Филиппова Ирина Владимировна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филиппова Ирина Владимировна,



СОДЕРЖАНИЕ

Секция преподаватель музыкальных дисциплин  
Филиппова И.В. Романтизм (презентация электронного учебного пособия по музыкальной литературе)……….…….. 4
Шайхина И.К. Здоровьесберегающие технологии в практике концертмейстера…………………………………….… 8
Мужаверов Д.Р. Здоровьесберегающие технологии в ДШИ при обучении игре по классу «Курай»………..................... 14
Диярова А.М. Формы работы на уроках по сольфеджио…………………………...………………………… 21
Головочесова В.С. Развитие эмоционального интеллекта у начинающих пианистов в процессе музыкальных занятий 27
Макаренко О.Н. Социально-культурный проект «День Победы». 32
Титова Т.Ю. Особенности обучения незрячих детей игре на фортепиано в ДШИ……………………………............ 36
Савенкова Г.С. Контрольно-измерительные материалы по сольфеджио для 4 класса…………………………………... 43
Чернова И.П. Современная концепция воспитания и развития учащихся музыкальных школ: важнейшие педагогические принципы…………………………………….... 46
Сафаргалина Л.Ф. Видео - урок как форма работыс группами раннего эстетического развития в детской школе искусств…………………………………………………... 51
Бородецкая Л.Г. Эффект двойной экспозиции в программе Adobe Photoshop (разработка урока по ДПП «Живопись»)............................................................................... 57
Каракуц А.В. Декоративный натюрморт (разработка урока учебного предмета «Композиция прикладная» для обучающихся 6 класса ДПП «Живопись»)..…………….. 65
Попкова Н.А. Формирование творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник рисования.……….... 71
Решетникова О.А. Знакомство с печатной графикой. Гравюра на картоне……..................................................................... 77

Шайхина Ирина Камилевна,

концертмейстер, преподаватель МБУ ДО ДШИ с. Уральск,

РБ МР Учалинский район

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРАКТИКЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

 

Многим профессиональным музыкантам и учащимся музыке знакомы эти проблемы – мышечные перенапряжения, усталость, боли, начиная от спины и шеи, и кончая пальцами рук. В лучшем случае это пройдёт к вечеру, в худшем – закончится профессиональным заболеванием. Часто эти проблемы начинаются в детстве, когда не было уделено достаточного внимания удобной и физиологичной постановке рук. Гимнастика для музыкантов – методика Владимира Мазеля поможет вам предупредить боли, дать правильное направление развитию мышц и базовой постановке корпуса и рук.

В уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ) 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов». В понятие «здоровье» в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности.

 

 

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся и работников учебного заведения. К здоровьесберегающими будут относиться педагогические приёмы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

· аксиологический, проявляющийся в осознании высшей ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.

· гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

· здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений и заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды.

· эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья ещё рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

· экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий.

· физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» в основном применяется по отношению к учащимся образовательных учреждений, однако было бы правильнее говорить о применении здоровьесберегающих технологий по отношению ко всем участникам образовательного процесса. В условиях ДШИ, ДМШ, ССУЗ – это, конечно же, преподаватель и концертмейстер.

Рассмотрим, какие же факторы влияют на здоровье концертмейстера в силу его профессиональной деятельности.

Прежде всего, это факторы, исходящие из самой специфики работы концертмейстера – малая двигательная нагрузка организма в целом, но значительная и зачастую монотонная нагрузка на руки; длительное пребывание в сидячем положении; напряжение органов зрения и слуха; нервно-психическое напряжение; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.

Самарий Савшинский в книге «Режим и гигиена пианиста» подробно рассматривает как благоприятные, так и неблагоприятные условия работы пианиста. Речь идёт, конечно, о концертирующем пианисте-солисте, но и в условиях работы в ДШИ, ДМШ, ССУЗ концертмейстер может воспользоваться советами автора.

Внешняя обстановка

1) свежий воздух, нормальная температура комнаты, достаточное и правильно расположенное освещение;

2) отсутствие отвлекающих обстоятельств: посторонних шумов, разговоров и т. д.;

3) игровые качества инструмента: отрегулированность механики и ровность интонировки, обеспечивающие чуткость инструмента к различным приёмам звукоизвлечения; чистый строй;

4) стул соответствующей высоты, удобный и прочно-устойчивый, с полужёстким сиденьем.

Внешняя обстановка

1) спёртый воздух, низкая или, наоборот, высокая температура в рабочей комнате, недостаточное или слепящее освещение;

2) присутствие людей, отвлекающих своим поведением или разговорами от работы, наличие любых шумов;

3) плохой инструмент: расстроенный, слабый по звуку, или кричащий, с тяжёлой или разболтанной механикой, невыровненный в отношении интонировки и неровный по регулировке;

4) стул неудобный по высоте, неустойчивый, с жестким, или, наоборот, с мягким сиденьем.

Интернет-ресурсы

• Руки музыкантов. Лечение. Гимнастика для музыкантов [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.all-2music.com/Arms.html

• Профессиональные заболевания рук музыкантов [Электронный ресурс] режим доступа: https://vk.com/club6023066

• Центр профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской [Электронный ресурс] https://osetinskaya.ru/projects/tsentr-poliny-osetinskoiy/

• Материалы о методе Фельденкрай [Электронный ресурс] режим доступа: http://feldy.ru

• Здоровье музыканта с Денисом Басовым [электронный ресурс] режим доступа: https://vk.com/zdorovje_muzykantov.basoterapia

Мужаверов Дим Рафкатович,

преподаватель МБУ ДО ДШИ с. Уральск,

РБ МР Учалинский район

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ ПО КЛАССУ «КУРАЙ»

 

В системе музыкального образования детей за сравнительно короткий промежуток времени произошли большие изменения: появилось много новых программ и педагогических технологий, изменились не только дети, но и родители. А самое главное – изменились и требования к организации и содержанию музыкального воспитания. Преподаватели-практики поняли одно: прежние нормы уже не работают. На новом современном этапе актуальность приобретают новые формы, приемы и методы, которые позволяют обучать, воспитывать, оздоравливать и развивать детей.

Здоровьесберегающие технологии в современном образовании с каждым годом становятся все более актуальными и популярными в научно-практической педагогической среде. Исследователи и экспериментаторы-практики обеспокоены состоянием физического, психологического и нравственного здоровья современных детей и подростков в целом, а также несокращающейся динамикой профессиональных заболеваний. Это и подталкивает их к поиску новых путей решения данных проблем.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов к решению возникающих проблем. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей, как во время непосредственной образовательной музыкальной деятельности, так и в свободное время. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, самостоятельности в творчестве.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности преподавателя.

Занятия на различны духовых инструментах помимо пользы для здоровья дарят новые знания и впечатления, оказывают комплексное воздействие на всю деятельность ребенка.

А также помогают развивать в ребенке способность контролировать несколько действий одновременно.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его «чреве» и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый амбушюр) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью.

Итак, сделаем вывод: на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние учащегося.

Диярова Ануза Марсовна,

преподаватель Кунакбаевский филиал

МБУ ДО ДШИ с. Уразово, РБ

 

ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ПО СОЛЬФЕДЖИО

 

К моему большому сожалению, родители и дети не знают и не понимают, что это за предметы – сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Зачем их изучать, когда есть предмет специальность.

Не секрет, что в ДШИ на первое место ставится обучение игре на инструменте (специальность), а музыкально-теоретические дисциплины отодвинуты на второй план. На мой взгляд, и такое отношение к этим предметам, как к далеко не главным.

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией.

Основными задачами теоретических дисциплин являются:

•выявление и развитие задатков и способностей детей;

•выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

•личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения.

Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Поэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

•хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике

•умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к своей деятельности;

•любовь к детям.

Сольфеджио в переводе с итальянского – «пение по нотам» (пение с названием нот). Одна из задач – чистое пение по нотам.

Макаренко Ольга Николаевна,

преподаватель МБУДО «ЦМО «Камертон»,

г. Магнитогорска

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Актуальность проекта

 Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась Победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу в борьбе с фашизмом. Среди этих многочисленных источников хочется выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.

Великая освободительная война родила прекрасную поэзию и вдохновенные мелодии, выразившие несгибаемый дух советского народа. Она превзошла все прошлые войны не только по масштабам сражений и тяжести испытаний, но и по тому духовному подъёму, который пережил народ.

И сегодня, когда в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных сил в разгроме фашизма, особенно необходимо обратить внимание на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Мы живём на земле, куда не дошел ужас кровопролитных сражений. Но ведь во время Великой Отечественной войны Магнитка, несомненно, совершила трудовой подвиг, внеся огромный вклад в победу всего нашего народа и, по праву, заслужив звание «Города трудовой доблести». Дети должны знать и гордиться историей своего края. Чувство патриотизма можно воспитать, только воздействуя на чувства ребёнка.

Тема войны, а тем более музыка, которая более ярко влияет на эмоциональную сферу ребёнка, является благодатным материалом для воспитания патриотических чувств, любви к Родине, её героическому прошлому, для изучения исторического, богатого литературного и музыкального наследия.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» сказано: «Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своём Отечестве, это сложившийся внутренний образ». Преподаватели ЦМО «Камертон» считают задачу по формированию патриотических чувств и гордости за героев отечества, за свою страну приоритетной в работе. Музыкальный репертуар базируется на произведениях композиторов — классиков, что соответствует образовательным программам.

В преддверии 75-летия Великой Победы МБУДО «Центр музыкального образования «Камертон» города Магнитогорска в 2019-2020 учебном году начал работу над реализацией творческого проекта «День Победы». Проект рассчитан на период с 01.09.2019 года по 28.11.2020 года.

Проект «День Победы» — это уникальная возможность заложить нравственное начало в детях через ознакомление с военно-музыкальным наследием, развить чувство уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны, привить интерес к истории Отечества. В рамках проекта МБУДО «ЦМО «Камертон» проводится ряд музыкально — воспитательных мероприятий на площадках города и учреждения, где основными участниками выступают хоровые коллективы ЦМО «Камертон».

С целью сотрудничества к реализации проекта привлекаются образовательные учреждения города (средние школы, дошкольные учреждения) и учреждения культуры (Магнитогорский историко-краеведческий музей, центральная городская библиотечная система, Магнитогорская картинная галерея, ГБОУ ВО ЧО Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки).

Описание проекта

Цель Проекта Создание условий для воспитания гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения и сохранения военного музыкального наследия России.
Задачи Проекта — Вовлечение подрастающего поколения в активную творческую деятельность и формирование осознанного патриотического чувства. — Обогащение духовного мира ребёнка через музыку военных лет. — Совершенствование системы работы с учащимися с целью мотивации к творческой самореализации. — Пропаганда знаменательных и исторических дат нашей Родины и края.
Этапы реализации Проекта I этап – проектный · Аналитико-диагностическая деятельность с целью определения и подготовки концепции, интегрированной в повестку (стратегию) реализации Проекта. · Разработка положения о создании ресурсного центра. · Создание программы деятельности Проекта. II этап – практический · Реализация Программы деятельности Проекта: подбор исторического, художественного материала и исполнительского репертуара военного музыкального наследия; репетиционная деятельность, осуществление межведомственного взаимодействия.   III этап – обобщающий · Соотношение результатов реализации Проекта с поставленными целью и задачами. · Определение перспектив и путей дальнейшего развития Проекта.
Информационное пространство Проекта · Разработка и ведение сайта ресурсного центра. · Ведение страницы ресурсного центра в единой информационной системе «Добровольцы России». · Размещение информации по реализации Проекта в социальных сетях, на сайтах учреждений. · Интеграция новостей, анонсов событий, релизов, медиа материалов в собственные информационные площадки. · Интеграция и содействие в продвижении контента в региональные и федеральные средства массовой информации. · Методическое сопровождение.
Продукт Проекта В рамках действующего проекта проводится ряд концертов, посвященных 75-летию Победы: · «Песни войны» – концерты, представляющие собой цикл филармонических уроков музыки, организованные для учащихся общеобразовательных, музыкальных и художественных школ «Дети – детям о войне». · «Пасхальный перезвон в юбилейный год Победы» – данное мероприятие организовано с целью развития патриотического и духовно-нравственного воспитания. · «День Победы» – Большой праздничный концерт, формой проведения которого выбрано музыкально-театрализованное действо. В концерте примут участие хоровые коллективы ЦМО «Камертон»: Образцовые детские коллективы Челябинской области. · «Цветы Росси» – концерты, воспевающие любовь к Отечеству. · «Синее небо» – цикл концертов, обрамляющих весь проект. Основу репертуара концертов составят песни военных лет, исполняемые как вокально, так и инструментально.
Результаты и перспективы развития Проекта Проект «День Победы» объединяет усилия учащихся, преподавателей, сотрудников городских учреждений культуры в патриотическом и гражданском воспитании, создаёт благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и музыкально-эстетического формирования личности детей. В процессе реализации проекта достигается высокий уровень социализации детей, поскольку они являются активными участниками городских мероприятий. Работа над проектом позволит укрепить связь поколений, через музыкальное искусство раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Проект имеет серьезный потенциал для патриотического воспитания молодёжи. Он жизнеспособен и актуален, имеет варианты развития, достаточно проработан, что делает возможным его использование на практике.

 

 

Титова Татьяна Юрьевна,

преподаватель ДШИ №1,

г. Межгорье

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДШИ

 

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития.

В настоящее время вопросам эстетического воспитания и образования уделяется много внимания, обобщается накопленный педагогический опыт, изучаются современные достижения в создании психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ. Успешность интеграции учащихся с отклонениями в развитии зависит от обеспечения условий и равных возможностей для получения образования, оздоровления и воспитания, от их самореализации и социализации через включение в разные виды социально-значимой и творческой деятельности.

Основной задачей образовательных учреждений, в частности ДШИ, является психолого-педагогическая реабилитация детей, имеющих ограниченные возможности. Один из важнейших аспектов решений данной проблемы заключается в развитии творческих способностей учащихся. Вовлечение незрячих и слабовидящих детей в игровую творческую деятельность способствует формированию предпосылок их активной социальной роли, умению полноценно решать свои социальные проблемы. Наравне со зрячими учениками они участвуют в праздничных событиях, концертах, фестивалях, поют в хоре, играют в ансамблях, осваивают музыкальные инструменты.

Однако, по словам опытных педагогов, к детям с нарушением зрения нужен особый подход, у них свой темп и способы усвоения материала. Во многом это связано с невозможностью читать обычные плоскопечатные ноты и заглядывать в них во время репетиций.

Вместе с тем, детям со зрительной патологией свойственен ряд специфических особенностей: это невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства: у одних – это неуверенность в себе, сильная зажатость, нарушение координации движений, у других, наоборот, – расторможенность. У всех незрячих детей есть трудности зрительно-пространственной ориентировки. Им недоступно все, что находится за пределами зоны охвата рук. Именно поэтому, педагогу, обучающему незрячего ребенка, необходимо находить альтернативные способы восполнения усеченной зрительной информации, которые помогли бы хоть частично заменить глаза. Образы памяти таких детей бедны и нереалистичны, что приводит к искажению представлений об окружающем мире, негативно влияет на процессы воображения, памяти, внимания.

Чтобы научить ребенка с нарушением зрения играть на музыкальном инструменте, стандартных приемов часто не хватает. Каждый педагог, занимающийся с такими учениками, находит свои способы донести знания и закрепить пройденный материал. В первую очередь все они подчеркивают необходимость изучения нотной грамоты Брайля, без которой о серьезном обучении не может идти и речи. Однако, некоторые ученики, в виду своих психофизических возможностей, не могут освоить нотную систему по Брайлю, и с такими учениками разучивание пьес ведется по слуху. Чтобы дети могли заниматься дома, преподаватели рекомендуют использовать диктофон для записи музыкального материала с пояснениями.

Начальное обучение игре на фортепиано – самый ответственный этап в процессе становления музыканта. В это время закладывается фундамент его музыкального развития, исполнительских навыков. При первом знакомстве с инструментом выясняется, что у незрячих детей слабо развита мелкая моторика, а также нарушена координация движений пальцев рук. Поэтому полезно проводить коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр. Например, в игре «Найди пару» основная задача – обследование, дифференцировка по фактуре («Возьми мягкий мяч, найди мягкий кубик…»); в игре «Тише-громче» задача – определить на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу и т.д. Таким образом, общеразвивающие и музыкально-коммуникативные игры снимают дискомфорт нервного напряжения с мышц рук, плеча и корпуса играющего и обеспечивают ребенку в начале обучения плавный переход от игровой деятельности к учебному труду.

В донотный период можно использовать такую форму работы, как «Звуковая картина». Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему. Например, «Дождь и гроза».Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель – слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

1. Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе). 2. Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором). 3. Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе тихо извлекает звуки в верхнем регистре). 4. Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды – септаккорды). 5. Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается). 6. Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре). 7. Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности). 8. На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами).

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать «Рассказываем сказку». Устный пересказ известного сюжета, либо сочиненного по ходу урока, чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для незрячих детей с нарушениями речевых функций. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, либо всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

В качестве примера можно привести фрагмент сказки «Бременские музыканты». Вариант текста может быть свободным, например, более кратким, может обрастать новыми подробностями.

«Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы – как возьмет рука ребенка – изображается крик „и-а, и-а“). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить. Тогда решил Осел сбежать от хозяина (в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам). Это Пес. Хозяин решил прогнать его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя)...» и т.д.

Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Уроки по фортепиано должны включать в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально – ритмические игры, слушание музыки, элементы творческих заданий, которые способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся и снимают психологическую зажатость.

Для развития навыков ориентации на клавиатуре полезна игра, заключающаяся в перемещении воображаемого лягушонка по ступеням гаммы, к примеру, До мажор. Ученик нажимает и называет клавишу, на которую прыгает лягушонок. По условиям игры, лягушонок не должен перепрыгивать встречающуюся на его пути очередную ступень гаммы.

Многие преподаватели учат незрячих детей ориентироваться на клавиатуре по черным клавишам. Можно придумать разные игры. Например, у нас пальчики разведчики-лазутчики, они тихо пересекают местность, исследуют ее и докладывают по рации: здесь «сарай» (две черные клавиши), здесь «дом» (три черные клавиши). Черные клавиши они называют высокими, а белые низкими. В конце концов, дети приучаются к терминам «черные» и «белые» клавиши.

Развитие музыкального слуха у незрячего ребенка является первоначальной задачей, так как на первый план в процессе воспроизведения музыки у него выходит слух, а не зрение. Для этого эффективна игра «А ну-ка, угадай!». Преподаватель извлекает на инструменте звук, расположенный в заранее оговоренном диапазоне (по ступеням тетрахорда гаммы, звукам трезвучия и т.д.) В этой игре задача ученика состоит в том, чтобы как можно быстрее определить этот звук.

Подбор по слуху знакомых песен и попевок также способствует развитию музыкального слуха и параллельному развитию музыкальной памяти, чувства ритма.

Игровые навыки незрячих музыкантов формируются на базе слухового опыта через тактильные, двигательные и пространственные ощущения. Полученные таким образом комплексные представления фиксируетпамять, которая играет определяющую роль в психических процессах незрячего ребенка.

Невозможность полноценной игры с листа при тактильном восприятии нотного текста замедляет освоение нового музыкального материала и вносит соответствующие коррективы в работу над произведением. Начальной стадией становится разучивание текста наизусть. Незрячий музыкант собирает информацию по частям. Он способен разобрать по осмысленным музыкальным фразам всю пьесу. Задача педагога – объединить музыкальную мозаику в одно целое.

Важным средством познания и обучения является осязательная памят ь, то есть мышечно-двигательная чувствительность, которая при отсутствии зрительного контроля приводит к тому, что слепые и слабовидящие ученики уступают зрячим в развитии точности движений. Для формирования двигательной свободы и ориентировки при игре на фортепиано необходимо развивать у них, прежде всего, способность представлять в воображении весь музыкальный материал, который они исполняют. Достигается это регулярными, осмысленными занятиями, освоением клавиатуры, аппликатурных формул, внутренним «слышанием» и «видением» звуков, звуковых комплексов.

В виду этих трудностей большая часть работы на уроке фортепиано связана с непосредственным контактом педагога и ученика – что называется «рука в руке». Так, педагог берёт руку ученика и ставит палец за пальцем на нужные клавиши до тех пор, пока у ученика не сложится определённая схема растяжения и сокращения мышц игрового аппарата, подключая к этому процессу ощущение клавиатуры внутренней стороной ладони.

С психологической точки зрения это очень деликатный момент, т.к. не каждый ученик согласится с тем, чтобы его рукой манипулировали. Поэтому, педагог должен, прежде всего, вызывать доверие, понимание, расположение со стороны учащегося.

Приоритетом в работе со слепыми и слабовидящими учащимися является индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Усилия педагога должны быть направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальных коррекционных технологий, предназначенных для развития детей с нарушением зрительных функций, совершенствование их основного анализатора – слуха.

В целом можно сказать, что общение с музыкой, музицирование на фортепиано целенаправленно воздействует на все психические процессы ребенка. Восстанавливаются функции движения, мелкой моторики, развиваются слух, мышление, воображение, ритм, улучшаются физиологические процессы, связанные с двигательной активностью, обменом веществ.

«Детей с дефектами зрения, слуха и т.д можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными активными членами общества».

(Л. С. Выгодский)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций./ Собрание сочинений в 6-ти т. Т.3./Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М., 1984.

2. Гилилов Е.И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспектив. анализ, состояние, тенденции: учеб. пособие / Е.И. Гилилов, Г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.063 с.)