Церковь Меньшикова в Москве (1704 – 1707гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Меньшикова в Москве (1704 – 1707гг.)



Архитектор Иван Зарудный

Это церковь Архангела Гавриила (в честь отца Меньшикова). Иван Зарудный применил здесь свойственный древнерусской архитектуре приём размещения колокольни над храмом, что придавало собору вид башни с колоколами в 2 ярусах, где находились и часы.

Шпиль, сгоревший и заменённый в 1770 годах главой, делал Меньшикову башню самым высоким московским зданием того времени. Меньшиков старался превзойти колокольню Ивана Великого на 1.2 метра, но за счёт своих пропорций башня выглядит ниже.

Богата обработка фасадов: на фоне красных стен красиво выделялись пилястры, тонко прорисованные наличники, богатые карнизы и барельефы. Две огромные волюты подобно контрфорсам примыкают к западному фасаду, как бы охраняя хрупкий двухколонный портик входа.

Архитектура зрелого барокко.

Середина XVIII века.

       После смерти Петра I некоторое время архитектура продолжала развиваться по прежнему пути. Но к середине XVIII века все большую роль начинают играть православная церковь и феодалы. В архитектуре снова главным содержанием становятся дворцы и храмы, в которых идёт активное усвоение и переработка элементов западного барокко. Происходит ориентация на Запад, но уже в ином направлении. Если раньше перенимали в основном конструкции, то теперь главное внимание обращалось на внешнюю форму культуры (мода, кулинария и т. п.) и внешнее оформление фасадов.

       Это время правления Анны Иоанновны и её фаворита, австрийца Бирона, недолгое правление Анны Леопольдовны. И только с приходом к власти Елизаветы происходит возврат к русской старине.           

Праздный образ жизни дворян, стремление их к роскоши и внешнему блеску приводит к строительству пышных дворцов в стиле русскогобарокко.

Основные черты русского барокко:

· Торжественность, патетика;

· Построение объёмов, общей архитектурной композиции, рассчитанной на восприятие с разных точек, в сложных ракурсах;

· Противопоставление масштабов, резкие контрасты света и тени;

· В планах господствуют криволинейность, в архитектурных формах – живописность и динамизм;

· В интерьере – сложная роспись, вычурная лепка, зеркала, плафоны, создающие иллюзорность пространства;

· Творческое использование народных традиций – многоцветье, деревянная резьба с позолотой, праздничность.

Наиболее крупными представителями русского барокко были Д. В. Ухтомский и Б. Б. Растрелли.

Творчество Б. Б. Растрелли   (1700 - 1771гг.)

В 1717 году отец Бартоломео Бартоломео Растрелли, -Бартоломео Карло Растрелли заключил договор с русской казной и переехал в Петербург. Он был мастером скульптуры, живописи и интерьера. С ранних лет его сын принимает участие в работах отца, а позже – в проектировании и строительстве Петербурга. Поскольку строительство в основном велось на свободных от застройки участках, то архитектор практически не был связан границами. Первоначально дворцы Расстелли строились вдали от столицы (в Митаве – 1738 г., в Рудлане – 1735 г.) и поэтому архитектор не зависел от столичной моды. Создавая свои творения Б. Б. Растрелли смог создать русское барокко.

Очень скоро, особенно после перестройки Петергофского дворца, Растрелли становится одним из самых модных архитекторов и поэтому в основном строит для приближённых и родственников царя. Он создаёт Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Царском селе и Петергофе.

После смерти Елизаветы в 1761 году на престол встал её сын Пётр III, а через год – его жена Екатерина II. Она невзлюбила Растрелли и издала приказ о подчинении его Канцелярии строительных дел. Растрелли подал в отставку и получил её. В 1771году из Италии пришло его последнее письмо.

Одной из ранних работ Б.Растрелли была перестройка здания Петродворца, в котором еще юношей Растрелли начинал работу с отцом в качестве скульптора многочисленных фонтанов.

Петродворец (1714 – 1725, 1745 – 1755гг.)

Архитекторы: И. Браунштейн,  Ж. – Б. Леблон,  Н. Микетти,  Б. Растрелли.

В 1713 году Пётр I открыл фонтаны дворца. Они устроены на естественном перепаде высот, за счёт которого обеспечивается напор фонтанов до19 метров высотой. В начале века из озер Петродворца были проложены керамические трубы, которые проходили к фонтанам. С 1716 года Растрелли много работали над созданием скульптур к фонтанам. Каждый фонтан – произведение искусства, представляющее собой фигуры из позолоченной бронзы.

В 1745 году Растрелли перестроил дворец, увеличив его высоту и протяжённость, включив строения петровской эпохи. Он пристраивает к дворцу, который находился на нижних террасах висячие сады и заканчивает его с одной стороны церковью, а с другой стороны – павильоном. Новое сооружение состоит из трех частей - среднего корпуса и боковых флигелей, соединённых с ним одноэтажными галереями. Таким образом, дворец становится центром всего паркового ансамбля. Характерной чертой дворца является то, что вход находится не в центре, а со стороны павильона. Длина  дворца достигает300 метров.

 

Одним из самых известных дворцовых сооружений Б.Б. Растрелли  стал проект Зимнего дворца.

Зимний дворец (1754 – 1762гг.)

Постройкой Зимнего дворца (рис.119) Растрелли закрепил ведущее значение в оформлении ансамбля городской набережной Невы и положил начало образованию системы центральных площадей. В зависимости от организуемых городских пространств фасады дворца получили различную композицию.

Северный фасад, обращённый к Неве более скромен. Со стороны Невы собранные на флангах фасада двухярусные ордерные устои образуют мощные крупномасштабные “колоннады”, соответствующие своим характером, масштабом и протяжёнными пропорциями пространству Невы. С противоположной стороны, где были предусмотрены главный проезд ко дворцу и площадь, фасад имел строгое осевое построение с динамически нарастающим к центру ритмом ордерных акцентов. Осевая композиция фасада предопределила характер дворцовой площади, главная ось которой позже была закреплена аркой Генштаба. Ансамбль Зимнего дворца решен в виде замкнутого двора.

Западный фасад обращён к Адмиралтейству, восточный – к жилым покоям, объединяющимся возле небольших внутренних двориков.

Огромный дворец необходимо было построить за 2 года, что было невозможным. В течение 3 лет продолжалось лихорадочное строительство, помимо Растрелли в разные годы над оформлением его интерьеров работали: А. А. Монферран, К. И. Росси, А. П. Брюллов и др.

Дворец явился вершиной творчества Растрелли.  Тронный зал его имеет площадь130м2. Сейчас  здесь находится главный музей страны – Эрмитаж, который вместе со Старым Эрмитажем, Малым Эрмитажем (1764 – 1775г. Ж. Б. Вален – Деламот и Ю. М. Фельтен) и другими дворцовыми зданиями содержит  более 60 тысяч картин и около 2,6 млн.  произведений искусства.

Старый Эрмитаж предназначался для интимных приёмов и отдыха царской семьи (в переводе с франц. – “отшельник”, “пустынька”). Во втором этаже находился зимний сад – “оранжерейный дом” (1771 – 1787гг., архитектор Ю. М. Фельтен).

 

Рис. 119                                                             Рис.120

Композиционное и декоративное мастерство Растрелли особенно ярко проявилось в ансамбле учебно-воспитательного учреждения на 120 воспитанниц благородного происхождения -Смольного монастыря

Смольный монастырь (1748 – 1764гг.)

На основе богатого творчества русских зодчих Растрелли создаёт композицию, состоящую из главного собора и окружающих его келий. Жилые корпуса монастыря окружал широкий, в форме греческого креста, двор, в центре которого – собор высотой 85 метров с большим куполом на широком барабане и 4 стройными двухярусными башнями. Композиция  собора увенчалась лёгкими изящными главками.

Монастырь долгое время находился в проектах. В 1748 году Елизавета приказала переделать проект: “Не по римскому манеру, а как здешняя Успенская церковь”, т. к. он был очень близок к западным образцам. Возле монастыря создаётся 120 садиков, под каждой кельей комната служанки и погребок. Растрелли сделал липовую модель монастыря за 1750-1756 годы. Сначала строились кельи, а затем собор, который позже достраивали другие русские архитекторы. Не была построена въездная башня, которая могла полностью закрыть фасад собора.

Творчество Растрелли зрелого периода ярко выразилось в Большом Царскосельском дворце.

Большой Царскосельский дворец (1752 – 1757гг.)

Построенный ещё в петровское время, дворец перестраивался в 1743 – 1744 гг. А. В. Квасовым и в 1752 -1757 Растрелли создаёт монументальное дворцовое сооружение с величественной анфиладой дворцовых залов. Необходимость сохранения существующего здания усложнила задачу и дворец получил сильно вытянутую форму длиной более 300м. Мощная пластика фасадов с рельефными выступами и впадинами, украшенных скульптурой и колоннами большого ордера, сочность архитектурных форм и лепного декора, праздничное сочетание голубого цвета стен с позолоченными деталями и белыми лепнинами – создаёт величественный образ русской дворцовой архитектуры. Великолепны интерьеры дворца с живописными плафонами, деревянной резьбой, позолочёнными волютами катушками, гирляндами и зеркалами.

 Дворец делит обширный парк на две части – основную восточную – Старый парк и западную – Новый парк. В облике Старого парка, имеющего регулярный характер, архитекторы стремились создать “Русский Версаль”.

 В 1747 – 1748г Растрелли  создает проект Андреевской церкви в Киеве, построенный после его смерти.

 

Из памятников деревянного зодчества, созданных в России в первой половине XVIII века, высокие художественные достоинства имеет церковь Преображения на острове Онежского озера Кижи

Ансамбль Кижского погоста.

Он включает в себя две церкви и колокольню. Главной является церковь Преображения (рис.122) 1714г. с простым крестовым планом. По легенде, ее план нарисовал сам Петр I. Она украшена целым лесом из 23 главок, которые создают сказочное зрелище. Островерхая колокольня 1874 построена ближе к скромной 9-и главой Покровской церкви в 1764г.

 Как и многие другие деревянные церкви, ансамбль построен без чертежей, без гвоздей, одним топором. Поэтому, несмотря на разное время строительства и разных мастеров, он отличается своей цельностью.

 

Рис 123



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.013 с.)