Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8:Психическое насилиепо отношению к детям в семье
Цель: рассмотреть суть и поведенческие признаки психического насилия в отношении детей в семье, а также меры принимаемые социальными работниками по профилактике и выявлению подобных случаев. План: 1. Теоретическое обоснование психического насилия в отношении детей в семье 2. Формы психического насилия 3. Признаки и последствия психического насилия Психическое насилие (эмоциональное) – это эпизодическое или регулярное оскорбление, унижение ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержения, которое приводит к эмоциональному или поведенческому нарушению развития ребёнка. Психическим насилием может быть и «разовая» травма, которая ведёт к нарушению психических процессов. Сложность задачи разграничения допустимых мер дисциплинарного воздействия на ребенка и жестокого обращения с ним наиболее отчетливо видна в случае психического насилия. Например, как часто ребенок может получать замечания от родителей, в каких выражениях и с какой интонацией можно делать замечания, как родители должны учитывать возраст ребенка, в каких случаях, несмотря на совершенный проступок, замечание ребенку делать нельзя? Очевидно, что те или иные действия родителей могут быть расценены как психическое насилие только с учетом особенностей личности ребенка и характера его взаимоотношении с родителями. Ответить на поставленные вопросы помогает предложенная Гарбарино классификация основных проявлений (форм) психического насилия: отвержение; изоляция; терроризирование; игнорирование; развращение. Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, при этом не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей. При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка. При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития - обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя. Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным. Наличие эмпатии к ребенку, возникновение у родителей положительных эмоций при общении с ним способствует формированию привязанности, а также более внимательному отношению к ребенку, когда родители охотно отзываются на его потребности и желания. Такое конструктивное взаимодействие отвечает интересам ребенка и в то же время облегчает родителям процесс воспитания. Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании. Однако они вновь и вновь. Повторяют эти ошибки, поскольку не могут справиться с постоянно возникающими трудностями. Эти родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь. В результате общение с ребенком для них оказывается Постоянно связанным с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, а наоборот стремящегося досадить им. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Родители, испытывающие подобные чувства, значительно чаще используют наказание, рассматривая его как универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и социализацию ребенка.
При психическом насилии отношение родителей к детям характеризуется следующими особенностями: 1. Постоянная негативная оценка ребёнка, которая выражается вербально и не вербально. 2. Предъявление ребёнку требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; отказ от оказания ему помощи и поддержки. 3. Безразличие или эмоциональное отвержение. 4. Отказ принять право ребёнка на собственное мнение, нарушение психологических границ ребёнка. Различные формы психического насилия вызывают различные ближaйшиe и отдаленные последствия, которые зависят также от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя, в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми. Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются: отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения; низкая самооценка и повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения; трудности в общении со сверстниками В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы выражения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога). Как отмечалось выше, психическое насилие является составным элементом всех форм жестокого обращения с детьми. В связи с этим нарушения поведения, обусловленные эмоциональными расстройствами (безразличие и апатия, низкая успеваемость и плохая концентрация внимания, кражи и агрессия и др.), могут встречаться у детей, пострадавших от разных форм жестокого обращения. Специфические проявления эмоциональных нарушений характерны лишь для детей, перенесших сексу-альное насилие. Сексуализированое поведение, которое воспроизводит полученный ребенком несвойственный его возрасту опыт сексуальных отношений, но также отражает переживаемые им чувства (от страха, стыда и гнева до желания повторно испытать сексуальное возбуждение) и стремление совладать с ними.
Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальнойдезадаптацииребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его неправильное поведение. К особенностям поведения детей, перенесших психическое насилие, относятся: отставание в психическом развитии; сниженный фон настроения; тревожность; замкнутость, чрезмерный страх при общении с незнакомыми взрослыми или наоборот чрезмерная доверчивость; неразборчивая привязанность; неумение взаимодействовать с другими детьми; отсутствие привязанности к родителям; плохая успеваемость. К особенностям внешнего вида можно отнести признаки задержки физического развития, признаки плохого ухода и недостаточного внимания со стороны родителей: санитарная запущенность; грязная или порванная одежда; одежда, не соответствующая сезону; низкая масса тела; наличие следов от случайных повреждений, полученных вследствие недосмотра родителей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.015 с.) |