Работу выполнил: доцент каф. психологии здоровья и ФК, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работу выполнил: доцент каф. психологии здоровья и ФК,



Канд. психол. н.

Правдина Л.Р.

                                                                               

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Психологии здоровья и ФК Протокол №_______________ «___»__________ 200_ г.   Зав. кафедрой ________________________ Руководитель проекта декан ф-та психологии, профессор И.В.Абакумова   ___________________________   «_____»______________ 200_ г.

 

Ростов-на-Дону

2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение...................................................... 3

2. Структура ИПО................................................. 6

3.Требования к оформлению работы.................................. 7

4. Ориентировочные планы разработки основных блоков ИПО……………. 7

5.Планы самоотчетов по уровням здоровья............................ 8

6. Методы развития и укрепления здоровья........................... 11

7. Описание некоторых методов оздоровления.........................11

Система П.К. Иванова «Детка»................................... 13

Система Н. Амосова «1000 движений»............................ 14

Динамическая медитация Ошо Раджниша.......................... 16

Полное дыхание иогов.......................................... 17

Способы психологической защиты  ............................... 20

Этапы принятия решений........................................27

Методы активизации мышления................................. 29

Релаксация и концентрация..................................... 32

Противострессовая «переделка» дня.............................. 36

Первая помощь при остром стрессе.............................. 37

Методы преодоления стрессовых расстройств по В.Е. Каган...........39

Самоактуализация по А. Маслоу..................................44

Тайм-менеджмент.............................................. 52

Восхождение к экзистенциальному миропониманию (Д.А. Леонтьев)..58

Литература.................................................... 66

9. Приложение. Методики, рекомендуемые для самоисследования....... 71

Исследование физического здоровья............................. 71

Исследование психологического здоровья..........................73

Исследование социального и духовного здоровья.................. 83

 

Введение

Курс «Культура здоровья», введенный в ЮФУ с 2007 г. на всех  специальностях, отвечает на социальный запрос по формированию культуры здоровья, что отмечено как одно из приоритетных направлений действующего национального проекта «Здоровье». Дисциплина «Культура здоровья» представляет собой действенный механизм реализации этого направления. Курс «Культура здоровья» является компонентом общегуманитарного цикла дисциплин, необходимым для формирования неспецефических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 курсе обучения.

Программа курса «Культура здоровья» направлена на формирование у студенчества осмысленного и ответственного отношения к ресурсам своего орга­низма и пси­хики посредством трансляции знаний, технологий и моделей оздо­ров­ления, сложившихся в ходе культурно-исторического развития различных сообществ. В основание программы «Культура здоровья» положено ин­тегра­тивное понимание здоровья как основной де­терми­нанты полноценного и кон­структивного развития не только отдельных ин­дивидуумов, но и целых со­об­ществ. Здо­ровье выступает как одно из необхо­димых условий полноценного социального развития индивида, как «струк­туро­образующий фактор социальности» и, в более широком контексте, как фунда­ментальная проблема человечества, актуаль­ная на любом этапе его биосоци­альной и духов­ной эволюции.

Здоровье – это многомерный феномен, представляю­щий сложную взаимо­связь биологических, социальных, культурных, психологических и ду­ховных факторов и от­ражающий наиболее значимые аспекты бытия человека в мире. В данной дисциплине здоровье рассматривается как единство трёх составляющих: внутрен­ней гармонии и согласованности личности; её адаптированности к биосоци­альному окружению и социальной зрелости; всесторонней реализации творче­ского и духовного потенциала человека в условиях конкретной жизне­деятель­ности. В свете современной гуманитарной парадигмы, здоровье высту­пает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вер­шинных» или предельных) возмож­но­стей человеческой природы. Соответст­венно, в рамках данной программы предпола­гается исследование выраба­ты­вае­мых культурой путей реализации этих вер­шинных возможностей, анализ соци­альных условий достижения личностью высших уровней ду­ховного самоопре­деления, а также трансляция наиболее ус­тойчивых, универсальных принципов здорового саморазвития и передача фун­даментальных знаний о ресурсах человеческой природы студентам ВУЗов (в форме специально разработанных образовательных курсов и оздоровитель­ных занятий). Основные учебные и оздоровительные мероприятия программы реализу­ются согласно базовым принципам комплексного подхода, который, в свою очередь, базируется на философии хо­лизма.

Цель программы «Культура здоровья» состоит не только в трансляции отдельных технологий оздоровления организма и психики, но и в обеспечении условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктив­ного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном миро­воззренческом уровне.

В круг приоритетных задач данной программы входят следующие:

1) Обучение студентов эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремаль­ных и кризисных ситуаций, творческого самораскрытия.

2) П росвещение студенчества в области современной теории здоровья.

3) Коррекция неадекватных установок и дефицитарных представлений о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использо­ванием собственных внут­риличностных ресурсов.

4) Психологическая помощь студентам в процессах социальной адаптации и самоопределения.

5) Трансляция студентам основных принципов здорового и целостного мировоззрения и самоотношения, выработка у них устойчивых навыков сано­генного мышления.

Студент, изучивший дисциплину и сдавший зачет, должен: знать современные представления о здоровье, механизмах его сохранения и развития, биопсихосоциальную модель здоровья, иметь представления о специфике физического, психологического, социального и духовного уровней здоровья, о критериях их диагностики и факторах развития; иметь представления о работоспособности и надежности специалиста. Студент должен уметь: анализировать состояние индивидуального здоровья, опираясь на биопсихосоциальную модель, составлять простейшие оздоровительные программы здорового образа жизни, уметь рассчитывать калорийность суточного рациона, уровень нагрузок при выполнении индивидуальных физкультурных программ, составлять простейшие двигательные комплексы; выполнять простейшие методики саморегуляции.

Итогом изучения курса по данной программе является зачет и выполненная каждым студентом письменная работа «Индивидуальная программа оздоровления» - ИПО.

ИПО является итоговым отчетом студента об изучении данного курса и попыткой его практического осмысления. То, что в качестве исследуемого феномена выступает индивидуальное здоровье каждого студента, является дополнительным мотивирующим фактором к ее выполнению.

Необходимо подчеркнуть, что ИПО – это учебная работа, поэтому полученные при ее разработке выводы и сформулированные рекомендации носят скорее гипотетический, учебный, мотивирующий характер, нежели являются точными научно-медицинскими рекомендациями.

 

Структура ИПО

№ раздела Название раздела Содержание раздела
1 Введение Необходимо раскрыть общее содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»; показать актуальность изучения этих феноменов как для личного, так и для профессионального совершенствования, сформулировать учебные и иные цели составления программы; а также решаемые задачи.
2. Диагностический раздел: - физическое здоровье; - психологическое; - социальное; - духовное На основании предложенного плана, прослушанных лекций и изученной литературы необходимо составить отчеты по состоянию индивидуальных уровней здоровья и сформулировать общее заключение
3. Собственно ИПО На основании проведенной самодиагностики необходимо выделить наиболее дефицитарные уровни здоровья, подобрать методы их развития и разработать программу оздоровления по каждому уровню здоровья
4. Заключение Сделать вывод об актуальности личной заботы о здоровье, описать личные отзывы по работе над данной программой
5. Литература Приводится список использованной в процессе работы литературы
6. Приложения Бланки тестирования, другие диагностические материалы, рисунки, фотографии, таблицы.

 

Требования к оформлению работы.

1. Работа оформляется по образцу реферата, на бумаге формата А4, в компьютерном или рукописном варианте.

2. Общий объем работы – 10 – 15 страниц.

3. Стандартный титульный лист; далее обязательные разделы работы соответствуют вышеописанной структуре ИПО.

4. Допускаются добавления новых разделов или переструктурирование вышеуказанных, если это обосновано авторской задумкой.

5. Работа может быть предъявлена к проверке без обозначения фамилии автора на титульном листе, если автор не считает нужным публиковать данные личной диагностики или итоги личных размышлений.

6. Написание каждого раздела должно быть максимально подробным; так, чтобы по уровню привлеченного материала было возможно составить представление об уровне освоения студентом курса «Культура здоровья».

7. В качестве иллюстраций и приложений могут быть использованы личные рисунки, таблицы, графики, бланки тестирования и т.п.

Ориентировочные планы разработки основных блоков ИПО

Введение:

- актуальность вопросов повышения здоровья: на личностном, социальном и экзистенциальном уровнях;

- оценка личной компетентности в вопросах оздоровления и практики ЗОЖ;

- Цели и задачи работы;

- Теоретические обоснования и материалы, использованные в работе

2. Диагностический раздел (в материалах используются результаты выполненных в качестве самостоятельных заданий тестов; результаты самонаблюдений и саморефлексии):

 - отчет по физическому здоровью;

- отчет по психологическому здоровью;

- отчет по социальному здоровью;

- эссе «Духовное здоровье»;

- общий вывод по состоянию здоровья (позитивные и негативные тенденции на всех уровнях)

3. ИПО:- по каждому уроню здоровья (Ф, П, С, Д) приводятся следующие материалы:

- «проблемы» уровня переформулируем в цели и задачи;

- приводим перечень основных методик, направленных на разрешение выявленных проблем;

- приводим описание выбранных для оздоровления методик;

- формулируем цели применения кадой методики (ближние и дальние);

- составляем программу применения методики (недельную – подробно)

- Описываем средства самоконтроля и самомотивации;

4. Заключение – в произвольной форме;

5. Литература – в соответствии со стандартом выполнения реферативных работ (список по алфавиту);

6. Приложения – в произвольной форме.

 

 

Планы самоотчетов по уровням здоровья

А. Отчет по физическому здоровью.

Письменно сделайте заключение о состоянии индивидуального физического здоровья в соответствии со следующим планом:

1. Строение тела, конституция, росто-весовой индекс (рост в см. минус вес в кг; в норме = 107 -112)

2. История рождения.

3. Условия проживания

4. Состояние кожных покровов и волос

5. Наличие хронических заболеваний

6. Количество дней в году, по которым из-за болезни пропускаете занятия

7. Какими тяжелыми болезнями болели в детстве, есть ли в семье неблагоприятная наследственность

8. Величина ЧСС в мин. в покое.

9. Состояние физической выносливости (обобщенные результаты по 5 тестам физической тренированности)

10. Давление жалоб – рез-ты теста

11. Наиболее частое состояние в течение дня: активное, бодрое; вялое, пассивное; нечто среднее.

12. Выполнение практик ЗОЖ:

- физическая культура (сколько часов в неделю и в каком режиме)

- рациональное питание (что в организации питания не соответствует нормам рац. питания)

- сон; режим труда и отдыха

- закаливание (какую практику закаливания и как часто используете)

- дыхание: состояние дых. системы, используете ли вы дыхательные практики (какие) для саморегуляции и оптимизации дыхания

- вредные привычки (в наличии каких ВП вы можете себе признаться; по вашему мнению, почему они возникли и какие дивиденды вы из них извлекаете; как планируете их преодолевать);

13. Общая самооценка состояния физического здоровья по 10 – балльной шкале;

14. Сформулируйте несколько рекомендаций для самого себя по физическому оздоровлению.

Б. Отчет по психологическому здоровью. Охарактеризуйте письменно состояние своего психологического здоровья в соответствии с планом:

1. Тип вашего воспитания в семье, какие качества личности он обусловил.

2. Тип темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)

3. Тип характера, основные качества характера (по отзывам близких и друзей)

4. Психологические дезадаптации или психиатрические отклонения (выставлялись ли диагнозы в течение жизни)

5. Степень подверженности стрессам в обыденной жизни (оцените по шкале от 1 до 10); основные источники стрессов, тип взаимодействия со стрессовыми ситуациями (по Тесту 8)

6. Самооценка (результаты теста и самоописание)

7. Состояние волевой саморегуляции (Тест 9)

8. Копинг-поведение (по результатам теста 10)

9. Преобладающий эмоциональный фон (наиболее привычное эмоциональное состояние)

10. Умение находить адекватные формы для выражения чувств, эмоций, мыслей, состояний

11. Сформулируйте рекомендации для самого себя по физическому оздоровлению.

В. Отчет по социальному здоровью. Охарактеризуйте письменно состояние своего социального здоровья в соответствии с планом:

1. Ваши наиболее типичные социальные роли (реальные и идеальные).

2. Качество исполнения социальной роли (самооценка пол 10 – балльной шкале);

3. Удовлетворенность положением в социуме (отдельно в семье и профессии), по 10 – балльной шкале;

4. Коммуникативная компетентность (самооценка) по 10 – балльной шкале;

5. Степень социальной фрустрированности (тест 11)

6. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест 12)

7. Уровень социальной активности (самоописание)

8. Отношение к учебе, успеваемость

9. Навыки ситуационного анализа (оценка по 10 – балльной шкале)

1. Сформулируйте рекомендации для самого себя по оздоровлению в сфере социального здоровья.

 

Г. Духовное здоровье. Напишите небольшое эссе о своем понимании того, что есть духовное здоровье и в конце его попытайтесь сформулировать суждение о своем духовном здоровье. Используйте материалы тестов данного раздела и материалы лекций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.051 с.)