Обоснование методик по осознанию собственной агрессии старшими подростками из семей с разным стилем воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование методик по осознанию собственной агрессии старшими подростками из семей с разным стилем воспитания.



Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки) направленна на выявление различных форм и показателей агрессии:

1) физической

2) вербальной

3) косвенная

4) негативизм

5) раздражение

6) подозрительность

7) обида

8) аутоагрессия

После подсчета всех данных, по каждой форме агрессии выводятся суммарные показатели по двум направлениям:

· Индекс агрессивности (ИА) – где складываются показатели параметров физической агрессии, вербальной агрессии и косвенной агрессии, после чего их делят на три;

· Индекс враждебности (ИВ) – выводится из суммы показателей по параметрам подозрительности и обиды, деленных на два.

Методика диагностики агрессивности (А. Ассингера) позволяет определить, насколько человек корректен по отношению со своими коллегами, легко ли общается им с ним. В зависимости от набранного балла определяется насколько агрессивен человек.

· 45 и более баллов – респондент излишне агрессивен, нередко неуравновешен и чрезмерно жесток по отношению к окружающим людям.

· 44-36 баллов – респондент умеренно агрессивен, но при этом вполне успешно идет по жизни, т.к. в нем достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

· 35 и менее баллов – респондент миролюбив, недостаточно уверен в собственных силах и возможностях.

Методика многофакторного исследования личности (Р.Кеттелла) (№105) (16PF – опросник) позволяет диагносцировать черти личности, которые Р. Б. Кеттелл называл конституционными факторами.

Кеттелл вывел следующие факторы:

Фактор «А» расшифровывающийся как «замкнутость – общительность».

Низкие показатели характеризуют человека необщительным, замкнутым, безучастным, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценивании людей, скептичны, холодны по отношению к окружению, предпочитают одиночество и не иметь близких людей.

При высоких же показателях характеризуют человека как открытого и добросердечного, общительного и добродушного, ответственен и непринужден в поведении, внимателен, добр, мягкосердечен в отношениях. Охотно работает в коллективах, активно принимает участие в устранении конфликтов, отличается доверчивостью, не страшиться критики, испытывает яркие эмоции и живо откликается на любое событие.

Фактор «В» расшифровывается как «интеллект».

Низкие показатели отражают такие характеристики человека, как конкретность и некоторая ригидность мышления, нарушение эмоционального мышления.

Если же показатели высоки, то можно отметить абстрактность мышления, человек более сообразителен и быстро обучается.

Фактор «С» раскрывается как «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость».

Низкие показатели у человека выражена низкая толерантность, он подвержен чувствам, интересы переменчивы, склонен к лабильности настроения, раздражителен, утомляем, проявляются невротические симптомы, бывает ипохондрия. 

При высоких показателях человек характеризуется выдержкой, работоспособным, эмоционально зрелым, реалистично настроенным, лучше способен следовать требованиям группы, интересы постоянны, отсутствует нервная утомляемость.

Фактор «Е» описывает «подчиненность – доминантность». 

Низкие показатели по этому фактору выражены у человека в таких характеристиках, как, застенчивость, склонность уступать, зависимость, тревожность, тактичность, безропотность, почтительность, покорность.

Если же показатели высоки, то такой человек властен, независим, самоуверен, упрям до агрессивности, предпочитает авторитетный стиль управления, конфликтен и своенравен. 

Фактор «F» раскрывает «сдержанность – экспрессивность». 

Низкие показатели свидетельствуют о благоразумии, отсторожности, рассудительности, молчаливости, склонности усложнения ситуаций, озабоченности, пессимистичности восприятия действительности, беспокойстве о будущем, ожидание неудач, внешней скучности, вялости и чопорности. 

Высокие показатели по этому фактору отражают жизнерадостность, импульсивность, беспечность, веселье, разговорчивость, подвижности, экспансивность, искренность, эмоциональная окрашенность и динамичность в общении.

Фактор «G» отражает «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения». 

Низкие показатели характеризуют человека склонного к непостоянству, подверженностью внешним влияниям, отсутствию усилий при работе групповой, беспринципный, неорганизованный, безответственный, гибкий по отношению к соц. нормам, при полной свободе может проявиться антисоциальное поведение.

Высокие показатели отражаются на человеке в соблюдение норм, правил, настойчивости, точности, ответственности, деловой направленности.

Фактор «Н» раскрывается как «робость – смелость».

Низкие показатели характерны для людей застенчивых, не уверенных в себе, своих силах, сдержанных, робких, предпочитающих находиться в тени, маленьких компаниях, очень чувствительны к угрозам.

Высокие показатели проявляются в смелости, активности, готовности иметь дело с любыми людьми и обстоятельствами, склонностью к риску, расторможенности и свободы.

Этот фактор показывает реактивность на угрозу в соц. ситуациях и определяет степень активности в соц. контактах.

Фактор «I» отражает «жестокость – чувствительность».

При низких показателях характерны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность, практичность, жестокость, суровость, черствость.

Высокие показатели отражаются в мягкости, устойчивости, зависимости, стремление к покровительству, склонности к романтизму, артистичности, женственности, развитой эмпатии, сочувствия, сопереживанию и понимаю людей.

Фактор «L» раскрывается как «доверчивость – подозрительность».

Низкие показатели характеризуют в человеке откровенность, доверчивость, благожелательность к окружающим, терпимость, уживчивость, не завистлив, быстро и легко находит общий язык с людьми, хорошо работает в коллективе.

Если же показатели высоки, то тогда у человека отмечается ревнивость, завистливость, подозрительность, свойственно большое самомнение, интересы обращаются на самого себя, осторожность в поступках, эгоцентричность. Этот фактор отражает эмоциональное отношение к людям.

Фактор «М» описывается как «практичность – развитое воображение».  

Низкие показатели по этому фактору отображают человека практичным, добросовестным, ориентирующимся на внешнюю реальность и следующим общественно принятым нормам, свойственно некоторое ограниченность и излишняя внимательность.

Высокие показатели характеризуют человека с развитым воображением, с ориентировкой на свой внутренний мир, высоко развитом творческом потенциале.

Фактор «N» расшифровывается как «прямолинейность – дипломатичность».

Низкий показатель по этому фактору свойственно человеку прямолинейному, наивному, естественному, непосредственному.

Высокие же – расчетливого, проницательного, разумного и сентиментальному.

Фактор «О» отражает «уверенность в себе – тревожность».

Низкие показатели отражают человека безмятежного, хладнокровного, спокойного, уверенного в себе.  

С высокими показателями этого фактора характеризуют человека тревожным, депрессивным, ранимым, впечатлительным.

Фактор «Q 1» раскрывается в «консерватизм – радикализм».

Низкие показатели по этому фактору отражаются в консерватизме, устойчивости по отношению к трудностям, человек знает во что ему надо верить, не ищет новых путей, если какие-то принципы несостоятельны, с сомнением и недоверчивостью относится к новым идеям, склонность к морализации и нравоучениям, интеллектуальным соображениям.

Высокие показатели характеризуют человека критичным, присутствуют интелектуальные интересы, аналитичность мышления, стремление быть хорошо сформированным, склонен к экспериментированию, спокоен в восприятии новых неустоявшихся взглядов и перемен, недоверчив к авторитетам и на веру ничего не принимает.

Фактор «Q 2» раскрывается как «конформизм – нонконформизм». Низкие параметры этого фактора характеризуют человека зависимого от группы, следующего за общественным мнением, предпочитающего и работать, и принимать решения в коллективе, ориентирующегося на социальное одобрение, часто отсутствует инициатива принятия решения.

При высоких показателях фактора человек склонен больше к своему собственному решению, независим, следует самостоятельно выбранному пути, принимает решения самостоятельно и действует сам, но не всегда доминантен, не имеет стремления навязать свое мнение.

Фактор «Q 3» расшифровывается как «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».

При низких показателях человек характеризуется недисциплинированным, конфликт представлений о себе происходит внутри, не беспокоится о выполнении социальных требований.

При высоких показателях у человека развит самоконтроль и точность выполнений социальных требований, индивид следует представлению о самом себе, сложившимся у него, хорош в контроле над своими эмоциями и поведении, имеет тенденцию доводить до конца дела, целенаправлен, интегрирован.

Этот фактор измеряет внутренний контроль за поведением.

Фактор «Q 4» расшифровывается как «расслабленность – напряженность».

У человека с низкими показателями отмечаются такие характеристики, как расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, ленность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокие показатели отражаются в напряженном, фрустрированном, взвинченном состоянии, возбуждении и беспокойстве, неудовлетворенность своих стремлений.

Фактор «MD» раскрывается как «адекватная самооценка.

Чем выше оценка по этому пункту, тем больше человеку свойственно завышение своих возможностей и переоценивает себя.

После качественного и количественного анализа полученных содержаний личностных факторов и их взаимосвязей, можно выделить три блока:

1. Интеллектуальные особенности: на основе факторов B,M.Q1;

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4;

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, E, Q2, N, L.

Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири) предназначается для исследования представления субъекта о самом себе и идеальном «Я», помимо этого, для изучения взаимоотношений внутри малых групп.

При исследовании наиболее часто выделяются два фактора взаимоотношений: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе общения и восприятия в группах между индивидами.

На основе этой методики автор выделяет следующие типы отношения к окружающим:

1. Авторитарный

2. Эгоистический

3. Агрессивный

4. Подозрительный

5. Подчиняемый

6. Зависимый

7. Дружелюбный

8. Альтруистический

Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Вагнера, В.В. Столина) ориентирована на выявление родительского отношения с трудностями воспитания своих детей и общениями с ними.

Структура опросника – пять шкал.

1. «Принятие-отвержение». Отражается интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание: уважение ребенка, одобрение его действий, интересов. В противовес этому содержанию выводится восприятие своего ребенка плохим, неспособным, неудачливым.

2. «Кооперация». Содержание: заинтересованность в жизни своего ребенка, желание ему помочь, высокая оценка потенциала ребенка, гордость за него.

3. «Симбиоз». Содежание: ощущение себя единым целым с ребенком, стремление удовлетворить все потребности своего чада, желание оберегать, повышенная тревожность за ребенка.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Содержание: авторитаризм в поведении родителя, требовательность послушания и дисциплинированности от ребенка, навязывание своей воли, наказание за проявление своей воли, пристальное наблюдение за достижениями ребенка.

5. «Маленький неудачник». Содержание: отношение имеет склонность инфантилизировать ребенка, повесить на нем ярлык несостоятельности, все что интересует ребенка, то, о чем он думает, все его увлечения, переживания – видятся взрослым детскими, несерьезными. Недоверие к ребенку.

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер) предназначен для изучения установок, поведения и методов воспитания в семье так, какими их видят дети в подростковом возрасте.

Полученные результаты разделяют на несколько категорий:

1. Оценка матери сыном

2. Оценка отца сыном

3. Оценка матери дочерью

4. Оценка отца дочерью

Каждая из этих категорий имеет шкалы, для всех.

1. Шкала позитивного интереса

2. Шкала директивности

3. Шкала враждебности

4. Шкала автономности

5. Шкала непоследовательности

Но каждая из шкал имеет разную интерпретацию для каждой из категорий.

 


Выводы по 2 главе.

По результатам организации эмпирического исследования осознания собственной агрессии старшими подростками из семей с разным стилем воспитания, можно сделать следующие выводы:

1. В исследовании примут участие 50 старших подростков, 25 из которых будут сочтены агрессивными преподавательским составом и 25 подростков не имеющих такой оценки. Так же примут участие их родители

2. В теоретическом и методологическом обосновании проблемы применяется теоретические методы аналитического исследования, которые позднее позволят спроектировать связи изучаемых явлений и сформулировать интерпретацию полученных данных; в исследовательской части работы будут применены эмпирические методы исследования; математические и статистические методы обработки результатов.

3. Оценка уровня осознанности агрессивного поведения старшими подростками будет осуществляться посредством диагностики с использованием батареи тестов, включающей: методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки), методику диагностики уровня агрессивности (А. Ассингера), методику многофакторного исследования личности (Р. Кеттелла) (№105) (16PF – опросник), методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Вагнера, В.В. Столина), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер); а также сбор эмпирических данных планируется проводить с помощью бесед, качественного и количественного анализа.

 


Заключение

В настоящий момент, даже спустя несколько десятилетий по сей день нет четкого определения понятия «агрессия». Данный термин имеет весьма широкое значение и в обычных массах распространён, как насильственные действия, резко негативное поведение.

Это могут быть, воображаемые нанесение вреда конкретному объекту, сплетни и осуждение за спиной своего объекта ненависти, упрямство и нежелание соглашаться со словами, оскорбления и крик, драки.

Как представлено в большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам или правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Достаточно во многом определению характера агрессивного поведения способствуют возрастные особенности. Каждому возрастному этапу присущи свои специфические ситуации развития. Различные формы агрессии нередко проявляются при адаптации к всевозможным возрастным требованиям.

В каждом возрасте проявление агрессивного поведения может быть различным. Для подросткового возраста, исходя из анализа литературы, самыми свойственными, наиболее часто встречающимися формами являются:

· физическая

· вербальная

· косвенная

Эти формы агрессивного поведения – одни из особенностей собственной подростковой агрессии. Наиболее яркое их проявление можно наблюдать в момент мощного выделения особенностей личностного становления. Именно в старшем подростковом возрасте можно заметить особый подъем делинквентного поведения. При этом, снижается уровень физической агрессии и возрастает показатели по вербальной агрессивности у мальчиков, в то время как у девочек наоборот появляется склонность к физическому проявлению агрессивности.

Еще одной характерной особенностью подростковой агрессивностью является семья. Семья выступает одним из источников закладывающегося агрессивного поведения у подростков. К формам агрессивного поведения в семье по отношению к подростку можно отнести

В семье, все ее члены, могут как выражать агрессивность по отношению к подростку, так и подкреплять такое поведение. Примером может служить ситуация, в которой подросток, ввязавшись в драку и одержав победу, ощущает гордость от своих родителей, слышит похвалу.

Если в семье ребенок не один, то неравномерное распределение внимания, выделение одного из детей и становления его как пример подражания для второго так же способствует проявлению агрессивного поведения между подростками.

Стиль семейного воспитания имеет огромное значение в формировании подростка. Ф. Райс выделяет 4 основных вида стилей воспитания:

· автократический

· либеральный

· авторитетно-демократический

· хаотический

На закладывание агрессии так же огромное влияние имеют неадекватные стиле семейного воспитания. Рассматривая первый, второй и четвертые стили семейного воспитания, можно прийти к выводу, что именно при применение таких форм контроля может, как итог, вылиться в агрессивность в подростковом возрасте. Чрезмерный контроль, ограничение в свободе действий и выборов может провоцировать конфликтность у подростков, нежелание считаться с мнением взрослого и рьяное отстаивание своей точки зрение. Ребенок всячески будет идти наперекор взрослому. Так же, этому способствует и отсутствие контроля за ребенком. Отсутствие внимания за действиями ребенка, наказаний дает полную свободу действий подростку. Подросток начинает искать примеры для подражания в своем окружении и нередко делает неверный выбор. Так же, неясность в требованиях для подростка, споры родителей, как именно лучше воспитывать своего отпрыска и применять меры наказания, так же может привести к деструктивному поведению.

Агрессия как деструктивное поведение у подростков мешает правильному формированию межличностных отношений, неправильной постановки целей, причиняет дискомфорт как самому агрессору, так и окружающему его миру. По мимо этого, такое поведение нередко сопровождается нанесение ущерба физического, психологического и материального как посторонним людям, так и самому подростку.

Семья, как самый первый посредник социализации, вносит огромный вклад в формировании личности. Верно сложившийся стиль воспитания будет способствовать правильному формированию у ребенка взглядов на жизнь, развитию важных личностных качеств, постановке нужных установок. В подростковом возрасте возрастает потребность в общении с родителями, оно приобретает новую форму и содержание. Подростку необходимо признание со стороны взрослых, необходимо показать себя, выразить свою собственную точку зрения. Это обуславливается тем, что у подростка появляется потребность в установлении новых способов и методов взаимодействия со взрослыми.

Зарождение агрессивного поведения у подростков на прямую зависит от стиля воспитания, принятого в его семье. Правильно подобранный стиль будет способствовать верным установкам, закладываемых подростку.

При заложение неверных нравственных установок и норм поведения – подростки часто не осознают, что их поведение становиться опасным для окружающих. Заложенное в семье поведение вступает в конфликт в окружающей действительностью и только усугубляет.

 

Исследование планируется провести в 2018 году.

Построение выборки будет строиться следующим образом: 25 старших подростков, которые будут сочтены преподавательским составом как агрессивные и их родители, 25 подростков, которые не были отнесены ни к агрессивным, ни к замкнутым и их родители.

Так, данные, полученные в ходе психодиагностики, будут анализироваться в двух направлениях: первичный анализ результатов группы испытуемых, имеющих агрессивное поведение и сравнительный анализ данных двух групп.

В теоретическом и методологическом обосновании проблемы применены теоретические методы аналитического исследования, которые позже позволят спроецировать связи изучаемых явлений и сформулировать интерпретацию полученных данных. После будут использоваться эмпирические методы исследования, математические и статистические методы обработки результатов.

Оценка состояния агрессивности старших подростков будет осуществляться с помощью диагностики с использованием батареи тестов, включавшей: методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки), методику диагностики уровня агрессивности (А. Ассингера), методику многофакторного исследования личности (Р. Кеттелла) (№105) (16PF – опросник), методика диагностики межличностных отношений (Т.  Лири), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Вагнера, В.В.  Столина), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер); а также сбор эмпирических данных планируется проводить с помощью бесед, качественного и количественного анализа.

Достоверность и надежность полученных результатов, правильность выводов предполагаемого исследования будут обеспечены качественным анализом психологической литературы по вопросу проводимого научного исследования, теоретическим обоснованием и непротиворечивыми методологическими положениями представленными в работе, согласованными с общепринятыми представлениями других исследователей, адекватными методами исследования и их соответствием целям и задачам, характеристике выборке испытуемых, применением апробированных статистических методов обработки и анализом эмпирических данных и их интерпретацией на основе фундаментальных положений психологии и смежных с ней наук.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.051 с.)