Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет истории правовых учений.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовая теория Платона. Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. После казни Сократа покинул Афины. В 387 гг. до н.э. вернулся в Афины и приобрел рощу на окраине города, носившую имя героя Академа. Его Академия просуществовала почти тысячелетие - до 529 г.н.э. Взгляды менялись на протяжении жизни. В ранних диалогах доминируют взгляды Сократа – рационализм, поиски общих понятий, моральная проблематика. В поздних трудах – пифогорейская цифровая мистика и религиозные мифологические верования. Платоновское учение об идеях – истиное бытие – данные ощущению эмпирические тела – не истинны, не относятся к бытию, истинное бытие – умопостигаемые и бестелесные идеи. Мир явлений не абсолютно отделен от мира идей, а представляет искаженную копию вторго. Истинное познание – познание бытия, т.е. мира идей, доступно лишь редким людям, философам, а не толпе. Идеальное гос-во Платона – реализация идей и максимально возможное их воплощение в общественно-политической жизни – полисе. Трем началам человеческой души – разумному, яростному, вожделенному соответствуют в гос-ве начала – совещательное, защитное, деловое, а этим началам – три сословия – правителей, воинов, производителей. Справедливость состоит в том, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Иерархия начал: способности рассуждать (философы) – надлежит господствовать, яростное начало (воины) – вооруженная защита, стражи, подчиненная первому началу, оба этих начала управляют вожделеющим (ремесленники, земледельцы, другие производители), жаждущим богатства. Поскольку полис – совместное поселение, обусловленное общими потребностяи, - разделение труда между гражданами. Допускает в исключительных случаях перехода от высшего к низшему сословию. Стражи организуются на началах солидарности, общности, равенства, коллективизма. Никто не должен обладать частной собственности, если в этом нет крайней необходимости. Припасы стражи получают от третьего сословия, живут и питаются сообща, запрещается иметь серебро и золото. Общность для стражей жен и детей. Женщины уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семей для первых двух сословий не существует. Детей воспитывает гос-во. Вопросы брака, быта, собственности, труда третьего сословия – на усмотрения властей. Они свободны, но отстранены от управления государством. Платон против богатства и бедности, за умеренный достаток, что преодолевает раскол богатых и бедных. Идеальное гос-во - правление философов и справедливых законов, правление лучших и благородных. Он за аристократическое гос-ое устройство. Если выделяется один – царское правление, несколько – аристократия. Любое идеальное гос-во не вечно, оно сменяется другими формами правления - т.е. понимание изменения и смены общественно-гос-ых форм, как круговращение внутри цикла. Определяет 5 видов гос-ого устройства, соответствующих 5 видам душевного склада людей (в порядке ухудшения гос-ого устройства) – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Выраждение идеальной аристократии приводит к частной собственности на землю, делению людей на свободных и рабов. Тимократия – вечно воюющее гос-во. Порча тимократического гос-ва – олигархия – скопление значительного богатства у частных лиц, имущественный ценз участия в управлении. Демократия – не имеет должного управления, т.к. уравнивает равных и неравных. Во всех этих строях свои устремления: тимократия – военные успехи, олигархия – богатство, демократия – свобода. Эти формы гибнут из-за внутренних противоречий. Демократия переходит в тиранию – свобода превращается в рабство, т.к. тиран добивается власти, как ставленник народа. Тирания – наихудший вид гос-ого устройства, беззаконие, произвол, насилие. Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Во всех гос-вах, где нет истиных политиков, правление должно осуществляться через законы. Кроме образцового гос-ва, где правит правитель с истиным знанием, еще три вида правления, делящихся на два подвида: 1) монархия – законная и тирания; 2) законная власть немногих и незаконная – олигархия; 3) демократия с законами и без законов. Т.о. роль закона – вспомогательная. Второй гос-ый строй. Граждане второго гос-ва по жребию получают земельный участок и дом на праве владения. Надел – собственность гос-ва, переходящая по наследству одному из детей. От величины имущества граждане делятся на 4 класса. Устанавливается законом предел бедности и богатства. Никто из частных лиц не вправе владеть золотом и серебром. Ростовщичество и роскошь запрещены. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом, торговлей. Граждане снабжаются достаточным количеством рабов. Повсюду должны насаждаться единомыслие и коллективные начала. Индивидуальная семья признается, но вопросами воспитания у должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей. Все граждане обладают политическими правами, но не равными, а «геометрическое». Во главе гос-ва – 37 правителей, избираемых многоступенчатыми выборами. Возраст от 50 до 70 лет, время у власти – до 20 лет. Они стоят на страже законов. Выборный Совет из 360 членов по 90 от каждого класса. Возможно наличие Народного собрания для 1 и второго класса с обязательным посещением. 3 и 4 класс не обязаны посещать. Избираются гражданские и военные должностные лица. Все кандидаты проходят докимасию – проверку правомерности притязаний. Надгос-ый орган – собрание из 10 самых мудрых и престарелых стражей для определения судьбы государства. В этом государстве ставка –на детальные и суровые законы, жестко регламентирующие публичную и частную жизнь. Законы. Два вида гос-ого устройства: правят правители; правителям предписаны законы, установленные ради общего блага всего гос-ва в целом, а не ограниченной, захватившей власть группы. В законах органичивается власть правящих и свобода управляемых, учитывается география, климат, почва и т.д. На страже законов стоит правосудие, осуществляемое судами, которые не входят в систему самостоятельной власти или обособившейся гос-ой функцией. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему правосудию причастны и все граждане гос-ва. Предусматривается защита по делам. Необходимо идеологическая обработка населения, путем внушения представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загрбных карах за их нарушение. Этот комплекс – общеобязательная государственная религия, нацеленная на достижения единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка гос-ва. Учение о праве И. Канта. В основе философии Иммануил Кант лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. "Познание разумом и априорное познание суть одно и то же", — писал он. На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве — составных частях практической философии — главенствующая роль принадлежит априорным идеям. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Еще одна особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права. Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) имп ератива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строгоочерченные рамки. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм». По определению Канта, право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. В учении Канта о праве были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Описывая право в предельно широком культурологическом контексте, Кант подготовил условия для возникновения философии права в виде самостоятельной дисциплины.
Предмет истории правовых учений. История правовых учений (ИПУ) - историко-правовая дисциплина, одна из дисциплин гос-но-правового цикла (изучается вместе с ТГП, ИГПЗС, ИГПБ). Объект ИПУ - сами политические и правовые учения на различных исторических этапах в различных гос-вах. Предмет ИПУ - теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на гос-во, право, политику. В предмет ИПУ включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории гос-ва и права. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (напр., религиозную) основу (методологический стержень учения); 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении гос-ва и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства гос-ва, об основных принципах права, его соотношении с гос-вом, личностью, обществом и др.; 3) программные положения - оценки существующего гос-ва и права, политические цели и задачи. Программные положения (оценки гос-ва и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, гос-во, политику. Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т.п. По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего гос-ва и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка к-ых соответствует мировоззрению исследователя). Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке гос-ва и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых гос-ой властью). Определение идеологической направленности и классового содержания политико-правового учения дает возможность оценить это учение в связи с государственно-правовыми проблемами определенного общества, с тенденциями развития конкретной страны, ее правовой системы и гос-ва. Функции ИПУ: познавательная – познание и объяснение различных политико-правовых доктрин в различных гос-вах в различное время; эвристическая – ИПУ, опираясь на изученные концепции и доктрины, открывает новые тенденции и особенности генезиса в государственно-правовой жизни общества; прогностическая – в ходе изучения различных политико-правовых доктрин вырабатывается умение (способность) прогнозировать определенные явления в современном обществе; воспитательная – при изучении ИПУ у студентов вызывается и закрепляется чувство уважения за представителей отдельных политико-правовых доктрин. Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, к-ые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции, к к-ым относятся идеологическое самоопределение (самосознание) какой-либо социальной группы по проблемам права, гос-ва, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику гос-ва и развитие права
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.014 с.) |