Инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Проект

«Модернизация процесса обучения

в Южном федеральном университете с целью создания

Инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии»

Учебно-методическое пособие

по составлению Индивидуальной программы оздоровления студента

(курс «Культура здоровья»)

Работу выполнил: доцент каф. психологии здоровья и ФК,

Канд. психол. н.

Правдина Л.Р.

                                                                               

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Психологии здоровья и ФК Протокол №_______________ «___»__________ 200_ г.   Зав. кафедрой ________________________ Руководитель проекта декан ф-та психологии, профессор И.В.Абакумова   ___________________________   «_____»______________ 200_ г.

 

Ростов-на-Дону

2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение...................................................... 3

2. Структура ИПО................................................. 6

3.Требования к оформлению работы.................................. 7

4. Ориентировочные планы разработки основных блоков ИПО……………. 7

5.Планы самоотчетов по уровням здоровья............................ 8

6. Методы развития и укрепления здоровья........................... 11

7. Описание некоторых методов оздоровления.........................11

Система П.К. Иванова «Детка»................................... 13

Система Н. Амосова «1000 движений»............................ 14

Динамическая медитация Ошо Раджниша.......................... 16

Полное дыхание иогов.......................................... 17

Способы психологической защиты  ............................... 20

Этапы принятия решений........................................27

Методы активизации мышления................................. 29

Релаксация и концентрация..................................... 32

Противострессовая «переделка» дня.............................. 36

Первая помощь при остром стрессе.............................. 37

Методы преодоления стрессовых расстройств по В.Е. Каган...........39

Самоактуализация по А. Маслоу..................................44

Тайм-менеджмент.............................................. 52

Восхождение к экзистенциальному миропониманию (Д.А. Леонтьев)..58

Литература.................................................... 66

9. Приложение. Методики, рекомендуемые для самоисследования....... 71

Исследование физического здоровья............................. 71

Исследование психологического здоровья..........................73

Исследование социального и духовного здоровья.................. 83

 

Введение

Курс «Культура здоровья», введенный в ЮФУ с 2007 г. на всех  специальностях, отвечает на социальный запрос по формированию культуры здоровья, что отмечено как одно из приоритетных направлений действующего национального проекта «Здоровье». Дисциплина «Культура здоровья» представляет собой действенный механизм реализации этого направления. Курс «Культура здоровья» является компонентом общегуманитарного цикла дисциплин, необходимым для формирования неспецефических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 курсе обучения.

Программа курса «Культура здоровья» направлена на формирование у студенчества осмысленного и ответственного отношения к ресурсам своего орга­низма и пси­хики посредством трансляции знаний, технологий и моделей оздо­ров­ления, сложившихся в ходе культурно-исторического развития различных сообществ. В основание программы «Культура здоровья» положено ин­тегра­тивное понимание здоровья как основной де­терми­нанты полноценного и кон­структивного развития не только отдельных ин­дивидуумов, но и целых со­об­ществ. Здо­ровье выступает как одно из необхо­димых условий полноценного социального развития индивида, как «струк­туро­образующий фактор социальности» и, в более широком контексте, как фунда­ментальная проблема человечества, актуаль­ная на любом этапе его биосоци­альной и духов­ной эволюции.

Здоровье – это многомерный феномен, представляю­щий сложную взаимо­связь биологических, социальных, культурных, психологических и ду­ховных факторов и от­ражающий наиболее значимые аспекты бытия человека в мире. В данной дисциплине здоровье рассматривается как единство трёх составляющих: внутрен­ней гармонии и согласованности личности; её адаптированности к биосоци­альному окружению и социальной зрелости; всесторонней реализации творче­ского и духовного потенциала человека в условиях конкретной жизне­деятель­ности. В свете современной гуманитарной парадигмы, здоровье высту­пает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вер­шинных» или предельных) возмож­но­стей человеческой природы. Соответст­венно, в рамках данной программы предпола­гается исследование выраба­ты­вае­мых культурой путей реализации этих вер­шинных возможностей, анализ соци­альных условий достижения личностью высших уровней ду­ховного самоопре­деления, а также трансляция наиболее ус­тойчивых, универсальных принципов здорового саморазвития и передача фун­даментальных знаний о ресурсах человеческой природы студентам ВУЗов (в форме специально разработанных образовательных курсов и оздоровитель­ных занятий). Основные учебные и оздоровительные мероприятия программы реализу­ются согласно базовым принципам комплексного подхода, который, в свою очередь, базируется на философии хо­лизма.

Цель программы «Культура здоровья» состоит не только в трансляции отдельных технологий оздоровления организма и психики, но и в обеспечении условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктив­ного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном миро­воззренческом уровне.

В круг приоритетных задач данной программы входят следующие:

1) Обучение студентов эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремаль­ных и кризисных ситуаций, творческого самораскрытия.

2) П росвещение студенчества в области современной теории здоровья.

3) Коррекция неадекватных установок и дефицитарных представлений о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использо­ванием собственных внут­риличностных ресурсов.

4) Психологическая помощь студентам в процессах социальной адаптации и самоопределения.

5) Трансляция студентам основных принципов здорового и целостного мировоззрения и самоотношения, выработка у них устойчивых навыков сано­генного мышления.

Студент, изучивший дисциплину и сдавший зачет, должен: знать современные представления о здоровье, механизмах его сохранения и развития, биопсихосоциальную модель здоровья, иметь представления о специфике физического, психологического, социального и духовного уровней здоровья, о критериях их диагностики и факторах развития; иметь представления о работоспособности и надежности специалиста. Студент должен уметь: анализировать состояние индивидуального здоровья, опираясь на биопсихосоциальную модель, составлять простейшие оздоровительные программы здорового образа жизни, уметь рассчитывать калорийность суточного рациона, уровень нагрузок при выполнении индивидуальных физкультурных программ, составлять простейшие двигательные комплексы; выполнять простейшие методики саморегуляции.

Итогом изучения курса по данной программе является зачет и выполненная каждым студентом письменная работа «Индивидуальная программа оздоровления» - ИПО.

ИПО является итоговым отчетом студента об изучении данного курса и попыткой его практического осмысления. То, что в качестве исследуемого феномена выступает индивидуальное здоровье каждого студента, является дополнительным мотивирующим фактором к ее выполнению.

Необходимо подчеркнуть, что ИПО – это учебная работа, поэтому полученные при ее разработке выводы и сформулированные рекомендации носят скорее гипотетический, учебный, мотивирующий характер, нежели являются точными научно-медицинскими рекомендациями.

 

Структура ИПО

№ раздела Название раздела Содержание раздела
1 Введение Необходимо раскрыть общее содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»; показать актуальность изучения этих феноменов как для личного, так и для профессионального совершенствования, сформулировать учебные и иные цели составления программы; а также решаемые задачи.
2. Диагностический раздел: - физическое здоровье; - психологическое; - социальное; - духовное На основании предложенного плана, прослушанных лекций и изученной литературы необходимо составить отчеты по состоянию индивидуальных уровней здоровья и сформулировать общее заключение
3. Собственно ИПО На основании проведенной самодиагностики необходимо выделить наиболее дефицитарные уровни здоровья, подобрать методы их развития и разработать программу оздоровления по каждому уровню здоровья
4. Заключение Сделать вывод об актуальности личной заботы о здоровье, описать личные отзывы по работе над данной программой
5. Литература Приводится список использованной в процессе работы литературы
6. Приложения Бланки тестирования, другие диагностические материалы, рисунки, фотографии, таблицы.

 

Требования к оформлению работы.

1. Работа оформляется по образцу реферата, на бумаге формата А4, в компьютерном или рукописном варианте.

2. Общий объем работы – 10 – 15 страниц.

3. Стандартный титульный лист; далее обязательные разделы работы соответствуют вышеописанной структуре ИПО.

4. Допускаются добавления новых разделов или переструктурирование вышеуказанных, если это обосновано авторской задумкой.

5. Работа может быть предъявлена к проверке без обозначения фамилии автора на титульном листе, если автор не считает нужным публиковать данные личной диагностики или итоги личных размышлений.

6. Написание каждого раздела должно быть максимально подробным; так, чтобы по уровню привлеченного материала было возможно составить представление об уровне освоения студентом курса «Культура здоровья».

7. В качестве иллюстраций и приложений могут быть использованы личные рисунки, таблицы, графики, бланки тестирования и т.п.

Ориентировочные планы разработки основных блоков ИПО

Введение:

- актуальность вопросов повышения здоровья: на личностном, социальном и экзистенциальном уровнях;

- оценка личной компетентности в вопросах оздоровления и практики ЗОЖ;

- Цели и задачи работы;

- Теоретические обоснования и материалы, использованные в работе

2. Диагностический раздел (в материалах используются результаты выполненных в качестве самостоятельных заданий тестов; результаты самонаблюдений и саморефлексии):

 - отчет по физическому здоровью;

- отчет по психологическому здоровью;

- отчет по социальному здоровью;

- эссе «Духовное здоровье»;

- общий вывод по состоянию здоровья (позитивные и негативные тенденции на всех уровнях)

3. ИПО:- по каждому уроню здоровья (Ф, П, С, Д) приводятся следующие материалы:

- «проблемы» уровня переформулируем в цели и задачи;

- приводим перечень основных методик, направленных на разрешение выявленных проблем;

- приводим описание выбранных для оздоровления методик;

- формулируем цели применения кадой методики (ближние и дальние);

- составляем программу применения методики (недельную – подробно)

- Описываем средства самоконтроля и самомотивации;

4. Заключение – в произвольной форме;

5. Литература – в соответствии со стандартом выполнения реферативных работ (список по алфавиту);

6. Приложения – в произвольной форме.

 

 

Планы самоотчетов по уровням здоровья

А. Отчет по физическому здоровью.

Письменно сделайте заключение о состоянии индивидуального физического здоровья в соответствии со следующим планом:

1. Строение тела, конституция, росто-весовой индекс (рост в см. минус вес в кг; в норме = 107 -112)

2. История рождения.

3. Условия проживания

4. Состояние кожных покровов и волос

5. Наличие хронических заболеваний

6. Количество дней в году, по которым из-за болезни пропускаете занятия

7. Какими тяжелыми болезнями болели в детстве, есть ли в семье неблагоприятная наследственность

8. Величина ЧСС в мин. в покое.

9. Состояние физической выносливости (обобщенные результаты по 5 тестам физической тренированности)

10. Давление жалоб – рез-ты теста

11. Наиболее частое состояние в течение дня: активное, бодрое; вялое, пассивное; нечто среднее.

12. Выполнение практик ЗОЖ:

- физическая культура (сколько часов в неделю и в каком режиме)

- рациональное питание (что в организации питания не соответствует нормам рац. питания)

- сон; режим труда и отдыха

- закаливание (какую практику закаливания и как часто используете)

- дыхание: состояние дых. системы, используете ли вы дыхательные практики (какие) для саморегуляции и оптимизации дыхания

- вредные привычки (в наличии каких ВП вы можете себе признаться; по вашему мнению, почему они возникли и какие дивиденды вы из них извлекаете; как планируете их преодолевать);

13. Общая самооценка состояния физического здоровья по 10 – балльной шкале;

14. Сформулируйте несколько рекомендаций для самого себя по физическому оздоровлению.

Б. Отчет по психологическому здоровью. Охарактеризуйте письменно состояние своего психологического здоровья в соответствии с планом:

1. Тип вашего воспитания в семье, какие качества личности он обусловил.

2. Тип темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)

3. Тип характера, основные качества характера (по отзывам близких и друзей)

4. Психологические дезадаптации или психиатрические отклонения (выставлялись ли диагнозы в течение жизни)

5. Степень подверженности стрессам в обыденной жизни (оцените по шкале от 1 до 10); основные источники стрессов, тип взаимодействия со стрессовыми ситуациями (по Тесту 8)

6. Самооценка (результаты теста и самоописание)

7. Состояние волевой саморегуляции (Тест 9)

8. Копинг-поведение (по результатам теста 10)

9. Преобладающий эмоциональный фон (наиболее привычное эмоциональное состояние)

10. Умение находить адекватные формы для выражения чувств, эмоций, мыслей, состояний

11. Сформулируйте рекомендации для самого себя по физическому оздоровлению.

В. Отчет по социальному здоровью. Охарактеризуйте письменно состояние своего социального здоровья в соответствии с планом:

1. Ваши наиболее типичные социальные роли (реальные и идеальные).

2. Качество исполнения социальной роли (самооценка пол 10 – балльной шкале);

3. Удовлетворенность положением в социуме (отдельно в семье и профессии), по 10 – балльной шкале;

4. Коммуникативная компетентность (самооценка) по 10 – балльной шкале;

5. Степень социальной фрустрированности (тест 11)

6. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях (тест 12)

7. Уровень социальной активности (самоописание)

8. Отношение к учебе, успеваемость

9. Навыки ситуационного анализа (оценка по 10 – балльной шкале)

1. Сформулируйте рекомендации для самого себя по оздоровлению в сфере социального здоровья.

 

Г. Духовное здоровье. Напишите небольшое эссе о своем понимании того, что есть духовное здоровье и в конце его попытайтесь сформулировать суждение о своем духовном здоровье. Используйте материалы тестов данного раздела и материалы лекций.

Физическое здоровье

Рациональное питание
Закаливание
Оптимальный режим двигательных нагрузок
Разработка комплексов утренней гимнастики
Разработка комплексов для физкультурных пауз
Изучение комплексов «скрытой» гимнастики
Здоровый сон
Оптимизация РТО
Развитие культуры сексуальных отношений
Гигиена среды
Личная гигиена
Обучение полному дыханию ийогов
Система Купера
Система Амосова
Система П.К. Иванова «Детка»
Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой
Парадоксальная дыхательная гимнастика Бутейко
Голодание
Йога
Массаж и самомассаж
Фитотерапия
   

Психологическое здоровье

Медитация
Динамическая медитация
Аутогенная тренировка
Психофизическая релаксация
Обучение позитивному мышлению
Обучение саногенному мышлению
Развитие памяти
Развитие внимания
 Развитие воображения
Развития способностей к мыслительным операциям
Освоение методов принятия решений
Освоение методов активизации мышления
Визуализации
Рефлексия (развитие способностей)
Тренинг личностного роста
Тренировка навыков самоубеждения, самоприказа, самогипноза
Когнитивная реструктуризация
Обучение саморегуляции посредством дыхания
Ребефинг
Стрессменеджмент
Освоение методов работы с острыми стрессовыми состояниями
Библиотерапия
   

Социальное здоровье

Освоение новых социальных ролей
Освоение техник активного слушания
Освоение ассертивного стиля поведения
Тренинг коммуникативной компетентности
Тренинг базовых навыков общения
Тренинг преодоления конфликтов
Социальная активность
Оптимизация исполнения привычных социальных ролей
Тренинг формирования команды
Тренинг переговоров
Тренинг профессиональных коммуникаций
Тренинг влияния
  Таймменеджмент
   

Духовное здоровье

Практика «Мой чашку»
Практика добрых дел
Покаяние
Молитва
Экстремальные приключения
Чтение текстов по экзистенциальной психологии
Музыкотерапия
Арттерапия
Актуализация творческих возможностей
 
   

 

 

Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.

Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

Психологический рост

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. Ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация - это показатель того, что индивидуум прогрессировал за дефициентный уровень функционирования.

Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям. "Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его миром. Если он чувствует себя хорошо, его мир хорош".

Препятствия росту

Мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Деструктивное окружение и ригидное авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам паттернам, основанным на дефициентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

"Два роды сил действуют на индивидуума, а не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости".

Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу: например западный взгляд, что большинство человеческих инстинктов, по существу, греховны и должны быть управляемы и подчиняемы. Маслоу полагает, что это негативное отношение фрустрирует рост, правильно же противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, добры, а импульсы к росту составляют Основной источник человеческой мотивации. Эго-защиты рассматриваются Маслоу как внутренние препятствия росту. Первый шаг в работе с эго-защитами состоит в сознавании их и видении, как они действуют. Затем индивидуум должен постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация - это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих. "Хотя в принципе самоактуализация легка, практически она редко имеет место (по моим критериям, безусловно реже, чем у 1% взрослого населения)".

"Комплекс Ионы" - это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся "прохождением" курса, требующим лийь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными.

 

Тайм–менеджмент  (по Г. Архангельскому)

Организация времени – тема для нашей культуры очень неоднозначная. Большинство книг и курсов по тайм-менеджменту предлагают технологии, ориентированные на структурирующий тип личности. Люди более хаотичного склада, пытаясь примерить на себя такую “смирительную рубашку”, никакой пользы от этого не получают. Между тем они ничуть не хуже первых, их время тоже дорого стоит, личная эффективность и успешность важны и для них.

Первый принцип: качественную систему организации своего времени человек может разработать только сам. Здесь возможен только “индивидуальный пошив”, все остальное, продолжая аналогию с одеждой, будет жать, натирать и больше навредит, чем поможет.

Второй принцип: не поддаваться стереотипу планирования. В сознании европейского человека со времен Платона, с его “миром идей” идеальных образов, прочно заложена последовательность действий: нарисовать желаемый образ развития событий (план, программу, проект…) и затем загонять живую деятельность в эту заранее созданную схему. Такой подход вполне приемлем в достаточно предсказуемых областях деятельности, например строительстве авианосцев. Но он очень часто дает сбои в организации личной работы, где нам приходится сталкиваться с неожиданными обстоятельствами, переменами и т.п. Как правило, значительная часть предлагаемых методов организации времени – планирование, предусматривающее составление расписаний дня, недели и т.д. Заострить же внимание, на мой взгляд, следует на тех методах, которые позволяют ориентироваться и сохранять эффективность в ситуации неопределенности.

Другая важная сторона того же принципа – необходимость отслеживания собственной эффективности. В большинстве западных технологий тайм-менеджмента упор делается на планирование и контроль, т.е. сравнение достигнутого с запланированным. В отечественной традиции более распространен другой подход – сравнение достигнутого с максимально возможным. Это выражается в первую очередь в хронометраже той или иной степени сложности, с анализом получаемых данных и постоянным выявлением резервов повышения эффективности. Но об этом мы расскажем подробнее на материале следующего примера.

Третий принцип: мышление, направленное на эффективность. Первостепенную роль играет изменение мышления. Технологические аспекты организации времени и личной работы – это уже вопрос второй. Если человек научился видеть неэффективные процессы и совершенствовать их, он вполне в силах применять имеющиеся технологии или разрабатывать свои. Но если ему дали только набор технических приемов, не научив отслеживать эффективность, – большой пользы от такого обучения не будет.

  Четвертый и важнейший принцип. Если исходить из предположения, что резервы эффективности и развития неисчерпаемы, то найти нужное решение и разработать необходимый метод – это уже вопросы тактические и заведомо решаемые.

Тест: насколько высока ваша личная эффективность?

Задача теста – помочь проанализировать ваш рабочий стиль на основе данных о расходах времени за один день. Такой анализ поможет лучше представить сильные и слабые стороны вашей системы организации деятельности и наметить способы повышения личной эффективности. Отличие этого теста от других подобных состоит в том, что вам не придется отвечать на абстрактные вопросы вроде: “Хорошо ли вы делегируете? Оцените по 5-балльной системе”, а работать с конкретным фактическим материалом, непосредственно отражающим расходы вашего времени. Заполнив такую таблицу, вы сможете проанализировать ваш рабочий стиль и сделать первый шаг к его улучшению. Описание технологии - в статье.

Для начала обеспечим себя этим фактическим материалом. Вооружитесь листочком бумаги в клетку. В левом столбике будет “портрет” вашего рабочего дня. При желании можно включить и нерабочее время. Для анализа лучше всего взять вчерашний день, но если он плохо отражает ваш обычный рабочий день, возьмите какой-нибудь другой, если вы его хорошо помните.

Можно нарисовать портрет “типичного”, “среднестатистического” рабочего дня, как вы его себе представляете. Только обязательно “как это обычно бывает”, а не “как мне хотелось бы, чтобы это было”.

Выберите точность учета. Для начала рекомендуем 15 или 30 минут. В каждую клетку левого столбца вам нужно будет записать содержимое соответствующего отрезка дня. Лучше начинать с тех дел, которые вы помните хорошо, с тех событий, время начала которых сильно запечатлелось в памяти. Вслед за ними можно восстанавливать то, что запомнилось хуже, вспоминая логические связи между событиями, используя разные каналы памяти. Представьте себе зрительно картину происходившего, вспомните звуки и слова и т.д.

Можно привлечь записи в органайзере и т.д. Если некоторые эпизоды дня вспоминаются очень плохо, отметьте их галочками в столбце 1. Соответствующие “белые пятна” можно просто не учитывать в дальнейшем анализе, а можно заполнить типичными делами, которые обычно случаются в это время.

Вопрос первый. Насколько вы владеете информацией о расходах собственного времени? Подсчитайте количество не “оптиченных” клеточек в столбце 1 и разделите на количество строчек, соответствующее портрету дня. Если представить себе человека малым предприятием (ООО “Иванов И. И.”), в котором вы – генеральный директор, то вы получите процент, характеризующий ваше владение ситуацией с информационной стороны. Именно в такой степени вы осведомлены о происходящем в фирме. Все остальное для вас тайна и, соответственно, неуправляемо.

Второй вопрос. Приоритеты. Попробуйте в графе 2 галочками выделить из ваших дел те, которые “работают” на важнейшие, крупные, долгосрочные цели. Получившийся процент показывает, насколько сильно вы ориентированы на достижение реальных стратегических результатов и насколько легко поддаетесь затягивающей мелкой “текучке”. Подумайте, нельзя ли как-то уменьшить ее количество? Прикиньте, примерно каких затрат потребует избавление от части таких дел. Имейте в виду, что сейчас вы теряете на мелочах очень много, поскольку из-за них откладываются более крупные, важные и результативные дела. Если относительно какого-то дела вы не уверены, к какому классу его отнести, а дело занимает несколько строчек, можно часть дела отметить, а часть оставить неотмеченной. Можно кроме галочек использовать какой-нибудь другой, “половинный” значок для повышения точности оценок. Хотя точность цифр здесь не главное. Важно хорошо прочувствовать, обдумать, изучить структуру своего времени, понять, в каком направлении стоило бы над ним поработать. Численные оценки в этом играют вспомогательную роль.

Третий вопрос. Оценка управляемости ситуации. Попробуйте в столбце 3 разделить дела по признаку: “обделенные” – “поглотители”. “Обделенные” – это такие дела, на которые следовало бы тратить больше времени, уделять им больше внимания, но по каким-то причинам не удается. “Поглотители”, наоборот, съедают слишком много времени, не принося вам ни результатов, ни удовлетворения. Отмечайте галочками и те, и другие. Те дела, на которые тратится нормальное количество времени, оставляйте неотмеченными. Процент галочек – это мера того, насколько свободно вы владеете своим временем. Если угодно, “обделенные” – это перспективные направления деятельности вашего “ООО”, а “поглотители” – платежи налоговой инспекции, в роли которой в данном случае выступают ваши внешние обстоятельства. Подумайте, нельзя ли каким-то образом снизить эти “платежи”, побороться с поглотителями и за счет выигранного времени “профинансировать” обделенные перспективные направления?

Вопрос четвертый. Количество помех. Работа в этом направлении может быть особенно полезна, если вы работаете в офисе и вас часто отрывают от дела телефонные звонки, посторонние посетители и т.п. Попробуйте в столбце 4 вспомнить количество таких мелких отвлечений, соответствующих каждому периоду времени. Подумайте над тем, сколько времени в среднем отнимает каждое такое отвлечение. Например, время на переключение внимания, на само отвлечение, на “возврат” в прежнюю деятельность. Помножьте его на количество отвлечений и получите сумму времени, потерянного совершенно напрасно. Это отходы производства, не подлежащие никакой переработке и не стоящие ни копейки. Можете с помощью этой цифры внести соответствующие коррективы в показатель предыдущего пункта. Главное – задуматься о том, как можно снизить такие потери. Техника борьбы с офисными “ворами времени” достаточно хорошо разработана и описана во многих книжках по тайм-менеджменту.

Вопрос пятый. Оцените качество дел применительно ко времени. В столбце 5 поставьте галочки напротив тех дел, время выполнения которых, как вам кажется, было выбрано неудачно. Например, следовало бы сделать это дело еще неделю назад, тогда бы результат был заведомо лучше. Или, например, в то время, когда у вас была высокая работоспособность, вы занимались чем-то не самым важным и не самым сложным.
Итоговая оценка будет показывать, насколько хорошо вы, как генеральный директор вашего собственного предприятия, учитываете окружающую ситуацию и закономерности ее развития. Чем выше процент “несвоевременных” дел, тем ваше “ООО” более склонно предлагать внешнему миру сани летом, а телегу зимой. Возможно, стоит подумать о планировании, бюджетировании и прочих достижениях цивилизации.

Вопрос шестой. Соотношение функционирования и развития. Отметьте в столбце 6 дела, выполнение которых дает вам что-то для собственного развития: вырабатывает новые умения, дает новые знания и т.п. За бортом останутся те дела, выполнение которых не вносит никакого вклада в ваше развитие. Процент, который вы получите, характеризует соотношение функционирования и развития, ориентации на краткосрочную и долгосрочную перспективу в вашем “ООО”. Здесь нельзя дать точных рекомендаций по наилучшему размеру этого соотношения; главное, чтобы оно вам было известно и вас удо



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.107 с.)