Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрожденное естественное право. Теория справедливости Дж.Роулса.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Переосмысление многих жизненных ценностей после Второй мировой войны привело к возрождению интереса к естественно-правовым теориям, что во многом было обусловлено стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Современные теории естественного права характеризуются плюрализмом источников (неотомизм — универсальный божественный порядок; неокантианство — «природа вещей» как идеальная мыслительная форма, где противопоставляются должное и сущее; неогегельянство — объективная идея права как самореализация объективного разума; феноменология — априорные правовые сущности и ценности; экзистенциализм — существование человека; герменевтика — «живой исторический язык», «процесс исторического правопонимания» и др.). Современный человек рассматривается уже не как изолированный индивид эпохи буржуазных революций Нового времени, а как субъект, включенный в разнообразные связи и взаимоотношения. Перечень естественных прав расширен социальными и экономическими, информационными, экологическими, коллективными правами (право нации на самоопределение, свободное развитие и др.) и т.д. Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер и др.) возводят свое понимание естественного закона к философии Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Жак Маритен (1882—1973, «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство») в 1945—1948 гг. был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Концепция Маритена построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. «Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога». Источником естественного закона является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей, человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Поэтому попытки создать исчерпывающий перечень естественных прав на все времена бесполезны. Каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал». «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Маритен предложил собственную классификацию прав человека: фундаментальные права личности (от рождения), политические и социальные права (устанавливаются законодательством). Хранительницей естественного права у Маритена выступала католическая церковь. Учение Маритена послужило идеологической основой Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. В последней трети XX в. с новыми интерпретациями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулз (Теория справедливости. 1972) и Дж. Финнис (Естественный закон и естественное право. 1980). Роулз основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства). Роулз использует конструкцию-понятие «первичные блага», которые подлежат распределению (свобода, равные возможности, определенный уровень материального достатка). Все эти «первичные блага» обеспечивают человеку «самоуважение» и одновременно являются условиями, обеспечивающими его автономность и независимость. Существенное значение придается установлению принципов справедливого распределения: равное обладание основными правами и свободами (свобода максимальна, ее ограничение оправдано только в целях ее лучшей защиты); требование равенства как равного обладания свободой и равного распределения благ (равные возможности в завоевании определенного статуса в обществе). Категория «справедливость» характеризуется Роулзом как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода «процессуальная справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. Последователями теории естественного права были также английский правовед Лон Фуллер (инструментальная точка зрения), Рональд Дворкин (моральная теория), Артур Кауфман (постоянное наличие и действие внепозитивных правовых принципов) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.009 с.) |