Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 10. 5. Архитектура российской империи первой половины XVIII века.
Архитектура Петровской эпохи.
В конце XVII – начале XVIII в.начинается новая эпоха в истории и культуре России. Благодаря реформам Петра I социальные и хозяйственные преобразования русского государства приобретают самый активный характер. В обстановке политической борьбы между боярством во главе с церковью и дворянством происходит преодоление экономической и политической отсталости страны. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались не только к барокко, но и к наследию ренессанса, и к формам классицизма, уже появившегося в это время во Франции. Гражданскому строительству придается первоочередное значение. Возникают промышленные и фортификационные сооружения, общественные и правительственные здания, городские дворцы и загородные резиденции. На дальних границах России возникают новые города-крепости. Были созданы условия для развития науки и культуры. Демократизация архитектуры выразилась не только в преобладании гражданского строительства и развитии градостроительного искусства, но и в активном освоении нововведений зарубежных архитекторов, Происходит расширение социально-функциональной основы строительства (торговые, складские, фортификационные, промышленные сооружения) сопровождающееся освоением передовой техники и резким повышением интереса к научным знаниям. В архитектуре петровского времени в первую четверть XVIII века утверждаются идеи национального могущества России. В Москве строится первая публичная библиотека и общедоступный театр, в Кремле – арсенал. Организуется архитектурный надзор за строительством, появляется регулярность в градостроительной практике. Под руководством М. Г. Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров. Огромную роль в становлении и развитии архитектурыXVIII века сыграло основание Петербурга, как города нового типа. Строительство Петербурга было вызвано необходимостью укрепить северные границы государства и выйти на важнейшие морские торговые пути Европы. Новый город был заложен на отвоеванной у неприятеля территории как крепость.
Петропавловская крепость. Дата закладки крепости 16(27) мая 1703 года считается датой закладки города. Первая крепость была земляной с деревянными укреплениями. 30 мая 1706 года на Заячьем острове была заложена каменная крепость. 6 бастионов крепости, представляющей собой в плане вытянутый с запада на восток шестиугольник, соединяются куртинами – двойными стенами, между которыми были устроены казематы для размещения гарнизона и хранения боеприпасов. Строительством крепости руководил Д. Трезини. Для ускорения строительства Петр I закрепил за определённым вельможей определённый участок работ, поэтому все объекты, и даже ворота крепости, были выполнены в несколько разных стилях. Самые ранние и наиболее ценные в художественном отношении – Петровские ворота 1717 – 18гг. были сооружены по проекту Д. Трезини. Они имеют богатое оформление: герб, пилястры, по бокам - волюты и скульптура в круглых нишах. В центре крепости находится Петропавловский собор. Позже были построены здания комендантского дома и гауптвахты, инженерного дома, Монетного двора, Ботного домика – павильона-футляра для “дедушки русского флота” – ботика Петра I. В конце XVIII века стены крепости, обращённые к Неве, были облицованы гранитом (до 1787г.) и тогда же сооружены гранитные Невские ворота (архитектор Н. А. Львов). Петропавловский собор (1712 – 1733гг.) Архитектор Д. Трезини. Это нетипичная для Руси трехнефная базилика с прямоугольным выступом алтаря с востока, четырехярусной колокольней на западе, завершенной высоким шпилем (117м.) Фасады обработаны плоскими пилястрами и наличниками. Золоченый шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейства и Кунсткамеры имели в градостроительном плане роль вертикальных доминант города, своеобразных “ворот”. В соборе имеются захоронения царской семьи Романовых и Петра I. Творчество Доменико Трезини В 1706 году Петром I была основана Канцелярия городовых дел, главным архитектором которой стал Доменико Трезини. Он родился в 1670 г. в швейцарской деревне около Лугано. В 1703 г. между русским послом князем Измайловым и Трезини был заключён договор, по которому Д.Трезини был приглашён для работы в Россию в качестве фортификатора и архитектора. Трезини стал руководителем застройки Петропавловской крепости, а также одним из первых архитекторов, принимавших самое деятельное участие в застройке Петербурга.
Для скорейшей застройки Петербурга Д. Трезини разработал в 1714 году три проекта “образцовых” домов (рис.116).
Рис.116
Одним из примеров является Летний дворец Петра I (арх. Трезини, 1710г.), оформленный очень скромно. В качестве украшения фасадов применены скульптурные вставки и фриз (рис. 117).
Рис.117 Рис.118
Фасады типовых домов, выстроенных в линию, образовывали контуры будущих улиц. Поскольку по замыслу Петра I будущая столица должна быть только из камня, а его катастрофически не хватало, то многие жилые и даже общественные здания сооружались из дерева, но их фасады отделывались штукатуркой, имитирующей каменную кладку. Деревянными выполнялись перекрытия зданий и даже шпиль Адмиралтейства по проекту И.К.Коробова был деревянным. Принцип типового проектирования Трезини удачно использовал при проектировании общественных зданий, таких как
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.007 с.) |