Предмет истории правовых учений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории правовых учений.



Правовая теория Платона.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. После казни Сократа покинул Афины. В 387 гг. до н.э. вернулся в Афины и приобрел рощу на окраине города, носившую имя героя Академа. Его Академия просуществовала почти тысячелетие - до 529 г.н.э. Взгляды менялись на протяжении жизни. В ранних диалогах доминируют взгляды Сократа – рационализм, поиски общих понятий, моральная проблематика. В поздних трудах – пифогорейская цифровая мистика и религиозные мифологические верования.

Платоновское учение об идеях – истиное бытие – данные ощущению эмпирические тела – не истинны, не относятся к бытию, истинное бытие – умопостигаемые и бестелесные идеи. Мир явлений не абсолютно отделен от мира идей, а представляет искаженную копию вторго. Истинное познание – познание бытия, т.е. мира идей, доступно лишь редким людям, философам, а не толпе.

Идеальное гос-во Платона – реализация идей и максимально возможное их воплощение в общественно-политической жизни – полисе. Трем началам человеческой души – разумному, яростному, вожделенному соответствуют в гос-ве начала – совещательное, защитное, деловое, а этим началам – три сословия – правителей, воинов, производителей. Справедливость состоит в том, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Иерархия начал: способности рассуждать (философы) – надлежит господствовать, яростное начало (воины) – вооруженная защита, стражи, подчиненная первому началу, оба этих начала управляют вожделеющим (ремесленники, земледельцы, другие производители), жаждущим богатства. Поскольку полис – совместное поселение, обусловленное общими потребностяи, - разделение труда между гражданами. Допускает в исключительных случаях перехода от высшего к низшему сословию. Стражи организуются на началах солидарности, общности, равенства, коллективизма. Никто не должен обладать частной собственности, если в этом нет крайней необходимости. Припасы стражи получают от третьего сословия, живут и питаются сообща, запрещается иметь серебро и золото. Общность для стражей жен и детей. Женщины уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семей для первых двух сословий не существует. Детей воспитывает гос-во.

Вопросы брака, быта, собственности, труда третьего сословия – на усмотрения властей. Они свободны, но отстранены от управления государством. Платон против богатства и бедности, за умеренный достаток, что преодолевает раскол богатых и бедных. Идеальное гос-во - правление философов и справедливых законов, правление лучших и благородных. Он за аристократическое гос-ое устройство. Если выделяется один – царское правление, несколько – аристократия. Любое идеальное гос-во не вечно, оно сменяется другими формами правления - т.е. понимание изменения и смены общественно-гос-ых форм, как круговращение внутри цикла. Определяет 5 видов гос-ого устройства, соответствующих 5 видам душевного склада людей (в порядке ухудшения гос-ого устройства) – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Выраждение идеальной аристократии приводит к частной собственности на землю, делению людей на свободных и рабов. Тимократия – вечно воюющее гос-во. Порча тимократического гос-ва – олигархия – скопление значительного богатства у частных лиц, имущественный ценз участия в управлении.

Демократия – не имеет должного управления, т.к. уравнивает равных и неравных. Во всех этих строях свои устремления: тимократия – военные успехи, олигархия – богатство, демократия – свобода. Эти формы гибнут из-за внутренних противоречий. Демократия переходит в тиранию – свобода превращается в рабство, т.к. тиран добивается власти, как ставленник народа. Тирания – наихудший вид гос-ого устройства, беззаконие, произвол, насилие.

Политика – царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Во всех гос-вах, где нет истиных политиков, правление должно осуществляться через законы.

Кроме образцового гос-ва, где правит правитель с истиным знанием, еще три вида правления, делящихся на два подвида: 1) монархия – законная и тирания; 2) законная власть немногих и незаконная – олигархия; 3) демократия с законами и без законов. Т.о. роль закона – вспомогательная.

Второй гос-ый строй. Граждане второго гос-ва по жребию получают земельный участок и дом на праве владения. Надел – собственность гос-ва, переходящая по наследству одному из детей. От величины имущества граждане делятся на 4 класса. Устанавливается законом предел бедности и богатства. Никто из частных лиц не вправе владеть золотом и серебром. Ростовщичество и роскошь запрещены. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом, торговлей. Граждане снабжаются достаточным количеством рабов. Повсюду должны насаждаться единомыслие и коллективные начала. Индивидуальная семья признается, но вопросами воспитания у должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей.

Все граждане обладают политическими правами, но не равными, а «геометрическое». Во главе гос-ва – 37 правителей, избираемых многоступенчатыми выборами. Возраст от 50 до 70 лет, время у власти – до 20 лет. Они стоят на страже законов. Выборный Совет из 360 членов по 90 от каждого класса. Возможно наличие Народного собрания для 1 и второго класса с обязательным посещением. 3 и 4 класс не обязаны посещать. Избираются гражданские и военные должностные лица. Все кандидаты проходят докимасию – проверку правомерности притязаний. Надгос-ый орган – собрание из 10 самых мудрых и престарелых стражей для определения судьбы государства. В этом государстве ставка –на детальные и суровые законы, жестко регламентирующие публичную и частную жизнь.

Законы. Два вида гос-ого устройства: правят правители; правителям предписаны законы, установленные ради общего блага всего гос-ва в целом, а не ограниченной, захватившей власть группы. В законах органичивается власть правящих и свобода управляемых, учитывается география, климат, почва и т.д. На страже законов стоит правосудие, осуществляемое судами, которые не входят в систему самостоятельной власти или обособившейся гос-ой функцией. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему правосудию причастны и все граждане гос-ва. Предусматривается защита по делам.

Необходимо идеологическая обработка населения, путем внушения представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загрбных карах за их нарушение. Этот комплекс – общеобязательная государственная религия, нацеленная на достижения единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка гос-ва.

Учение о праве И. Канта.

В основе философии Иммануил Кант лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.

"Познание разумом и априорное познание суть одно и то же", — писал он. На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве — составных частях практической философии — главенствующая роль принадлежит априорным идеям. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой.

В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики.

Еще одна особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права.

Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель.

Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) имп ератива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства.

Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строгоочерченные рамки. Право обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется "полный антагонизм». По определению Канта, право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.

В учении Канта о праве были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Описывая право в предельно широком культурологическом контексте, Кант подготовил условия для возникновения философии права в виде самостоятельной дисциплины.

 

Предмет истории правовых учений.

История правовых учений (ИПУ) - историко-правовая дисциплина, одна из дисциплин гос-но-правового цикла (изучается вместе с ТГП, ИГПЗС, ИГПБ).

Объект ИПУ - сами политические и правовые учения на различных исторических этапах в различных гос-вах.

Предмет ИПУ - теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на гос-во, право, политику. В предмет ИПУ включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории гос-ва и права. Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (напр., религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении гос-ва и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства гос-ва, об основных принципах права, его соотношении с гос-вом, личностью, обществом и др.;

3) программные положения - оценки существующего гос-ва и права, политические цели и задачи.

Программные положения (оценки гос-ва и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, гос-во, политику.

Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т.п.

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего гос-ва и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка к-ых соответствует мировоззрению исследователя).

Составной частью идеала являются предположения о сроках и способах его достижения. По этому основанию различаются политико-правовые учения радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке гос-ва и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не все и не сразу), революционные (уповающие на насильственное преобразование существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых гос-ой властью).

Определение идеологической направленности и классового содержания политико-правового учения дает возможность оценить это учение в связи с государственно-правовыми проблемами определенного общества, с тенденциями развития конкретной страны, ее правовой системы и гос-ва.

Функции ИПУ: познавательная – познание и объяснение различных политико-правовых доктрин в различных гос-вах в различное время; эвристическая – ИПУ, опираясь на изученные концепции и доктрины, открывает новые тенденции и особенности генезиса в государственно-правовой жизни общества; прогностическая – в ходе изучения различных политико-правовых доктрин вырабатывается умение (способность) прогнозировать определенные явления в современном обществе; воспитательная – при изучении ИПУ у студентов вызывается и закрепляется чувство уважения за представителей отдельных политико-правовых доктрин.

Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, к-ые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции, к к-ым относятся идеологическое самоопределение (самосознание) какой-либо социальной группы по проблемам права, гос-ва, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику гос-ва и развитие права

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.023 с.)