Тема  3. 10. 5. Архитектура российской империи первой половины XVIII века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема  3. 10. 5. Архитектура российской империи первой половины XVIII века.



Архитектура Петровской эпохи.

 

В конце XVII – начале XVIII в.начинается новая эпоха в истории и культуре России.

        Благодаря реформам Петра I социальные и хозяйственные преобразования русского государства приобретают самый активный характер. В обстановке политической борьбы между боярством во главе с церковью и дворянством происходит преодоление экономической и политической отсталости страны. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались не только к барокко, но и к наследию ренессанса, и к формам классицизма, уже появившегося в это время во Франции.

        Гражданскому строительству придается первоочередное значение. Возникают промышленные и фортификационные сооружения, общественные и правительственные здания, городские дворцы и загородные резиденции. На дальних границах России возникают новые города-крепости. Были созданы условия для развития науки и культуры.

Демократизация архитектуры выразилась не только в преобладании гражданского строительства и развитии градостроительного искусства, но и в активном освоении нововведений зарубежных архитекторов, Происходит расширение социально-функциональной основы строительства (торговые, складские, фортификационные, промышленные сооружения) сопровождающееся освоением передовой техники и резким повышением интереса к научным знаниям. В архитектуре петровского времени в первую четверть XVIII века утверждаются идеи национального могущества России.

В Москве строится первая публичная библиотека и общедоступный театр, в Кремле – арсенал. Организуется архитектурный надзор за строительством, появляется регулярность в градостроительной практике. Под руководством М. Г. Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров.

Огромную роль в становлении и развитии архитектурыXVIII века сыграло основание Петербурга, как города нового типа. Строительство Петербурга было вызвано необходимостью укрепить северные границы государства и выйти на важнейшие морские торговые пути Европы.

Новый город был заложен на отвоеванной у неприятеля территории как крепость.

Петропавловская крепость.

Дата закладки крепости 16(27) мая 1703 года считается датой закладки города. Первая крепость была земляной с деревянными укреплениями. 30 мая 1706 года на Заячьем острове была заложена каменная крепость. 6 бастионов крепости, представляющей собой в плане вытянутый с запада на восток шестиугольник, соединяются куртинами – двойными стенами, между которыми были устроены казематы для размещения гарнизона и хранения боеприпасов.

Строительством крепости руководил Д. Трезини. Для ускорения строительства Петр I закрепил за определённым вельможей определённый участок работ, поэтому все объекты, и даже ворота крепости, были выполнены в несколько разных стилях.

Самые ранние и наиболее ценные в художественном отношении – Петровские ворота 1717 – 18гг.  были сооружены по проекту Д. Трезини. Они  имеют богатое оформление: герб, пилястры, по бокам - волюты и скульптура в круглых нишах.

В центре крепости находится Петропавловский собор.

Позже были построены здания комендантского дома и гауптвахты, инженерного дома, Монетного двора, Ботного домика – павильона-футляра для “дедушки русского флота” – ботика Петра I. В конце XVIII века стены крепости, обращённые к Неве, были облицованы гранитом (до 1787г.) и тогда же сооружены гранитные Невские ворота (архитектор Н. А. Львов).

    Петропавловский собор (1712 – 1733гг.)

Архитектор Д. Трезини.

Это нетипичная для Руси трехнефная базилика с прямоугольным выступом алтаря с востока, четырехярусной колокольней на западе, завершенной высоким шпилем (117м.) Фасады обработаны плоскими пилястрами и наличниками. Золоченый шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейства и Кунсткамеры имели в градостроительном плане роль вертикальных доминант города, своеобразных “ворот”. В соборе имеются захоронения царской семьи Романовых и Петра I.

Творчество Доменико Трезини

В 1706 году Петром I была основана Канцелярия городовых дел, главным архитектором которой стал Доменико Трезини. Он родился в 1670 г. в швейцарской деревне около Лугано. В 1703 г. между русским послом князем Измайловым и Трезини был заключён договор, по которому Д.Трезини был приглашён для работы в Россию в качестве фортификатора и архитектора. Трезини стал руководителем застройки Петропавловской крепости, а также одним из первых архитекторов, принимавших самое деятельное участие в застройке Петербурга.

Для  скорейшей застройки Петербурга Д. Трезини разработал в 1714 году три проекта “образцовых” домов (рис.116).

  • Дом для “подлых” людей (самого низкого происхождения и сословия). Это, собственно и была та жилая ячейка, из которой “составлялись” планы типовых домов: сени, кухня и 2 жилые комнаты.
  • Дом для зажиточных (для мещан) – вверху находился мезонин, сам дом – одноэтажный. В плане это блокировка из нескольких жилых ячеек.
  • Для “зело именитых” – дом в 2-3 этажа и верхний этаж – мансардный. Обычно у таких домов выделялся центр - колоннами, арками и т. п.

 

Рис.116

 

       Одним из примеров является Летний дворец Петра I (арх. Трезини, 1710г.), оформленный очень скромно. В качестве украшения фасадов применены  скульптурные вставки и фриз (рис. 117).

 

      

 

 

Рис.117                                                                   Рис.118

 

Фасады типовых домов, выстроенных в линию, образовывали контуры будущих улиц. Поскольку по замыслу Петра I будущая столица должна быть только из камня, а его катастрофически не хватало, то многие жилые и даже общественные здания сооружались из дерева, но их фасады отделывались штукатуркой, имитирующей каменную кладку. Деревянными выполнялись перекрытия зданий и даже шпиль Адмиралтейства по проекту И.К.Коробова был деревянным.

Принцип типового проектирования Трезини удачно использовал при проектировании общественных зданий, таких как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.007 с.)