ГЛАВА 2. Характеристика биопот Е нциала продуктов переработки зародышей пшеницы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 2. Характеристика биопот Е нциала продуктов переработки зародышей пшеницы



 

«Нужны ли мы нам?»

(Братья Стругацкие

 «Понедельник начинается в субботу»)

 

Такое философское понятие как «счастье человека» всегда определялось, прежде всего, его здоровьем. Великий древнегреческий философ Сократ сформулировал свое отношение к здоровью так: «Здоровье – это еще не все, но Все – Ничто без здоровья».

Шопенгауэр (может быть в шутку, а может быть и нет) даже установил формулу человеческого счастья: «Счастье человека на 60% определяется его здоровьем, на 30% его умственными способностями и на 10% его богатством».

Здоровье – это такое состояние человека, которое начинаешь понимать, что же это такое, только тогда, когда оно уходит от тебя [324].

На бытовом уровне все понимают, что здоровье надо беречь. Однако, поведение индивидуального человека (курение, потребление алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки), да весь в целом, так называемый, социальный прогресс человечества (индустриализация сельскохозяйственной и пищевой промышленности, загрязнение окружающей среды, психоэмоциональное воздействие средств массовой информации и т.д.), далеко не способствует сохранению здоровья человека.

При этом подсознательно укоренилось мнение, что если будет что не так со здоровьем, то медицина нам поможет.

Безусловно, медицина играет огромную роль в лечении различных болезней, но, к сожалению, современная медицина и система здравоохранения, несмотря на высокие достижения медицинской и биологической наук, оказались бессильными перед разрешением проблемы здоровья. Может быть, это и не является задачей медицины, поскольку основное ее внимание приковано к уже больному человеку, его болезням и их лечению до выздоровления, полного или частичного. Вопросы реабилитации, диагностики причин заболеваний, лечения пограничных состояний, а также сохранения и укрепления здоровья, как правило, остаются вне поля зрения практической медицины.

Парадокс ситуации со здоровьем состоит в представлении, что если имеется достаточно медицины и медицинского обеспечения, то население будет здоровым.

Яркой иллюстрацией этого парадокса является Россия.

В России медицинское обеспечение – на уровне передовых стран. Один врач приходится на 222 жителя, одна медицинская сестра – на 155 жителей; количество больничных коек составляет 130 на 10 000 населения. А, между тем, лишь 7 – 11% детей и 14 – 18% взрослых жителей России могут быть признаны здоровыми; каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользуется услугами скорой помощи. В настоящее время около 38% детей, рождающихся в России, имеют те или иные врожденные пороки и заболевания. В России сложилась очень тяжелая демографическая обстановка. Средняя продолжительность жизни ниже, чем 50 лет назад и более чем на 10 лет ниже, чем в странах Европейского Союза. Почти в 1,5 раза возросла смертность трудоспособного населения (от 16 до 59 лет) [230, 243, 244].

Согласно заключению ВОЗ (1985 г), состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и организации медицинской помощи: на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни [272, 324].

При этом, образ жизни человека, наряду с такими условиями, как климатические и социальные, во многом определяется его питанием.

О взаимосвязи питания и здоровья человека емко и образно постулировал И.П. Павлов в своей речи при получении Нобелевской премии: «Над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе. Они представляют ту древнюю связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека со всей остальной окружающей их природой. Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает в новые комбинации и вновь распадается, олицетворяет собой жизненный процесс во всем его объеме. Кусок хлеба насущного был, является и остается одной из самых важных проблем жизни, иногда – источником страданий, иногда – удовлетворения: в руках врача – могучим средством лечения, в руках людей несведущих – причиной заболеваний».

Продукты, которые мы используем в пищу, поставляют нам основной строительный материал для восстановления тела и энергию для протекающих в нем процессов. Поэтому качество и количество потребляемых веществ в конечном итоге определяют состояние нашего организма. Питание сегодня в результате ограничения потребления натуральных, неочищенных продуктов и перехода к рафинированным, нередко более удобным, но лишенным витаминов, минералов, клетчатки, как правило, не соответствует потребностям организма. Хронический недостаток тех или иных биологически активных веществ и нарушение микрофлоры желудочно-кишечного тракта создают серьезную угрозу здоровью и формируют устойчивый фундамент для возникновения иммунной недостаточности, снижения сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды, аллергии, заболеваний щитовидной железы и других болезней [55, 67, 97, 211, 229, 230, 243, 244, 324].

Стремительное развитие цивилизации привело к формированию новой среды обитания, появлению новых факторов воздействия на организм, изменению проявлений большинства классических форм болезней, обострению проблем репродуктивного здоровья, снижению рождаемости, увеличению числа врожденных аномалий, росту онкологических заболеваний и т.д. Особенно ярко проявляются эти тенденции при социальных катастрофах, приводящих к снижению уровня жизни населения.

За последние 100 лет благодаря основополагающим работам физиологов в области влияния питания на здоровье человека, резко изменилось соотношение между инфекционными и хронически протекающими неинфекционными заболеваниями. Если в начале ХХ века инфекционные болезни занимали первое место в структуре причин смертности, то к началу ХХI века смертность от этой патологии сократилась в десятки, а по некоторым видам болезней, таких как цинга, бери-бери, в несколько сотен раз [229].

На первое место вышла смертность от болезней кровообращения, злокачественных новообразований, а также несчастных случаев и отравлений (в том числе пищевых). Смертность от этих причин в развитых странах составляет 80 – 89% от общего числа [230, 243, 244].

Бурное развитие промышленности коммуникационных связей, резкое увеличение информационной нагрузки на человека, ухудшение экологической обстановки, социальная и религиозная неустойчивость, приводят к психоэмоциональному воздействию на человека окружающей среды. Все это, судя по всему, приведет или, может быть, уже привело к тому, что на первое место выйдут заболевания, связанные с физиологическим стрессом, впервые описанным Г. Салье, как «адаптационный синдром» в журнале «Nature» в 1936 г.

Многолетние исследования Г. Салье, его сотрудников и последователей во всем мире, подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих неинфекционных заболеваний. На сегодня зафиксировано более 1000 заболеваний, непосредственно связанных со стрессом и установлена определенная взаимосвязь между стрессом и, так называемыми, традиционными неинфекционными заболеваниями. Безусловно, что стресс как явление, влияющее на здоровье человека, был всегда. Но дело в том, что человек как биологический вид эволюционирует намного медленнее, чем создаваемые им внешние условия. С изменением условий жизни и окружающей среды, изменились структура и характер стресс-факторов, на смену сильным физическим стресс-факторам, пришло обилие психических и эмоциональных, низкой и средней интенсивности, действующих практически непрерывно, наслаивающихся один на другой [300, 301].

Проблемой в питании людей всегда являлось определение, что, сколько и когда есть, и, самое главное, как отличить полезную пищу от вредной. Животные сохранили врожденный инстинкт, по которому они отличают полезную пищу от вредной [130, 157, 284, 300].

Исстари народные целители и травники определяли лечебную ценность того или иного растения, наблюдая за животными и используя их инстинктивный подход к самолечению.

Интересный способ сбора такого природного лечебного средства как мумие существует в Средней Азии. Мумие, как правило, находится в труднодоступных местах, пещерах, расщелинах и человеку обнаружить эти места просто невозможно. Тогда сборщик мумие ловит горлицу, ломает ей крыло и выпускает там, где, по его мнению, находится отложение мумие. Раненая птица безошибочно и быстро приводит его к скоплению мумие.

При кормлении птиц и животных одним из основных критериев качества комбикорма у зоотехников является понятие «поедаемость». Определяется она следующим образом. В соответствии с рекомендациями по кормлению готовятся несколько рецептур комбикормов близких по своему биохимическому составу. Комбикорм рассыпают в различные кормушки и дают свободный доступ животным или птице к любой кормушке [52, 58, 60, 147, 327].

Тот корм, который был съеден в большей степени и определяется лучшим. Животные и птицы настолько тонко отличают полезную пищу от менее полезной, что они не приступят к поеданию другого комбикорма до полного окончания, по их определению, хорошего.

Таким образом, особенно легко устанавливается эффективность действия в комбикормах премиксов и белково-витаминных добавок.

Природа же распорядилась так, что человек способен есть все, причем в таком диапазоне потребления пищи, что, только такая биологическая система как человек, которая сама себя организует, регулирует и даже улучшает, может это выдержать. Правда, зачастую, в ущерб своему здоровью.

В истории человечества был Гаутама Будда, который писал своим ученикам: «Я питался одними зелеными травами, семенами дикого проса и риса, кусочками шкуры, водными растениями, крохами истолченного риса пополам с шелухой, накипью рисового отвара, мукой масличного дерева и даже коровьим навозом».

Был Плутарх, который предлагал 200 дней в году поститься, а в остальные потреблять скромную пищу.

 Пифагор, питаясь исключительно овощами и фруктами, даже в сорокалетнем возрасте побеждал на Олимпийских играх более молодых противников.

Были спартанцы, в системе питания которых была суровая дисциплина. С раннего возраста детей закаляли, приучали не быть разборчивыми в еде, стойко переносить голод и жажду. Молодых мужчин, масса тела которых превышала принятые стандарты, в Спарте подвергали наказаниям или изгоняли из города. Поваров, посмевших приготовить вкусную пищу, сбрасывали со скалы. Рассказывают, что один римлянин, попав на спартанский обед, сказал «Действительно, спартанцы самые храбрые люди. Всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем есть такую пищу» [300].

Но были и такие люди, как Корнелий и Луций Лукулла, позволявшие себе есть свыше шестидесяти блюд. При этом Луций Лукулла даже умирая от обжорства, когда спросили о его последнем желании, попросил, чтобы ему дали доесть оставшегося от вчерашнего обеда осьминога.

Был Римский император Авл Вителий, который за несколько месяцев своего правления промотал на еду половину всех налогов, поступавших из провинций.

Авл Вителий устраивал пиры по четыре раза в день: за утренним завтраком, дневным завтраком, обедом и ужином, и на все его хватало, так как всякий раз он потреблял рвотное.

В средние века, да и в наше время тоже, пища во многом определяла социальный статус человека. У богатых людей было в обычае создавать необыкновенные по сочетанию продуктов и вкусов рецепты пищи, рассчитанные, скорее всего, на то, чтобы поразить, чем на то, чтобы удовлетворить потребность в пище. При этом потребляли их в неимоверных количествах.

Король Франции Людовик XIV остался в истории как образец, так называемого, изысканного чревоугодия. На королевских обедах подавались по 4 – 6 сортов домашней пищи, 4 – 6 рыбных блюд, до 8 мясных блюд, до десяти видов тортов, не считая других сладких блюд. Каждый присутствующий на обеде должен был все это есть в обязательном порядке.

 В течение многих веков в разных странах формировались традиции питания, в основу которых закладывался опыт многих поколений, зачастую носивший трагичный характер. Эти традиции формировались с учетом климатических и географических особенностей, среды обитания и общественного строя.

В наибольшей степени регламентация в питании нашла отражение в религиозных учениях.

Еще Египетские жрецы воздерживались от употребления рыбы, однокопытных и безрогих животных, а также мяса плотоядных птиц. Особенно много жестких запретов было в иудаизме. С исторической точки зрения согласно Ветхому Завету, человеку первоначально разрешалось питаться исключительно растениями и плодами и лишь после всемирного потопа было разрешено употреблять животную пищу с большим количеством оговорок, главная из которых: «не есть крови – души животного».

Законы о питании в исламе более прагматичны и не так строги как в иудаизме. В Коране сказано: «Если в создании нет дикости и пошлости, и не показывается противным, то мясо таких можно есть и позволено.

 Мясо животных, добывающих себе пищу передними зубами, есть не дозволено. Мясо волка, медведя, льва, барса, серой белки, соболя, обезьяны, слона, собаки, кошки, лисы и подобных животных есть не дозволено.

Мясо противных животных есть не дозволено, это мышь, скорпион, клещ, лягушка, черепаха, черная муха, блоха и жук. Все части свиньи поганые, они чистыми быть не могут и никогда не могут быть дозволены».

Разумность и прагматичность в подходе к питанию в исламе выражена в словах Магомета: «Если человек ищет для себя полезное, то должен извлекать выгоду из дозволенного Аллахом и избегать запретного. Тот, кто нарушит запреты Аллаха в силу необходимости, без злой воли, тому не будет поставлено в вину. Аллах снисходителен и милосерден. Аллах не простит потребление падали, свинины и посвященное другому божеству».

В христианстве нет канонизированных запретов на потребление того или иного вида пищи. Однако основным требованием в питании является умеренность. Согласно христианским церковным правилам устанавливались посты, то есть человеку в определенный период следует резко снижать потребление пищи (вплоть до голодания) и не есть мясной пищи в любом виде.

Запреты, налагаемые различными религиозными учениями, носили не только мистический характер, но, как сейчас многие ученые считают, что когда возникали религии, имели практическое значение.

Так, зайцы болеют, так называемыми, зооантропонозами, т.е. болезнями общими для животных и человека: туляремией, бруцеллезом, листериозом. Верблюд болеет бруцеллезом и чумой, тушканчик и мышь переносят ряд инфекционных заболеваний, из которых самое страшное – чума. Свинья считается нечистым животным у ассирийцев, вавилонян, египтян, иудеев и мусульман. Мясо свиньи, обладая небольшой восприимчивостью к сальмонелезу, нередко бывает носителем сальмонел, и поэтому представляет определенную эпидемиологическую опасность.

Безусловным достижением религиозных учений иудаизма, христианства и мусульманства в здоровом питании является установление постов.

Врачи и биологи уже на современном уровне понимания биохимических процессов, происходящих в организме человека, отмечают, что периодическое ограничение в пище способствует восстановлению его иммунной системы.

Вопросы питания человека достаточно сложны, а иногда и просто запутаны. Ученые многие века пытаются разработать оптимальные рекомендации по питанию человека. История науки о питании насчитывает более десятка различных теорий питания и более тысячи различных диет. Иногда создается впечатление, что только ленивый не имеет своей диеты. Правда, большая часть населения, пожалуй, при этом придерживается мнения об этих диетах, выраженного М. Монтенем: «Я с большим уважением прислушиваюсь ко всем рекомендациям своих врачей по поводу моего питания, но выбираю при этом ту пищу, которая мне доставляет удовольствие» [11, 157, 284, 300, 323, 331].

Мы же лишь коротко отметим наиболее важные теории питания, которые в той или иной степени используются в нашей стране при разработке рациона питания, и которые мы использовали при разработке своей концепции понимания биологически активных продуктов питания.

 «Концепция рационального питания» сформулированная М.Н. Шатерниковым в 1932 г., основой которой является обеспечение энергозатрат и потребление основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов) в физиологически необходимых соотношениях [3].

«Концепция сбалансированного питания» обоснована А.А. Покровским в 1964 г., по которой приток питательных веществ в организм должен соответствовать их расходу [229].

«Концепция рационального питания» выдвинутая А.А. Покровским в 1964 г. и развитая М.Н. Волгарtвым и В.А. Тутельяном в 2000 г. Эта концепция предусматривает необходимость и обязательность полного обеспечения организма не только энергией, эссенциальными макро и микронутриентами, но и целым рядом необходимых минорных непищевых биологически активных компонентов пищи (в частности, пищевыми волокнами) [229, 300, 301].

«Вегетарианство» - одна из самых древнейших концепций питания, предусматривающая потребление, в основном, растительной пищи и, которая в настоящее время (особенно не чистое вегетарианство, допускающее частичное потребление продуктов животного происхождения) становится все более и более популярной.

«Концепция «живой» энергии». Одним их основателей этой концепции является Г.С. Шаталова. Иногда от недопонимания эту концепцию вульгаризуют и придают ей некий мистический характер. Но в основе этой концепции лежит не мистика, а очень глубокий и разумный смысл, связанный при приеме и усвоении пищи с теми биоэнергетическими процессами, которые происходят в митохондрии при психоэмоциональном воздействии центральной нервной системы. Всем хорошо известно, что при приеме пищи важен не только ее регламентированный состав и не только ее регламентированное количество, но и как эта пища представлена. И от этого фактора нельзя отмахиваться, а необходимо искать возможные пути его биохимического регулирования, в том числе, в результате использования биологически активных пищевых добавок [323, 324].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.031 с.)