Глава 1. Теоретические подходы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические подходы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной сфере.



1.1 Основное содержание понятия профессионального выгорания.

В настоящий момент, есть несколько трактовок данного понятия, моделей его развития.

 

Х. Дж. Фрейденбергер впервые ввел термин «staff burned-out»- «выгорание личности» или «выгорание персонала», и охарактеризовал его как психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Исследовать данную проблему начали после события в 1974г., после того как был замечен высокий рост жалоб специалистов социальной и психологической поддержки. В следствие чего консультирующие организации и психотерапевтические клиники стали понесли убытки.

Причиной развития данного феномена послужила особая форма стресса, некоторые называли ее «болезнью общения».

 

К. Маслач звтронула проблему более подробно, дав определение новому термину «bornout»- как состояние истощения, сопровождающееся ощущением собственной бесполезности.

Так ее статья, которая считалась первой на данную тему, опубликованная в 1976г. в журнале «Human Behavior»- получила широкую огласку.

 

Главная причина «выгорания персонала»- психологическое, душевное переутомление от общения, вынужденного от профессиональной деятельности. Подвержены специалисты профессий, которым необходимо такое качество как эмпатия,- психотерапевты, психологи, социальные работники, учителя, врачи и менеджеры.

 

Первой книгой принято считать «Выгорание- плата за сочувствие» (Maslach, 1982)

В 80-е годы термин «bornout» потеснил понятие «stress». Многие конференции и сборники статей были посвящены данной теме (Pain W. S.(ed), 1982; Maslach C., Jackson S. E., 1982; Reid K. E.(ed.), 1979; Jones J.W. и др.)

 

К 1982г. также Пельман И Хартман присоединились к Маслач и вместе дали более подробное определение, задав ему трехфакторную модель.

1. Эмоциональное истощение. Чувство опустошенности, в связи с перенапряжением и исчерпыванием своих эмоциональных ресурсов. Сопутствуют при этом утрата интереса к профессиональной деятельности и к межличностному общению.

2. Деперсонализация. Равнодушное, а может и негативное отношение к людям, обслуживаемым в профессиональной деятельности. Контакты при этом становятся формальными. Обезличенными и поверхностными. Подобные состояния обычно проявляются в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительную деятельность (до полугода).

3. Редукция профессиональных достижений. Во-первых, это снижение мотивации. Как следствие, негативные результаты, сопровождающиеся падением самооценки, то есть в специалист начинает воспринимать себя негативно как личность и профессионала.

 

 

В свое время исследователи из Японии, предложили четвертый фактор- «involvement»(зависимость). Фактор характеризуется, в основном, нарушением сна, головной болью, наличием химических зависимостей, раздражительностью.

 

А. Пайнсом и Е. Айронсоном(1988) была предложена однофакторная модель. Истощение рассматривалось как главная причина выгорания. В понятие вкладывали значение физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Уже под второстепенными компонентами являлись дисгармония переживаний и поведения.

Связи мотивации и сгорания уделялось особое внимание, а именно- удовлетворенность зарплатой, фактор нужности и значимости на рабочем месте, внутрилистное развитие, карьерный рост и продвижение по службе, уровень контроля со стороны руководства, самостоятельность и др.

Также выявилось, что установка на внешний контроль сто стороны руководства и недостаток самостоятельности- коррелируют с выгоранием профессионалов.

В то же время профилактикой развития синдрома являлось по результатам исследований- значимость деятельности, ее ценность.

 

При этом было выявлено, что специалисты силовых структур более подвержены данному синдрому, в связи с большой эмоциональной нагрузкой и неопределенными критериями успеха.

 

Corey и Naisberg-Fenning дали свое определение. Синдром «выгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазме, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. «Синдром выгорания»-сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

 

С течением времени, голландские ученые Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма (Direndonck, Schaufeli, Sixma,1994)   предложили двухмерную конструкцию. После проведения исследования среди медсестер, был сделан вывод, что выгорание характеризуется эмоциональным истощением и диперсонализацией.

 

Основные структурные компоненты:

1. «Аффективный». Сфера жалоб на свое здоровье, нервное напряжение, физическое самочувствие, эмоциональное истощение

2. «Установочный»- как изменение отношения к пациентам или к себе.

 

Е. Махер и К. Кондо была предложена другая двухфакторная модель.

Вопросы профессионального характера стали рассматриваться как значимые наряду с психофизиологической конституцией (а именно: энергичностью, гибкостью и эмоциональностью).

В определение синдрома профессионального выгорания стала входить форма дезадаптации к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и нарушения межличностных отношений.

 К. Кондо было выдвинуто предположение.

«Трудоголики- те, кто альтруистически и чрезмерно интенсивно работают с людьми, и быстрее «сгорают». Подобная эмоционально наряженная изнуряющая работа, которая зачастую сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению. Как следствие- проявление тревоги, пониженной самооценке на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления и нарушения сна.

 

Е. Махер и К. Кондо акцентируют свое внимание на межличностном взаимоотношении сотрудников с клиентами, при этом выделяя 2 группы риска, подверженных выгоранию. Первая группа- нетерпимый характер взаимодействия с клиентами социальных служб- конкурентный и агрессивный. Вторая группа- сотрудники доминантного типа со слабой эмпатией.

 

Рассмотрим следующую- четырехфакторную модель(Firth, Mims, 1985;Iwanicki, Schwab.1981).

Первым элементом является эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) и он свою очередь разделяется на два элемента.

 

Существуют при всем многообразии моделей, также динамические или процессуальные структуры, авторами которых являются Перлман и Хартман, Гринберг и Буриш.

 

Е.А. Хартман и Б. Перлман выдвинули гипотезу о том, что что эмоциональное выгорание представляет собой процесс, протекающий в четыре стадии.

Характеристика первой стадии: напряжение вызывается условиями адаптации, в свою очередь которое не прекращается до второй стадии, в которое напряжение перерастает в стрессовое. Третья отождествляется с реакциями основных трех классов(физиологические, аффективно-когнитивные- поведенческие). Четвертая- эмоциональное выгорание, то есть многогранное переживание хронического психологического стресса.

Дж. Гринберг профессиональное выгорание рассматривает как прогрессирующий процесс и пяти ступеней.

1. «Медовый месяц». Кратковременный энтузиазм сотрудника по отношению к своей работе, сопровождающийся фрустрацией по причине стресса.

2. «Недостаток топлива». Нарушения физиологии. Проблемы со сном- усталость, апатия. Упадок сил, уменьшение трудоспособности на фоне минимальной поддержки со стороны руководства.

3. «Хронические симптомы». Переутомление, нарушение сна, стресс. Снижение иммунитета, частые заболевания. Озлобленность, раздражительность и чувство подавленности.

4. «Кризис». Неработоспособность на фоне развития хронических заболеваний. Общая неудовлетворенность жизнью и собой.

5. «Пробивание стены». Угроза карьеры. Возможный переход хронических заболеваний в острую форму. Нестабильные эмоциональные состояния, тревожность, зачастую депрессия.

 

Следующая модель была предложена М. Буриш, которая содержит ряд стадий.

1. Предупреждающая фаза: уход в работу с головой, сопровождающийся отказом от других сфер жизни.

2. Снижение уровня собственного участия: разрыв положительных взаимоотношений с коллегами, помощь сменяется надзором и контролем; переложение ответственности за неудачи на плечи других; стереотипизация поведения коллег, негуманность по отношению к клиентам. Отсутствие эмпатии. Безответственное отношение к работе.

3. Эмоциональные реакции. Депрессия и агрессия.

4. Фаза деструктивного поведения. Страдает сфера интеллекта, мотивационная сфера, эмоционально-социальная сфера.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета. Проявляется в ухудшении работы вегетативной нервной системы и зависимостях.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка. Экзистенциальные кризисы, потеря смыслообразующей части жизни.

 

Определение профессионального выгорания по М. Буриш..

Выгорание- психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Усталость сменяется разочарованием. Зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальному кризису.

 

А. Бродски (1980), К. Маслач (1986), Д. Эдельвич(1980) и др. выделяют три стадии, которые выделяются преемственностью и степенью ее формирования.

 

1. Стадия характеризуется провалами в памяти, сбоями в двигательной активности и т.д. Длительность обычно занимает от 3 до 5 лет.

2. Характеризуется снижиением заинтересованности в рабочем процессе, появлением устойчивых соматических симптомов(нарушение сна, вялость, простуды). Длительность формирования от 5 до 15 лет.

3. Личностное выгорание. Работа и жизнь полностью перестают быть интересными. Стремление к уединению, контакты с природой и животными превалируют над общением с социумом.

 

Интересно отметить, что уже на второй стадии выгорание сложно поддается коррекции, в то время как третья стадия уже носит хронический характер и уже не поддается полной коррекции.

 

По исследованиям Пирс Марка и Джефри Молли от готовности человека брать на себя ответственность-его интернальности- зависит как быстро он будет «сгорать». Чем выше степень интернальности- тем выше степень профилактики выгорания.

 

Можно рассмотреть работы А. Лангле, он добавил к трем признакам выгорания витальную нестабильность. Автор подразумевает экономические условия современной жизни:

1. Профессиональная безработица и невостребованностью

2. Разбалансированность валюты и ее сстабильность на рынке валют.

3. Снижение уровня жизни и неопределенность перспектив.

 

 

В России же термин «выгорание» стал употребляться лишь в 1995г. Ведь по идеологическим установкам личность «советского человека» не была способна «сгореть. Поэтому часто термин меняли на «эмоциональная слабость», «психологическое истощение».

 

Российские исследования на тему выгорания запечатлены в работах (Н.В. Андрущенко,2003; С. Иевлева, 2003, Е.Г. Чугина, 2003, И.Н. моховников,1999, Е.С. Романова, 2001; Е.С. Старченковой(1997,2000,2002,2005,2009), А.А. Рукавишникова(2001) и др.

 

Так, например, Г.А. Макарова дает определение эмоционального выгорания как состояния эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающего в результате хронического стресса на работе. Также Г.А. Макарова считает, что в тех профессиях, где превалирует помощь людям- выше риск эмоционально «прогореть». Это такие профессии как мед работники, учителя и психологи, социальные работники и спасатели, работники правоохранительных органов и пожарные).

В то же время русские исследователи Т.И. Ронгинская и М.М. Скугаревская характеризуют синдром как результат неблагоприятного разрешения стресса на работе.

 

В.В. Бойко делает вывод исходя из своих работ, что выгорание является выработанный личностью механизм полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретённый стереотип эмоционального, чаще профессионального, поведения.

В его статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» дается подробное определение трех фаз.

1. Фаза «напряжения»- постоянство или усиление психотравмирующих факторов.

2. Фаза «резистенции»- формирование защит с участием эмоционального выгорания.

3. Фаза «истощения»- ослабление нервной системы, выгорание выступает в форме защиты.

 

При этом Бойко выделяет ряд факторов, например, такие как- эмоциональная холодность, интенсивное переживание негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

 

Ковальчук считает, что самооценка и локус контроля играют определенную роль в формировании выгорания.

Напряжение следует в случае слабого локуса контроля и низкой самооценки- что является хорошей почвой для формирования выгорания.

 

Выгорание в сфере профессиональной деятельности всегда комплексно задевает другие сферы жизни, оставляя человеку шанс окрасить жизнь уходом в работу.

 

 

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и его

симптомы.

 

Е. Махер выделил список симптомов при выгорании первым в 1983г.

Особенности:

1. Истощение, усталость, утомление; психосоматические недомогания, бессоница и негатвиное отношение к клиентам.

2. Негативное отношение к своей профессиональной деятельности

3. Скудность репертуара рабочих действий

4. Злоупотребления табаком, кофе, алкоголем и наркотиками.

5. Отсутствие аппетита или наоборот переедание

6. Негативное отношение к себе

7. Агрессивные чувсвта

8. Сниженное настроение и сопутсвтующие ему эмоции

9. Переживание чувства вины

 

 

Симптомы эмоционального выгорания

Физические:

1. Изменение веса

2. Бессоница

3. Дрожь

4. Потливость

5. Повышенное артериальное давление

6. Одышка, затрудненное дыхание

7. Утомление

8. Болезни сердечно сосудистой системы

9. Язвы и воспалительные заболевания кожи

10. Тошнота и головокружение

 

Эмоциональные симптомы:

1. Черствость в работе

2. Безразличие

3. Повышенное чувство одиночества

4. Деперсонализация

5. Истерические состояния

6. Утрата профессиональных перспектив и идеалов

7. Тревожные и невротические состояния

8. Ощущение беспомощности и безнадежности

9. Агрессивность и раздражительность

 

Поведенческие симптомы:

1. Более 45 трудовых часов в неделю

2. Минимальная физическая нагрузка или ее отсутствие

3. Несчастные случаи

4. Импульсивное эмоциональное поведение

5. Утрата аппетита

6. Употребление табака, алкоголя, веществ. Оправдание их употребления.

7. Желание отдохнуть

 

Социальные симптомы:

1. Стремление изолироваться от социума

2. Ощущение недостаточной поддержки семьи, друзей и коллег.

3. Минимизация или полное отсутствие отношений на работе и дома

4. Ограничение социальных контактов работой

5. Снижение интереса к досугу

 

Интеллектуальные симптомы:

1. Мышление приобретает шаблонный стиль, в предпочтение творческому подходу

2. Цинизм и или безразличие к новвоведениям

3. Уменьшение интереса к развитию- а именно: отсутвие заинтересованности в новых идеях и подходах для решения проблем

4. Утрата заинтересованности к жизни

5. Уход от участия в развивающих конкурсах и программах

 

Фрустрация от лат. Frustratio- обман неудача тщетное ожидание- психичесское состояние возникающее в ситуации реальной или предпологаемой возможности удовлетворения тех или иных потребностей. Простым языком в ситуации несоответствия желаниям имеюшимся возможностям

 

Апатия симптом проявляющий себя в безучастности и отрешенном отношении к происходящему вокруг в отсутсвии стремления к какой либо деятельности.

Взаимосвязь:

Апатия- механизм защиты против фрустрации. В случае если фрустрация воврем замечается- есть возможность скорректировать выгорание.

В то же время долгое время может поддерживаться хронический стресс, за счет взаимодействия апатии и фрустрации.

 

Ключевые три признака синдрома выгорания:

1. Истощение. Ичерпание ресурсов эмоционального и физического характера

2. Личностная отсраненность. Как механизм защиты.

3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооенки в рамках выгорания.

 Г. Соннек(1994) отметил признак «витальная нестабильность» как четвертый.

Комплексу дал определение «развитие предсуицидального состояния», характеризующееся симптомами:

1. Депрессия;

2. Подавленное настроение;

3. Тревожность;

4. Отчаяние и раздражительность;

5. Возбудимость.

Полагал, что синдром более ярко выражен и сотрудников медицинских учреждений. Наделял понятие выгорание смыслом реальной угрозы здоровью и жизни.

 

Резюмируя, можно сделать вывод. Выгорание- комплекс соматических, психосоматических, психопатологических симптомов в совокупности с социальной дисфункцией. Часто синдром сопровождается когнитивной дисфункцией и хронической вялостью. Присуще развитие депресивных и тревожных расстройств, личностные изменения. К соматическим симптомам относят- гастроинтестинальные(расстройство желудка) и кардиоваскулярные (сердечно-сосудистые).

 

Особенности выгорания у сотрудников МЧС

 

Работы были проведены у таких авторов как: А.А. Реан, Б.Д. Новиков, Е.Д. Юрченко, С.Е. Борисова, А.К. Маркова и др.)

Из исследований был сделан вывод, что представители данной профессии чаще всех подвержены выгоранию.

 

Особенности трудовой деятельности:

1. Экстремальные и чрезвычайные опасные для жизни условия работы;

2. Высокое число стрессогенов;

3. Социальная значимость и ценность работы;

1. Глубокие эмоциональные переживания.

 

В основном спасатели имеют ряд качеств, способствующих профилактике выгорания, а именно: толерантностью к фрустрации, высокой здоровой самооценкой, эмоциональной устойчивостью, умеренно выраженным уровнем притязаний, высоким самоконтролем, пониженной тревожностью, способностью быстро адаптироваться к любым ситуациям.

 

Ю.Г. Баскин сформулировал для сотрудников МЧС рекомендации в целях корректировки выгорания, такие как:

 

1. Заметить воздействие стрессогенных факторов;

2. Снять психическое напряжение;

3. Свести на нет негативное эмоциональное состояние методами саморегуляции;

 

Последствия в случае игнорирования негативны- вред в связи с регулярными и сильными по воздействию наргузками.

 

Осветим причины, по которым был сделан вывод о том, что трудовая деятельность сотрудников МЧС наиболее часто подвержена сопровождающимся симптомами выгорания.

 

1. Работа в опасных условиях, а именно: высокая плотность и температура, токсичная среда и пониженная видимость, также к опасным условиям относят повышенную влажность воздуха. Обуславливается непрервным нервно-психическим напряжением, нарушением водно-солевого баланса, и его терморегуляции.

2. Высокие требования к психологическому и профессиональному росту сотрудников от руководства;

3. Чрезвычайный фактор работы(боевые работы, взрывы, отравления ядовитыми веществами);

4. Дискомфортное снаряжение с тяжелым весом;

5. Эмоциональные расстройства на фоне чрезвычайных ситуаций;

6. Ненормировать рабочего графика;

7. Нервно-психические расстройства на фоне чрезвычайных факторов природного характера;

8. Трудности, возникающие на фоне проведения работ в ограниченных пространствах.

 

В свое время А.В. Осипов также был заинтересован темой исследования выгорания у сотрудников МЧС. Им были сделаны следующие выводы:

1. Работоспособность личного состава после тушения пожара снижается до 76%;

2. Данная динамика свидетельствует о высокой степени тяжести труда сотрудников МЧС.

 

По поводу взаимосвязи длительноси времени, посвяженному рабочей деятельност и степенью выгорания была проделана исследоватлеьскяа работа Т,М. Харлоамовой в 2015г.

Резултаты исследования: сотрудники с рабочим стажем до 10 лет боле подвержены выгоранию, в сравнении с сотрудниками, чей стаж работы превышает 10 лет.

 

Результаты были выявлены на основании следующих критериев:

1. Напряжение, как следствие неудовлетворенность собой(ярче выражен до 10 лет);

2. Резистенция или истощение, сопровождающееся симптомами эмоционального дефецита- как способа ппсихологической защиты(после 10 лет);

3. Эмоциональная и личная отстраненность, часто сопровождающаяся неврозоподобными и психопатическими состояниями (после 10 лет).

 

Е.Г. Антиперович в 2016 году провел исследование выгорания в юридической деятельности специалистов МЧС.

Следующие результаты:

1. 75%- средняя степень выраженности синдрома выгорания;

2. 17,5%- низкий уровень выраженности синдрома выгорания;

3. 7,5%- высокий уровень синдрома выгорания.

 

Большой вклад в исследование деятельности специалистов МЧС внесла О.Н. Стародубцева в 2016 году. По методике «Профессиональное выгорание» MBI

На базе ФГКУ-2 ОФПС по Ярославской области г. Рыбинска.

О. Н. Разделила всех участников на 3 группы.

 

· 1 группа. Выборка составила 20 сотрудников со стажем службы до 3 лет (возраст 21-30 лет)

Результаты: показатели «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» занимают наиболее низкие значения. Такой уровень обусловлен минимальным воздействием стрессов на молодых специалистов- этому способствует более низкий обьем работы, решение трудовых задач меньшей сложности.

Показатель «Редукция личных достижений»- получил средние значения. Причиной тому служит осозание несоотвествия способностей требованиям для сотрудников МЧС.

«Напряжение»- низкие показатели.

 

 

Подростковый возраст относят к одному из самых сложных в период онтогенетического развития человека. Происходит преобразование: ранее сложившихся психологических структур, закладываются новые образования, формируются основы сознательного поведения, становится более четка общая направленность в формировании представлений о нравственности и социальных установок. [28]

Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. [28]

С одной стороны, для этого сложного этапа характерны многие негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, удаление прежней установленной системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. [28]

С другой стороны, в подростковом возрасте можно выделить массу положительных факторов – повышение самостоятельности ребенка, большее разнообразие и содержательней становятся его отношения с окружающими, происходит расширение и качественное изменение сферы его деятельности, развитие ответственности по отношению к себе и другим людям. [28]

Кризисный, конфликтный, трудный – как правило этот возраст обозначают именно так. При всем при этом, моменты, вызывающие волнение, в поведении подростков это агрессивность, жестокость, высокая тревожность. Они становятся устойчивыми в процессе общения, складывающегося в различных группах. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов антисоциальных подростковых групп, является следствием не генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и др., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир отношений взрослых.[28]

Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе для достижения успеха. Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации, киноиндустрией и др., которые так же имеют огромное влияние на формировании психики подростка.

Еще одной особенностью агрессивного поведения подростков, достаточно специфичной, является зависимость их от группы сверстников на фоне разрушения авторитета у взрослых. Быть агрессивным значит быть сильным, так трактуется такое поведение в данном возрасте. Нередко, так же, встречается в таких группах посвящения, своеобразные обряды и ритуалы, носящие агрессивный, вредоносный характер для окружающих. В таких группировках идет иерархичное разделение ее участников, и, как правило, самые агрессивные и влиятельные находятся на самой вершине, предпочитая задавливать своей силой всех ниже стоящих. Получая желаемые результаты, в подростке развивается чувство гордости, такое поведение становиться его установкой и отсутствие должного внимания взрослого только усугубляет. [2]

Можно выделить такие случаи, как проявление агрессии у подростка-аутсайдера. Причиной такого поведения может быть желание самоутвердиться, показать себя более сильным и недоступной жертвой для издевательств со стороны сверстников. И как правило, для достижения таких результатов такие подростки проявляют агрессию по отношению к своим обидчикам. В данном случае, агрессия – защитная реакция, попытка показать себя в другом свете, с другой стороны. В погоне за избавлением от нападок одногодок и своего окружения, такие подростки всячески стараются показать себя, пытаются превзойти своего обидчика, занять доминирующую роль или же просто избавиться от постороннего издевательства в свой адрес. [2]

В каждом возрасте проявление агрессивного поведения может быть различным. Для подросткового возраста, исходя из анализа литературы, самыми свойственными, наиболее часто встречающимися формами являются:

· физическая

· вербальная

· косвенная

Эти формы агрессивного поведения – одни из особенностей собственной подростковой агрессии. Наиболее яркое их проявление можно наблюдать в момент мощного выделения особенностей личностного становления. Именно в старшем подростковом возрасте можно заметить особый подъем делинквентного поведения. При этом, снижается уровень физической агрессии и возрастает показатели по вербальной агрессивности у мальчиков, в то время как у девочек наоборот появляется склонность к физическому проявлению агрессивности.

Наглядными примерами проявление этих форм агрессии, можно наблюдать в образовательным учреждениях, так как подростки проводят большую часть своего дня именно в школах, колледжах, лицеях, академиях и т.п. Посетив любое учебное заведение в разгаре учебного дня и наблюдая за подростками можно всегда заметить проявления агрессивное поведение в разных группах. Драки на переменах, как пример физической агрессии, скидывание личных вещей с парт, всяческие физическое применение силы, от слабых, до внушительно сильных. Но, в силу возраста, применение физической силы становиться заметно ниже.

Подростки достаточно ярко, живо проявляют свои протесты в грубой вербальной форме, отказываясь выполнять задание, выданное преподавателями. Могут происходит демонстративные протесты, помимо этого. Так же, подростки, не зависимо от пола, не скупятся на оскорбления в адрес своих недоброжелателей. Эта форма агрессии выражена наиболее ярко, в отличии от двух остальных. Крики, нецензурная брань, задирание, оскорбление, злое подшучивание. Все это встречается с невероятной частотой.

Еще одной характерной особенностью подростковой агрессивностью является семья. Семья выступает одним из источников закладывающегося агрессивного поведения у подростков. К формам агрессивного поведения в семье по отношению к подростку можно отнести [2]:

· прямое физическое или сексуальное насилие

· холодность

· оскорбления

· негативные оценки

· задавливание личности

· непринятие ребенка

В семье, все ее члены, могут как выражать агрессивность по отношению к подростку, так и подкреплять такое поведение. Примером может служить ситуация, в которой подросток, ввязавшись в драку и одержав победу, ощущает гордость от своих родителей, слышит похвалу.

Если в семье ребенок не один, то неравномерное распределение внимания, выделение одного из детей и становления его как пример подражания для второго так же способствует проявлению агрессивного поведения между подростками.

Стиль семейного воспитания имеет огромное значение в формировании подростка. Ф. Райс выделяет 4 основных вида стилей воспитания:

· автократический

· либеральный

· авторитетно-демократический

· хаотический

На закладывание агрессии так же огромное влияние имеют неадекватные стиле семейного воспитания. Рассматривая первый, второй и четвертые стили семейного воспитания, можно прийти к выводу, что именно при применение таких форм контроля может, как итог, вылиться в агрессивность в подростковом возрасте. Чрезмерный контроль, ограничение в свободе действий и выборов может провоцировать конфликтность у подростков, нежелание считаться с мнением взрослого и рьяное отстаивание своей точки зрение. Ребенок всячески будет идти наперекор взрослому. Так же, этому способствует и отсутствие контроля за ребенком. Отсутствие внимания за действиями ребенка, наказаний дает полную свободу действий подростку. Подросток начинает искать примеры для подражания в своем окружении и нередко делает неверный выбор. Так же, неясность в требованиях для подростка, споры родителей, как именно лучше воспитывать своего отпрыска и применять меры наказания, так же может привести к деструктивному поведению.

Крайне суровые наказания за любое неправильное действие, ошибку, будут способствовать так же закладыванию агрессивного поведения. Не имея возможности дать отпор одному из родителей, применяющего наказания, подросток будет искать объект, как одушевленный, так и неодушевленный, на который сможет вымещать весь скопившийся свой негатив. Ко всему в придачу объектом вымещения агрессии может стать и сам подросток. Например, от постоянных унижений родителя, подросток начинает наносить себе ранения, увечья. По мимо этих нескольких факторов, существенное влияние на психику ребенка может произвести внутрисемейные отношения. Жестокое отношения отца к представителям женского пола, публичное их унижение. Ссоры между взрослыми, постоянное выяснение отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.152 с.)