Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие палеоэтнологической школы в России (Д.Н. Анучин, Ф.К. Волков, А.А. Миллер).
Тетрадь 16-17 Анучинская "триада" Триединство антропологии (биологической), археологии и этнографии (этнологии) - неразрывный комплекс "родственных" наук, направленных на реконструкцию этногенетических и этноисторических процессов у человека (представление введено Д.Н. Анучиным, откуда и пошло это "сленговое" название) Дми́трий Никола́евич Ану́чин (27 августа [8 сентября] 1843, Санкт-Петербург — 4 июня 1923, Москва) — русский географ(первый в России профессор географии), антрополог, этнограф, археолог, музеевед, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в Московском университете; заслуженный профессор Императорского Московского университета (1906). В 1902 году ввёл в оборот термин «антропосфера» (1902). Автор трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки. Товарищ председателя Императорского Московского археологического общества. В 1896 году избран ординарным академиком по кафедре зоологии Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1898), член-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почётный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897), член Русского горного общества (1900). С 1916 года — почётный член Императорского Московского университета[2]. Фёдор Кондратьевич Волков Родился 5 (17) марта 1847 года в селе Крячковка Полтавской губернии (ныне Пирятинский район Полтавской области) в семье казака. После окончания Нежинского юридического лицея поступил в 1865 году на естественное отделение физико-математического факультета открывшегося в Одессе Новороссийского университета[1], но в следующем году перешёл в Киевский университет. В Киеве он познакомился с профессором В. Б. Антоновичем и «стал его идейным последователем и продолжателем этнографических, антропологических и археологических работ»[2]. После окончания Киевского университета он стал членом Киевской громады, вместе с Антоновичем, Драгомановым,Рильским, Чубинским, Житецким участвовал в организации воскресных школ, издании областнической литературы, собирании этнографических материалов.
В 1874—1876 годах Волков работал в канцелярии Киевской контрольной палаты, одновременно принимал участие в работе Юго-западного отделения Русского географического общества в области этнографии и археологии. После закрытия отделения в связи с обвинением членов громады в сепаратизме, он был вынужден уехать за границу, поскольку ему грозило наказание за попытку организации подпольной типографии в Женеве, в которой печаталась запрещённая в России литература. В 1879 году он тайно бежал через румынскую границу в Швейцарию. В эмиграции он продолжал научную работу в области этнографии, антропологии, археологии и к 1890-м годам отошёл от практической революционной деятельности. С 1887 года жил в Париже, занимался в Школе антропологии[fr]. Под руководством Е. Ами защитил диссертацию на тему «Скелетные видоизменения ступни у приматов в человеческих расах» (1905), сотрудничал с журналом L’Anthropologie (был одним из редакторов) и преподавал в Русской высшей школе общественных наук антропологию и этнографию. В Париже он напечатал свои работы по этнографии русских и украинцев Добруджи и Задунайской Сечи, ремесленников Болгарии, по свадебным обрядам славянских народов (Брачный ритуал и обряды на Украине). Парижское антропологическое общество наградило Волкова Большой медалью имени П. Брока за достижения в области палеоантропологии. Волков также получил степень доктора естественных наук. В Париже мировоззрение Волкова, по мнению его биографа О. О. Франко, претерпело существенные изменения: из сторонника социализма и федерации славянских народов к началу ХХ века он стал приверженцем независимой Украины[2]. В 1905 году Волков получил разрешение вернуться в Россию. С конца 1905 года жил в Санкт-Петербурге, читал лекции в Петербургском университете в качестве приват-доцента кафедры географии и этнографии. С 1903 года Волков сотрудничал с Русским музеем императора Александра III, собирая для него этнографические коллекции в Галиции, а после переезда в Санкт-Петербург, работал в нём хранителем этнографического отдела[2].
С 1911 года — председатель Русского антропологического общества, возглавлял редакцию «Ежегодника Русского антропологического общества», организовал украинский отдел в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Участвовал в издании одного из первых российских изданий, синтезирующих знания по украиноведению, — «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1914—1916). После Октябрьской революции 1917 года правительство образовавшейся Украинской Народной Республики обратилось ко всем известным украинским деятелям науки и культуры, которые по тем или иным причинам были вынуждены покинуть родину, с призывом вернуться на Украину и принять участие в развитии национального государства. Волков на это приглашение откликнулся, но по дороге из Петербурга (в белорусском Жлобине) внезапно умер. Коллекции Ф. Волкова были перевезены из Санкт-Петербурга А. Г. Алешо, который организовал в Киеве Музей антропологии и этнологии (в настоящее время НАН Украины), носящий имя Ф. Волкова.[3] Он был награждён орденом Почётного легиона (1916), большой золотой медалью им. П. Семёнова-Тян-Шанского Императорского Русского географического общества (1917), международной премией Годара за антропологические исследования (1901) и премией Кана за археологические исследования (1912).[4] Александр Александрович Миллер (1875—1935) — российский археолог и этнолог, художник и музеевед. Был действительным членом Государственной академии истории материальной культуры, профессором археологии Санкт-Петербургского, а затем Петроградского и Ленинградского университетов, членом Совета Эрмитажа, заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III, а затем директором этого музея (с 1918 по 1923 годы). Родился 27 августа 1875 года в Луганске Екатеринославской губернии.[1] Детство провёл в родовом имении Каменно-Тузловском Таганрогского округа (ныне Куйбышевский район Ростовской области). После продажи имения семья переехала в Таганрог, где его отец — Александр Николаевич Миллер (1844—1916) — действительный статский советник, был членом городской управы и замещающим должность Таганрогского городского головы. Начальное образование Александр получил домашнее. Затем обучался в Новочеркасском кадетском корпусе (1886—1893) и Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге (1893—1896). По окончании училища он был зачислен подпоручиком в 4-й Железнодорожный батальон. Но военная карьера не увлекла Миллера и в 1899 году он вышел в отставку, решив заняться живописью. Он уехал в Париж, где поступил в Высшую Русскую школу социальных наук и одновременно в известную художественную Академию Жюлиана.[2] Прекратив занятия социальными науками и полностью занявшись живописью, он в 1906 году приобрел известность как художник; его картины выставлялись в Парижском салоне (в настоящее время работы А. А. Миллера хранятся в фондах Русского музея и Таганрогской картинной галереи). Также в Париже, в 1901 году, А. А. Миллер поступил в Антропологическую школу, на археологическое отделение, не бросая живопись. Но археология увлекла его больше живописи — кроме слушания лекций в школе, занимался в её библиотеке и археологических музеях, постепенно втягиваясь в научную деятельность. Окончив Антропологическую школу в 1904 году, с 1906 года Александр Миллер целиком посвятил себя только археологии.
В 1907 году он был приглашен на работу в антропологический отдел Русского музея и направлен в первую научную командировку в Абхазию и Калмыкию. По окончании этой работы Миллер был назначен заведующим отдела Кавказа в Русском музее. В 1908 году он приступил к исследованиям Елизаветинского городища и курганных могильников в гирлахреки Дон. В 1909 году была поездка в Елизаветпольскую губернию для изучения коврового производства, а также археологическая разведка на Черноморском побережье и раскопки у станицы Елизаветовской. В 1910 году — командировка в Кубанскую область и Черноморскую губернию для изучения культуры черкесов и продолжение раскопок курганного могильника у станицы Елизаветовской. В 1911 году — находился в Ахалцихе и Тифлисе для изучения ювелирного дела и продолжение раскопок могильников у станицы Елизаветовской. В 1912 году состоялась поездка в Батумскую область и Черноморскую губернию для этнографической работы, а в 1913 году — в Крым для изучения материальной культуры татар, караимов и цыган. В 1914 году были завершены раскопки некрополя скифского времени у станицы Елизаветовской и проведена археологическая разведка вдоль северного берега Мертвого Донца. В 1914—1916 годах Миллер занимался работами по устройству Этнографического отдела Русского музея. В 1916 году, в связи с продолжающейся Первой мировой войной, он был призван на военную службу, но сразу же откомандирован в распоряжение музея. В 1917 году он находился в Таганроге, в конце августа этого же года возвратился в Петроград. После Октябрьской революции он, как бывший офицер, был призван в Красную армию в качестве Председателя экзаменационной комиссии по комплектованию специалистов Северо-Западного фронта. Но эта служба была короткой и в 1918 году Миллер был избран директором Русского музея в Петрограде. Последующие годы он занимался музейным делом, участвовал в археологических поездках, был в командировках за границей. 9 сентября 1933 года, по возвращении из очередной экспедиции с Северного Кавказа, А. А. Миллер был арестован и ему предъявили обвинение в ведении национал-фашистской пропаганды и использовании в этих целях возможностей научной и музейной работы. В 1934 году по решению Особого Совещания при ОГПУ ЛенинградаАлександр Миллер получил пять лет ссылки и был выслан в Казахстан. О смерти русского учёного-археолога точных сведений нет. По официальным данным он скончался от сердечной недостаточности в Карлаге 12 января 1935 года.[1] Был реабилитирован Определением Военного Трибунала Ленинградского Военного округа от 28 ноября 1956 года.
В 1908—1910 годах А. А. Миллер был избран действительным членом Географического, Археологического и Доисторического Обществ Франции. Был награждён в царское время орденами Святой Анны, Святого Станислава и Святого Владимира различных степеней. Его брат — Миллер, Михаил Александрович (1883—1968) — также был археологом[3]. Глеб Анато́льевич Бонч-Осмоло́вский С 1 октября 1922 года начал работать сотрудником Этнографического отдела Русского музея. В 1919—1924 годах участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал сведения об обрядах татар в Судакском и Бахчисарайском районах, занимался приобретением для музея предметов быта крымских татар. Совместно с ориенталистом Ф. А. Фиельструпом (1889—1933) с 20 июня по 30 октября 1923 года собирал коллекции для Русского музея и одновременно отбирал материалы для Центрального музея Тавриды. 11 сентября 1924 года он (впервые в СССР) обнаружил остатки неандертальского человека в гроте Киик-Коба (Крым)[2], оказавшемся также древнейшим на территории СССР памятником эпохи мустье. «В работах учёного доказывалась преемственная связь культуры и физического типа человека раннего палеолита. Бонч-Осмоловским также была выдвинута идея о переходе предков человека от древесного к наземному образу жизни задолго до превращения обезьяны в человека». («Большая Советская энциклопедия»). В 1924—1930 годы — ассистент кафедры антропологии Ленинградского гос. университета, в Русском музее в должности «Старшего Помощника Хранителя Русского Музея по Этнографическому отделу». В 1926—1927 и 1934 годах проводил археологические раскопки на Гомельщине и Смоленщине (Бердыж, Гамково, Каменная гора). С 1930 по 1933 годах — старший научный сотрудник в Государственной Академии истории материальной культуры (сначала ГАИМК, затем ИИМК), старший специалист и заведующий Четвертичного отдела Геологического института АН СССР. Член Правления Ленинградского отделения РОПИК (Российского общества по изучению Крыма). Организует четвертичный отдел и институте (с 1930) и Секцию ископаемого человека на 2 Международном конгреccе Ассоциации по изучению четвертичного периода Европы (1932)[3]. Репрессии[править | править код] 29 ноября 1933 года был арестован по обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» (Дело славистов). 12 апреля 1934 года осужден Особым совещанием по ст. 58, п. 10, 11 УК РСФСР на 3 года ИТЛ (в Ухтпечлаге, Воркута) геологом рудника и бурколонны разведки угля. Внёс ряд новшеств в практику углеразведки. Освобожден досрочно по зачетам 25.02.1936 года без права проживания в крупных городах.
После возвращения в Ленинград (19.05.1936), направил главному прокурору Вышинскому письмо, ходатайствуя об освобождении невинно осужденных, отбывающих наказание в Воркутинских лагерях. Жил «на 101 км» на станции Оредеж в Ленинградской области, где организовал домашнюю антропологическую лабораторию. В 1936—1941 годах работал по договорам с издательством АН СССР и Институтом антропологии 1-го МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». 1-й том, «Грот Киик-Коба», был издан в 1940 г. 22 февраля 1941 года была снята судимость и он возвратился в Ленинград. Работал старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР (ГАИМК) и внештатным профессором Ленинградского университета. 2-й том монографии, «Кисть ископаемого человека из грота Киик-Коба», подписан в печать 5.03.1941. Высшая аттестационная комиссия, рассмотрев 2 тома монографии, присудила Г. А. Бонч-Осмоловскому в 1941 году степень доктора наук без защиты диссертации. 3-й том монографии «Скелет стопы и голени ископаемого человека из грота Киик-Коба» увидел свет под изданием В. В. Бунака в 1954 г. Последние годы жизни В ноябре 1941 года, во время Блокады Ленинграда, Г. А. Бонч-Осмоловский в группе сотрудников института материальной культуры АН СССР эвакуировался в Казань вместе с последней женой, Н. В. Тагеевой. С 1942 года преподавал в Казанском государственном университете антропогенез, работал над рукописью третьего тома монографии и, одновременно, был сотрудником Института физиологии АН СССР, которым руководил Л. А. Орбели. Скончался после тяжёлой болезни 1 ноября 1943 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище, его могила — памятник федерального значения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.017 с.) |