Правовые гарантии сторонам исполнительного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые гарантии сторонам исполнительного производства



Гарантии взыскателя: ч. 2 ст. 106 ФЗИП закрепляет, что в случае неисполнения должником требования о восстановлении работника на работе пристав-исполнитель разъясняет взыскателю право обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением в письменной форме о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения и по день исполнения. Разъяснение делается в письменной форме. Законом не установлен срок, в течение которого пристав обязан вынести такой документ.            

       Гарантии должника-организации закреплены в ст. 120 ФЗИП. Так, в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении. Ущерб должника-организации выражается в вынужденных выплатах работнику за весь период, в течение которого решение суда не исполнялось. Заявление подается в суд общей юрисдикции и рассматривается по правилам искового производства.

По результатам исполнения судебным приставом-исполнителем составляется акт, после чего исполнительное производство оканчивается по п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗИП.

Если после окончания исполнительного производства работодатель издает новый приказ об увольнении и на этом основании расторгает трудовой договор с работником, исполнительное производство не может быть возобновлено старшим судебным приставом в соответствии с ч. 9 ст. 47 ФЗИП. В такой ситуации работнику надлежит вновь обращаться с исковым заявлением о восстановлении на работе, поскольку имеет место новый, самостоятельный фактический состав.

Если работодатель после окончания исполнительного производства о восстановлении на работе отменит свой приказ об отмене приказа об увольнении и вновь будет препятствовать взыскателю в выполнении трудовых функций, то фактический состав остается тем же, поэтому старший судебный пристав имеет право отменить постановление пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, после чего будет повторное восстановление взыскателя на работе.

 

40.Исполнение требований о выселении должника, вселении взыскателя и иным жилищным спорам.

Выселение должника.

Выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением.

Исполнение исполнительного документа о выселении должника осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 107 Закона об исполнительном производстве, с особенностями, содержащимися в указанной статье.

В данном случае существует такая последовательность совершения исполнительных действий.

1. Возбуждение исполнительного производства в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве. После возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающему должника выселиться, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для добровольного исполнения.

2. Если должник в течение установленного срока добровольно не исполнит требования, указанные в исполнительном документе, с него взыскивается исполнительский сбор.

3. В случае неисполнения исполнительного документа о выселении должника выселение осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно с соблюдением следующих процедур:

а) извещение должника о дне и времени принудительного выселения, причем отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа;

б) выселение должника, состоящее из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением; в) составление судебным приставом-исполнителем акта о выселении и описи имущества;

г) присутствие понятых, в необходимых случаях выселение производится при содействии органов внутренних дел;

д) обеспечение судебным приставом-исполнителем хранения имущества должника с возложением на него понесенных расходов;

е) реализация хранимого имущество как бесхозного, если должник не забрал его в течение двух месяцев. При этом должны соблюдаться правила ст. 225 ГК РФ;

ж) денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику;

з) не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет, а после истечения данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

Вселение взыскателя.

Исполнение судебного акта о вселении заключается в обеспечении судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение, а также его проживание (пребывание) в нем.

При исполнении подобных исполнительных документов используются главным образом те же процедуры, которые были предусмотрены предыдущей статьей (предоставление должнику срока для добровольного исполнения, взыскание с должника исполнительского сбора, применение к нему штрафных санкций в соответствии со ст. 105 Закона об исполнительном производстве).

Прежде всего, вселение означает обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживания (пребывания) в нем. При этом должнику разъясняется, что производится принудительное вселение и он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании (пребывании).

Другой важный момент: исполнительный документ считается исполненным, если взыскателю обеспечена возможность повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением.

Вопрос о возобновлении исполнительного производства связан с тем, кто препятствует взыскателю повседневно пользоваться соответствующим помещением. Если таковым является должник, то это - безусловное основание возобновления исполнительного производства с использованием известных исполнительных процедур (применение штрафных санкций и др.). Если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ.

Если же проживанию (пребыванию) взыскателя препятствует лицо, которое не является должником, исполнительное производство не может быть возобновлено и вопрос о вселении в данном случае решается в судебном порядке.

41.Исполнение требований об административном приостановлении деятельности должника.

Административное приостановление деятельности представляет собой вид административного наказания, при котором временно прекращается деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Иными словами, запрет деятельности может выноситься как в отношении субъекта, привлекаемого к ответственности (именно при запрете деятельности как разновидности либо запрещении осуществления определенного вида работ или оказания услуг), так и в отношении материальных объектов (оборудования, помещений и т.п.).

В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП постановления об административном приостановлении деятельности, помимо судов, могут также выноситься уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору").

Сущность и исполнение административного приостановления деятельности регулируются ст. ст. 3.12, 32.12 КоАП, ст. 109 ФЗИП.

Деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП). Срок исчисляется в календарных днях. В этот срок включается период фактического приостановления деятельности - обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП), если такая мера была применена во время рассмотрения административного дела (ст. 27.16 КоАП). Поэтому в постановлении (решении) обязательно должна быть указана дата, до которой назначенное приостановление деятельности будет иметь место.

В постановлении о назначении лицу, привлекаемому к ответственности, административного приостановления деятельности обязательно должно быть определено, какая именно деятельность подлежит приостановлению, в каком объеме, на каких объектах, с запретом на выполнение определенных работ (оказание услуг) и т.п. Однако конкретные мероприятия по исполнению (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий) не должны указываться, поскольку такие меры выбираются судебными приставами-исполнителями самостоятельно в целях исполнения назначенного наказания (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" // РГ. 2010. 17 июня.)

В качестве должника в данном исполнительном производстве выступает специальный субъект - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Правопреемство и представительство должника по указанному виду исполнительного производства не могут иметь место. Участие должника или его представителя не является обязательным при исполнении, поскольку сущность исполнения составляют действия пристава, а не должника.

Постановление (решение) об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.12 КоАП). Такое требование означает, что пристав обязан возбудить исполнительное производство в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение ФССП России. Не позднее следующего рабочего дня с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан произвести конкретные меры по фактическому приостановлению деятельности. Непосредственное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть произведено в нерабочие дни или с 22 часов до 6 часов. При этом пристав обязан получить разрешение старшего судебного пристава или его заместителя на проведение соответствующих мероприятий.

Особенностью механизма исполнения административного приостановления деятельности также является то, что исполнительное производство в данном случае не может быть приостановлено, если постановление (решение) суда обжалуется должником. (Пункт 5 письма заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации П.П. Серкова от 06.03.2006 N 1936-5/общ. "О разъяснении отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с применением административного приостановления деятельности как вида административного наказания")

Непосредственное осуществление мероприятий по приостановлению деятельности происходит с участием понятых (их должно быть не менее двух человек), а при необходимости - сотрудников органов внутренних дел. Также обстоятельства производства могут потребовать участия в реализации этого административного наказания соответствующих специалистов. В качестве специалистов в исполнительном производстве могут участвовать сотрудники соответствующих ведомств, составлявшие протоколы об административных правонарушениях, - МЧС, ФМС, Лесхоз, Роспотребнадзор и др.

В случае самостоятельного прекращения лицом деятельности, подлежащей приостановлению, судебный пристав-исполнитель все равно должен выезжать на место совершения исполнительных действий и осуществлять мероприятия, установленные законодательством (опечатывание помещений, касс должника и т.п.).

Законодательством (ч. 2 ст. 109 ФЗИП, ч. 2 ст. 32.12 КоАП) установлены конкретные меры, которые должен совершить пристав в целях исполнения постановления: наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника. Перечень мер не носит закрытого характера. Применение приставом иных мер, не указанных напрямую в законодательстве или исполнительном документе, возможно только в целях исполнения наказания. Например, судебный пристав-исполнитель может произвести мероприятия по отселению жильцов из помещений, эксплуатация которых запрещена (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А75-3411/2011). Однако принимаемые приставом меры не должны влечь необратимые последствия для производственного процесса (например, в химической, сталелитейной, добывающей промышленности, процессе переработки нефти, газа), а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, энергообеспечение и др.). Это положение является важной гарантией стабильности экономической деятельности и охраны общественных интересов.

Под необратимыми для производственного процесса следует понимать такие последствия, которые делают невозможным продолжение деятельности в первоначальном режиме после ее возобновления, в том числе если продолжение деятельности в первоначальном (до приостановления) объеме и темпе требует совершения масштабных мероприятий, которые не имели бы места в условиях нормального хода производственной деятельности. Такое понимание не распространяется на мероприятия по устранению нарушений, послуживших основанием для назначения этого вида наказания.

После принятия мер, направленных на фактическое приостановление деятельности, пристав обязан осуществлять постоянный контроль исполнения должником возложенных на него ограничений: проводить регулярные выходы по адресам объектов, деятельность которых приостановлена, с целью проверки сохранности наложенных ранее печатей и пломб для исключения случаев возобновления должником деятельности до окончания срока административного приостановления с процессуальным оформлением действий в виде акта о совершении исполнительных действий.

Периодичность проведения проверок зависит от срока назначения наказания и фактических обстоятельств дела, например, от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.). Если должник нарушает режим исполнения наказания, в отношении него пристав составляет протокол по ч. 1 ст. 17.14 КоАП.

Исполнительное производство по административному приостановлению деятельности подлежит окончанию фактическим исполнением (п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗИП) на следующий день после истечения срока административного приостановления деятельности, указанного в исполнительном документе. При этом судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство по наступлении указанной даты даже в том случае, если должником не были устранены нарушения, послужившие основанием для применения к нему указанной меры административной ответственности. В компетенцию пристава не входит определение фактов устранения нарушений должником, которые послужили основанием для его привлечения к ответственности.

Исполнительное производство по исполнению постановления об административном приостановлении деятельности может быть досрочно прекращено судом (п. 6 ч. 2 ст. 43ФЗИП, ч. 3 ст. 3.12, ч. 3 ст. 32.12, п. 6 ст. 31.7 КоАП). Досрочное прекращение исполнения возможно в случае, если суд придет к выводу, что должником устранены обстоятельства, послужившие основанием для применения к нему административного приостановления деятельности, и в дальнейшее исполнение не способно достичь целей наказания. Вместе с тем в практике имеются проблемы применения указанных норм. Сложности заключаются в том, что после фактического приостановления деятельности (прежде всего эксплуатации агрегатов, зданий и т.п.) на закрытые объекты никто не допускается.

Так, по одному делу должник неоднократно обращался к судебному приставу-исполнителю об обеспечении допуска в помещение, в отношении которого был вынесен запрет эксплуатации. Свой отказ пристав обосновывал тем, что допуск на объект фактически означает прекращение исполнения постановления об административном приостановлении деятельности, что входит в исключительную компетенцию суда. Суды, рассматривая заявление на бездействие судебного пристава-исполнителя, пришли к выводу о том, что обеспечение допуска должника в спорное помещение "предполагает снятие пломб и печатей с опломбированных и опечатанных помещений, что фактически является досрочным прекращением исполнения наказания либо свидетельствует об изменении способа и порядка исполнения административного наказания, установленного федеральными законами. Досрочное прекращение исполнения наказания в силу ч. 3 ст. 3.12 КоАП относится исключительно к компетенции суда" (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А82-8166/2008-29). Тем не менее, если обязанность по устранению нарушений возложена на должника, судебный пристав-исполнитель по заявлению (ходатайству) должника обеспечивает доступ на объекты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.014 с.)