Обложка отчета приходского благотворительного общества в селе вощажникове ростовского уезда за 1910 и 1911 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обложка отчета приходского благотворительного общества в селе вощажникове ростовского уезда за 1910 и 1911 гг.



Российская государственная библиотека.

 

Рисунок 4.

Фёдор Львович Аляпышев. Источник: Доходный дом Е. П. Озеровой - Гостиница "Сити Отель Комфитель - Прима". – Архитектурный сайт Санкт- Петербурга                [Электронный      ресурс]  –         Режим доступа: http://www.citywalls.ru/house7891.html, свободный. (Дата обращения: 01.12.2019.)


Рисунок 5.

Дом призрения и ремесленного образования бедных детей. Воспитанники за обедом. 1900-е. Фотоателье К.К. Буллы. ЦГАКФФД. Источник: Дом призрения и ремесленного обучения бедных детей в Санкт-Петербурге – Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://encspb.ru/object/2806468334?lc=ru, свободный. (Дата обращения: 01.12.2019.).


Рисунок 6.

Родословное древо А. С. Озерова по состоянию на 07.02.2020. Разработка автора.

107


 

 

Рисунок 7.

Олимпий Яковлевич и Феоктиста Андреевна Озеровы в фотоателье М. Н. Бортняевой (Коломна). Фотография сделана до 1897 года.


Нина Александровна Стрелкова

Научный сотрудник научно-фондового отдела ГАУК МО «Серпуховский

историко-художественный музей» (г. Серпухов)

 

ФАБРИКА В ДАНКАХ ПОТОМСТВЕННОЙ ПОЧЕТНОЙ ГРАЖДАНКИ

АННЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МАРАЕВОЙ

Имя серпуховской фабрикантши Анны Васильевны Мараевой в основном связывается с происхождением коллекции Серпуховского историко-художественного музея, в то время как ее промышленная деятельность мало изучена.

В 1858 году основатель будущего купеческого рода свекр А.В. Мараевой Василий Афанасьевич Мараев (ум. 1881) выстроил фабрику в Данках Высоцкой волости, и через два года здесь уже были установлены печатные машины[1]. Принадлежала Василию Афанасьевичу и бумаготкацкая фабрика в находящейся поблизости от города д. Заборье (ныне территория Серпухова). При этой фабрике Мараевы впоследствии постоянно проживали.

В деле отца работал его единственный наследник - Мефодий Васильевич Мараев. В 1881 году умер Василий Мараев, спустя год скоропостижно скончался Мефодий Васильевич. И «мануфактурное дело», и многочисленное семейство остались на попечении 37-летней Анны Васильевны, в этих тяжелых условиях проявившей незаурядную силу характера и деловитость. Кроме того, А.В. Мараева была вовлечена в многолетнее судебное разбирательство по иску деверя (двоюродного брата мужа) — московского купца Ф.Ф. Мараева, который пытался оспорить законность брака невенчанных в официальной церкви старообрядцев и на этом основании получить наследство умершего родственника. Тяжба была выиграна Анной Васильевной в 1893 году. [2]

В товарищество мануфактур А.В. Мараевой входили следующие предприятия: бумаготкацкая, красильно-


отделочная и ситценабивная фабрики. Общая численность рабочих составляла 1500 чел. На производствах было задействовано 700 ткацких станков. Основной капитал составил 3 000 000 руб. [3]

Настоящая статья рассматривает деятельность ситценабивной фабрики в деревне Данки, которая находилась в 10 верстах от Серпухова.

Врач Е.М. Дементьев, производивший обследование санитарного состояния серпуховских фабрик, осмотрел фабрику А.В. Мараевой в Данках 19 и 20 сентября 1884 года. В своей книге, изданной в Москве спустя четыре года после визита на мараевскую фабрику, он подробно описывает производство, условия работы, а также в книге представлен план данковской фабрики.

Фабрика в Данках занимала живописный уголок имения Мараевых, примыкала непосредственно к их усадьбе. Окружающая местность была покрыта лесом, большею частью старым, и ближайшая деревня находилась от фабрики на расстоянии 5-ти верст. Фабричный двор раскинут частью на горе, частью под нею, на берегу огромного пруда, вернее озера, образовавшегося в ложбине, после запруды и расчистки множества бьющих здесь ключей.

К юго-востоку параллельно ряду зданий, шел обрыв, у подножия которого бежал ручей-сток из пруда. Вода для производства качалась из пруда. Все здания, за исключением одной колотильни, были кирпичные. Жилые здания были отчасти кирпичными, отчасти бревенчатыми, один же дом был смешанной постройки — все они гармонировали с местностью.

Главный корпус фабрики, кроме складов печатных валов и миткаля, в нижнем этаже имел три мастерские: печатную, колландровую и слесарную с паровой; в верхнем этаже находились плитная сушильня, аппаратная разборная товара и зрельня.

Фабрика в Данках набивала ситцы по миткалю, выработанному на бумаготкацкой фабрике в Заборье. На фабрике обрабатывалось в год до 70 тысяч кусков на сумму до


335 т. рублей. Производительные силы состояли из трех печатных машин: четырех, трех и двухвальной. В сумме на фабрике работало 10 машин на 88 сил.

В 1899 году на ситценабивной фабрике в Данках при А.В. Мараевой уже работало 200 мужчин и 40 женщин. А к 1914 году мужчин 272 и женщин 42 человека. Но в Заборье штат был более укомплектован: 531 человек мужчин, и женщин 641 душа.

Подростков было значительно больше, чем на других ситценабивных фабриках, к примеру, чем на фабрике Н.Н. Коншина. Грамотность была низкая. Все рабочие нанимались на годичный срок с Пасхи по Пасху. Следует отметить, что из всех взрослых мужчин на полевые работы уходил только один рабочий на 2-3 недели во время покоса. [4]

Согласно правилам внутреннего распорядка, утвержденные фабричным инспектором 15 декабря 1886 г. [5] рабочий день начинался в 5 утра и заканчивался в 8 часов вечера. По субботам и в канун праздников работа заканчивалась здесь двумя часами раньше, после чего, все от простого ткача и кухарки, мастера или владельцев фабрики собирались в просторной, светлой и богатой домашней молельне с многочисленными древними иконами.

Особенно чтимы и любимы были на фабрике следующие праздники: Сочельник, Рождество Христово, один из дней Рождественских святок и Суббота масляной недели. Без подарков рабочим не обходилось.

Все рабочие жили при фабрике и большею частью в казармах. Общие спальни рабочих были устроены одинаково: грязные комнаты с неоштукатуренными стенами, с деревянными полами и со сплошными грязными нарами, на которых только изредка встречаются постели в виде грязных тюфяков и подушек, обычно же постели заменялись рогожами с верхним платьем рабочего в изголовье. Ни общие спальни, ни каморки не имели никаких приспособлений для вентиляции. Что касается цен в харчевом амбаре, то по заявлению рабочих, они всегда держались не выше цен в городе. Традиционное


меню рабочего: хлеб ржаной, топленое говяжье сало, кислая капуста. [6]

Средняя заработная плата по профессиям и по роду занятости у мужчин состояла от 12-25 рублей и выше в месяц. У женщин несколько ниже. Но у заведующего фабрикой Мариана Романовича зарплата превышала доходы рабочих в разы, так за ноябрь месяц 1909 года его зарплата составила 750 руб. [7] Харчевой день из горячей пищи два раза, за обед и за ужин обходился от 11-12 копеек. Вероисповедание было у всех одно — древлеправославие по заветам федосеевского благочестия.

Ситцы фабрик А.В. Мараевой пользовались успехом на Российском и среднеазиатском рынке. Но в начале 1910-х годов фабричное дело Мараевых стало испытывать финансовые затруднения. Необходимость привлечения дополнительных средств для поддержания и развития текстильного производства привела к учреждению в 1911 году паевого «Товарищества мануфактур А.В. Мараевой в Серпухове». Во главе правления нового товарищества стала А.В. Мараева вместе с сыновьями Иваном, Василием и гражданином И.А. Руссовым. Но эта реорганизация не привела к ожидаемому оживлению в делах. Изменение конъюнктуры рынка и непоступление платежей за мануфактурный товар от оптовых покупателей из Средней Азии и западных губерний России привели к образованию в 1912 году убытка в 557,087 руб. [8] Кредиторы (банки и поставщики бумажной пряжи) обратились в судебные инстанции за взысканием долгов.

10 февраля 1913 года пайщикам «Товарищества мануфактур А.В. Мараевой в Серпухове» было объявлено о необходимости нести ответственность за долги своим движимым и недвижимым имуществом, на которое налагается арест. [9] 25 мая 1913 года А.В. Мараева обратилась с просьбой о помощи к известному в деловых кругах Москвы советнику Ивану Кондратьевичу Полякову, директору правлений Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями и Товарищества Саввинской мануфактуры «В.


Морозова сыновей, И. Полякова и К». К его опыту часто прибегали попавшие в затруднительное положение купцы и фабриканты, которые, как правило, получали при этом дельный и доброжелательный совет. Более того он также, как и А.В. Мараева был старообрядцем. Письмо Мараевой сохранилось в архивном фонде Товарищества «Викула Морозова сыновей» - одного из кредиторов фирмы А.В. Мараевой, задолженность которому к тому времени достигла 55 тыс. рублей.

«….Случилось затруднение, с которым мы боролись всеми нашими силами и средствами, но силы наши ослабли, нас стали теснить, и мы попали в тяжелые тиски. И выбраться не умеем. Люди жизни так или иначе заграждают путь честного труда и той пользы, которую и наше дело тысячам людей приносило и хлеб давало.

Помолясь святителю и чудотворцу Николе, я осмеливаюсь прибегнуть к вам, глубокоуважаемый и многодобрый Иван Кондратьевич, с моей покорно смиренной и слезной прозьбой, во имя Бога всемогущего прошу и умоляю вас не отвергнуть мою прозьбу. Помогитя, научитя нас, дайте нам ваш многоопытный совет и указание, каким путем стать на ноги, и чтобы мы и дело наше не было в конец подорвано и разрушено и моя старость, и вся многотрудная жизнь не была посрамлена в конец, и сыновья мои не были изгнаты и удалены из дела, и лишены честного труда».

Осталось неизвестным, как отреагировал на это письмо адресат. С 14 октября по 4 ноября 1913 года были проведены торги движимого имущества товарищества (мануфактуры, запасов красок и дров) на общую сумму 100 тыс. рублей. Ткацкая фабрика в Заборье была закрыта, ситценабивная фабрика в Данках продолжала работу до исчерпания запасов миткаля. 18 ноября 1913 года правление объявило, что Московским коммерческим судом по делам товарищества

«допущена администрация», т.е. управление по указаниям избранной кредиторами комиссии. Администрация продолжалась до 31 октября 1916 года и была снята после выплаты всех долгов Товарищества. [10]


Наступившая новая эпоха после событий 1917 года, внесла перемены во всем государстве. В стране началась национализация частного предпринимательства и капитала. Фабрики и дом Мараевой в Серпухове отошли в государственную казну. Что касается здания данковской фабрики, то в нем в 20-е годы прошлого столетия был организован дом инвалидов №2, в котором уже в 1938 году проживало 918 человек, утративших трудоспособность. [11] В настоящее время от фабрики остался небольшой фрагмент кирпичной стены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. «Санитарное исследование фабрик и заводов Серпуховского уезда» / Е.М. Дементьев, Москва, 1888 г., стр. 277

2. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. М., 1992. С. 201.

3. «Акционерно-паевые предприятия России (составлено по официальным данным)», 1913 г.

4. «Санитарное исследование фабрик и заводов Серпуховского уезда» / Е.М. Дементьев, Москва, 1888 г., стр. 278 - 289

5. «Правила внутреннего распорядка, утвержденные фабричным инспектором 15 декабря 1886 г. на бумаго-ткацкой фабрике потомственной почетной гражданки Анны Васильевны Мараевой» / СИХМ КП 4355, док.1040

6. «Санитарное исследование фабрик и заводов Серпуховского уезда» / Е.М. Дементьев, Москва, 1888 г., стр. 286

7. «Ведомость о заработках и уплатах служащих и рабочих А.В. Мараевой на Данках за ноябрь месяц 1909 г.» / СИХМ фонд X, дело 3, КП 319

8. «Акционерно-паевые предприятия России (составлено по официальным данным)», 1913 г.

9. ЦИАМ. Ф.450. Оп. 8. Д. 1096. Л. 218./ Новые данные к биографии владелицы

«Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А.В. Мараевой, Любартович В.А.

10. Новые данные к биографии владелицы «Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А.В. Мараевой, Любартович В.А. // Старообрядчество в России 17- 20 вв., 1999 г., стр.433

11. Архивное управление администрации г. Серпухов, Ф.35, газета

«Коммунист» от 24 декабря 1938 г.


Алексей Сергеевич Шеболдаев живописец, член Московского союза художников, профессор кафедры рисунка и живописи института искусств

Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина

(г.Москва)

 

ЛЕНД-АРТ НА СОЛОВКАХ

В своё время историк Л.Н Гумилёв отмечал, что ландшафт является определяющим фактором становления, развития и приобретения особенных, уникальных качеств того или иного этноса. Особенности климатической зоны, географические, погодные и иные условия проживания формируют особые адаптивные начала той или иной группы людей - сначала племени, затем – поселения, полиса и, наконец, страны в целом.

Новое время рождает новые пластические идеи, новые материалы. Теперь авторы часто думают и о привлечении туристов, и о жителях данной территории, о нерешённых проблемах или незаживающих «ранах прошлого». Тому примерами стали в последние годы симпозиумы по ленд-арту в рамках проекта «Территория вдохновения»: в заповеднике

«Берель» где расположены сакские могильники IV века.до нашей эры, пасеке «Климово» (Казахстан), в деревне Гановцы(Словакия), где был найден окаменевший мозг неандертальца, в заповеднике «Тустань»(Украина), где сохранился уникальный скальный выступ, ранее служивший основой неприступной крепости. На этих и многих других территориях авторы из разных стран, применяя разнообразные средства: деревья, их ветви, траву, камни, текстиль, зеркала и стекло, шпагат и пр. создают ленд-арт объекты, заставляющие зрителя включиться в

«тайнопись» данной территории, открыть для себя не известные им до этого проблемы.

В 2019 году в конкурсе музейно-образовательных проектов «Летней культурно-экологической школы» /«Летнего университета» Соловецкого музея-заповедника проект «Ленд- арт на Соловках» Российского государственного университета


имени А.Н. Косыгина (Технологии, Дизайна, Искусство) стал победителем.

Тема проекта — создание пространственных  композиций

«Древние города, монастыри и храмы Русского Севера». Участники проекта — студенты-практиканты института искусств (второй курс) РГУ им. А.Н. Косыгина. Автор проекта

профессор кафедры рисунка и живописи института искусств РГУ им. А.Н. Косыгина, член товарищества живописцев Московского союза художников Шеболдаев Алексей Сергеевич, студентка института дизайна Авдеева Д.Д. и выпускница института искусств Я.С. Гетман. Сроки ленд-арта с 1 по 4 июля 2019 года.

Целью проекта стало создание пластических, пространственных композиций, рассказывающих о своеобразии древней русской деревянной и каменной архитектуры, в том числе об утраченных недавно памятниках (церковь и колокольня в селе Лялины Каргопольского района, храм Успения Богородицы в Кондопоге), закрепление материала, изученного на дисциплине «История мировой культуры и искусства».

При этом актуальность создания объектов ленд-арта состоит в активном вмешательстве общественности в дело по сохранению уникальной архитектуры Русского Севера, которое должно быть не только повседневной заботой государства, но и долгом каждого гражданина. Привлечение к проблеме сохранения культурного наследия подрастающего поколения

— школьников и студентов. Развитие соответствующих волонтёрских движений (скаутов).

По разработанным заранее эскизам, был создан ряд ленд- артных пространственных композиций на заявленную тему. Для композиций использованы природные материалы (дерево, камни), плиты ОСБ (с пропиткой от влаги) для выпиливания рельефов или других материалов (фанера, доски). Кроме этого использовались металлические детали морских судов и их оснастки, отслужившие свой срок и «доживающие» свои последние дни на берегу Большого Соловецкого острова. В


работе были использованы следующие материалы: электрический лобзик, болгарка со специальным диском для обработки дерева, акриловые краски, электрический шуруповёрт, саморезы, жидкие гвозди и пр.

В рамках проекта «Ленд-арт на Соловках» были созданы три композиции.

1. «Возродим утраченные христианские святыни» (о погибших в огне церкви и колокольне в селе Лялины Каргопольского района, храме Успения Богородицы в Кондопоге и соборе Парижской Богоматери) — автор Я.С. Гетман (рис 1-7).

2. «Летящий по волнам» (о местах учебной практики в древних русских городах и монастырях) — автор А.С. Шеболдаев (рис.8-10).

3. «Чудо-юдо Рыба-кит» (о местах учебной практики в древних русских городах и монастырях) — автор Д.Д. Авдеева (рис.11).

Эти пространственные композиции стали постоянным наглядным материалом для информирования иностранных и российских туристов о художественном наследии Древней Руси и о проблемах её сохранения для будущих поколений.

Презентация проекта прошла на вернисаже отчётной выставки «Свет короткого лета» (41-я учебная практика института искусств РГУ им. А.Н. Косыгина в конференц-зале Петербургской гостиницы Соловецкого музея-заповедника (рис.12).

Автор фотографий – Ю.Б. Гейдлин


 

 

 

Село Лядины

 

Рисунок ансамбля села Лядины


Пожар в Лядинах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.049 с.)