Тема 8:Психическое насилиепо отношению к детям в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8:Психическое насилиепо отношению к детям в семье



Цель: рассмотреть суть и поведенческие признаки психического насилия в отношении детей в семье, а также меры принимаемые социальными работниками по профилактике и выявлению подобных случаев.

План:

1. Теоретическое обоснование психического насилия в отношении детей в семье

2. Формы психического насилия

3. Признаки и последствия психического насилия

Психическое насилие (эмоциональное) – это эпизодическое или регулярное оскорбление, унижение ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержения, которое приводит к эмоциональному или поведенческому нарушению развития ребёнка.

Психическим насилием может быть и «разовая» травма, которая ведёт к нарушению психических процессов.

Сложность задачи разграничения допустимых мер дисциплинарного воздействия на ребенка и жестокого обращения с ним наиболее отчетливо видна в случае психического насилия. Например, как часто ребенок может получать замечания от родителей, в каких выражениях и с какой интонацией можно делать замечания, как родители должны учитывать возраст ребенка, в каких случаях, несмотря на совершенный проступок, замечание ребенку делать нельзя? Очевидно, что те или иные действия родителей могут быть расценены как психическое насилие только с учетом особенностей личности ребенка и характера его взаимоотношении с родителями. Ответить на поставленные вопросы помогает предложенная Гарбарино классификация основных проявлений (форм) психического насилия:

 отвержение;

 изоляция;

 терроризирование;

 игнорирование;

 развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, при этом не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития - обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Наличие эмпатии к ребенку, возникновение у родителей положительных эмоций при общении с ним способствует формированию привязанности, а также более внимательному отношению к ребенку, когда родители охотно отзываются на его потребности и желания. Такое конструктивное взаимодействие отвечает интересам ребенка и в то же время облегчает родителям процесс воспитания. Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании. Однако они вновь и вновь. Повторяют эти ошибки, поскольку не могут справиться с постоянно возникающими трудностями. Эти родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь. В результате общение с ребенком для них оказывается Постоянно связанным с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, а наоборот стремящегося досадить им. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Родители, испытывающие подобные чувства, значительно чаще используют наказание, рассматривая его как универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и социализацию ребенка.

При психическом насилии отношение родителей к детям характеризуется следующими особенностями:

1. Постоянная негативная оценка ребёнка, которая выражается вербально и не вербально.

2. Предъявление ребёнку требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; отказ от оказания ему помощи и поддержки.

3. Безразличие или эмоциональное отвержение.

4. Отказ принять право ребёнка на собственное мнение, нарушение психологических границ ребёнка.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближaйшиe и отдаленные последствия, которые зависят также от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения.

Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя, в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

 отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

 агрессивность;

 импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения;

 низкая самооценка и повышенная тревожность;

 неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;

 трудности в общении со сверстниками

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы выражения эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Как отмечалось выше, психическое насилие является составным элементом всех форм жестокого обращения с детьми. В связи с этим нарушения поведения, обусловленные эмоциональными расстройствами (безразличие и апатия, низкая успеваемость и плохая концентрация внимания, кражи и агрессия и др.), могут встречаться у детей, пострадавших от разных форм жестокого обращения. Специфические проявления эмоциональных нарушений характерны лишь для детей, перенесших сексу-альное насилие. Сексуализированое поведение, которое воспроизводит полученный ребенком несвойственный его возрасту опыт сексуальных отношений, но также отражает переживаемые им чувства (от страха, стыда и гнева до желания повторно испытать сексуальное возбуждение) и стремление совладать с ними.

Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определенные чувства, но эти же чувства могут вызвать то же самое поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведет к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальнойдезадаптацииребенка. Важную роль в становлении этого порочного круга играет убеждение ребенка в собственной вине, в том, что причиной насилия было его неправильное поведение.

К особенностям поведения детей, перенесших психическое насилие, относятся:

 отставание в психическом развитии;

 сниженный фон настроения;

 тревожность;

 замкнутость, чрезмерный страх при общении с незнакомыми взрослыми или наоборот чрезмерная доверчивость;

 неразборчивая привязанность;

 неумение взаимодействовать с другими детьми;

 отсутствие привязанности к родителям;

 плохая успеваемость.

К особенностям внешнего вида можно отнести признаки задержки физического развития, признаки плохого ухода и недостаточного внимания со стороны родителей:

 санитарная запущенность;

 грязная или порванная одежда;

 одежда, не соответствующая сезону;

 низкая масса тела;

 наличие следов от случайных повреждений, полученных вследствие недосмотра родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.015 с.)