Головочесова Валерия Сергеевна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Головочесова Валерия Сергеевна,



преподаватель МБУДО «ДШИ №4»,

г. Магнитогорск

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

У НАЧИНАЮЩИХ ПИАНИСТОВ

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Эмоции «являются центральным звеном»

 психической жизни человека, и прежде всего ребёнка.

Л. Выготский

 

Эмоциональный интеллект является одной из важнейших черт и способностей личности, обеспечивающих ее внутреннее равновесие, уверенность в себе, а также успешность ее взаимодействия с окружающими. Умение понимать и управлять эмоциями является основой для самосознания, саморегуляции, эмпатии и различных социальных навыков, необходимых во всех сферах социальной жизни, в том числе в профессиональной и учебной деятельности.

Кардинальные социальные преобразования, процесс глобализации, цифровая революция оказывают на современного школьника огромное влияние. Окружающая действительность либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. Само общество приводит личность ребёнка к деструктивным процессам. Социальное расслоение людей, духовная девальвация, недооценка и пересмотр моральных ценностей вызывают негативные отклонения в развитии чувств, эмоций детей. В связи с этим в качестве задач, поставленных обществом перед системой образования, выступает развитие их эмоционально-чувственной сферы. Музыкальное искусство располагает для этого наиболее широкими возможностями. Наряду с творческим развитием способностей ребёнка, занятиям музыкой можно придать особую социально-психологическую направленность, достигнув в итоге более высокого уровня сформированности у него эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на жизнь человека?

В самом общем значении понятие обозначает уровень развития, рефлексирования и использования эмоциональной сферы человека; в более детальном описании – это: а) осознание и понимание своих эмоций; б) умение контролировать их влияние на внутренние процессы, внешнее выражение и поведение; в) умение чувствовать эмоциональные переживания других людей, сопереживать и откликаться на них;г) умение строить взаимоотношения; д) умение использовать эти данные для достижения жизненных целей.

Эмоциональный интеллект – это особый навык, который формируется уже в детском возрасте и развивается на протяжении всей жизни человека. А занятия музыкой способны пробудить его и способствовать наиболее эффективному его развитию. Достигнуть этого непросто. От преподавателя музыки здесь требуется особое методическое мастерство, основанное на его психологической наблюдательности, проницательности и знании глубинной, истинной природы музыкального искусства

Занимаясь любым видом искусства, ребёнок не просто получает определённые впечатления, он эмоционально переживает их, осмысливает, накапливает, обобщает. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, на его эмоциональный интеллект. Музыка, при помощи своих выразительных средств, способна моделировать основные эмоциональные состояния, и, следовательно, может быть использована в качестве инструмента развития эмоционального интеллекта, что представляется крайне важным и актуальным в современной социокультурной ситуации.

Главной отличительной чертой музыки является то, что любая информация, мысль, идея передается им и усваивается реципиентом в опоре на чувственно эмоциональную сферу. Именно соответствующий эмоциональный настрой, сопереживание выступают основой понимания художественной информации. «Каналом» для передачи музыкой чувств, эмоций, мыслей является интонация. Интонационная природа – специфическое свойство, отличающее музыку от других видов искусства.

В музыке скрыт огромный потенциал воздействия на чувства человека, его душевное состояние, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальный, но и эмоциональный слух. Известный музыковед, писатель и педагог Б. В. Асафьев определял музыку, как «искусство интонируемого смысла». Он акцентировал внимание на сходстве речи и музыкального языка: интонационная выразительность, темп, тембр, деление на фразы и предложения, определенное содержание – вот что объединяет эти явления и, конечно, и музыка, и речь – это средства общения между людьми. Понимание музыкальной интонации приводит к овладению интонацией произнесения и узнаванию настроения собеседника по интонациям его голоса, что обеспечивает лучшее взаимопонимание. Это интуитивная способность, которая является важной составляющей эмоционального интеллекта. Следовательно, в процессе восприятия музыки и обучения педагогу следует самое пристальное внимание уделять развитию такого навыка, как умение интонировать.

Однако работа над приобретением и развитием такого навыка как «умение интонировать» в классе специального фортепиано связано с некоторыми сложностями. Пианисту в его повседневной работе приходится считаться со специфической «антимузыкальной» природой своего инструмента, поскольку фортепиано имеет молоточково-ударную природу звучания и звук довольно быстро теряет значительную часть своей силы после удара молоточка о струну. В соответствии с этим, на передний план работы в классе специального фортепиано выходит выработка такого качества звука, как его певучесть. Работа над качественным звуком напрямую связана с техникой пианиста, с его исполнительским аппаратом. Если слух не концентрируется на звуке, не слышит и не ведет его до конца, то кончик пальца ставится вялым, пассивным, рука расслабляется или же, наоборот, чрезмерно зажимается, и каждый последующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а как бы берется заново, с помощью нового движения руки и кисти. Звук в таком случае оказывается лишенным полноты и интенсивности. С. Тальберг говорил, что певучий звук необходимо извлекать «не путем жесткого удара по клавише, а посредством близкого нажатия и глубокого вдавливания их… Нужно как бы месить клавиатуру, обжимать ее рукой, состоящей, словно из одного мяса и бархатных пальцев; клавиши в этом случае должны быть скорее ощупываемы, чем ударяемы».

Говоря о методах и способах формирования навыка интонирования у начинающих пианистов уместно затронуть тему работы над штрихами, а именно работы над интонированием legato. Глубокое legato, качественное перенесение веса из клавиши в клавишу, умение дослушивать взятый звук, стараясь вести его, ощущая «дно клавиши», помогают научить юного пианиста искусству пения на рояле.

Для развития этого навыка полезно проходить с учениками упражнения на двухзвучноеlegato:

1. В первом варианте упражнения используется прием «нажатия/отпускания». Первый звук берется на «выдохе», второй на «вдохе». Так же понятной для ребенка будет аналогия «сесть/встать», т. е. опора на первый звук и более легкое снятие второго звука. Для более яркого представления о приеме используем ударения в знакомых для ребенка словах: «ма-ма», «па-па» и т.п.

2. Второй вариант упражнения базируется на затактовой структуре, суть которого заключается в обратном принципе: первый звук берется на «вдохе», а второй на «выдохе». Речевая аналогия к этой интонации – слова «при-ди», «ско-рей» и т.д.

После освоения двухзвучных интонаций legato можно переходить к трехвучным («Ма-моч-ка», «Ми-ла-я»; «При-хо-ди», «По-ско-рей» и т.п.), к интонированию широких мелодических интервалов, а затем уже к освоению небольших фразировочных построений. Так, интонирование небольших попевок постепенно преобразовывается в инронирование широких музыкальных фраз. Наиболее органично эти приемы проявляются в работе над пьесами кантиленного характера.

Важной задачей начального периода обучения является формирование у ребенка собственного запаса музыкальных впечатлений и представлений. Эмоциональное отношение к произведению является одной из самых значимых сторон исполнительства. Поэтому необходимо с самых первых шагов дать ученику представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия – одно из главных средств музыкальной выразительности. Наиболее эффективно на уроках с начинающими учениками использовать народные мелодии, потому как эмоции в них зачастую намного ярче и живее, и особенно трогают душу и воображение ребенка. В дальнейшем полезно будет придумывать подтекстовки, пропевать мелодии произведений.

Для наиболее гармоничного развития творческих способностей и эмоционального интеллекта ребенка педагогу важно осуществлять грамотный подбор исполняемого репертуара. Важно не просто учитывать технические особенности произведения, соответствие программным требованиям и определенные методические задачи, которые педагог планирует решить в процессе прохождения того или иного произведения. Любая пьеса, будь то этюд, сонатина или произведение полифонического жанра, должны в первую очередь понравиться ребенку. Ребенок должен, что называется, загореться желанием разучить и исполнить именно это произведение, чтобы иметь возможность самому, как в процессе работы над пьесой, так и в условиях концертного исполнения, в полной мере испытать те эмоции и чувства, которые возникли у него при первом знакомстве с произведением. Только в этом случае занятия музыкальной деятельностью будут развивать не только интеллектуальные и творческие способности ребенка, но и оказывать значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта.

С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., 2008. – 348 с.

2. Коган Г. Работа пианиста. М. 1979; переизд. — М. 2004.

3. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки. // Вопросы психологии. 1988.

4. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. — М.: Музыка, 1972. – 168 с.

 

 

Макаренко Ольга Николаевна,

преподаватель МБУДО «ЦМО «Камертон»,

г. Магнитогорска

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Актуальность проекта

 Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась Победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу в борьбе с фашизмом. Среди этих многочисленных источников хочется выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.

Великая освободительная война родила прекрасную поэзию и вдохновенные мелодии, выразившие несгибаемый дух советского народа. Она превзошла все прошлые войны не только по масштабам сражений и тяжести испытаний, но и по тому духовному подъёму, который пережил народ.

И сегодня, когда в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных сил в разгроме фашизма, особенно необходимо обратить внимание на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Мы живём на земле, куда не дошел ужас кровопролитных сражений. Но ведь во время Великой Отечественной войны Магнитка, несомненно, совершила трудовой подвиг, внеся огромный вклад в победу всего нашего народа и, по праву, заслужив звание «Города трудовой доблести». Дети должны знать и гордиться историей своего края. Чувство патриотизма можно воспитать, только воздействуя на чувства ребёнка.

Тема войны, а тем более музыка, которая более ярко влияет на эмоциональную сферу ребёнка, является благодатным материалом для воспитания патриотических чувств, любви к Родине, её героическому прошлому, для изучения исторического, богатого литературного и музыкального наследия.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» сказано: «Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своём Отечестве, это сложившийся внутренний образ». Преподаватели ЦМО «Камертон» считают задачу по формированию патриотических чувств и гордости за героев отечества, за свою страну приоритетной в работе. Музыкальный репертуар базируется на произведениях композиторов — классиков, что соответствует образовательным программам.

В преддверии 75-летия Великой Победы МБУДО «Центр музыкального образования «Камертон» города Магнитогорска в 2019-2020 учебном году начал работу над реализацией творческого проекта «День Победы». Проект рассчитан на период с 01.09.2019 года по 28.11.2020 года.

Проект «День Победы» — это уникальная возможность заложить нравственное начало в детях через ознакомление с военно-музыкальным наследием, развить чувство уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны, привить интерес к истории Отечества. В рамках проекта МБУДО «ЦМО «Камертон» проводится ряд музыкально — воспитательных мероприятий на площадках города и учреждения, где основными участниками выступают хоровые коллективы ЦМО «Камертон».

С целью сотрудничества к реализации проекта привлекаются образовательные учреждения города (средние школы, дошкольные учреждения) и учреждения культуры (Магнитогорский историко-краеведческий музей, центральная городская библиотечная система, Магнитогорская картинная галерея, ГБОУ ВО ЧО Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки).

Описание проекта

Цель Проекта Создание условий для воспитания гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения и сохранения военного музыкального наследия России.
Задачи Проекта — Вовлечение подрастающего поколения в активную творческую деятельность и формирование осознанного патриотического чувства. — Обогащение духовного мира ребёнка через музыку военных лет. — Совершенствование системы работы с учащимися с целью мотивации к творческой самореализации. — Пропаганда знаменательных и исторических дат нашей Родины и края.
Этапы реализации Проекта I этап – проектный · Аналитико-диагностическая деятельность с целью определения и подготовки концепции, интегрированной в повестку (стратегию) реализации Проекта. · Разработка положения о создании ресурсного центра. · Создание программы деятельности Проекта. II этап – практический · Реализация Программы деятельности Проекта: подбор исторического, художественного материала и исполнительского репертуара военного музыкального наследия; репетиционная деятельность, осуществление межведомственного взаимодействия.   III этап – обобщающий · Соотношение результатов реализации Проекта с поставленными целью и задачами. · Определение перспектив и путей дальнейшего развития Проекта.
Информационное пространство Проекта · Разработка и ведение сайта ресурсного центра. · Ведение страницы ресурсного центра в единой информационной системе «Добровольцы России». · Размещение информации по реализации Проекта в социальных сетях, на сайтах учреждений. · Интеграция новостей, анонсов событий, релизов, медиа материалов в собственные информационные площадки. · Интеграция и содействие в продвижении контента в региональные и федеральные средства массовой информации. · Методическое сопровождение.
Продукт Проекта В рамках действующего проекта проводится ряд концертов, посвященных 75-летию Победы: · «Песни войны» – концерты, представляющие собой цикл филармонических уроков музыки, организованные для учащихся общеобразовательных, музыкальных и художественных школ «Дети – детям о войне». · «Пасхальный перезвон в юбилейный год Победы» – данное мероприятие организовано с целью развития патриотического и духовно-нравственного воспитания. · «День Победы» – Большой праздничный концерт, формой проведения которого выбрано музыкально-театрализованное действо. В концерте примут участие хоровые коллективы ЦМО «Камертон»: Образцовые детские коллективы Челябинской области. · «Цветы Росси» – концерты, воспевающие любовь к Отечеству. · «Синее небо» – цикл концертов, обрамляющих весь проект. Основу репертуара концертов составят песни военных лет, исполняемые как вокально, так и инструментально.
Результаты и перспективы развития Проекта Проект «День Победы» объединяет усилия учащихся, преподавателей, сотрудников городских учреждений культуры в патриотическом и гражданском воспитании, создаёт благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и музыкально-эстетического формирования личности детей. В процессе реализации проекта достигается высокий уровень социализации детей, поскольку они являются активными участниками городских мероприятий. Работа над проектом позволит укрепить связь поколений, через музыкальное искусство раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Проект имеет серьезный потенциал для патриотического воспитания молодёжи. Он жизнеспособен и актуален, имеет варианты развития, достаточно проработан, что делает возможным его использование на практике.

 

 

Титова Татьяна Юрьевна,

преподаватель ДШИ №1,

г. Межгорье

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДШИ

 

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития.

В настоящее время вопросам эстетического воспитания и образования уделяется много внимания, обобщается накопленный педагогический опыт, изучаются современные достижения в создании психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ. Успешность интеграции учащихся с отклонениями в развитии зависит от обеспечения условий и равных возможностей для получения образования, оздоровления и воспитания, от их самореализации и социализации через включение в разные виды социально-значимой и творческой деятельности.

Основной задачей образовательных учреждений, в частности ДШИ, является психолого-педагогическая реабилитация детей, имеющих ограниченные возможности. Один из важнейших аспектов решений данной проблемы заключается в развитии творческих способностей учащихся. Вовлечение незрячих и слабовидящих детей в игровую творческую деятельность способствует формированию предпосылок их активной социальной роли, умению полноценно решать свои социальные проблемы. Наравне со зрячими учениками они участвуют в праздничных событиях, концертах, фестивалях, поют в хоре, играют в ансамблях, осваивают музыкальные инструменты.

Однако, по словам опытных педагогов, к детям с нарушением зрения нужен особый подход, у них свой темп и способы усвоения материала. Во многом это связано с невозможностью читать обычные плоскопечатные ноты и заглядывать в них во время репетиций.

Вместе с тем, детям со зрительной патологией свойственен ряд специфических особенностей: это невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства: у одних – это неуверенность в себе, сильная зажатость, нарушение координации движений, у других, наоборот, – расторможенность. У всех незрячих детей есть трудности зрительно-пространственной ориентировки. Им недоступно все, что находится за пределами зоны охвата рук. Именно поэтому, педагогу, обучающему незрячего ребенка, необходимо находить альтернативные способы восполнения усеченной зрительной информации, которые помогли бы хоть частично заменить глаза. Образы памяти таких детей бедны и нереалистичны, что приводит к искажению представлений об окружающем мире, негативно влияет на процессы воображения, памяти, внимания.

Чтобы научить ребенка с нарушением зрения играть на музыкальном инструменте, стандартных приемов часто не хватает. Каждый педагог, занимающийся с такими учениками, находит свои способы донести знания и закрепить пройденный материал. В первую очередь все они подчеркивают необходимость изучения нотной грамоты Брайля, без которой о серьезном обучении не может идти и речи. Однако, некоторые ученики, в виду своих психофизических возможностей, не могут освоить нотную систему по Брайлю, и с такими учениками разучивание пьес ведется по слуху. Чтобы дети могли заниматься дома, преподаватели рекомендуют использовать диктофон для записи музыкального материала с пояснениями.

Начальное обучение игре на фортепиано – самый ответственный этап в процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его музыкального развития, исполнительских навыков. При первом знакомстве с инструментом выясняется, что у незрячих детей слабо развита мелкая моторика, а также нарушена координация движений пальцев рук. Поэтому полезно проводить коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр. Например, в игре «Найди пару» основная задача – обследование, дифференцировка по фактуре («Возьми мягкий мяч, найди мягкий кубик…»); в игре «Тише-громче» задача – определить на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу и т.д. Таким образом, общеразвивающие и музыкально-коммуникативные игры снимают дискомфорт нервного напряжения с мышц рук, плеча и корпуса играющего и обеспечивают ребенку в начале обучения плавный переход от игровой деятельности к учебному труду.

В донотный период можно использовать такую форму работы, как «Звуковая картина». Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему. Например, «Дождь и гроза».Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель – слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

1. Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе). 2. Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором). 3. Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе тихо извлекает звуки в верхнем регистре). 4. Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды – септаккорды). 5. Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается). 6. Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре). 7. Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности). 8. На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами).

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать «Рассказываем сказку». Устный пересказ известного сюжета, либо сочиненного по ходу урока, чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для незрячих детей с нарушениями речевых функций. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, либо всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

В качестве примера можно привести фрагмент сказки «Бременские музыканты». Вариант текста может быть свободным, например, более кратким, может обрастать новыми подробностями.

«Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы – как возьмет рука ребенка – изображается крик „и-а, и-а“). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить. Тогда решил Осел сбежать от хозяина (в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам). Это Пес. Хозяин решил прогнать его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя)...» и т.д.

Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Уроки по фортепиано должны включать в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально – ритмические игры, слушание музыки, элементы творческих заданий, которые способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся и снимают психологическую зажатость.

Для развития навыков ориентации на клавиатуре полезна игра, заключающаяся в перемещении воображаемого лягушонка по ступеням гаммы, к примеру, До мажор. Ученик нажимает и называет клавишу, на которую прыгает лягушонок. По условиям игры, лягушонок не должен перепрыгивать встречающуюся на его пути очередную ступень гаммы.

Многие преподаватели учат незрячих детей ориентироваться на клавиатуре по черным клавишам. Можно придумать разные игры. Например, у нас пальчики разведчики-лазутчики, они тихо пересекают местность, исследуют ее и докладывают по рации: здесь «сарай» (две черные клавиши), здесь «дом» (три черные клавиши). Черные клавиши они называют высокими, а белые низкими. В конце концов, дети приучаются к терминам «черные» и «белые» клавиши.

Развитие музыкального слуха у незрячего ребенка является первоначальной задачей, так как на первый план в процессе воспроизведения музыки у него выходит слух, а не зрение. Для этого эффективна игра «А ну-ка, угадай!». Преподаватель извлекает на инструменте звук, расположенный в заранее оговоренном диапазоне (по ступеням тетрахорда гаммы, звукам трезвучия и т.д.) В этой игре задача ученика состоит в том, чтобы как можно быстрее определить этот звук.

Подбор по слуху знакомых песен и попевок также способствует развитию музыкального слуха и параллельному развитию музыкальной памяти, чувства ритма.

Игровые навыки незрячих музыкантов формируются на базе слухового опыта через тактильные, двигательные и пространственные ощущения. Полученные таким образом комплексные представления фиксируетпамять, которая играет определяющую роль в психических процессах незрячего ребенка.

Невозможность полноценной игры с листа при тактильном восприятии нотного текста замедляет освоение нового музыкального материала и вносит соответствующие коррективы в работу над произведением. Начальной стадией становится разучивание текста наизусть. Незрячий музыкант собирает информацию по частям. Он способен разобрать по осмысленным музыкальным фразам всю пьесу. Задача педагога – объединить музыкальную мозаику в одно целое.

Важным средством познания и обучения является осязательная памят ь, то есть мышечно-двигательная чувствительность, которая при отсутствии зрительного контроля приводит к тому, что слепые и слабовидящие ученики уступают зрячим в развитии точности движений. Для формирования двигательной свободы и ориентировки при игре на фортепиано необходимо развивать у них, прежде всего, способность представлять в воображении весь музыкальный материал, который они исполняют. Достигается это регулярными, осмысленными занятиями, освоением клавиатуры, аппликатурных формул, внутренним «слышанием» и «видением» звуков, звуковых комплексов.

В виду этих трудностей большая часть работы на уроке фортепиано связана с непосредственным контактом педагога и ученика – что называется «рука в руке». Так, педагог берёт руку ученика и ставит палец за пальцем на нужные клавиши до тех пор, пока у ученика не сложится определённая схема растяжения и сокращения мышц игрового аппарата, подключая к этому процессу ощущение клавиатуры внутренней стороной ладони.

С психологической точки зрения это очень деликатный момент, т.к. не каждый ученик согласится с тем, чтобы его рукой манипулировали. Поэтому, педагог должен, прежде всего, вызывать доверие, понимание, расположение со стороны учащегося.

Приоритетом в работе со слепыми и слабовидящими учащимися является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Усилия педагога должны быть направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальных коррекционных технологий, предназначенных для развития детей с нарушением зрительных функций, совершенствование их основного анализатора – слуха.

В целом можно сказать, что общение с музыкой, музицирование на фортепиано целенаправленно воздействует на все психические процессы ребенка. Восстанавливаются функции движения, мелкой моторики, развиваются слух, мышление, воображение, ритм, улучшаются физиологические процессы, связанные с двигательной активностью, обменом веществ.

«Детей с дефектами зрения, слуха и т.д можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными активными членами общества».

(Л. С. Выгодский)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций./ Собрание сочинений в 6-ти т. Т.3./Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М., 1984.

2. Гилилов Е.И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспектив. анализ, состояние, тенденции: учеб. пособие / Е.И. Гилилов, Г.В. Никулина. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2001.

3. Гребнев А.Ф. Методика обучения музыке в школе для слепых: пособие для учителей школ слепых / А.Ф. Гребнев. – 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1949.

4. Евмененко Е.В., Трущелева А.В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2008.

5. Кантор В.З. Доступность искусства как проблема теории и практики эстетического воспитания и эстетической реабилитации слепых и слабовидящих / Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания молодёжи с нарушением зрения. – М., 2001.

6. Кузнецова Г.М. Роль урока музыки в коррекции психического и эмоционального развития детей с нарушением зрения / Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания молодёжи с нарушением зрения. – М., 2001.

7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – 1998.

8. Литвак А.Г. Тифлопсихология. Дефектология. – М.: Просвещение, 1985.

9. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002.

10. Смирнов Г.А. Запись нот по системе Брайля: краткое руководство для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: 2 ч. / Г.А. Смирнов. – М., 2002.

 

 

Савенкова Галина Семеновна,

преподаватель ДШИ № 1,

г. Магнитогорск

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 4 КЛАССА

 

Элементарная теория музыки в качестве обязательного предмета не входит в учебные планы ДМШ и ДШИ. Тем не менее, к теоретическим знаниям учащихся предъявляются достаточно высокие требования.

На различного рода олимпиадах, на вступительных экзаменах в средних учебных заведениях учащимся предлагается выполнить ряд заданий по «музыкальной грамоте», то есть проверяется знание тональностей, интервалов, аккордов и т.п.

Не секрет, что ученики сейчас усваивают теоретический материал крайне медленно, с тру4дом запоминают терминологию. Каждая тема требует длительной тренировки, многократного повторения. Перед преподавателем предмета «Сольфеджио стоит трудная задача – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал.

По учебному плану в конце каждой четверти, каждого полугодия проводятся контрольные уроки, на которых возможно использование тестов.

Я разработала контрольно-измерительные материалы по сольфеджио для 4 класса – раздаточный материал для проверки теоретических знаний учащихся в виде тестовых заданий.

«Контрольно – измерительные материалы по сольфеджио для 4 класса» состоят из 10 тестовых заданий, к которым прилагаются варианты ответа.

20 теоретических вопросов каждого тестового задания включают:

Определение знаков в тональностях:

Сколько знаков в соль миноре:

А. Один диез

Б. Два бемоля

В. Один бемоль

Указать пару параллельных тональностей:

А. Ре мажор и соль минор

Б. Ля мажор и фа диез минор

В. Ми мажор и до минор

Определить в музыкальном примере тональность и вид лада:

 

А. до минор натуральный

Б. ля минор гармонический

В. до минор гармонический

Определить тональность по верхнему или нижнему тетрахорду:

А. Ми мажор

Б. Ля мажор

В. си минор

Знание тоновой величины интервалов:

Сколько полутонов в м.3:

А. Четыре

Б. Три

В. Два

На каких ступенях строятся тритоны:

На какой ступени строится ув.4:

А. четвертой

Б. пятой

В. седьмой

Интервальный состав аккордов:

Определите, из каких интервалов состоит минорный секстаккорд:

А. м.3 + ч.4

Б. б.3 + ч.4

В. ув.2 + ч.4

На каких ступенях строятся обращения Т, S, Д:

На какой ступени строится Т6:

А. Пятой

Б. Третьей

В. Второй

Определение аккордов в мелодии:

По звукам какого аккорда движется мелодия в первом и во втором такте:

 

А. Т5/3, S6/4

Б. Т 6, S 6

В. Т 6, Д 6

 

Определить вид данных аккордов:

А.М6, Б5/3, Б6/4, М.6/4, М5/3,М6

Б.Б6,Б5/3,М6/4,Б6/4,М5/3,Б6

В.Б6, М5/3,М6/4,Б6/4,Б5/3,М6

Определить последовательность аккордов:

А. t 5|3 –S6-Д6/4- t5/3 –S6 – S5/3 –t5/3

Б. t5/3 – S6/4 – Д 6/4 –t5/3 –S6 – Д6 – t5/3

В. t5/3 – S6/4 – Д6 – t5/3- S 6_-Д5/3 – t 6

Регулярное использование данного учебного материала способствует систематизации теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитию памяти, внимания.

 

 

Чернова Ирина Павловна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.124 с.)