Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежный экстремизм в зеркале средств массовой информации

Поиск

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей ор- ганизованностью и большей стихийностью. Описывая молодежный экстремизм необходимо в первую очередь необходимо указать о крайнем пренебрежении к действующим социальным нормам и пра- вилам. Именно характер крайности переводит поступки молодежи из области экстремального в экстремизм. Экстремальность молоде- жи, переходящая в агрессивность – путь к преступлению. При этом в основе молодежного экстремизма лежит комплекс нерешенных социальных проблем.

Ислам как одна из основных развитых монотеистических религий имеет свой неповторимый облик, весьма специфичный по характеру, что обусловлено как его вероучением, так и всем периодом истори- ческого развития.

Ислам, как мировая религия, весьма толерантен, выступает религией мира, милосердия и терпимости, что лежит в основе ее вероучения, зафиксированного в Коране и Сунне. Вместе с тем сле- дует подчеркнуть, что «эндогенные факторы, которые радикализуют ислам». Нетрудно обнаружить в текстах все тех же священных источ- ников мусульманства – Коране и Сунне, а также в трудах некоторых исламских ученых, начиная от Ахмада ибн-Ханбала и Ибн-Таймийя, вплоть до идеологов современного фундаментализма Аль-Маудуди (Пакистан), Сайида Кутба (Египет) и т.д.78

 

Анализируя базовые политико-мировоззренческие постулаты основных доктринальных течений в исламе, можно выделить некоторые общие характерные особенности, лежащие в основе его радикальной составляющей.

78 Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. M., 2000. С. 118-120.


Среди них – молодость ислама, поскольку мусульманская религия возникла значительно позже других мировых монотеистических систем и, в отличие от них, не исчерпала своих возможностей. В аналогичном «возрасте», например, христианство также нередко демонстрировало радикализм, в частности, организовав целую серию

«крестовых походов» против мусульман. Ислам же сегодня находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.

Другой особенностью выступает тотальность ислама, под которой большинство современных ученых понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое, и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.79

Характерной для мусульманства, как системы, выступает неразрывная связь ислама и политики. Так, иранский автор М. Санаи подчеркивает: «Безусловно, общепризнанным является то, что ислам по сравнению с другими религиозными учениями имеет наиболее тесные и глубокие связи с политикой и властью как важнейшими средствами реализации своих принципов. Поэтому среди мусульман сохраняется особая приверженность политике, подпитываемая непосредственно исламским учением».80

Другой особенностью выступает идея «завершения пророче- ства», которая в трактовке мусульманских теологов означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле,

«печатью пророков», и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избран- ной общности и особом положении ислама по сравнению с другими религиями.81

 

Важным фактором выступает и аутентичность ислама личности мусульманина, под которой понимается полное выражение мусуль-

79 Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993. С. 102-126

80 Санаи М. Исламская революция, международное право и диалог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 13.

81 Аль-Умар. Религия истины - Ислам. М., 1997. С. 11.


манской религии в личности верующего: «Ислам заявил о том, что объединяет или разделяет людей не цвет кожи, не пол, не происхо- ждение, не общая территория и не общие интересы, а вера, являюща- яся связующим звеном между ними и Господом их и определяющая собой их отношения друг с другом»82. Иначе говоря, мусульмане всех стран одинаковы, независимо от этнических, расовых и иных отли- чий. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность – «умму»83. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

Следующей особенностью радикального ислама выступает его фатализм, фанатизм, мусульманский энтузиазм и воинственный характер, стремление к мировому господству.

Нерешенность экономических, правовых, психологических и других проблем порождает в российском обществе прецеденты молодежного экстремизма, которые могут стать благодатной почвой для вербовки в терроризм. Членов неформальных молодеж- ных группировок используют для еще большего усиления в обществе экстремистских настроений, формирования антигуманистических, атолерантных, шовинистических и других асоциальных «ценностей» под лозунгом о национальном достоинстве и об ущемлении прав ко- ренного населения. Массовая психология и массовое сознание всегда уходят из правового пространства и общества оказывается лицом к лицу с актами терроризма.

 

Профилактика и противодействие распространению экс- тремистских проявлений требует системного (комплексного) подхода, включающего в себя меры как профилактического, так и за- претительного характера. Как показывает мировой опыт для наиболее эффективного противостояния экстремизму необходимо совершен- ствовать правовую базу, бороться с финансированием экстремизма и терроризма, вести постоянную разъяснительную, просветитель-

82 Кутб С. Эта религия. Махачкала, 1997. С. 174.

83 Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. С. 44.


скую и пропагандистскую работу, укреплять и совершенствовать деятельность силовых структур, развивать чувство гражданской от- ветственности у всех людей за безопасность общества, государства и самих себя.

Понятно, что анализ нужно начать с формирования самого общего преставления, что это такое – молодежный групповой экстремизм.

Во-первых, коль это экстремизм, значит негативное (деструктив- ное) социальное явление, имеющее свои объективные и субъективные предпосылки, причины и условия появления и развития.

Контингент участников – разновозрастный. От 13 до 28 лет. Такой разброс сразу вызывает массу вопросов и создает массу трудностей в плане как изучения этого социального феномена, так и его профилактики.

Не трудно догадаться, что работа с младшими участниками прин- ципиально должна отличаться от работы со старшими участниками. Дети и подростки, часто попавшие в эти группы по стечению обстоя- тельств, еще не прониклись полностью идеями «правды физической силы», точнее, идеями, что силой можно быстро и эффективно ре- шить самые сложные жизненные проблемы. Работа с этой частью участников ориентировано на будущее: чтобы из этих подростков не выросли преступники, уголовники. Поэтому здесь, скорее всего, наиболее эффективны методы общей профилактики, чтобы не дать несовершеннолетнему субъекту сформировать преступное мышле- ние. Девиантное поведение молодежи имеет как и все в обществе свои объективные и субъективные причины, среди которых можно выделить сбалансированность структурных элементов социума, на- рушение принципов справедливости в области экономики, политики, культуры и в других областях, которые наиболее близки к молодым людям. В первую очередь, вероятно, в области образования, спорта, развлечений. Немаловажную роль играют, конечно же, разрушение и деморализация семейных отношений, потеря обществом идеалов, отказ от многих традиционных ценностей, пропаганда насилия, куль- та силы, наркомания, призывы к бездумному обогащению и пр. Это вызывает у молодежи, как и у любых нормальных людей, чувство протеста, озлобленности, желание расправится с этими «мерзостя-


ми» как можно быстрее, не останавливаясь перед выбором средств. Давно известно, что воспитывают ребенка семья, школа и улица. В последние годы позитивное влияние всех трех факторов понизилось. Необходимо усилить влияние любого из трех факторов, чтобы как-то сбалансировать нехватку позитивного вклада остальных.

Мало кто спорит и сомневается о том, что именно семья – главный фактор формирования личности ребенка, его мировоззрения с гуманистическими идеями и ценностями. Семья в какой-то мере есть закрытая система отношений людей, объединенных кровнородственными отношениями. Чужой – это чужой в любом случае, его влияние даже на членов неблагополучной семьи серьезно ограничено и затруднено. Поэтому формирование самооценки и самочувствования в социуме закладывается в семье. Здесь возникают основные реперы будущих чувств, мыслей, слов и дел. Родители и ближайшие родственники первые авторитеты и образцы жизни.

Школа, улица, государство, общество, историческая культура и т.д. – все это вступит в силу, когда начнется уже сознательный выбор человеком пути своей жизни. Кому и почему нужно доверять, чело- век будет решать сам. А на уровне семьи закладывается фундамент будущих ориентиров. Кто родители, теми скорее всего будут и дети в гуманистическом аспекте. Асоциальное поведение родителей и род- ственников есть среда, которая будет сознательно и подсознательно формировать будущий облик человека. Насилие, грубость, безответ- ственность, отсутствие доброты и внимания друг к другу, невыпол- нение родителями своего долга, отсутствие контроля за поведением детей – все это причины становления ребенка (подростка) на путь криминала. Чувства озлобленности, ненужности, заброшенности, одиночества формируют агрессивность, бескомпромиссность, стрем- ления решить свои проблемы быстро, ориентируясь прежде всего на насильственные методы. Если общество, государство хочет зани- маться серьезно ранней профилактикой молодежного (в том числе и группового молодежного) экстремизма, нужно начинать с семьи.

В какой-то степени неожиданно демографические проблемы и в том числе проблемы семьи оказались связанными с вопросами


профилактики и противодействия экстремизму. Необходимость изме- нения социально-политического и морально-нравственного климата вокруг семьи оказалась одним из направлений профилактики причин и условий возникновения в социуме экстремистских настроений и действий.

Социализация и индивидуализация ребенка, разумеется, не огра- ничивается лишь влиянием семьи. Ребенок живет в более широком социальном пространстве, поэтому на него оказывает влияние вся социальная среда: и, как это называют, «улица», и школа, и другие образовательные, воспитательные, культурные, развлекательные учреждения и организации. Компания сверстников наиболее сильная в плане влияния после семьи, а иногда и вопреки семье, если авто- ритет семьи подорван в глазах ребенка асоциальным поведением ро- дителей и родственников. Понятно, что нельзя игнорировать и факт, что девиантное поведение детей отчасти является и результатом са- мовоспитания, свободного выбора. Естественно, если выбирать не из чего хорошего, а только из плохого или еще худшего, выбор будет предопределен. Поэтому внимание общества и государства в плане профилактики возникновения раннего экстремистского настроения должно быть направлено и на управление пространством, где про- исходит коммуникация детей и подростков. Создание такого поля, где у детей и их родителей будет возможность заполнить свое время позитивными занятиями спортом, техническим или художественным творчеством и т.д. В противном случае «дурное влияние улицы», где начинается хулиганство, мелкое воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных препаратов. Такое, с позволения сказать, стихийное самовоспитание формирует извращенное пред- ставление о мире и агрессивность, ибо в действие вступает идеоло- гия «все можно решить с помощью силы». Начинает определяться соответственно этой идеологии шкала «ценностей» о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что благородно и что низ- менно. Понятно в извращенном асоциальном аспекте. Формируется нигилизм, цинизм, жестокость, убогие чувства и мысли о действи- тельности, об окружающих людях и о себе. Редко когда «улично-


подъездная» педагогика является серьезным фактором позитивного развития личности, чаще она основа деструктивного мышления и поведения. Профилактика и противодействие может быть одно: соз- дание положительной альтернативы, уберечь детей и подростков от дурного влияния улицы.

Основная форма организованного положительного обучения и воспитания в государстве – это школа. Этот социальный институт является центральным звеном в цепи государственной политики по работе с молодежью. Звеньями этой цепи являются другие образова- тельные учреждения, которые нацелены на выполнение тех же по- ложительных функций воспитания, что и школы. Профессиональные училища, колледжи, вузы и учреждения послевузовского образования являются инструментами государственной политики в данной обла- сти. В школах должно продолжаться развитие заложенных в семьи социально-культурных качеств ребенка, в том числе формирование толерантности и культура межэтнического общения. Все возможные формы воспитательной работы обязательно должны содержать эле- менты гуманистического отношения к себе, к семье, к обществу.

Где бы ни происходило формирование личности ребенка, везде необходимо агрессивную энергию молодого человека направлять в мирное русло, убеждая его в том, что это и есть настоящая социаль- ная и мировоззренческая ценность. В школе должны формироваться механизмы самовоспитания в позитивном русле. Духовное развитие ребенка – гарантия правильного выбора им жизненных ценностей, идеалов и образцов подражания. Чтобы правильно ориентировать в социальном пространстве ребенка, знать его потребности, интересы и цели. Знать механизмы возникновения тех или иных мотиваций, в том числе агрессивных и асоциальных. Знать, чтобы грамотно управ- лять, создавая среду и условия для позитивного гуманистического развития, устраняя почву формирования бездумной агрессивности и жестокости, ведущих на путь экстремизма и терроризма. Знать нуж- но не только детей, но и отработанные методы, средства и практики экстремистских деятелей по привлечению детей и подростков (моло- дежи) на свою сторону. Необходимо серьезное изучение идеологии


и практических механизмов экстремистов по пополнению своих ря- дов и, прежде всего, из среды молодежи. Этим должны заниматься научно-исследовательские центры федерального и регионального уровней. Необходимо изучать все, что связано с появлением нетер- пимости, ксенофобии, расизма, национализма, шовинизма, фашизма, фанатизма, нигилизма, цинизма и т.д.

Особое место и роль в противодействии идеям экстремизма без- условно играют средства массовой информации. Нередко позиция СМИ противоречивая. Порой очевидно, что под лозунгом правдивого освещения событий и свободы печати проводится открытая героиза- ция действий экстремистов и террористов, что есть почти открытая и прямая их пропаганда, разжигание конфессиональных, этнических, политических и других конфликтов. Поток негативной информации явно преобладает над информацией, служащей инструментом фор- мирования толерантных отношений к людям различных наций и религиозных верований. Поэтому вполне оправдано требование к СМИ, чтобы информация о каких-либо событиях, касающаяся экс- тремистов содержала точку зрения противодействующих групп.

Безусловно, СМИ должны быть включены в общую политику го- сударства по профилактике экстремизма и противостояния террориз- му. СМИ создают пространство, где существуют маркеры культурно- политической идентичности, а это в свою очередь дает людям ори- ентиры для понимания, кто принадлежит к легитимному сообще- ству, а кто ему враждебен. Если предельно грубо, СМИ формируют критерии, с помощью которых можно отличить человека от «нелю- ди», который присвоил себе право распоряжаться чужими жизнями, судьбами, здоровьем, свободой, материальным благополучием. СМИ должны вести активную работу по демонстрации античеловеческой сущности экстремизма и терроризма, работу по дискредитации дея- тельности экстремистских и террористических движений и групп в глазах сочувствующих и общественности.

В группе СМИ в последние годы на первый ряд вышли интернет- издания и интернет-блоги. Через интернет почти свободно распро- страняются ксенофобские и экстремистские идеи. Ежегодно правоо-


хранительными органами в интернете выявляются более 100 сайтов экстремистского и террористического характера. В этом плане есть положительный опыт у зарубежных стран. Например, в Германии и США интернет-провайдеры отслеживают и удаляют из сети сайты экстремистского и террористического характера. Да еще и размеща- ют на их место странички антифашистского содержания. Такие меры могли бы быть закреплены законодательно и у нас, не боясь упреков

«о зажиме демократии и ограничении демократических свобод».

Идеологическое противостояние экстремизму в целом и молодежному в частности предполагает как просветительскую профилактику, так и реальную идеологическую практику. Фразеологизм «идеологический фронт» отражает не только остроту борьбы с экстремизмом и терроризмом, но и масштабность и многообразие противостояния им.

Идеологическая работа должна быть наступательной, активной, многопрофильной как в просветительском аспекте, так и в прак- тическом. Необходимо высокопрофессиональная, методичная, и непрерывная работа СМИ. Должен быть информационный поток материалов о диспутах, круглых столах, научных публикациях. К этой работе должны быть привлечены представители всех областей духовной жизни общества: политики, философы, ученые, писатели, художники, богословы и т.д. Идеология в самой простой ее трактовке есть совокупность идей, теорий, концепций, взглядов, точек зрения, мнения, высказываний о любых сферах жизни общества, социальных групп и отдельных людей. И в любых позициях могут возникнуть призывы к крайностям (экстремизму) и насилию: в средствах, в ме- тодах, в целях и т.д. Идеологическая работа должна настойчиво и профессионально аргументировать и доказывать истинность мысли о бесперспективности экстремистских путей решения противоречий и конфликтов в социуме. Показывать, что экстремизм доказательство интеллектуального бессилия, иллюстрация примитивизма, убогости, ограниченности и отсталости. Опираясь на законы, идеологическая работа должна показывать, что экстремизм и тем более терроризм есть преступность как в мотивах, так и в средствах и целях деятель- ности.


Эта работа не просто «сотрясение воздуха», а практика, опираю- щаяся на вполне материальные средства. Например, на различные средства массовой информации. Поэтому один из видов идеологи- ческой работы – это усилия по принятию законов, ограничивающих доступ экстремистски настроенных людей к средствам массовой ин- формации. Бездумный либерализм и безграничная демократия может обернуться угрозой национальной безопасности в целом и угрозой безопасности людей. При всей «свободе печати» у СМИ должны быть законодательно очерченные ограничения на освещение, ска- жем, деятельности экстремистских и террористических групп и их лидеров. Речь идет не об обмане населения или замалчивании фак- тов, а о том, чтобы такие сообщения не носили пропагандистский характер, а то и вовсе чуть ли не рекламный. Идеологическая работа должна раскрывать лживость оправданий экстремистов и террори- стов о том, что общество и власти якобы глухи к их проблемам. Не- обходимо раскрывать, показывать и доказывать порочность такого пути к «услышанию». Безвинные жертвы терроризма и экстремизма никогда уже ничего не услышат, а их близкие проклянут злодеев. За свою не простую историю человечество сумело выработать впол- не цивилизованные способы и методы диалога власти и населения, общества и социальных групп, социума и отдельных людей. Они в арсенале современной демократии вполне достаточны, чтобы сказать во всеуслышание накопившиеся проблемы как отдельных людей, так и социальных групп. Взрывы, убийства, захват заложников и пр. – преступный путь к решению своих проблем, от кого бы они не ис- ходили и какими бы красивыми лозунгами не прикрывались. С теми, кто вступил на этот путь, борьба должна быть беспощадной.

Расчет экстремистов и террористов еще и в том, что СМИ, осве-

щая трагические события, косвенно создадут им рекламу. Зачастую торопливое освещение с мест событий нагнетает истерику, усилива- ет страх, доводя некоторых людей до инфаркта, некоторых до пара- нойи подозрительности. Дискуссии по поводу характера освещения терактов и экстремистских событий идут серьезные и публично. На- пример, в своей работе «Экспансия исламистов на Кавказе и в  Цен-


тральной Азии» Зураб Тодуа пишет: «Предвижу критические заме- чания по этому поводу и отвечу так. Можно написать, например, что в Чабанмахи и Карамахи (Дагестан) ваххабиты взяли власть в свои руки, установили шариатские порядки, при которых нет преступно- сти и коррупции и что, в общем, они «нормальные ребята». А можно проинформировать читателей, что ваххабиты захватили власть си- лой, убили при этом нескольких сотрудников правоохранительных органов, запугали несогласных с ними односельчан, стали завоз- ить оружие, создали лагеря по подготовке боевиков и готовились к походу на Махачкалу. Думаю, нельзя не согласиться с тем, что между этими двумя подходами к освещению данного события есть суще- ственная разница»84.

 

Средствам массовой информации необходимо убеждать людей, опираясь на документы и факты, что экстремизм по сути своей есть угроза безопасности всех граждан страны, по сути своей изначально антигуманен и безрассуден. При этом необходимо опираться на пред- ставителей тех социальных групп, которых коснулась деструкция общества, где интересы государства или общества в целом оказались десбалансированными с интересами отдельных социальных групп или отдельных личностей. Если экстремизм в молодежной среде для идеологической работы необходимо привлекать представителей мо- лодежи разных групп. Если речь идет о религиозном экстремизме, то привлекать авторитетных представителей этих конфессий. Экстре- мизм и терроризм, например, под исламскими лозунгами имеет свой идейно-теоретический аспект85. То, что в мировом общественном со- знании религиозный экстремизм и терроризм ассоциируются, прежде всего, с исламом, объясняется не только с нерешенными проблемами в экономике, политике, национально-этнических и в культурных об- ластях, но и в основном наличием именно идейно-теоретических аспектов, ориентирующихся на ислам. В свете событий, происходя- щих в Сирии, стало ясно, что организационными, финансовыми,

84 Тодуа З. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2006. С.299.

85 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и борьба с международным терроризмом // Право и безопасность. 2005. № 3 (16).


информационными и даже военными аспектами терроризма и экс- тремизма под исламскими лозунгами можно эффективно бороться. А вот идеологическая подоплека остается для мирового сообщества, борющейся с экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунга- ми, terra incognito, как бы скрытой для посторонних глаз и доступной лишь для посвященных. И у нас в России как профилактика, так и практика противостояния экстремизму и терроризму под исламски- ми лозунгами не вооружена основательной идеологической ислам- ской подготовкой. Исламские концепции служат предметом спекуля- ций в основном у сепаратистов, радикалов, фундаменталистов. Без идеологической борьбы рассчитывать на победу над экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунгами невозможно. Необходимо подорвать, прежде всего, именно их идеологические основы. Работа в этом плане должна быть принципиально открытой, честной и жест- кой. Позиция некоторых исламских деятелей, застенчиво ограничи- вающихся общими декларациями в противостоянии национальной угрозе со стороны экстремистов, действующих под исламскими ло- зунгами, больше похожа на пособничество, чем на противостояние. Такая позиция двояко негативная. С одной стороны, экстремисты воспринимают ее как моральную поддержку единоверцев и основа- ние расправляться с теми исламскими деятелями, которые открыто осуждают их деятельность. С другой стороны, такая позиция вос- принимается обществом как основание относиться с подозрением ко всей мусульманской умме как потенциальной и актуальной базе экс- тремистов и террористов. Задача идеологической работы в том, что- бы привлечь духовные управления мусульман и иные мусульманские организации к активной и прямой полемике с исламскими радикала- ми по ключевым проблемам мусульманско-правовой теории.

Что-то, безусловно, делается. Но российский традиционный ис-

лам (на Северном Кавказе, представленный суфизмом, а в татаро- башкирском регионе с джадидизмом), поддерживаемый государством, до сих пор не выработало достаточно мощной идейно-теоретической концепции, которая могла бы быть эффективной альтернативой взгля- дам исламских экстремистов. Вероятно, и здесь инициативу должно


взять на себя государство в виде федеральных проектов «Подготов- ки специалистов с углубленным знанием истории и культуры исла- ма, содействия развитию исламского образования, формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма средствами просвещения»86. Такая идеологическая работа необходима, ибо в ис- ламской системе политических взглядов есть не только такие положе- ния, которые могут трактовать в свою пользу радикалы, ваххабиты, салафиты, но и прямо ориентирующие на умеренность, лояльность властям, совещательность, компромиссы и т.д. Против позиции экс- тремистов и террористов, выступающих под исламскими лозунгами, должны быть привлечены все достижения гуманистической ислам- ской культуры и истории. И это задача, прежде всего, сотрудников духовных управлений мусульман, исламских деятелей, исламских ученых и преподавателей исламских образовательных учреждений. В своих проповедях, выступлениях, публикациях, исследованиях они должны прямо и откровенно выступать против антигуманной сути экстремизма и терроризма, вооруженные фундаментальными знани- ями истории и культуры ислама.

 

Идеологическая борьба, как и любая другая, предполагает поиск союзников. В военной, экономической, политической сферах это могут быть государства Запада. А вот в идейно-теоретическом противостоянии экстремизму и терроризму под исламскими лозунга- ми надо искать союзников в исламских странах, где есть умеренные политические режимы и есть авторитетные центры исламского просвещения. Работа, если судить по публикациям, хотя и слабо, однако ведется. Например, научные исследования о роли ислама в современном мире, о понятии и осуществлении джихада в услови- ях глобализации, об экономических, политических и культурных связях исламских государств с неисламскими странами Востока и Запада, о осуществлении предписанного и пресечения запрещенно- го в исламе и др. Такие виды сотрудничества необходимо развивать, ибо всем понятно, что идеологическое оружие против экстремизма

86 См.: Хазиев В.С. История, философия, антропология и педагогика исламского образования новой России. Уфа. 2013.


и терроризма под лозунгами ислама надо искать в самом исламе. Общий вектор такого сотрудничества ясен: следует стремиться пре- вратить ислам из орудия противостояния легитимной власти в орудие противостояния экстремизму и терроризму. И одним из главных направлений в этом сотрудничестве, естественно, должно быть ин- формационное противодействие. И здесь, как и в других областях, уже есть наработки. Ведется общепрофилактическая работа, направ- ленная на распространение знаний о нравственных позитивах ислама (идей добра, ценности жизни и знаний и т.д.) и антигуманной сущ- ности экстремизма и терроризма. Подготавливаются пропагандисты, ведущие индивидуальную работу с конкретными представителями экстремистски настроенной части населения. Но кроме этого, долж- ны быть заранее заготовлены механизмы оперативного реагирования на экстремистские информационные вызовы. Идеологическая работа должна быть направлена, как мы выше уже сказали, на развенчива- ние распространяемого в информационном пространстве  облика

«экстремиста-благородного героя». Необходимо доводить, что эта

«героика» построена большей частью на лжи и обмане, на торговле жизнью простых людей. Что за «героизмом» экстремистов и террори- стов стоит подлый финансовый расчет, рвущихся к власти подонков. Несомненно, идеологическая работа должна учитывать силу воз- действия различных каналов распространения информации. Сегодня наиболее эмоционально и внушаемо доводится информация по кана- лам телевидения и других электронных СМИ. Это знают, понимают и на это рассчитывают в том числе экстремисты и террористы. Если заранее известно, что вслед за взрывом не будет его информацион- ного освещения в СМИ, интерес экстремистов и террористов резко

падает.

Силу воздействия СМИ нужно использовать против будущих экстремистов и террористов: ослаблять уверенность в своей правоте, лишать воли к антигуманной деятельности, сеять страх в обязатель- ном наказании за преступное деяние, убеждать в подлости и низости совершаемого, противозаконности перед обществом и греховности перед Всевышним. Умная идеологическая, пропагандистская, про-


филактическая работа дает, несомненно, результаты, потому что при всех специфических средствах и методах подготовки экстремисты и террористы остаются живыми людьми со всеми их слабостями. Поэтому идеологический фронт борьбы с экстремизмом и терро- ризмом должен рассматриваться как одно из основных направлений работы, поставленный на научную основу, хорошо организованную, имеющую со стороны государства все формы поддержки.

И последнее замечание. Активное и эффективное противостояние идеологии экстремизма невозможно без позитивной идеологической работы с населением. Необходимо формировать толерантные чувства по отношению к гражданам различных рас, национальностей и веры, закладывать с детства идеи ценности человеческой жизни и здоровья, материального благополучия и свободы, совести, достоинства и чести. Следует формировать чувство долга и ответственности за благополучие и безопасность своей страны, своих родных и близких, коллег и сограждан.

 

Литература

1. Аль-Умар. Религия истины - Ислам. М., 1997.

2. Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993. С. 102–126.

3. Беем Ю.О.Секретная история гестапо – М: Яуза-пресс, 2009.

4. Биджи-улу Мухаммад // НГ-Религии. 23.08.2000. – 23 с.

5. Будницкий О.В. История Народной воли в идейной борьбе пер- вой российской революции // Революционеры и либералы России. М, 1990.

6. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – на- чало XX века) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) - 2000.

7. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) – 2000.


8. Вояковский Д.С. / Россия и ислам: межцивилизационный диа- лог. Сборник научных статей / Ответ. ред. А.Малашенко. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006.

9. Вояковский Д.С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма// Вестник Башкирского университета. 2009. № 1.

10. Журнал «ФСБ за и против». № 2-2011.

11. Журнал «Политические исследования». №4, 2007.

12. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. M., 2000. С. 118–120.

13. Игнатенко А. А. Радикализм в исламе // Россия и мусульман- ский мир. 2000. № 11(101). С. 119.

14. Кутб С. Эта религия. Махачкала, 1997.

15. Милославский Г. Ваххабизм в идеологии и политике мусуль- манских стран // Ислам и политика. М.: Институт востоковедения РАН. 2001.

16. Полевые материалы автора 2009 года.

17. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламско- го фундаментализма.- М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с.

18. Санаи М. Исламская революция, международное право и диа- лог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоя- щее, будущее. М., 1999. С. 13.

19. Юнусова А.Б. / Экстремизм как социальный феномен: Мате- риалы Международной научно-практической конференции. – Курган, 2005. С. 180–186.


МАЛАХОВ Ю.И.

специалист по научной работе МНИЦ РМО

БГПУ им. М.Акмуллы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.02 с.)