Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежный экстремизм в зеркале средств массовой информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей ор- ганизованностью и большей стихийностью. Описывая молодежный экстремизм необходимо в первую очередь необходимо указать о крайнем пренебрежении к действующим социальным нормам и пра- вилам. Именно характер крайности переводит поступки молодежи из области экстремального в экстремизм. Экстремальность молоде- жи, переходящая в агрессивность – путь к преступлению. При этом в основе молодежного экстремизма лежит комплекс нерешенных социальных проблем. Ислам как одна из основных развитых монотеистических религий имеет свой неповторимый облик, весьма специфичный по характеру, что обусловлено как его вероучением, так и всем периодом истори- ческого развития. Ислам, как мировая религия, весьма толерантен, выступает религией мира, милосердия и терпимости, что лежит в основе ее вероучения, зафиксированного в Коране и Сунне. Вместе с тем сле- дует подчеркнуть, что «эндогенные факторы, которые радикализуют ислам». Нетрудно обнаружить в текстах все тех же священных источ- ников мусульманства – Коране и Сунне, а также в трудах некоторых исламских ученых, начиная от Ахмада ибн-Ханбала и Ибн-Таймийя, вплоть до идеологов современного фундаментализма Аль-Маудуди (Пакистан), Сайида Кутба (Египет) и т.д.78 Анализируя базовые политико-мировоззренческие постулаты основных доктринальных течений в исламе, можно выделить некоторые общие характерные особенности, лежащие в основе его радикальной составляющей. 78 Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. M., 2000. С. 118-120. Среди них – молодость ислама, поскольку мусульманская религия возникла значительно позже других мировых монотеистических систем и, в отличие от них, не исчерпала своих возможностей. В аналогичном «возрасте», например, христианство также нередко демонстрировало радикализм, в частности, организовав целую серию «крестовых походов» против мусульман. Ислам же сегодня находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире. Другой особенностью выступает тотальность ислама, под которой большинство современных ученых понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое, и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.79 Характерной для мусульманства, как системы, выступает неразрывная связь ислама и политики. Так, иранский автор М. Санаи подчеркивает: «Безусловно, общепризнанным является то, что ислам по сравнению с другими религиозными учениями имеет наиболее тесные и глубокие связи с политикой и властью как важнейшими средствами реализации своих принципов. Поэтому среди мусульман сохраняется особая приверженность политике, подпитываемая непосредственно исламским учением».80 Другой особенностью выступает идея «завершения пророче- ства», которая в трактовке мусульманских теологов означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле, «печатью пророков», и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избран- ной общности и особом положении ислама по сравнению с другими религиями.81 Важным фактором выступает и аутентичность ислама личности мусульманина, под которой понимается полное выражение мусуль- 79 Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993. С. 102-126 80 Санаи М. Исламская революция, международное право и диалог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 13. 81 Аль-Умар. Религия истины - Ислам. М., 1997. С. 11. манской религии в личности верующего: «Ислам заявил о том, что объединяет или разделяет людей не цвет кожи, не пол, не происхо- ждение, не общая территория и не общие интересы, а вера, являюща- яся связующим звеном между ними и Господом их и определяющая собой их отношения друг с другом»82. Иначе говоря, мусульмане всех стран одинаковы, независимо от этнических, расовых и иных отли- чий. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность – «умму»83. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство. Следующей особенностью радикального ислама выступает его фатализм, фанатизм, мусульманский энтузиазм и воинственный характер, стремление к мировому господству. Нерешенность экономических, правовых, психологических и других проблем порождает в российском обществе прецеденты молодежного экстремизма, которые могут стать благодатной почвой для вербовки в терроризм. Членов неформальных молодеж- ных группировок используют для еще большего усиления в обществе экстремистских настроений, формирования антигуманистических, атолерантных, шовинистических и других асоциальных «ценностей» под лозунгом о национальном достоинстве и об ущемлении прав ко- ренного населения. Массовая психология и массовое сознание всегда уходят из правового пространства и общества оказывается лицом к лицу с актами терроризма. Профилактика и противодействие распространению экс- тремистских проявлений требует системного (комплексного) подхода, включающего в себя меры как профилактического, так и за- претительного характера. Как показывает мировой опыт для наиболее эффективного противостояния экстремизму необходимо совершен- ствовать правовую базу, бороться с финансированием экстремизма и терроризма, вести постоянную разъяснительную, просветитель- 82 Кутб С. Эта религия. Махачкала, 1997. С. 174. 83 Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. С. 44. скую и пропагандистскую работу, укреплять и совершенствовать деятельность силовых структур, развивать чувство гражданской от- ветственности у всех людей за безопасность общества, государства и самих себя. Понятно, что анализ нужно начать с формирования самого общего преставления, что это такое – молодежный групповой экстремизм. Во-первых, коль это экстремизм, значит негативное (деструктив- ное) социальное явление, имеющее свои объективные и субъективные предпосылки, причины и условия появления и развития. Контингент участников – разновозрастный. От 13 до 28 лет. Такой разброс сразу вызывает массу вопросов и создает массу трудностей в плане как изучения этого социального феномена, так и его профилактики. Не трудно догадаться, что работа с младшими участниками прин- ципиально должна отличаться от работы со старшими участниками. Дети и подростки, часто попавшие в эти группы по стечению обстоя- тельств, еще не прониклись полностью идеями «правды физической силы», точнее, идеями, что силой можно быстро и эффективно ре- шить самые сложные жизненные проблемы. Работа с этой частью участников ориентировано на будущее: чтобы из этих подростков не выросли преступники, уголовники. Поэтому здесь, скорее всего, наиболее эффективны методы общей профилактики, чтобы не дать несовершеннолетнему субъекту сформировать преступное мышле- ние. Девиантное поведение молодежи имеет как и все в обществе свои объективные и субъективные причины, среди которых можно выделить сбалансированность структурных элементов социума, на- рушение принципов справедливости в области экономики, политики, культуры и в других областях, которые наиболее близки к молодым людям. В первую очередь, вероятно, в области образования, спорта, развлечений. Немаловажную роль играют, конечно же, разрушение и деморализация семейных отношений, потеря обществом идеалов, отказ от многих традиционных ценностей, пропаганда насилия, куль- та силы, наркомания, призывы к бездумному обогащению и пр. Это вызывает у молодежи, как и у любых нормальных людей, чувство протеста, озлобленности, желание расправится с этими «мерзостя- ми» как можно быстрее, не останавливаясь перед выбором средств. Давно известно, что воспитывают ребенка семья, школа и улица. В последние годы позитивное влияние всех трех факторов понизилось. Необходимо усилить влияние любого из трех факторов, чтобы как-то сбалансировать нехватку позитивного вклада остальных. Мало кто спорит и сомневается о том, что именно семья – главный фактор формирования личности ребенка, его мировоззрения с гуманистическими идеями и ценностями. Семья в какой-то мере есть закрытая система отношений людей, объединенных кровнородственными отношениями. Чужой – это чужой в любом случае, его влияние даже на членов неблагополучной семьи серьезно ограничено и затруднено. Поэтому формирование самооценки и самочувствования в социуме закладывается в семье. Здесь возникают основные реперы будущих чувств, мыслей, слов и дел. Родители и ближайшие родственники первые авторитеты и образцы жизни. Школа, улица, государство, общество, историческая культура и т.д. – все это вступит в силу, когда начнется уже сознательный выбор человеком пути своей жизни. Кому и почему нужно доверять, чело- век будет решать сам. А на уровне семьи закладывается фундамент будущих ориентиров. Кто родители, теми скорее всего будут и дети в гуманистическом аспекте. Асоциальное поведение родителей и род- ственников есть среда, которая будет сознательно и подсознательно формировать будущий облик человека. Насилие, грубость, безответ- ственность, отсутствие доброты и внимания друг к другу, невыпол- нение родителями своего долга, отсутствие контроля за поведением детей – все это причины становления ребенка (подростка) на путь криминала. Чувства озлобленности, ненужности, заброшенности, одиночества формируют агрессивность, бескомпромиссность, стрем- ления решить свои проблемы быстро, ориентируясь прежде всего на насильственные методы. Если общество, государство хочет зани- маться серьезно ранней профилактикой молодежного (в том числе и группового молодежного) экстремизма, нужно начинать с семьи. В какой-то степени неожиданно демографические проблемы и в том числе проблемы семьи оказались связанными с вопросами профилактики и противодействия экстремизму. Необходимость изме- нения социально-политического и морально-нравственного климата вокруг семьи оказалась одним из направлений профилактики причин и условий возникновения в социуме экстремистских настроений и действий. Социализация и индивидуализация ребенка, разумеется, не огра- ничивается лишь влиянием семьи. Ребенок живет в более широком социальном пространстве, поэтому на него оказывает влияние вся социальная среда: и, как это называют, «улица», и школа, и другие образовательные, воспитательные, культурные, развлекательные учреждения и организации. Компания сверстников наиболее сильная в плане влияния после семьи, а иногда и вопреки семье, если авто- ритет семьи подорван в глазах ребенка асоциальным поведением ро- дителей и родственников. Понятно, что нельзя игнорировать и факт, что девиантное поведение детей отчасти является и результатом са- мовоспитания, свободного выбора. Естественно, если выбирать не из чего хорошего, а только из плохого или еще худшего, выбор будет предопределен. Поэтому внимание общества и государства в плане профилактики возникновения раннего экстремистского настроения должно быть направлено и на управление пространством, где про- исходит коммуникация детей и подростков. Создание такого поля, где у детей и их родителей будет возможность заполнить свое время позитивными занятиями спортом, техническим или художественным творчеством и т.д. В противном случае «дурное влияние улицы», где начинается хулиганство, мелкое воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных препаратов. Такое, с позволения сказать, стихийное самовоспитание формирует извращенное пред- ставление о мире и агрессивность, ибо в действие вступает идеоло- гия «все можно решить с помощью силы». Начинает определяться соответственно этой идеологии шкала «ценностей» о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что благородно и что низ- менно. Понятно в извращенном асоциальном аспекте. Формируется нигилизм, цинизм, жестокость, убогие чувства и мысли о действи- тельности, об окружающих людях и о себе. Редко когда «улично- подъездная» педагогика является серьезным фактором позитивного развития личности, чаще она основа деструктивного мышления и поведения. Профилактика и противодействие может быть одно: соз- дание положительной альтернативы, уберечь детей и подростков от дурного влияния улицы. Основная форма организованного положительного обучения и воспитания в государстве – это школа. Этот социальный институт является центральным звеном в цепи государственной политики по работе с молодежью. Звеньями этой цепи являются другие образова- тельные учреждения, которые нацелены на выполнение тех же по- ложительных функций воспитания, что и школы. Профессиональные училища, колледжи, вузы и учреждения послевузовского образования являются инструментами государственной политики в данной обла- сти. В школах должно продолжаться развитие заложенных в семьи социально-культурных качеств ребенка, в том числе формирование толерантности и культура межэтнического общения. Все возможные формы воспитательной работы обязательно должны содержать эле- менты гуманистического отношения к себе, к семье, к обществу. Где бы ни происходило формирование личности ребенка, везде необходимо агрессивную энергию молодого человека направлять в мирное русло, убеждая его в том, что это и есть настоящая социаль- ная и мировоззренческая ценность. В школе должны формироваться механизмы самовоспитания в позитивном русле. Духовное развитие ребенка – гарантия правильного выбора им жизненных ценностей, идеалов и образцов подражания. Чтобы правильно ориентировать в социальном пространстве ребенка, знать его потребности, интересы и цели. Знать механизмы возникновения тех или иных мотиваций, в том числе агрессивных и асоциальных. Знать, чтобы грамотно управ- лять, создавая среду и условия для позитивного гуманистического развития, устраняя почву формирования бездумной агрессивности и жестокости, ведущих на путь экстремизма и терроризма. Знать нуж- но не только детей, но и отработанные методы, средства и практики экстремистских деятелей по привлечению детей и подростков (моло- дежи) на свою сторону. Необходимо серьезное изучение идеологии и практических механизмов экстремистов по пополнению своих ря- дов и, прежде всего, из среды молодежи. Этим должны заниматься научно-исследовательские центры федерального и регионального уровней. Необходимо изучать все, что связано с появлением нетер- пимости, ксенофобии, расизма, национализма, шовинизма, фашизма, фанатизма, нигилизма, цинизма и т.д. Особое место и роль в противодействии идеям экстремизма без- условно играют средства массовой информации. Нередко позиция СМИ противоречивая. Порой очевидно, что под лозунгом правдивого освещения событий и свободы печати проводится открытая героиза- ция действий экстремистов и террористов, что есть почти открытая и прямая их пропаганда, разжигание конфессиональных, этнических, политических и других конфликтов. Поток негативной информации явно преобладает над информацией, служащей инструментом фор- мирования толерантных отношений к людям различных наций и религиозных верований. Поэтому вполне оправдано требование к СМИ, чтобы информация о каких-либо событиях, касающаяся экс- тремистов содержала точку зрения противодействующих групп. Безусловно, СМИ должны быть включены в общую политику го- сударства по профилактике экстремизма и противостояния террориз- му. СМИ создают пространство, где существуют маркеры культурно- политической идентичности, а это в свою очередь дает людям ори- ентиры для понимания, кто принадлежит к легитимному сообще- ству, а кто ему враждебен. Если предельно грубо, СМИ формируют критерии, с помощью которых можно отличить человека от «нелю- ди», который присвоил себе право распоряжаться чужими жизнями, судьбами, здоровьем, свободой, материальным благополучием. СМИ должны вести активную работу по демонстрации античеловеческой сущности экстремизма и терроризма, работу по дискредитации дея- тельности экстремистских и террористических движений и групп в глазах сочувствующих и общественности. В группе СМИ в последние годы на первый ряд вышли интернет- издания и интернет-блоги. Через интернет почти свободно распро- страняются ксенофобские и экстремистские идеи. Ежегодно правоо- хранительными органами в интернете выявляются более 100 сайтов экстремистского и террористического характера. В этом плане есть положительный опыт у зарубежных стран. Например, в Германии и США интернет-провайдеры отслеживают и удаляют из сети сайты экстремистского и террористического характера. Да еще и размеща- ют на их место странички антифашистского содержания. Такие меры могли бы быть закреплены законодательно и у нас, не боясь упреков «о зажиме демократии и ограничении демократических свобод». Идеологическое противостояние экстремизму в целом и молодежному в частности предполагает как просветительскую профилактику, так и реальную идеологическую практику. Фразеологизм «идеологический фронт» отражает не только остроту борьбы с экстремизмом и терроризмом, но и масштабность и многообразие противостояния им. Идеологическая работа должна быть наступательной, активной, многопрофильной как в просветительском аспекте, так и в прак- тическом. Необходимо высокопрофессиональная, методичная, и непрерывная работа СМИ. Должен быть информационный поток материалов о диспутах, круглых столах, научных публикациях. К этой работе должны быть привлечены представители всех областей духовной жизни общества: политики, философы, ученые, писатели, художники, богословы и т.д. Идеология в самой простой ее трактовке есть совокупность идей, теорий, концепций, взглядов, точек зрения, мнения, высказываний о любых сферах жизни общества, социальных групп и отдельных людей. И в любых позициях могут возникнуть призывы к крайностям (экстремизму) и насилию: в средствах, в ме- тодах, в целях и т.д. Идеологическая работа должна настойчиво и профессионально аргументировать и доказывать истинность мысли о бесперспективности экстремистских путей решения противоречий и конфликтов в социуме. Показывать, что экстремизм доказательство интеллектуального бессилия, иллюстрация примитивизма, убогости, ограниченности и отсталости. Опираясь на законы, идеологическая работа должна показывать, что экстремизм и тем более терроризм есть преступность как в мотивах, так и в средствах и целях деятель- ности. Эта работа не просто «сотрясение воздуха», а практика, опираю- щаяся на вполне материальные средства. Например, на различные средства массовой информации. Поэтому один из видов идеологи- ческой работы – это усилия по принятию законов, ограничивающих доступ экстремистски настроенных людей к средствам массовой ин- формации. Бездумный либерализм и безграничная демократия может обернуться угрозой национальной безопасности в целом и угрозой безопасности людей. При всей «свободе печати» у СМИ должны быть законодательно очерченные ограничения на освещение, ска- жем, деятельности экстремистских и террористических групп и их лидеров. Речь идет не об обмане населения или замалчивании фак- тов, а о том, чтобы такие сообщения не носили пропагандистский характер, а то и вовсе чуть ли не рекламный. Идеологическая работа должна раскрывать лживость оправданий экстремистов и террори- стов о том, что общество и власти якобы глухи к их проблемам. Не- обходимо раскрывать, показывать и доказывать порочность такого пути к «услышанию». Безвинные жертвы терроризма и экстремизма никогда уже ничего не услышат, а их близкие проклянут злодеев. За свою не простую историю человечество сумело выработать впол- не цивилизованные способы и методы диалога власти и населения, общества и социальных групп, социума и отдельных людей. Они в арсенале современной демократии вполне достаточны, чтобы сказать во всеуслышание накопившиеся проблемы как отдельных людей, так и социальных групп. Взрывы, убийства, захват заложников и пр. – преступный путь к решению своих проблем, от кого бы они не ис- ходили и какими бы красивыми лозунгами не прикрывались. С теми, кто вступил на этот путь, борьба должна быть беспощадной. Расчет экстремистов и террористов еще и в том, что СМИ, осве- щая трагические события, косвенно создадут им рекламу. Зачастую торопливое освещение с мест событий нагнетает истерику, усилива- ет страх, доводя некоторых людей до инфаркта, некоторых до пара- нойи подозрительности. Дискуссии по поводу характера освещения терактов и экстремистских событий идут серьезные и публично. На- пример, в своей работе «Экспансия исламистов на Кавказе и в Цен- тральной Азии» Зураб Тодуа пишет: «Предвижу критические заме- чания по этому поводу и отвечу так. Можно написать, например, что в Чабанмахи и Карамахи (Дагестан) ваххабиты взяли власть в свои руки, установили шариатские порядки, при которых нет преступно- сти и коррупции и что, в общем, они «нормальные ребята». А можно проинформировать читателей, что ваххабиты захватили власть си- лой, убили при этом нескольких сотрудников правоохранительных органов, запугали несогласных с ними односельчан, стали завоз- ить оружие, создали лагеря по подготовке боевиков и готовились к походу на Махачкалу. Думаю, нельзя не согласиться с тем, что между этими двумя подходами к освещению данного события есть суще- ственная разница»84. Средствам массовой информации необходимо убеждать людей, опираясь на документы и факты, что экстремизм по сути своей есть угроза безопасности всех граждан страны, по сути своей изначально антигуманен и безрассуден. При этом необходимо опираться на пред- ставителей тех социальных групп, которых коснулась деструкция общества, где интересы государства или общества в целом оказались десбалансированными с интересами отдельных социальных групп или отдельных личностей. Если экстремизм в молодежной среде для идеологической работы необходимо привлекать представителей мо- лодежи разных групп. Если речь идет о религиозном экстремизме, то привлекать авторитетных представителей этих конфессий. Экстре- мизм и терроризм, например, под исламскими лозунгами имеет свой идейно-теоретический аспект85. То, что в мировом общественном со- знании религиозный экстремизм и терроризм ассоциируются, прежде всего, с исламом, объясняется не только с нерешенными проблемами в экономике, политике, национально-этнических и в культурных об- ластях, но и в основном наличием именно идейно-теоретических аспектов, ориентирующихся на ислам. В свете событий, происходя- щих в Сирии, стало ясно, что организационными, финансовыми, 84 Тодуа З. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2006. С.299. 85 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и борьба с международным терроризмом // Право и безопасность. 2005. № 3 (16). информационными и даже военными аспектами терроризма и экс- тремизма под исламскими лозунгами можно эффективно бороться. А вот идеологическая подоплека остается для мирового сообщества, борющейся с экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунга- ми, terra incognito, как бы скрытой для посторонних глаз и доступной лишь для посвященных. И у нас в России как профилактика, так и практика противостояния экстремизму и терроризму под исламски- ми лозунгами не вооружена основательной идеологической ислам- ской подготовкой. Исламские концепции служат предметом спекуля- ций в основном у сепаратистов, радикалов, фундаменталистов. Без идеологической борьбы рассчитывать на победу над экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунгами невозможно. Необходимо подорвать, прежде всего, именно их идеологические основы. Работа в этом плане должна быть принципиально открытой, честной и жест- кой. Позиция некоторых исламских деятелей, застенчиво ограничи- вающихся общими декларациями в противостоянии национальной угрозе со стороны экстремистов, действующих под исламскими ло- зунгами, больше похожа на пособничество, чем на противостояние. Такая позиция двояко негативная. С одной стороны, экстремисты воспринимают ее как моральную поддержку единоверцев и основа- ние расправляться с теми исламскими деятелями, которые открыто осуждают их деятельность. С другой стороны, такая позиция вос- принимается обществом как основание относиться с подозрением ко всей мусульманской умме как потенциальной и актуальной базе экс- тремистов и террористов. Задача идеологической работы в том, что- бы привлечь духовные управления мусульман и иные мусульманские организации к активной и прямой полемике с исламскими радикала- ми по ключевым проблемам мусульманско-правовой теории. Что-то, безусловно, делается. Но российский традиционный ис- лам (на Северном Кавказе, представленный суфизмом, а в татаро- башкирском регионе с джадидизмом), поддерживаемый государством, до сих пор не выработало достаточно мощной идейно-теоретической концепции, которая могла бы быть эффективной альтернативой взгля- дам исламских экстремистов. Вероятно, и здесь инициативу должно взять на себя государство в виде федеральных проектов «Подготов- ки специалистов с углубленным знанием истории и культуры исла- ма, содействия развитию исламского образования, формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма средствами просвещения»86. Такая идеологическая работа необходима, ибо в ис- ламской системе политических взглядов есть не только такие положе- ния, которые могут трактовать в свою пользу радикалы, ваххабиты, салафиты, но и прямо ориентирующие на умеренность, лояльность властям, совещательность, компромиссы и т.д. Против позиции экс- тремистов и террористов, выступающих под исламскими лозунгами, должны быть привлечены все достижения гуманистической ислам- ской культуры и истории. И это задача, прежде всего, сотрудников духовных управлений мусульман, исламских деятелей, исламских ученых и преподавателей исламских образовательных учреждений. В своих проповедях, выступлениях, публикациях, исследованиях они должны прямо и откровенно выступать против антигуманной сути экстремизма и терроризма, вооруженные фундаментальными знани- ями истории и культуры ислама. Идеологическая борьба, как и любая другая, предполагает поиск союзников. В военной, экономической, политической сферах это могут быть государства Запада. А вот в идейно-теоретическом противостоянии экстремизму и терроризму под исламскими лозунга- ми надо искать союзников в исламских странах, где есть умеренные политические режимы и есть авторитетные центры исламского просвещения. Работа, если судить по публикациям, хотя и слабо, однако ведется. Например, научные исследования о роли ислама в современном мире, о понятии и осуществлении джихада в услови- ях глобализации, об экономических, политических и культурных связях исламских государств с неисламскими странами Востока и Запада, о осуществлении предписанного и пресечения запрещенно- го в исламе и др. Такие виды сотрудничества необходимо развивать, ибо всем понятно, что идеологическое оружие против экстремизма 86 См.: Хазиев В.С. История, философия, антропология и педагогика исламского образования новой России. Уфа. 2013. и терроризма под лозунгами ислама надо искать в самом исламе. Общий вектор такого сотрудничества ясен: следует стремиться пре- вратить ислам из орудия противостояния легитимной власти в орудие противостояния экстремизму и терроризму. И одним из главных направлений в этом сотрудничестве, естественно, должно быть ин- формационное противодействие. И здесь, как и в других областях, уже есть наработки. Ведется общепрофилактическая работа, направ- ленная на распространение знаний о нравственных позитивах ислама (идей добра, ценности жизни и знаний и т.д.) и антигуманной сущ- ности экстремизма и терроризма. Подготавливаются пропагандисты, ведущие индивидуальную работу с конкретными представителями экстремистски настроенной части населения. Но кроме этого, долж- ны быть заранее заготовлены механизмы оперативного реагирования на экстремистские информационные вызовы. Идеологическая работа должна быть направлена, как мы выше уже сказали, на развенчива- ние распространяемого в информационном пространстве облика «экстремиста-благородного героя». Необходимо доводить, что эта «героика» построена большей частью на лжи и обмане, на торговле жизнью простых людей. Что за «героизмом» экстремистов и террори- стов стоит подлый финансовый расчет, рвущихся к власти подонков. Несомненно, идеологическая работа должна учитывать силу воз- действия различных каналов распространения информации. Сегодня наиболее эмоционально и внушаемо доводится информация по кана- лам телевидения и других электронных СМИ. Это знают, понимают и на это рассчитывают в том числе экстремисты и террористы. Если заранее известно, что вслед за взрывом не будет его информацион- ного освещения в СМИ, интерес экстремистов и террористов резко падает. Силу воздействия СМИ нужно использовать против будущих экстремистов и террористов: ослаблять уверенность в своей правоте, лишать воли к антигуманной деятельности, сеять страх в обязатель- ном наказании за преступное деяние, убеждать в подлости и низости совершаемого, противозаконности перед обществом и греховности перед Всевышним. Умная идеологическая, пропагандистская, про- филактическая работа дает, несомненно, результаты, потому что при всех специфических средствах и методах подготовки экстремисты и террористы остаются живыми людьми со всеми их слабостями. Поэтому идеологический фронт борьбы с экстремизмом и терро- ризмом должен рассматриваться как одно из основных направлений работы, поставленный на научную основу, хорошо организованную, имеющую со стороны государства все формы поддержки. И последнее замечание. Активное и эффективное противостояние идеологии экстремизма невозможно без позитивной идеологической работы с населением. Необходимо формировать толерантные чувства по отношению к гражданам различных рас, национальностей и веры, закладывать с детства идеи ценности человеческой жизни и здоровья, материального благополучия и свободы, совести, достоинства и чести. Следует формировать чувство долга и ответственности за благополучие и безопасность своей страны, своих родных и близких, коллег и сограждан.
Литература 1. Аль-Умар. Религия истины - Ислам. М., 1997. 2. Аль-Маудуди. Основы ислама. М., 1993. С. 102–126. 3. Беем Ю.О.Секретная история гестапо – М: Яуза-пресс, 2009. 4. Биджи-улу Мухаммад // НГ-Религии. 23.08.2000. – 23 с. 5. Будницкий О.В. История Народной воли в идейной борьбе пер- вой российской революции // Революционеры и либералы России. М, 1990. 6. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – на- чало XX века) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) - 2000. 7. Будницкий О.В., Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.) – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС- СПЭН) – 2000. 8. Вояковский Д.С. / Россия и ислам: межцивилизационный диа- лог. Сборник научных статей / Ответ. ред. А.Малашенко. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. 9. Вояковский Д.С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма// Вестник Башкирского университета. 2009. № 1. 10. Журнал «ФСБ за и против». № 2-2011. 11. Журнал «Политические исследования». №4, 2007. 12. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. M., 2000. С. 118–120. 13. Игнатенко А. А. Радикализм в исламе // Россия и мусульман- ский мир. 2000. № 11(101). С. 119. 14. Кутб С. Эта религия. Махачкала, 1997. 15. Милославский Г. Ваххабизм в идеологии и политике мусуль- манских стран // Ислам и политика. М.: Институт востоковедения РАН. 2001. 16. Полевые материалы автора 2009 года. 17. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламско- го фундаментализма.- М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с. 18. Санаи М. Исламская революция, международное право и диа- лог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоя- щее, будущее. М., 1999. С. 13. 19. Юнусова А.Б. / Экстремизм как социальный феномен: Мате- риалы Международной научно-практической конференции. – Курган, 2005. С. 180–186. МАЛАХОВ Ю.И. специалист по научной работе МНИЦ РМО БГПУ им. М.Акмуллы
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.101.251 (0.02 с.) |