управлять королевством, если не знаешь правильно управлять городом (деревней, семьёй, собой, рассудком).

 

Б. Спиноза.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) прежде всего, характеризуется тем, что у него было своеобразное понимание естественного права, и, отправляясь от его специфики, он создаёт своё учение. Его составляют 2 основные произведения: «Богословский политический трактат», «Политический трактат». «Естественное право – не только сила действия естественных законов, но это такая сила, которая ещё более усиливается благодаря подключению к естественным законам силы человеческого разума. Эта сила являет собой не физическую силу, а социальную мощь. Разум человеческий подсказывает в естественном состоянии целесообразность объединиться, перейти от неорганического естественного состояния к объединению. Разумное объединение – это отказ от первоначального своеправия, и в результате проявления человеческого разума люди переходят от естественного состояния к гражданскому, учреждая государство. Люди создают государство, чтобы жить безопасно и наилучшим образом. С образованием государства передаются не все права индивидов, а только часть прав – та часть, которая призвана обеспечить естественные права человека, гарантировать их. Все права передать невозможно, т.к. государственная власть имеет определённые границы, а таковых две: 1) Власть не может. Власть осуществляется в силу действия естественных законов, которые ограничивают государственную власть (нельзя заставить человека смеяться, если не смешно и др.); 2) Власть не должна. Государственная власть не должна посягать на свободу мысли, совести, на сферу наук. Лучшая форма государства – демократия. Демократическое государство –

Джон Локк.

Труд – «Два трактата о государственном правлении» («Два трактата о праве»). Естественное состояние – это общее равенство, свобода распоряжаться мыслями и собственностью. Но при таком состоянии нет механизмов разрешения споров и наказания нарушителей, поэтому люди заключают общественный договор, создавая тем самым государство. Гос-во получает от граждан ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения личных и общественных целей: жизнь, свобода, собственность. Средство для осуществления этих целей государства: разделение властей, оптимальная для нации форма правления, законность, право народа на восстание при злоупотреблении властью. Государство – совокупность людей, соединившихся в единое целое под эгидой ими же установленного закона, и создавших суд, правомочный разрешать конфликты и наказывать преступников. Локк основоположник теории разделения властей. Существуют 3 вида власти: законодательная (парламент), исполнительная (король), федеральная (внешние сношения, король). Верховная власть – законодательная. Закон – не просто предписание, исходящее от гражданского общества. Он только тогда закон, когда указывает человеку поведение, соответствующее его собственным интересам, и служащее его собственному благу. Закон должен быть стабильным и долговечным. Ему должны подчиняться все. Локк своим учением предвосхищал идею о правовом государстве.

 

Томас Гоббс.

Англ. мыслитель Томас Гоббс в своём произведении «Левиафан» отмечал, что гос-во появляется лишь на опред. этапе развития чел-ва. Ему предшествует естественное состояние, в котором все люди равны и нет никакой власти. Люди в этом состоянии ведут непрерывную борьбу «войну всех против всех» ибо по своей природе «человек человеку волк». Мир в таком состоянии нарушен, существует необходимость выхода из этого состояния => 1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием, чтобы прекратить войну, люди вынуждены пойти на заключение общественного договора и создать государство. 1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований: обязанность проявлять благодарность; прощать прошлые обиды; проявлять уважение к другим; быть скромным; быть беспристрастным; никто не должен быть судьёй в собственном деле; не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок. Государство ликвидирует разузданное состояние. Люди однажды заключив договор уже не могут высвободится из-под действия верх. власти. В представлении Гоббса, гос-во – мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть; его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть государства. Но после смерти всегда появляется новый Левиафан. Идеальная форма го-ва – монархия. Допускал существование и других форм: аристократии и демократии. Главное, чтобы при всех этих формах власть государства была абсолютной.

 

Юрий Крижанич.

Юрий Крижанич (1617-1683) продолжает учение Симеона Полоцкого. Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству». Он разграничивал 3 формы хорошей власти: самодержавие; боярские владения; общевластие. Лучшая форма – самодержавие. Постулаты естественно-правовой доктрины. Самодержавие должно отличаться от тирании (крутого владения). Не королевство для короля, а король для королевства. Тиран – разбойник. Реформы в России должны проводиться с помощью доброго «законоставия». Законодательство подразделяет на хорошее (разумное) и плохое (худое). Плохое устанавливается по незнанию, следовательно, надо иметь хотя бы одного, а лучше двух философов. С помощью разумных законов надо реформировать социальный строй: дворянам – свободу, за это честная служба государству; городам – самоуправление; крестьянам – к общим потребам всё давать и работу работать (только повинности) – должны быть готовы к тяготам.

 

Феофан Прокопович.

Феофан Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил сан Архиерея. Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море». Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами) Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.

 

Василий Татищев.

Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник 1650». Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью - своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли (плен). Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.

Радищев.

Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России вт. пол. XVIII в. стало учение А.Н. Радищева. Образование государства он связывает с возникновением собственности. Государство образуется молчаливым договором в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев считает, что государство – великая махина, цель которой – блаженство граждан. Большое внимание Радищев уделяет выяснению сущности права и закона. Он последовательно защищает три основных тезиса по этому вопросу: 1) Существует тесная связь между законом, народным суверенитетом и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право; 2) Законы основанные только на силе необязательно выполнять; 3) Основанные на естественном праве законы могут быть реализованы только тогда, когда они опираются на реальную силу. Резко критиковал крепостное право, которое противоречит естественному праву и общественному договору; самодержавие, которое является препятствием на пути прогрессивного развития.

 

 

Монтескье.

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов. Выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо. Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма». Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия. На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Природа почвы влияет на законы. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию. Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом. Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом. Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой.

 

Жан-Жак Руссо.

Создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот. Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете. Стоит на позициях естественного права. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников, усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-я ступень – деспотизм. Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей. Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо, народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен. Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение, при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

 

Гамильтон и Джефферсон.

Томас Джефферсон (1743-1826). Сын плантатора. Он сочетал свою деятельность с познаниями в области философии. С 1790 по 1793 он Госсекретарь США, с 1801 по 1809 – президент. Вместе с Франклином составлял проект Декларации о независимости 1776г. Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Основные: «Заметки о штате Вирджиния». В нём – история штата и его государственное устройство. Д. стоял на позициях естественной школы права. 2-ое произведение: «Общий обзор прав Британской Америки», в котором он, обращаясь к британскому королю, обосновывает необходимость вернуть народу право поступать по законам природы. Он исходил из того, что общественный договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам

Историческая школа права.

 

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права. Сторонники этой школы были решительными противниками революции. Историческая школа: право – не результат созна­тельной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий кон­кретному народу, дан Всевышним, он является постоянным, в процессе рас­крытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1) природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2) учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух; 3) кодификация. Как объединение в единой форме законов. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1) обычай – первоначальный источник права; 2) законодательство – персонификация общей воли; 3) право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право».

 

И. Кант.

В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен, поведение непредсказуемо, мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства. Т.к. нет закономерностей, в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления, такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах: 1) действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3) действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы).

Сфера деятельности человека в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Соблюдение нравственного закона может быть формальным (внешней свободы человека) и по внутреннему убеждению (сфера нравственности). Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу, которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. В государстве существует 3 власти: верховная, исполнительная, судебная. Источник установления законов – ограниченный круг людей. К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода.

наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.

Однако Б.С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии.

Гегель.

 

У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Гегель – объективный идеалист, право едино. От него начинается юридический позитивизм (философская основа).

По Гегелю мир познаваем, и всё в природе и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез. В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. В основе развития – дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, госу­дар­ст­ве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии). Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (аб­ст­рактное право), антитезис (личная мо­раль), синтез (нравственность). 3 ас­­пекта характеристики права: тезис – право как идея свободы, антитезис – фор­ма свободы, синтез – право как закон. Почва права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон пра­вовой, т.е. закон, ведущий людей. Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение первого и вто­ро­го). Семья – абсолютная нравственность, т.к. союз основан на любви, отноше­ния между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское об­щество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные груп­пы, семьи, корпорации, сословия. Го­су­дарство – синтез семьи и гражданского общества. Цель государ­ст­ва – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Свобода должна осно­вы­ваться на частной собственности, которая является её гарантией. Без соб­ст­венности свобода – голая абстракция. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет сувере­нитет. Народ – стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон.

 

Сперанский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.037 с.)