Ппу средневековых юристов западной европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ппу средневековых юристов западной европы.



Предмет и метод ИППУ.

 

ИППУ вправе именоваться наукой, если она имеет свой, только ей присущий предмет исследования. Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику. Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?» Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве. ИППУ относится к теоретико-историческим наукам, т.е., с одной стороны, изучает сложившиеся теоретико-полит. взгляды (т.е. законченные учения), с другой – изучает эти взгляды в историческом развитии. В отличие от политологии, ИППУ изучает взгляды о должном и целесообразном поведении, которое является эталоном для всех. Выводы ИППУ повторяются во многих учениях, обогащаясь при этом. Для ИППУ единой методологии нет, т.к. каждый из авторов использует свою методологию и изучает актуальные для него проблемы.

 

ППУ Древнего Египта.

 

Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса. Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных. Общество представляет собой пирамиду: 1) Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы. Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».

 

ППУ Древней Индии.

 

Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках: Ведах, Упанишадах, законах Ману. Существует 2 направления ППМ: брахманизм и буддизм.

А) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н.э. Люди делятся на 4 варны, созданные из мирового тела. Таким образом, определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания (max – штраф, изгнание). Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: должен обнаруживать разум, силу, брать свою добычу, уходить в безопасное место.

Б) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н.э., как протест брахманизму. Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром, необходимо познать закон через его применение. В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т.е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления). В учении 4 истины: 1) Жизнь - есть страдание. 2) Страдание временно, конечно. 3) Их можно избежать, посредством определённого пути. 4) Конец страданий – нирвана.

 

ППУ Древнего Израиля.

Конфуций.

 

Учение Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов законов между людьми: между отцом и сыном, мужем и женой, братьями, различными семьями, правителями и подданными. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с подданными на основах добродетели. Основная же добродетель подданных – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания. Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

 

Лао-Цзы.

 

Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли существовало 3 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм. Учение Лао-Цзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Дао – независимый от владыки ход вещей, естественная закономерность. То есть по сути Дао выступает как естественное право. Дао определяет законы неба, природы, общества. Все

ППИ Сыма Цяня.

Сократ.

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества. Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Основой государства и права является справедливость, выраженная в праве, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов -> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы -> выступал за аристократическую форму правления. С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон - справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться. Справедливость – то должное и целесообразное, что д.б. в отношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое, которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.

 

Платон.

Платон – ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником объективного материализма. Трактаты "Гос-во", "З-ны" и т.д. Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Цель любого грека и любого гос-ва – соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление – поиск идеальной формы гос-ва. 2 модели идеального гос-ва Платона.

Гос-во д. состоять из 3 классов: философы – лица, призванные к управлению, воины – защищают гос-во от внеш. врагов, земледельцы, ремесленники – люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать. Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото – философам, серебро – воинам, медь – 3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями. В основе всех бед социума – частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены частн. собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны. Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы об их распределении. Ремесленники имеют частн. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы. От лучшего типа государства к худшему: аристократия è монархия è тинократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей: наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться и предписание, приказание. Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

 

Аристотель.

Аристотель – ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла. Основа – учение о золотой середине, т.е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон. Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Основа учения – учение о справедливости. Справедливость – универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая – в зависимости от заслуг. Общество – общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Аристотель считает, что человек – политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог. Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье – отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин – поселение; союз поселений – полис. Основа отношений между людьми – этика. Т.е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль. Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т.е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.

Аристотель выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия (управление одного во благо всех), аристократия (управляют лучшие), полития (т.е. управление богатейших).

Плохие: тирания (один управляет в своих интересах), олигархия (многие управляют в своих интересах), демократия (управляют все). А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.

Полибий.

 

Полибий – общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея – поиск причин возвышения Рима. Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы правления. В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть аристократия (патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание). Полибий известен своими взглядами об эволюции форм правления. В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб. мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть в интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется демократия. Т.е. стремление к свободе превышает стремление к богатству. Демократия постепенно вырождается в охлократию – власть толпы. Толпа забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании – деградация общества до первобыт. состояния. Далее –  тот же путь.

 

Цицерон.

 

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Государство выступает в 3-х формах. Их Ц. называл простыми. Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство): 1) царская власть; 2) аристократия (власть оптиматов); 3) демократия (всё находится в руках народа). Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор). Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

Ц. сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель: мудрый; воздержанный; красноречивый; справедливый; должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства; должен владеть основами права. Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы, т.к. источником справедливости является космос (природа). Этой природе присущ божественный разум, законосообразность, порядок, т.е. духовное свойство природы, которое является подлинным носителем права. Оно является источником справедливости. Она заключается: 1) никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это; 2) все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей; Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

Писаное право делит на частное, общее и право народов.

 

ППИ Христианства.

 

В христианстве выделяют раннее и официальное. Раннее христианство выражало интересы соц. низов Рим. имп. Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Осуждается римская рабовладельческая система. Она именуется дьявольским миром зла и насилия. Ей предрекается гибель и установление тысячелетия, когда люди не будут алкать и жаждать. Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки). Высказывается ненависть к богатым, знатным за то, что они угнетают бедных. Нищих ждёт блаженство, богатых – горе. В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд: кто не работает, тот не ест. Апостолы и пророки не пользовались привилегиями. Они были первыми среди равных. Дьяконы, преститоры и епископы управляли имуществом общины, но льготами тоже не пользовались. Устои общин сводились к общему труду, равенству всех в ожидании прихода мессии, руководству постулатами Христа. В них содержались революционные устремления, не исключались определённые насильственные действия, но значение имело пассивное ожидание. Основные идеи: равенство; непротивление насилию; всеобщность труда; воздаяние равным за равное.

Официальное христианство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Богатые пытались захватить власть в христианских общинах, раздуть мистический туман выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними. Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В раннем христианстве, при возникновении иерархии, всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком, тем самым подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. На первый план выдвигаются постулаты: всякая душа должна быть покорна господам, ибо нет власти, не данной от бога. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.

 

Августин.

 

Августин по происхождению африканец. Отец – рим. военначальник, мать – христианка. Августин получил классич. рим. образование. После 33 лет он пошел по пути матери. Августин Блаженный был очень плодовитым писателем. Августин пишет труд о Граде Божьем, который является ответом на сожжение Рима Алларихом. Сожжение – наказание за грехи. Господь желает от человека любви и поклонения, однако оставляет человеку свободную волю, чтобы человек мог сам сделать свой выбор, и поэтому происходит повреждение человеческого рода, и в мир входят смерть и несправедливость. Господь изначально справедлив, однако это не означает справедливости в юр. понимании. Т.е. любой человек, признающий Бога, м.б. спасен. Августин является ярым противником еретиков. Он доказывает, что спасение осуществляется только по благодати и божественному соизволению. Августин развивает мысль, что церковь д. спасать грешников. Августин разделяет мир на 2 града: Град Божий – божественная организация, божеств. союз, в котором обитают праведники. Земным проявлением такого союза является церковь, однако церковь – не Град Божий, ибо оно подвержена греху. Град земной подчиняется человеческому соизволению, в котором существует зло и несправедливость. Чтобы достигнуть Града Божьего, необходимо следовать воле Бога, которую озвучивает церковь. Существует 2 пути: исполнение воли Бога, спасение и подчинение своей воле. Град земной живет по своим з-нам, чтобы следовать воле Бога и регулировать отношения между людьми. Августин развивает идею Платона о троичности мира. Мир кратен

ППИ Византии.

 

Фома Аквинский.

Монах, итальянец, доктор теологии. Основная заслуга – в синтезе учения Аристотеля и догм католицизма. Фома Аквинский начинает исповедовать в Европе доктрину естественного права. Выделяет следующие формы законов: источником всего и закона является воля бога. Бог – первичный законодатель, из него выходят все оставшиеся законы. Классификация законов по Фоме Аквинскому: 1) законы божественные и человеческие; 2) законы естественные и позитивные. Божественный естественный закон – это воля бога, устанавливается строение мира, первичная духовная иерархия, отношение бога с иными его порождениями. Божественный позитивный закон – это воля бога, выраженная во вне. Относят священное писание, священное предание, как способ толкования писания, учения отцов церкви, акты римской власти. Человеческий естественный закон – это отражение божественного естественного закона в природе, то есть: запрет кровосмешения, на убийство соплеменников, закон размножения, законы разумного общежития. Человеческий позитивный закон – те нормы, которые принимаются властью. Он должен соответствовать всем вышеперечисленным законам. Если он не соответствует, то наступают последствия: если нарушаются божественные законы, то человеческие законы нужно не исполнять; властитель, издавший его должен отлучаться от церкви. Если человеческий закон не соответствует естественному закону, то его можно не исполнять. В основе человеческого закона должна лежать справедливость, но если он не справедлив, то это не освобождает от его исполнения. Фома Аквинский сумел истолковать догмат «вся власть от бога» соответствующим образом. Фома Аквинский делит власть на три части: 1) происхождение власти, т.о. действительный источник власти – бог; 2) выделяется использование и приобретение власти, то есть власть должна использоваться для выполнения божественной воли и божественных законов; 3) власть может передаваться законно и может даваться незаконно. Фома Аквинский вводит в европейскую политико-правовую мысль учение Аристотеля мысль о формах государства и выделяет: монархию, аристократию, демократию. Монархию он считает лучшей формой правления. Она может быть абсолютной (вся власть принадлежит одному человеку) и политической (власть передаётся по договору с высшими сановниками).

 

Марсилий Падуанский.

Монах, придвоный богослов императора Фридриха II. Написал трактат «Защитник Мира». Он впервые вводит понятие «народ» как источника власти. Т.е. власть действительно имеет божественное происхождение, но власть переходит посредством народного волеизъявления. Народ делится на высший и низший, возможностью избрания обладает только высший – это люди, обязанные заботиться целиком, т.е. у них отстутвуют частные интересы, они защищают народ, а народ должен их содержать посредством уплаты налогов. Низшие – крестьяне, ремесленники, купцы. Живут только частными интересами и не пекутся о благе государства. Марсилий Падуанский выступает за отделение церкви от государства, то есть за ликвидацию церковных судов, за ликвидацию вмешательства церковников во власть, то есть император заботиться о теле человека, а церковь – о душе. М.П. сторонник сословно-представительной монархии. Она может обеспечить законодательство народу через представительный орган. В монархии 2 ветви власти – законодательная и исполнительная. Власть действует посредством издания законов. Закон – это веление, подкреплённое реальной угрозой наказания или обещанием реальной награды. Различает понятие закона в широком и узком смысле. Если закон угрожает наказанием или обещает награду в земной жизни – это юридический закон, если в загробной – религиозный. Впервые разграничил право и мораль. Право обеспечивается реальной мощью государства, мораль такими свойствами не обеспечена. Народ лучше знает, какие законы нужны, следовательно, его представители должны издавать их. Народ лучший исполнитель законов, следовательно, право назначать тех, кто следит за соблюдением законов.

 

ППУ Ислама.

 

Ислам – это развитие иудаизма, которое произошло среди арабских племён в VI-VII в. н.э. Прародитель арабов – Измаил. Ислам признаёт единство бога, который создал всю вселенную, небесную иерархию и человека. Коран – это по-другому изложенный Ветхий Завет. Бог Аллах даёт людям ислам, чтобы можно было вернуться к богу. Соблюдая нормы, человек мог достигнуть спасения. Мусульманин – это человек, исповедующий принципы ислама. Ислам не имеет национальностей, не имеет территориальных границ. Это единое, неизменное учение. Основа – жизнь по справедливости, соблюдение заповедей бога. Пророчество в отличие от христианства – основная черта ислама, то есть пророк – человек, которого бог посылает проповедовать принципы ислама. Мусульманство делится на две части: Дин – основы вероучения и Шариат – конкретные нормы, регулирующие нормы поведения человека на основе Дин.

Мусульмане выделяют четыре вида прав в своих учениях: 1) права бога Аллаха (на поклонение, на милостыню, право на Хадж - паломничество в Мекку, пост, право на джихад); 2) права человека (человек, как создание Аллаха, имеет определённые права в данной жизни, но Аллах запрещает некоторые виды деятельности, которая может показаться реализацией прав человека, однако наносит ему вред); 3) права общины (Других людей); 4) права других существ. В качестве таковых рассматриваются ангелы, животные, растения. Мусульманская политико-правовая доктрина оперирует двумя основными терминами: халифат и шариат. Ислам – это универсальный регулятор жизнедеятельности исламского общества, то есть в отличие от христианского мира мусульмане сохранили обусловленность религией всех остальных социальных регуляторов. О праве Коран содержит мало указаний. Источники мусульманского права: Сунна – жизнеописание Мухаммеда; Хадисы – книги сподвижников Мухаммеда; Мнения учёных-правоведов; Судебные усмотрения и правовая доктрина. Мусульманское право складывается как право учёных-юристов, то есть происходит толкование норм Корана и предложение универсальной модели общественного регулирования на основании данных норм. Государственное устройство у мусульман характеризуется термином халифат, то есть руководство общиной. Особенность ислама – синтез ислама, древнегреческой мифологии, а также философией Платона и Аристотеля. Халифат рассматривается в качестве идеального города, то есть определённой вневременной и внетерриториальной общиной. Мусульманское право подчиняется законам Шариата, той системе норм, которая наиболее обеспечивает соблюдение воли Аллаха. Мусульманам предписывается быть веротерпимыми, не разрушать храмов, не кощунствовать над их святынями, то есть мусульмане должны склонять к исламу своей жизнью. Мусульмане несут обязанность по защите всех жителей общины. Наличие у мусульман доктрины с одной стороны законсервировало развитие права, с другой стороны сделало его гибким. Любое новое отношение может быть отрегулировано на основании Корана, и противоречий никогда не возникало. Мусульманская правовая доктрина наиболее полно отражается в брачно-семейном праве, то есть она позволяет заимствовать элементы западного права при условии их непротиворечия нормам шариата.

 

Ибн Халду.

 

Видный политический мыслитель востока. Его задача – выявить естественные законы: становление, развитие и падение государства. Для своих выводов И.Х. исследовал реально существовавшие мусульманские государства. Он проследил эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления. Любое общество в силу человеческой природы нуждается в сдерживающем начале с целью предотвращения стремления людей к агрессии. Им является государство. Государство специфично как власть в том отношении, что эта власть отличается от простого предводительства, которое имело место в племенах, и по сравнению с племенным предводительством власть государства является показателем более высокого уровня цивилизации. Государство подавляет членов общества, объединяет племена, осуществляет власть внутри и вовне. Внутренняя сторона власти – всевластие правителя, который способен силой управлять подданными, осуществлять законы, обеспечивать порядок внутри страны, собирать налоги, формировать армию. Вовне – неподчинение государственной власти какой-либо иной власти или принуждению. В осуществлении государственной власти, которая выражается соответственно в политике, участвуют все подданные, все изменения в государстве сопряжены с изменением не только положения главы государства, но и с изменениями общества в целом. Время существования государства ограничено 3-мя поколениями. В течение этого срока государство проходит: 1) возникновение новой принудительной власти взамен старой; 2) сосредоточение верховной власти в одних руках; 3) расцвет государства – господство порядка, спокойствие, уверенность; 4) переход к насилию, к деспотичным методам правления для подавления оппозиции;

5) упадок и гибель государства. И.Х. выделял 3 формы правления: естественная монархия (управление осуществляется исходя из корыстных, личных побуждений правителя), политическая монархия (правление, основанное на рациональных идеях защита государственных интересов), халифат (власть халифа опирается на мусульманские правовые основы и в то же время направлена на защиту веры и свершение земных дел, сочетание как религиозны, так и земных ценностей). Если суверенитет монархии принудительной силе, то суверенитет халифата – в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх – чужой глава государства для подданных, т.к. правит, опираясь исключительно на принудительную силу, а халиф – свой глава, опирается на всеобщее убеждение справедливости мусульманского права.

 

ППИ Древней Руси.

Основные вопросы: является ли Киевская Русь единым государством, либо Киевская Русь – это союз равноправных княжеств. Политико-правовые воззрения Киевской Руси традиционно рассматриваются с точки зрения, что Киевская Русь – единое государство => делается вывод о переносе шапки Мономаха в Москву. Традиционно история политико-правовых учений Киевской Руси изучается с точки зрения православия. До 11 в. православие и католицизм – это была единая религия – православные храмы появились в Киеве благодаря стараниями католических монахов. Учения данного периода характеризуются направлениями: обоснование централизации земель вокруг Киева либо обоснование децентрализации; воззрения, направленные против иных конфессий и в первую очередь против евреев; воззрения, направленные на самостоятельность государства в решении внешнеполитических вопросов. Илларион – это «Ярославов книжник», это первый митрополит, который был поставлен на митрополию благодаря взятке. Основной труд – «Слово о законе и благодати» – содержало политические заметки о соотношении Ветхого и Нового заветов. Илларион желал погибнуть за Христа от рук иудеев. Сравнивает ветхий завет с той водой, которая должна смыть скверность с сосуда человеческой души, который затем должен быть наполнен молоком благодати. Ветхий завет был дан людям, которые не были готовы воспринять Христа. Это мягкая пища, а учение Христа – это пища взрослого. Если закон позволяет людям не нарушать заповеди под страхом наказания, то благодать позволяет людям жить во Христе.

Данный трактат сыграл значительную роль в жизни Киевской Руси, значительно уменьшило влияние на князя иудеев. Илларион считает, что Киевская Русь – это самостоятельный субъект международного права, который не зависит от Византии и недолжен ей подчиняться. Илларион определяет дальнейшее направление русской политико-правовой мысли. Князь – это единовластный господин всей земли, должен поддерживать церковь, не вмешиваясь во внутренние дела, должен быть справедливым, князь должен противостоять боярам, другим группировкам, князь должен опираться на дружину, князь должен единоначально осуществлять суд. В переработанную в 1118 г. Игуменом Сильвестром «Повесть временных лет» были включены «Поучение» Вл. Мономаха, его письмо к князю Олегу и автобиографию. В своих произведениях Мономах выступает против княжеских раздоров. Он даже отказался мстить за своего сына, когда тот полез наражон к кн. Олегу. В «Поучении» Мономах рисует образ идеального князя, кот. за всем смотрит сам, не надеясь на других. Политику надо строить с учётом населения и его интересов. Надо оказывать помощь убогим. Предостерегает от судебной жестокости, несправедливых приговоров. В «Поучениях» ясно прослеживается забота о величине и славе русского государства.

 

Н. Макиавелли.

Родоначальник итальянской прозы, политик, юрист, дипломат, историк, государственный деятель; 8 лет был секретарём Флорентийской республики, потом попал в опалу – стал нищим, жил в бедности, занимался литературным трудом. Произведения: «3 декады Тита Ливия», «Государь» и «История Флоренции».

В «3 декадах Тита Ливия» и в «Истории Флоренции» Макиавелли анализирует историю Рима и выясняет причины, приведшие к могуществу Рима, а затем к его падению. Макиавелли впервые в основу политического движения кладёт борьбу классов. Развал Рима произошёл потому, что в нём были 2 противоборствующих класса (патриции и плебеи). В Риме изначально существовали противоречия. Макиавелли говорил об идеальной форме правления. Он затрагивает вопросы религии, воспитания народа, армии и так далее. «Государь». По Макиавелли государство делится на 2 типа. 1 тип легко завоевать, но трудно удержать. 2 тип – наоборот. Задача государя – найти баланс между знатью и народом. Знать желает всё более эксплуатировать народ, а народ не желает, чтобы его эксплуатировали. Нельзя опираться только на народ, или на знать – золотая середина. Государь сразу должен использовать момент захвата власти для применения жестокости. Если жестокость будет возрастать, то будут народные волнения. Князь должен быть скорым на расправу, которая не должна быть особо жесткой, похвала князя должна быть растянута во времени. Князь должен иметь собственные войска, которые подчинялись только ему и из его рук получают жалование. Наёмники и союзные войска не подчиняются князю. Сила государя основывается на хороших законах и любви народа. Народ должен или поддерживать государя (любить его) или бояться. Второе лучше. Государь должен держать чиновников, которые назначаются государём и от него зависят в своей деятельности. Макиавелли первым разделил понятия государство и общество и дал юридическое определение государства – территория с определённым влиянием. Должен быть честным по отношению к народу. Макиавелли разделяет мораль и политику. Сам государь не должен пачкать руки в крови. Непосредственная форма государства зависит от числа правящих лиц: 1) единовластие; 2)правление немногих; 3) правление всего народа. В числе этих 3-х разновидностей он разграничивает государства правильные и неправильные. К правильным относятся монархия, аристократия, демократия. К неправильным – тирания, олигархия, распущенность (антипод демократии). Все неправильные потому неправильные, что правящие заботятся только о собственной пользе. В числе форм идеальных Н.М. считает умеренную демократию. «Народы развращённые, им характерна единовластная форма правления».

 

Боден.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.122 (0.051 с.)