Политико-правовое учение Н. Макиавелли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Н. Макиавелли.



Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель. Произведение «Государь» – трактат о роли, месте и назначении главы государства в Италии и Европе в 16 веке.

Исключает религиозные объяснения из государствоведения. Постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходит не по воле божей, не по прихоти или фантазии людей, но совершается объективно, под воздействием действительного, а не воображаемого хода вещей. Отсоединил государствоведение от этики – нереалистично осмысливать и решать политические проблемы используя моральные критерии и суждения, ибо власть, политика, технология политического господства изначально явления внеморального плана. Для управления государством и удержания власти государю необходим прочный фундамент из хороших законов и хорошего войска. Опора законов – армия, вооруженная сила.

Политические приемы, которыми государь достигает своей высшей цели:

- умение не пренебрегать пороками, которые позволяют ему удержаться у власти;

- отход от своего слова;

- заимствование из истории всего, что обеспечивает охранение государства;

- гос-ая власть должна быть твердой и решительной, поэтому должно производиться ее прославление и возвеличивание;

- самосохранение и упрочение власти любой ценой – доминирующий интерес государственности;

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив (исключительное право). Оно трактуется как аппарат, управляющий поданными, народом, обществом и включает в себя: государя, его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц (т.е. центральную администрацию). Этому аппарату, и прежде всего государю, принадлежит публичная власть – право управлять государством по своему усмотрению. Государь должен концентрировать политическую власть только у себя. Отдает предпочтение единолично управляемым государствам, а поставленные им слуги ему помогают, практически выполняя его волю, а поданные страны повинуются его слугам лишь как чиновникам, не питая привязанности к последним. Суть власти государя определяется лишь его собственным усмотрением, и не ограничен чьей либо волей. Властных полномочий нет не только у чиновников, но и у баронов, магистратов.

Народ не является носителем верховной власти – он минимально подключен для самостоятельного отправления государственных дел, послушный объект государственной власти. По отношению к управляемым государь выступает как опекун народа: наводит порядок, исключающий преступления, ограждает от грабежа чиновников, предоставляет возможность искать у него защиты. Меры ограничиваются военными и полицейско-охранительными, покровительством ремеслам, земледелию, торговле. Нет места гарантированию прав и свобод, особенно политических. Сами поданные не очень заинтересованы в обладании такими правами и свободами – готовы смириться с утратой свободы, престижа, власти, но никогда не смирятся с потерей имущества.

Опекая поданных, государь должен стремиться, чтобы они воспринимали его действия как благодеяния. Благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше, а поданные ощущали его гораздо полнее. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней поданных, что достигается завоеванием государем расположения народа – это его задача. Два способа достижения повиновения:

- любовь к государю;

- страх перед государем, а если приходится выбирать, то выбирается страх – т.к. выдвигает свою аксиому о асоциальной, антиобщественной природе людей. Люди неблагодарны, непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечет нажива.

Правитель для обеспечения безропотного повиновения не должен пренебрегать суровыми карами даже в мирное время. Людей, причисляемых к врагам государственной власти, государь волен уничтожать. Государь находится вне юрисдикции суда. Его решения по делам подчиненных должны быть бесповоротными. Необходимо обеспечивать неприрекаемость государственной власти, которую может обеспечить только верховная воля. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, могущество и порядок в стране. Не свободная воля, признание индивида, о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности в политике, а идеальный правитель и технология его властвования. Разлад Макиовелли с гуманизмом в трагическом несовпадении двух качественных измерений: этического и политического. Право – как средство достижения государственных целей. Заслуга мыслителя – выразил объективно существующие соотношения политики и морали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.005 с.)