Vііі. Сфера солнцае – наши встречи с людьми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vііі. Сфера солнцае – наши встречи с людьми.



ПРОБЛЕМА ДВОЙНИКА НА ПРИМЕРЕ

Что же нам судьба определила?

Чем, скажи, ты связана со мной?

Ах, когда-то - как давно то было! –

Ты сестрой была мне иль женой

И теперь одно воспоминанье

Нам сердца смятенные живит,

И о в прошлом - истины дыханье,

В настоящем - только боль обид.

                                                                  Иоганн Вольфганг Гете

 

Здесь следует еще раз указать на упражнение, которое мы можем делать, если хотим достичь понимания наших встреч с другими людьми. Посмотрим на различные встречи в течение семилетий. Прийти к объективности при этом не просто, первое впечатление обычно приводит к вопросу, сделал ли этот человек нам добро или зло, оказал ли он положительное или отрицательное влияние на наше развитие. Но скоро выясняется, что то, что тогда субъективно воспринималось как положительное, при рассмотрении впоследствии оказывается уже не таким хорошим, и наоборот. Также может быть, что причиненную нам когда-то боль мы позже можем рассматривать как положительную или полезную. В упражнении необходимо попытаться представить данного человека совершенно нейтрально, то есть независимо от суждения о добре и зле, независимо от симпатии или антипатии. Это удастся нам только после некоторых тренировок. Например, в качестве помощи при этом имеется возможность смоделировать встречу с тем или иным человеком, чтобы затем смочь ее лучше рассмотреть. Соответствующих результатов можно достичь с помощью рисования, если мы представим людей на нашей нарисованной панораме жизни в виде растений. Возникнут ели, дубы, березы, фиалки, розы, кактусы и т.д. В мире растений возникает ощущение, что каждое растение находится на своем месте и там раскрывает свою сущность и красоту. Так же и на нашем рисунке: кактус не хуже лилии или фиалки, но он раскрывает свою сущность в соответствующей ему форме.

При таком отстранении переживают, что отношения с каждым человеком складываются по-своему. При этом мы можем попытаться найти различные уровни встречи, такие как чисто физический, более душевный или более духовный.

К этому следует добавить и другие критерии, как, например, семейные, профессиональные, дружеские и интимные отношения. Если мы посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, то мы можем создать космограмму, такую как мы описали в книге «Взять жизнь в свои руки» на странице 206? В этой космограмме мы рисуем близких нам людей рядом с нами, а более далеких от нас - на большем расстоянии. Теперь на нашем рисунке есть прошлое и настоящее и мы можем задать себе вопрос: где у меня возникает чувство, что я остался что-либо должен? Или: где у меня возникает потребность что-то привести в порядок в сегодняшней жизни?

Такая работа приносит облегчение. Даже если у нас нет уже возможности снова встретить данного человека или напрямую с ним поговорить, мы можем установить с ним письменный контакт. Мы можем написать ему письмо, которое потом будет или не будет отправлено. Часто оказывается, что встреча еще возможна, например, незадолго перед смертью или, возможно, во время болезни.

При каждой встрече что-то идет навстречу к нам от другого человека. Сначала физический облик, затем душевное, которое выражается в симпатии, антипатии или безразличии, и, наконец, духовное. В душевном сначала мы сами отражаемся в душе другого человека; проекции, отражения и идеальные облики здесь играют очень важную роль, и должно пройти какое-то время, пока другой человек не будет восприниматься таким, какой он есть на самом деле.Другое качество имеет духовная встреча. Рудольф Штейнер дает нам снова несколько указаний по этому поводу в докладе от 6 февраля 1924 года в Штуттгарте. 27 Если при какой-то встрече мы испытываем что-то вроде потрясения, которое может быть как позитивным, так и негативным, и при этом возникает чувство, при котором мы можем сказать «я уже давно знаю тебя», то речь здесь идет о карме прошлого. Тогда мы говорим о «кармической» встрече. Переживание встречи с человеком, возможно в течение всего нескольких секунд, может показать нам этого человека во всей его сущности. Божественное начало может на мгновение пронизать его лучами и очень глубоко тронуть нас. Мы переживаем это как милость, как подарок. Если мы хотим рассказать другому об этом человеке, то чаще всего можем сделать это только в одной форме, которая едва допускает объективную идентификацию, так как переживание было слишком личным.

При встречах с другими людьми мы, напротив, можем без труда очень объективно описать образ этого человека. Мы описываем, как он выглядит, что на нем надето, что он изучает и т. д. В этом случае человек быстро идентифицируется. При этом речь идет о новой встрече. Рудольф Штейнер кроме этого описывает, что если бы мы обладали даром ясновидения, то у первого человека мы бы увидели ряд предыдущих инкарнаций, а при встрече второго рода - ангела этого человека.

Что же происходит при первом роде встреч, которые мы назвали «кармическими»? Мы можем сказать, что момент встречи в этом случае был определен кармой. Карма предопределяет встречу двух людей в определенном месте и в определенное время. Можно проследить пути каждого до этой встречи и определить: они должны были встретиться! С момента встречи начинается так называемый момент свободы. Что мы сделаем из этой встречи, зависит от нас. Поэтому после встречи нужно всегда спрашивать себя: какое значение имела эта встреча, что она хочет от меня? Должна ли она привести к дружбе? Будут ли это профессиональные отношения? Что мы вместе можем сделать?

Рудольф Штейнер сравнивает неосознанное, с помощью которого два человека в прошлом встретились, с качеством Луны-ночи. Затем наступает новый момент, момент настоящего, который должен быть принят сознательно и который находится под знаком качества Солнца. Исходя только из этого момента настоящего, создается будущая карма. Гете сказал: «Только мгновение определяет жизнь человека и всю его судьбу.» Таким образом, не карма определяет то, буду ли я работать с этим человеком, выйду ли я за него замуж или нет; за этим всегда стоит возможность моего решения, и от меня зависит, что я сделаю в этой ситуации. При встрече мы проходим от врат Луны через врата Солнца, как говорит Рудольф Штейнер.

В длительных отношениях часто происходит, что старое, то, что для сознания находилось в тени ночи, вплетается в то, что сейчас находится под вратами Солнца. Солнце постоянно омрачается. Происходит конфронтация с нашей тенью и тенью нашего ближнего. Прежде чем обратиться к этой теме, рассмотрим, что Рудольф Штейнер говорит о теме «верность»:

«О верности», из письма Рудольфа Штейнера:

«В другом человеке Вы будете переживать моменты - быстро проходящие, в которые он будет являться Вам как бы исполненным, как бы пронизанным прообразом его духа. А затем могут наступить, да они и наступают, другие долгие времена, когда люди как бы темнеют. Однако в такие моменты Вы должны научиться говорить: дух дает мне силы; я думаю о прообразе, я же однажды видел его, никакая ложь, никакая иллюзия не помешают мне. Боритесь всегда за тот образ, который вы видели. Эта битва и есть верность. И так, стремясь к верности, человек человеку будет становиться ближе вместе с силами ангела хранителя.»28

Здесь верность понимается намного шире, чем обычно. Связанный с этим момент видения сущности другого человека Р. Ассаджиоли называет «пиковые впечатления». Такие моменты возникают как подарок, как милость, и они очень редки в жизни. На таком высоком уровне их и нельзя долго выдержать. Мы не можем запланировать такие моменты. Однако можно создать подготавливающий душевный настрой. В суете будней это становится все более трудным. Такие моменты милости очень глубоко трогают наше Я, мы переживаем Божественное в другом человеке, но мы чувствуем также, что затронуто и наше Божественное. Это те моменты, когда мы чувствуем, как сфера Солнца проникает в нашу жизнь и мы переживаем: «Не я, но Христос во мне». Или мы переживаем слово Христово: «Если двое во имя Мое собрались, то Я посреди них.» Возможность такой встречи становится таинством будущего. Мы можем найти это и в настоящем, если мы не проспим эти моменты или не дадим обмануть себя иллюзиям. Они открывают нам также органы для переживания Христа в эфирном. 29

Для того чтобы привести к логическому завершению работу над отношениями в нашей биографии, важно следующее размышление: как мы в будущем хотим организовать эти отношения? К какому человеку из нашей космограммы мы хотим стать ближе? По отношению к кому мы можем сказать, что речь здесь пока идет о чисто формальных отношениях, от которых лучше отказаться, чтобы возникло свободное пространство? Какие шаги мы можем предпринять, чтобы сознательно работать над какими-то отношениями? Возможно, для этого необходима терапевтическая помощь извне? Или для этого необходим биографический семинар на тему «Мужчина и женщина», для того, чтобы получить целенаправленную помощь?

Мы подошли теперь к вопросу о двойнике или тени. При этом нам помогут две сказки, которым мы в первую очередь предоставим слово:

ДВЕ СКАЗКИ

ИСТОРИЯ О КАТАРИНЕ И ЕЕ СУДЬБЕ

Жил был один торговец. Он был очень богат и у него были такие сокровища, каких не было даже у самого короля. В его комнате стояли три прекрасных кресла, одно из серебра, другое из золота, а третье из алмазов. У торговца была единственная дочь, которую звали Катарина, и была она прекрасней солнца.

Однажды Катарина сидела в своей комнате. Вдруг распахнулась дверь и в нее вошла высокая красивая женщина, которая в руке держала колесо.

Катарина, - сказала она, - когда ты хочешь, чтобы тебе легче жилось, в юности или в старости?

Катарина испугалась и не знала, что ответить незнакомке. Но красивая женщина снова спросила:

Катарина, когда ты хочешь, чтобы тебе жилось легче, в юности или в старости?»

Тогда Катарина подумала: «Если я скажу, чтобы в юности, то тогда в старости я буду страдать. Поэтому я лучше буду хорошо жить в старости, в юности у меня достаточно сил. Пусть будет, как захочет Бог». И она ответила:

В старости.

Пусть будет, как ты хочешь, - сказала женщина, повернула один раз свое колесо и исчезла. Эта высокая красивая женщина была судьбой бедной Катарины.

Прошло несколько дней, и ее отец получил внезапно сообщение, что несколько его кораблей перевернулись во время шторма. Еще через несколько дней он узнал, что еще больше кораблей потонули. Через несколько месяцев он лишился своего богатства и стал бедным человеком. От горя он заболел и умер.

Теперь бедная Катарина осталась совсем одна. У нее не было никого, кто бы принял ее, и денег у нее тоже не было. Она подумала: «Пойду-ка я в другой город и найду там себе работу". Она собралась и пошла по дороге, пока не пришла в чужой город.

Когда она шла по улицам, в окне дома стояла знатная дама и спросила ее: «Куда ты идёшь совсем одна, прекрасная девушка?»

Ах, милая дама, я бедная девушка и хочу найти какую-то работу, чтобы заработать себе на хлеб. Может быть, я вам пригожусь?

Тогда красивая знатная дама взяла ее к себе и Катарина ей верно служила.

Через несколько дней женщина сказала: «Катарина, я хочу уйти и запру дверь дома.»

Хорошо, - сказала Катарина, и когда ее хозяйка ушла, она села и принялась за шитье.

Вдруг дверь распахнулась и вошла ее судьба.

И ты думаешь, что я оставлю тебя в покое? - закричала она.

С этими словами судьба подбежала к шкафу, выбросила все вещи хозяйки и порвала их на кусочки. Катарина подумала, что, когда хозяйка вернется и увидит все это, то убьет ее. Из страха она взломала дверь и убежала.

Судьба же снова собрала все вещи, и уложила их целыми на свои места.

Когда же вернулась хозяйка, она позвала Катарину, но той нигде не было видно. «Может быть, она обокрала меня?» - подумала хозяйка. Но ничего из вещей не пропало. Она очень удивилась, но Катарина так и не вернулась.

Катарина продолжала бежать, пока, наконец, не добралась до другого города. И снова у окна знатная дама увидела Катарину и спросила: «Куда ты идешь совсем одна, милая девушка?»

Ах, милая дама, я бедная девушка и хочу найти кукау-нибудь работу, чтобы заработать себе на хлеб. Может быть, я вам пригожусь? – спросила Катарина.

Женщина взяла ее к себе в прислуги. Катарине было хорошо у нее и она подумала, что, наконец, нашла покой.

Но это продлилось всего несколько дней. Когда однажды вечером женщина куда-то вышла, снова появилась судьба и набросилась на Катарину со словами: «Так вот ты где, ты думаешь, что можешь избежать меня?» - с этими словами судьба разорвала и разбила все, что нашла, так что бедной Катарине снова пришлось бежать.

Это продолжалось в течение семи лет. Катарина бежала из одного города в другой, но когда дела у нее налаживались, снова появлялась судьба и разрушала вещи хозяев, и Катарине приходилось снова бежать. Как только она покидала дом, судьба снова приводила все в порядок и клала вещи на свои места. Наконец, после семи лет, судьба устала и перестала преследовать Катарину.

Однажды Катарина снова пришла в город и увидела женщину у окна, которая ее спросила: «Куда ты идешь, милая девушка?»

Ах, милая дама, я бедная девушка и хочу найти работу, чтобы заработать себе на хлеб. Может быть, я вам пригожусь?

Тогда женщина сказала: «Я хочу взять тебя в прислуги. Но ты должна будешь каждый день выполнять одно мое поручение, и я не знаю, хватит ли у тебя сил для этого.»

Скажите, что это, и если я смогу, то буду охотно это делать.

Видишь ли ты эту большую гору? – спросила женщина. - Ты должна будешь подниматься на нее каждое утро с подносом со свежеиспеченным хлебом и кричать громким голосом: «О судьба моей хозяйки, о судьба моей хозяйки, о судьба моей хозяйки. Три раза ты должна будешь прокричать это, и тогда появится судьба и возьмет хлеб.»

Я охотно буду делать это,» - сказала Катарина, и женщина взяла ее к себе.

Так Катарина оставалась долгие годы у этой женщины, и каждое утро она брала поднос со свежеиспеченным хлебом и относила на гору. И после того как она три раза восклицала: «О, судьба моей хозяйки!» - появлялась прекрасная, высокая женщина и брала хлеб. Катарина часто плакала, когда думала о том, как богата она была и как хорошо ей жилось, и что теперь ей приходится быть простой прислугой.

Однажды ее хозяйка спросила: «Катарина, почему ты так много плачешь?» Тогда Катарина рассказала, как ей плохо жилось, а хозяйка и говорит: «Когда ты утром понесешь хлеб на гору, попроси мою судьбу, чтобы она заставила твою судьбу оставить тебя в покое.»

Этот совет понравился бедной Катарине, и на следующее утро, когда она принесла хлеб судьбе своей хозяйки, она рассказала о своей беде и попросила: - О судьба моей хозяйки, попроси мою судьбу, чтобы она больше не преследовала меня.

Тогда судьба хозяйки ответила:

Ах ты, бедная девушка, твоя судьба спит под семью одеялами и не может поэтому тебя услышать. Но когда ты завтра придешь, я смогу тебя отвести к ней.

Когда Катарина ушла домой, судьба ее хозяйки пришла к судьбе Катарины и спросила: «Милая сестра, почему ты, наконец, не дашь бедной Катарине пожить хорошо? Разве она не достаточно страдала?»

Тогда судьба Катарины ответила: «Приведи ее завтра ко мне, я подарю ей кое-что, что всегда сможет ей помочь.»Когда на следующий день Катарина принесла хлеб на гору, судьба ее хозяйки привела ее к ее собственной судьбе. Та дала ей катушку шелка и сказала: «Береги ее, она тебе пригодится.»

Катарина пришла домой радостная и сказала своей хозяйке: «Моя судьба дала мне шелковые нити, но что мне с ними делать?»

Береги их, они тебе пригодятся, - сказала ей хозяйка.

Через некоторое время случилось так, что молодой король решил жениться. Он велел изготовить ему королевский свадебный наряд. Когда же портной хотел сшить прекрасное платье, то нигде не смог найти шелк того же цвета. Король велел объявить по всей стране, что, тот, у кого есть такой шелк, должен принести его ко двору, и ему хорошо за это заплатят.

Катарина, - сказала хозяйка, - твой шелк того же цвета. Отнеси его королю, чтобы он сделал тебе хороший подарок.

Катарина надела свои лучшие одежды и пошла ко двору короля. Когда она предстала перед королем, она была так прекрасна, что он не мог отвести от нее глаз.

Король, - сказала она, - я принесла Вам катушку шелка того цвета, который не могли найти во всей стране.

Хорошо, - ответил король, - я отплачу тебе за нее золотом.

Принесли весы, на одну чашу король положил шелк, а на другую кусок золота.

И что же произошло: сколько ни клал король золота на другую чашу весов, шелк весил больше. Тогда король велел принести большие весы и все свои богатства велел разместить на одной чаше, но шелк все равно весил больше. Тогда король снял свою золотую корону и положил ее к своим богатствам, и только тогда чаша с шелком пошла вверх. Шелк весил столько же, сколько все богатства и корона короля.

Откуда у тебя этот шелк? - спросил король.

Мне подарила его моя хозяйка, - ответила Катарина.

Нет, это невозможно! - закричал король. Тогда Катарина рассказала, как она жила с тех пор, когда была богатой девушкой.

При дворе жила одна старая, мудрая женщина и она сказала: «Катарина должна стать королевой, так как только корона перевесила ее шелк.»

Король был согласен с этим, и так и случилось. Другой своей невесте он велел сказать, что так пожелала судьба. И он женился на прекрасной Катарине, и жили они счастливо до самой смерти. 30

СКАЗКА О НЕУДАЧНИЦЕ

Жили-были король с королевой. И было у них семь дочерей. Их отцу объявили войну. Он проиграл войну и трон и был заключен в тюрьму. Когда он сидел в тюрьме, его семье жилось очень тяжело. Чтобы жить по средствам, его жена покинула замок, и они переехали в хижину. Все шло очень плохо; но чудесным образом они всегда находили себе что-нибудь поесть.

Однажды мимо проходил торговец фруктами. Королева позвала его, чтобы купить несколько фиговых плодов. Когда она покупала фиги, по дороге шла старая женщина и просила милостыню.

Ах, матушка! - сказала королева, - если бы я могла, я подала бы тебе не только милостыню, но я бедная, и у меня ничего нет.

Как же случилось, что вы так бедны? - спросила женщина.

Вы не знаете? Я королева Испании и попала в беду из-за войны, которую они вели против моего мужа.

Бедняжка, ты права. Но знаешь ли ты, почему вам так тяжело живется? У вас в доме дочь, которую преследуют несчастья. Пока она будет с вами, вы не будете хорошо жить.

Я должна прогнать одну из своих дочерей?

Да, милая женщина.

А кто эта несчастная дочь?

Та, что спит со скрещенными руками. Сегодня ночью, когда они спят, зажги свечу и посмотри на них. Ту, которая спит со скрещенными руками, и нужно прогнать. Только так вы вернете себе свое потерянное богатство.

В полночь королева взяла свечу и встала напротив кроватей дочерей. Все спали: одна со сложенными руками, другая с руками под щекой, третья с руками под подушкой. Она подошла к последней, это была самая младшая дочь: она спала со скрещенными руками.

Ах, моя любимая доченька! Именно тебя я должна прогнать!

Когда она это говорила, малышка проснулась. Она увидела мать со свечой в руках и слезами в глазах.

Мама, что с Вами?

Ничего, доченька. Приходила старая женщина и предсказала мне, что я буду только тогда жить хорошо, когда выгоню из дома свою несчастливую дочь, которая спит со скрещенными руками И эта несчастливая - ты.

И поэтому ты плачешь? - спросила дочь, - я сейчас же оденусь и уйду. Она оделась, связала свои вещи в узелок и покинула дом.

Она шла и шла и пришла, наконец, на пустырь, где стоял один единственный дом. Она подошла поближе, услышала стук ткацкого станка и увидела женщин, которые ткали.Ты хочешь войти? - спросила одна из ткачих.

Да, милая женщина.

Как тебя зовут?

Неудачница.

И ты хочешь у нас работать?

Да, милая женщина.

И она начала мести и выполнять работы по дому. Вечером женщины ей сказали:

Послушай, вечером мы уйдем и запрем тебя снаружи, а ты закроешь дверь изнутри. Когда мы придем, мы откроем дверь снаружи, а ты откроешь изнутри. Ты должна следить, чтобы у нас не украли ни шелк, ни тесьму, ни сотканное полотно.

И они ушли.

Наступила полночь, и девушка услышала стук ножниц. Она взяла свечу и подошла к станку. Она увидела женщину, которая срезала все золотое полотно со станка. Но она поняла, что эта женщина - ее злая судьба, которая ее преследует.

На следующее утро пришли ткачихи. Они открыли дверь снаружи, а девочка изнутри. Не успели они войти, как увидели на полу одни обрезки. «Ах ты, наглая девчонка! И это плата за то, что мы дали тебе приют? Немедленно убирайся! Вон отсюда!» - и они прогнали ее.

Неудачница бродила по стране. Перед тем как зайти в деревню, она остановилась у одного магазина с хлебом, овощами, вином и другими вещами. Она попросила милостыню; хозяйка дала ей хлеба, каши и стакан вина. Потом вернулся ее муж. Он пожалел девочку, и сказал, что она может переночевать здесь на мешках в магазине. Хозяева спали наверху. Ночью они услышали шум и встали: пробки в бочках были выбиты и вино лилось по всему дому. Когда хозяин увидел этот беспорядок, он отыскал девочку; она лежала на мешках и громко плакала во сне. «Наглая девчонка! Это могла сделать только ты! Он взял палку и побил ее. Затем он прогнал ее.

Она не знала, куда податься, и плача убежала прочь. Днем она встретила женщину, которая стирала белье.

Что ты так смотришь?

Я не знаю, куда мне идти.

Ты умеешь стирать?

Да, добрая женщина.

Тогда останься и помоги мне в стирке: я буду намыливать белье, а ты полоскать.

Девочка начала полоскать белье и вешать его. Как только оно высыхало, она крахмалила его и гладила.

Нужно сказать, что белье это принадлежало сыну короля. Когда сын короля его увидел, оно показалось ему необыкновенно чистым. «Госпожа Франциска, - сказал он, - так прекрасно вы еще никогда не стирали мне белье! В этот раз вы заслужили прибавки!» - и он дал ей десять унций.

На эти деньги женщина очень хорошо одела неудачницу, купила мешок муки и испекла хлеб. Вместе с другим хлебом она испекла две круглых лепешки с большим количеством аниса и кунжута, которые как будто говорили: «Съешь меня! Съешь меня!» Она сказала девочке:

Пойди с этими двумя лепешками на берег моря и позови мою судьбу: «Аууу! Судьба госпожи Франциски!» - и сделай это три раза. В третий раз появится моя судьба; ты отдашь ей одну лепешку и передашь ей от меня привет. Тогда попроси объяснить, где живет твоя судьба и сделай то же самое и для нее.

Быстрыми шагами девочка отправилась к морю.

Аууу! Судьба госпожи Франциски! Аууу! Судьба госпожи Франциски! Аууу! Судьба госпожи Франциски! - и судьба госпожи Франциски появилась.
Девочка передала послание и отдала ей хлеб. Затем она спросила:

Судьба госпожи Франциски, не соблаговоли те ли Вы объяснить мне, где живет моя судьба?

Послушай! Пойди по этой ослиной тропе и на ткнешься на печь. Около корыта для печной соломы сидит старая ведьма. Будь с ней особенно добра и отдай ей лепешку: это твоя судьба. Ты увидишь, что она не захочет принять ее и будет груба с тобой. Но ты оставь ей лепешку и иди своей дорогой.

Неудачница подошла к печи и встретила старуху. Ей даже стало плохо, когда она увидела, какая та была грязная, с гноящимися глазами и воняла. «Дорогая судьба, не доставите ли Вы мне удовольствие», - сказала она любезно и протянула ей хлеб.

На что старуха ответила: «Убирайся! Вон отсюда! Кто просил тебя приносить хлеб?» И она отвернулась от девочки. Та же положила хлеб и пошла назад к госпоже Франциске.

Через день, в понедельник, был день стирки. Госпожа Франциска сначала замачивала белье, затем намыливала. Неудачница терла его и полоскала, затем, когда оно было сухим, госпожа Франциска складывала его в корзину и несла в замок. Когда его увидел сын короля, он сказал:

Госпожа Франциска, вы меня не обманете: такого чистого белья Вы мне еще никогда не приносили.И он дал ей десять унций.

Госпожа Франциска снова купила муки, испекла две лепешки и послала неудачницу с ними к судьбам.

В следующий день стирки сын короля, который хотел жениться и очень рассчитывал на то, что его одежда будет чистой, дал госпоже Франциске двадцать унций прибавки. И на этот раз она купила не только муку на две лепешки, но и для судьбы неудачницы прекрасное верхнее платье с нижней юбкой, носовыми платками и расческу, она купила мазь для волос и прочие безделушки.

Неудачница отправилась к печи. «Милая судьба, вот лепешка для тебя.»

Судьба, которая стала более мягкой со временем, подошла, бормоча, чтобы взять хлеб. Тогда неудачница схватила ее и начала ее мыть губкой с мылом, причесывать и переодевать с ног до головы. После того как старуха сначала как змея извивалась, она очень изменилась, когда увидела, что она так и сияет чистотой. «Послушай, Неудачница, - сказала она, - ты была со мной очень добра, и поэтому я дарю тебе эту коробочку». И она дала ей коробочку, которая была так мала, как коробочка для воска.

Неудачница поспешила домой к госпоже Франциске и открыла коробочку. В ней лежала совсем маленькая полоска каймы. Они немного смутились. «О, она действительно была щедра,» - сказали они и положили кайму в самый низ комода.

Когда спустя неделю госпожа Франциска понесла белье во дворец, она повстречала сына короля в дурном настроении. Прачка была в хороших отношениях с принцем и просила его: «Что с тобой, принц?»

Что со мной? Я должен жениться, а теперь выяснилось, что на платье моей невесты не хватает совсем маленького кусочка каймы, и в целом государстве не сыщется такой же каймы.

Подождите, Ваше высочество!» - сказала госпожа Франциска.

Она побежала домой и принесла сыну короля отрезок каймы. Они приложили его к платью невесты, и он подошел.

Сын короля сказал: «Так как ты спасла меня из такой ситуации, я дам тебе столько золота, сколько весит кайма.»

Он принес весы. На одну чашу весов он положил кайму, а на другую золото. Но золота не хватило. Он попробовал еще раз на других весах: тот же результат.

Госпожа Франциска, - сказал он прачке, - скажите мне правду. Как получается, что кусочек каймы так много весит? Откуда он у Вас?

Госпоже Франциске ничего не оставалось, как рассказать все, и сын короля захотел увидеть Неудачницу. Прачка посоветовала ей одеться во все самое лучшее (к тому времени они уже кое-что прикупили); затем она отвела девушку в замок. Неудачница вошла в комнату короля и сделала перед ним глубокий реверанс; она ведь была дочерью короля, и хорошего воспитания ей всегда доставало. Сын короля приветствовал ее и спросил:

Кто ты на самом деле? На это девушка ответила:

Я младшая дочь короля Испании, которого прогнали с его трона и посадили в тюрьму. Моя злая судьба вынудила меня скитаться по миру и терпеть грубость, неуважение и побои.

И она рассказала ему обо всем, что пережила.

В первую очередь сын короля приказал позвать ткачих, у которых злая судьба порезала шелк и кайму.

Каковы были убытки?

Двести унций.

Вот вам двести унций. Знайте, что эта бедная девушка, которую вы побили, дочь короля. Запомни те это! Убирайтесь отсюда!

Затем он приказал прийти хозяевам магазина, которым злая судьба продырявила бочки.

А каковы были ваши убытки?

Триста унций.

Вот вам триста унций. Но в следующий раз подумайте дважды, прежде чем бить дочь короля. Вон отсюда!

Он разорвал помолвку со своей первой невестой и женился на Неудачнице. А госпожу Франциску назначил ее придворной дамой.

Предоставим молодоженов их счастью и радости, и вернемся к матери Неудачницы. Когда дочь покинула ее, счастье начало возвращаться к ней, и однажды пришел ее брат с племянником во главе большого войска и отвоевал королевство. Королева снова переехала с детьми во дворец и снова они зажили со всеми удобствами. Ее мучила мысль о младшей дочери, о которой она почти ничего не знала.

Однако сын короля узнал, что мать Неудачницы снова завладела королевством. Он послал слугу и велел ей сказать, что ее дочь вышла за него замуж. Обрадовавшись, ее мать с рыцарями и придворными дамами отправилась в путешествие. Неудачница как невеста со своим женихом выступила навстречу ей с рыцарями и придворными дамами. Они встретились на границе и долго обнимались. Шесть сестер тоже стояли, и в одном и в другом королевстве был великий праздник. 31

Что же такое тень или двойник человека? Обозначение «тень» указывает на темную сторону нашей самости, она темная, потому что на нее не падает свет. В слове «двойник» находит выражение то, что он сопровождает нас в жизненном пути. В литературе часто говорится о нашем втором лице. Под ним понимается сумма всех негативных качеств человека. Это его кармический узелок, который он после своей последней смерти оставил в сфере Луны, который состоит из плохих, аморальных поступков, и который он при рождении снова ввел в свою душу.

Здесь речь идет о том, чтобы высветить часть этой тени, поднять в свет сознания, чтобы затем спасти ее. Однако чтобы работать над ее преобразованием, мы сначала должны извлечь ее из бессознательного.

Как тень проявляет себя в практической жизни?

При долгом сосуществовании с другим человеком, или когда люди вынуждены жить в тесном пространстве, замечают, как многие мелочи в другом человеке все больше мешают. Например, это может быть то, как человек читает газету, как говорит доброе утро, как ведет себя за столом, или как принимает гостей.

Представим себе ситуацию супружеской пары, в которой один из супругов пригласил на вечер гостей, тогда как второй уже лег спать. На следующее утро последний находит неубранную кухню, в которой громоздятся немытая посуда и пустые бутылки. В нем возникает гнев: всегда одно и тоже! При этом перед внутренним взором встает весь негативный образ другого партнера. Как мы поступим в такой ситуации? Есть различные возможности. Я могу сказать себе: у него (нее) была трудная неделя, я уберусь и все. Но я могу также сказать себе: это происходит каждый раз, он сам должен за собой убрать - и уйти гулять.

Что же теперь с тенью? В обоих случаях тень теряет свою власть. Большинство людей реагируют на такую ситуацию уборкой, но делают это против своей воли и ругаются при этом, вслух или про себя. В результате этого тень растет. Да, она становится при таких обстоятельствах столь большой, что может полностью заслонить личность другого человека. Так возникает опасность, что из-за тени мы не сможем больше видеть личность. И тогда уже все в другом человеке начинает нам мешать.

Эта же ситуация случается, когда мы встречаем кого-то, в ком что-то нам очень не нравится. Мы должны всегда спрашивать: что же в действительности скрывается за этим? Может быть, это что-то, что живет во мне самом как тень и что я еще не смог преодолеть? Во встречах с другими людьми мы осознаем нашу собственную тень как в зеркале. Поэтому многие встречи так болезненны.

Иметь мужество узнать свою тень, принять ее и развить чувство, что она не мое Я, но принадлежит ко мне, является одной из труднейших задач самовоспитания. Тень должна быть освобождена, а не подавлена. Возможно, нам смогут помочь понять, что это значит, сказки в этой главе.

В тени находятся части нас самих, о которых мы часто не знаем и которые иногда обрушиваются на нас как лавины. Мы тогда сами удивляемся и путаемся, с какой интенсивностью мы реагируем на событие. Например, если во время дискуссии у нас не хватает сил остановиться, лавина постоянно нарастает, она уносит нас с собой, и не успеем мы оглянуться, мы уже ранили собеседника, вплоть до рукоприкладства. Исправить это будет очень сложно. В большинстве случаев затем на нас обрушиваются чувства вины или даже депрессия. Мы потеряли власть над своим двойником! Но в тот момент, когда человек находит в себе силы сказать: «Стоп! Давай обсудим это в другой раз!», - тени приходится отступить. Я, таким образом, может научиться укрощать двойника, обуздывать его, не подавляя его!

Чему же учат нас сказки этой главы о двойниках?

 При встрече с другими людьми познается собственный двойник.

 Для его спасения необходима помощь других людей.

 Как Катарина, так и Неудачница принимают свою судьбу - они идут своим путем; в случае с Неудачницей это особенно очевидно. Обе проходят через периоды страданий, так как двойник приносит страдания, пока мы его не освободим. Он всегда подвергает нас испытаниям.

 У Катарины и Неудачницы это как минимум по два испытания, в которых они должны выдержать те беды, которые на них обрушиваются.

У Катарины это длится семь лет. При третьей встрече каждая из них приходит к мудрой женщине, которая знает, как обращаться с двойником. Обе дают питание своему двойнику. В обеих историях они дают им хлеб. Физический хлеб или духовная пища имеются в виду? И самое главное, что один двойник должен быть привлечен или вызван другим человеком. Только двойник, которого очистили и «накормили», может помочь другому. Одного нужно разбудить, потому что он спит под семью одеялами; другого нужно вымыть и причесать. Оба двойника делают подарки, один дарит кайму, другой катушку шелка. Оба подарка сначала сберегаются, а затем в нужный момент используются! Для чего? Как шелк, так и кайма, за которые должно быть заплачено золотом, нужны для свадебного платья. Они так много весят, что их владелицы получают самого короля в качестве платы. У Катарины, новой невесты, прекрасно сотканное платье, на котором все на месте; она выдержала испытания и преобразовала своего двойника. Поэтому первая невеста должна уйти; возможно, она символизирует непреобразованное в душе?Короля тоже можно рассмотреть как олицетво-рение Я, за которого Катарина, преобразованная душа, может теперь выйти замуж. Король в сказке о Неудачнице сопровождал и поощрял процесс очищения. Он заботится о том, чтобы госпожа Франциска покупала для дочери короля новые платья. Госпожа Франциска была в доверительных отношениях с сыном короля; по этому можно судить, что она имела ту же мудрость, что и он. Так же мне кажется, что двойник может быть спасен только поступками, совершенными с любовью. Любовь - спаситель двойника и зла. 32

Чтобы завершить тему двойника, необходимо еще раз указать на главу «Аспекты проблемы двойника человека» из книги «Человек на пороге» Б. Ливехуда33. В ней автор говорит о различных слоях двойника, из которых мы здесь рассмотрели только один аспект, который более всего доступен для нашего Я.

Мир

Высоко в небе стояло солнце,

Окруженное белыми облаками.

На море было тихо,

И я, размышляя, лежал у штурвала.

Я размышлял, и - наполовину наяву,

Наполовину во сне - я видел Христа,

Спасителя мира.

В легких белых одеждах, огромный, он шел

По земле и воде;

Голова его уходила в небо,

А руки благословляли

Земли и воды;

Сердцем в его груди

Было солнце,

Красное, пылающее солнце,

И это красное, пылающее солнце-сердце

Лило вниз благодатные лучи

И нежный, ласковый свет,

Озаряя и согревая

Земли и воды.

Плыл торжественный звон,

И, казалось, лебеди в упряжи из роз

Тянули скользящий корабль,

Тянули к зеленому берегу,

Где в высоковозносящемся городеЖивут люди.

О, чудо покоя! Какой тихий город!

Не слышно глухого шума

Говорливых тяжелых ремесел,

И по тихо звенящим улицам

Бродят люди, одетые в белое,

С пальмовыми ветками в руках,

И, когда встречаются двое,

Глядят с сочувствием друг на друга,

И, трепеща от любви и сладкого самоотречения,

Целуют друг друга,

И глядят вверх

На солнечное сердце спасителя,

Миротворно и радостно льющее вниз

Красную кровь,

И, трижды блаженные, восклицают:

«Хвала Иисусу Христу!»

                                                                    Генрих Гейне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.135 с.)